Дедушка Ростов

Родные берега

Тихий омут. В Гороховце на Клязьме

Язык не поворачивается назвать великим этот милый, нежный, тихий, чудесный город. И если бурлящий и лихой Ростов-на-Дону называют в народе Ростов-Папа, то ярославский Ростов - это самый что ни на есть дедушка. Родной, добрый и близкий.

Залесская земля

Ростов Великий. Фото 1Правильно выбрать время для путешествия по России - высокое искусство. Накануне нашей поездки в Ростов Великий был солнечный и безветренный день, предвещавший беспечальный 200-километровый автопробег по трассе М8 среди лесов и лугов. Но в назначенный день повалил снег, ветер задул во все свои легкие, видимость на дороге - метра три, не больше, как в пушкинской "Метели". Мы чутко всматривались в серую пелену.

Когда-то эта земля называлась Залесской. Потому что лежала она за лесами, которые разделяли Киевскую Русь и ее северо-восточные земли. Великими на Руси называли только два города - Новгород, северную столицу страны, и Ростов, который впервые упоминается в Лаврентьевской летописи под 862 годом: став у власти, Рюрик в тот год "раздая мужам своим грады... овому Полотеск, овому Ростов, другому Белоозеро".

Но зародился Ростов, считают историки, гораздо раньше. На берегах озера Неро, что в переводе с угро-финского означает "илистое", "заболоченное", обитало племя меря, принявшее в себя славянских переселенцев с берегов Днепра и из новгородских земель. Озеро, говорят, ледникового периода. В 988 году в озере брат Ярослава Мудрого благоверный князь Борис крестил местных жителей. Их заводили в воду, а между ними плавали в лодках византийские священники.

Мы попытались на машине подъехать к берегу - мимо покосившихся домиков, амбаров, старых брошенных лопат и допотопных деревянных саней. Буран вдруг прекратился, но, как оказалось, ненадолго. Когда-то озеро Неро было судоходным. Оно связывалось с Волгой рекой Которослью. По Волге и Шексне путь из Ростова вел в новгородские земли, по Волге и Каспию - в восточные страны, потому Ростов был городом торговым. К концу X в. он стал одним из крупнейших в Киевской Руси, центром Ростово-Суздальского княжества. Не было еще ни Москвы, ни Владимира, только молодой Суздаль да старый Ростов. В 911 г. сюда из Киева прибыл епископ Феодор, и Ростов на века стал религиозным, духовным центром северо-восточной Руси. Он соперничал с Владимиром за право называться столицей. Потом это право заберет себе Москва. Полки Ростова и Суздаля неоднократно выдвигались на Владимир: "пожжем Володимир, то суть наши холопи..."

Ростов Великий. Фото 2Наивысшего расцвета и могущества Ростов достиг незадолго до татаро-монгольского нашествия - в начале XIII в., а затем быстро и незаметно сошел с политической арены, став уездным городом Ярославской губернии.

На карте Ростов напоминает половинку солнца. Полудиск - это озеро, от него отходят лучи улиц. Практически все центральные улицы провинциальных русских городов называются Московскими и ведут они к Советской площади или площади Ленина. Примечательно, что до самого города нам не встретилось ни одного указателя "Ростов". Мы уже проехали и Переславль-Залесский, а таблички все не было. Тут, кстати, вспомнилось, что Петр I назвал почему-то озеро Неро грязной лужей (оно царю не понравилось, а зря, красивое очень озеро) и поехал строить свои ботики в Переславль.

На Московской улице мы поинтересовались у одинокого прохожего: "Где тут у вас кремль?" Он ответил: "Не знаю". Тоже одна из примет провинциального русского быта - пьют, голубчики, и ничем больше не интересуются, а уж кремлями и подавно.

На погребах

Мимо ростовского Кремля проехать невозможно. Он стоит в центре города, на небольшой возвышенности на берегу озера. От воды его отделяет Толстовская набережная. Уже на подъезде к нему, если бы не метель, мы бы увидели компактно собранные купола, островерхие башни и трубы, по-здешнему, дымники. Собственно это не кремль даже, а митрополичий или архиерейский двор, который в XIX в. стал именоваться коротким и удобным словом "кремль". Возводился он в течение 30 лет, начиная с 1660 г. по приказу ростовского митрополита Ионы Сысоевича.

Мы остановились в гостинице "На погребах" - один из самых экономных и колоритных вариантов (одноместный номер с удобствами на этаже стоил 350 руб.) Гостиница так называется, потому что в этом здании действительно раньше были погреба - здесь хранили картошку, свеклу, соленья и моченья. Раньше в "Погребах" было прохладно, но недавно провели отопление, и в номере жарко натоплено. Окна выходят аккурат на ту стену, где снималась знаменитая сцена погони за "демонами" Яковлевым и Куравлевым из "Иван Васильевич меняет профессию". Мы вышли во двор в поисках трапезной. Было уже темно. На крылечке сидел рыжий кот, неправдоподобно толстый, а заезжий бизнесмен из Ярославля говорил по мобильному телефону с какой-то Светой, грозясь немедленно, не протрезвев, выехать к ней. В "Трапезной" бушевало корпоративное веселье. Сдвинутые столы были накрыты красными скатертями, грохотала музыка, разгоряченные посетители то и дело выходили курить в холл. Мы попросили посадить нас отдельно в банкетный зал и откушали семги по-царски - рыба была завернута в блин и так и запечена. Запили медовухой и отправились спать. Метель стихла. В морозном черном небе стыли звезды. Мужик на крыльце все еще мучил Свету. Кот дремал, убаюканный его голосом.

И была чудна...

Главный храм Ростова - Успенский собор, святыня ростовской земли. Он чем-то отдаленно напоминает знаменитый храм Покрова на Нерли - только гораздо больше, массивнее. Храм обнесен оградой и примыкает к стенам митрополичьего двора. Летописи отмечают, что в 1160 г. в Ростове сгорела Успенская соборная церковь, построенная "от древес дубовых" еще в 991 г. - всего через три года после принятия Русью христианства. Церковь была настолько красива, что летописец засвидетельствовал: "и была чудна и зело преудивлена, такова убо не бывало и потом не вем, будет ли..."

Говорят, что былинный богатырь Алеша Попович был сыном настоятеля ростовского Успенского храма. В 1314 г. здесь крещен отрок Варфоломей - будущий преподобный Сергий Радонежский. Кстати, всего в 3 км от Ростова в поселке Варницы, где родился преподобный, находится Троице-Варницкий монастырь. А чуть дальше, в 18 км от города, расположился удивительно красивый и могучий, как воин, Борисоглебский монастырь. Недаром перед походом на Москву Минин и Пожарский приезжали в Борисоглеб за благословением. Место для его возведения указал сам Сергий Радонежский.

Успенский собор был свидетелем захвата Ростова поляками в 1608 г. Местные жители укрылись в стенах храма, но поляки не пощадили никого, крови в церкви было по щиколотку. В конце XIX в. здесь служил литургию Иоанн Кронштадтский, в 1913 г. здесь молились последний русский Царь и будущий Патриарх Тихон. В 1935 г. в помещении Успенского собора устроили склад кофе-цикорной фабрики. Сейчас собор действует, в нем проводятся службы. В древние времена на Соборной площади шумели торговые ряды. Сейчас, ежась от поземки, стоят несколько женщин, продающие с лотков финифть и домашние пирожки - с картошкой, капустой, яблоками.

По ком звонит колокол

Нас разбудил не колокольный звон, а одинокий и угрюмый удар тяжелого колокола, звавшего к заутрене. За окном было темно, но спать расхотелось.

Ростов Великий. Фото 3Звонницу, одно из самых замечательных сооружений Ростова, построили при митрополите Ионе Сысоевиче (он писал князю Темкину: "На своем дворишке лью колоколишки..."), потому самый тяжелый, в 2000 пудов, колокол так и называется "Сысой". Колокольня возведена в один ярус, необыкновенно длинная - 15 сажен (в сажени 2,18 м). Сначала был отлит 500-пудовый "Лебедь", потом тысячепудовый "Полиелейный", затем тот самый "Сысой", "Голодарь", или "Великопостный", "Баран". Остальные колокола - от 30 пудов и ниже. Всего числом 15. Вешались колокола по плану владыки Ионы. Гениальному, надо сказать, плану. Ибо рожденные на этой колокольне звоны знамениты на всю Россию. Самый древний и строгий ионинский, мощный георгиевский, праздничный иоакимовский, погребальный, венчальный, красный, будничный, чистые и ясные удары благовеста.

Староста Успенского собора в Московском Кремле, известный адвокат Федор Плевако соглашался, что звон на Иване Великом вовсе не так красив и впечатляющ, как на ростовской звоннице. "Это оттого, что звонари не видят друг друга", - оправдывался он. А в Ростове вызванивали целые музыкальные произведения, колокола звучали по-разному, в зависимости от характера церковной службы. Они пели, пока в 1936 г. звонить в колокола вовсе запретили. До 1986 г., когда звоны снова были разрешены. С тех пор каждый день звонят ростовские колокола - и для молящихся, и для паломников, и для туристов. Удивительно это чувство, когда слышишь колокольный звон. Как будто Сам Господь стучится в твое сердце...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Оксана Полонская:
Исчезающий вид
Кризис угрожает существованию среднего класса
07.06.2013
Теория праздного класса
Чем ниже социальный статус, тем больше люди готовы платить, чтобы этот статус повысить
05.06.2013
Кашира. Ильин день
Из цикла "Родные берега"
04.09.2008
Все статьи автора