Дядя Ваня скорее жив, чем мертв!

Новости Москвы 
0
213
Время на чтение 5 минут
Новый министр культуры Украины "вычеркнул" из планов финансирования все региональные театральные фестивали. Но в Черкассах с огромным успехом вот уже третий год подряд проходит театральный фестиваль "Сцена людства". Переполненные залы на спектаклях театров из Будапешта, Москвы, Бреста и Риги свидетельствуют: настоящее искусство - доброе, сердечное, духовное - как и прежде, способно объединять в едином порыве к добру и зрителей, и актеров. Вне зависимости от языка, на котором идет спектакль.

Фестивалям в регионах сказали "нет"

Как рассказал директор Черкасского академического областного украинского музыкально-драматического театра Владимир Осипов, в этом году Черкасский Международный фестиваль "Сцена людства" оказался под угрозой срыва. Афиши, приглашавшие зрителей, уже были расклеены по городу и изучены зрителями, предвкушавшими праздник души, когда вдруг стало известно: все региональные фестивали вычеркнуты из плана министерства культуры. Новый министр Василь Вовкун, народный артист Украины и режиссер, известный своей последней постановкой - церемонии инаугурации президента, - как оказалось, вообще против фестивалей в регионах: "Мы сделаем один большой фестиваль в Киеве"...

- Все произошло неожиданно, - поделился Владимир Осипов. - Мы рассчитывали на финансирование. Документы были подготовлены и лежали на столе у министра... Но теперь ни один региональный украинский фестиваль не будет поддерживаться министерством! Наш фестиваль самым первым попал под удар: он ведь ранний, мартовский... Но по своему наполнению, по представленным спектаклям, он может дать фору любому столичному фестивалю...

За три года своего существования "Сцена людства" еще не успела обрасти традициями, хотя одну все же можно заметить: каждый год весной в провинциальных, бедных на культурную жизнь Черкассах, случается чудесная вспышка. Оказывается вдруг, что на нашей сцене возможно увидеть не только ангажированные временем спектакли по произведениям актуальных авторов, не только коммерческие представления от гастролирующих антреприз. В прошлом году Национальный театр им. Янки Купалы из Минска поразил местных театралов простотой высокого искусства, показав свою постановку пьесы Дударева "Вечер". В этом марте на "Сцене людства" тоже не обошлось без белорусов. И снова - ошеломляющий успех. На этот раз Брестский театр драмы и музыки показал своего "Дядю Ваню"...

Успеть сказать о самом важном

В программе фестиваля "Дядя Ваня" шел пятым спектаклем. До него на черкасской сцене выступили венгры из Будапештской школы драматического искусства, а вдохновенные московские выпускники ВГИКа (Центр драматургии и режиссуры под руководством А. Казанцева и М. Рощина) показали тонкий поэтический спектакль "Холодная осень" по новеллам И. Бунина.

Режиссер Ирина Кондрашова (Москва)Много живости и режиссерских придумок содержал спектакль москвичей. Не смотря на юность актеров и режиссера спектакля, театру удалось почти невозможное: поставить, сыграть прозу Ивана Бунина. И так сыграть, что зритель, сидящий в зале видел и чувствовал и шелест морской гальки на далеком озере Ритц, и дуновение ветра в разрушенном революцией имении, и падающий в конце спектакля снег с высокого и темного осеннего неба... Настоящий Чехов - это Бунин, заметил после спектакля один из интеллектуальных зрителей. И, если иметь в виду неповторимую русскую концентрацию тоски, ностальгии по настоящему (в смысле - подлинному, истинному), в этой простой мысли, объединяющей Чехова и Бунина, есть своя правда. Но где, однако, у Бунина режиссер смогла найти действие? Ведь его любовные новеллы из цикла "Темные аллеи" представляют собой пересказ "от автора"! А первый из рассказов, составивших сценарий - вообще пересказ стихотворения ("В одной знакомой улице" Якова Полонского)!

- Я очень люблю прозу, и давно хотела поставить Бунина, - рассказала нам режиссер Московского Центра драматургии и режиссуры А.Казанцева и М. Рощина Ирина Кондрашова. - Хочется сказать о чем-то важном. Современная жизнь странная: я не могу понять, почему у нас все так быстро? Мужья, работы, привязанности, интересы - все меняется! Нет, кажется, секунды в жизни современного человека, чтобы остановиться и задуматься об истинных ценностях: что, где у тебя самое важное в жизни? Меня это по-человечески зацепило в Бунине: в "Темных аллеях" его герои могут оглянуться назад, пересмотреть свои ценности. Хочется, чтобы люди могли акцентировать свое внимание на важных вещах...

Сцена украинская, постановщик литовец, играют - белорусы

Стоило посмотреть "Дядю Ваню" в постановке Брестского театра музыки и драмы, чтобы прочувствовать давно известную истину: настоящий театр - это неисчерпаемая глубина темы, непредсказуемая игра актеров, тончайшая ткань музыки, которая пронизывает весь спектакль (музыка Фаустаса Латенаса), а еще - масса остроумных придумок режиссера, делающих спектакль живым, искрящимся, многомерным. Казалось бы, что нового можно придумать в постановке Чехова? Дачники пьют чай, а в это время проходит жизнь... Все это есть у брестцев. И чай в дачном имении, и старая мебель - пыльные шкафы-башни с остановившимися часами, и на этом фоне - живая, ироничная, щедрая актерская феерия.

Сцена из спектакля "Дядя Ваня".Но главное, постановка пронизана ненавязчивой иронией - будто бы в какой-то момент актеры смотрят на свою игру со стороны, отстраняются и остраняют спектакль - делают его немного странным, не столь серьезным, не закостеневшим в классике. Старый ревматик профессор Серебряков в какой-то момент, перемещается по сцене, пританцовывая (в зале неудержимый смех - оценили мимолетную находку!), а Астров, предлагая Соне выпить вместе с ним, переворачивает стол под наклоном, и бокал съезжает к девушке на другой конец стола... Поставил спектакль в Бресте литовский режиссер Альгирдас Латенас, бывший актер труппы Някрошюса, а сейчас режиссер Вильнюсского молодежного театра. Интересно, что в Беларуси переводить Чехова на свой язык (как это делают на Украине) необходимости нет. "Мы стараемся играть на белорусском пьесы, написанные по-белорусски, - рассказал директор и худрук Брестского театра Александр Козак. - По-белорусски играем "Мост" Василя Быкова, так же - некоторые детские сказки.... На русском у нас идет "Дядя Ваня" и "Три сестры" Чехова, "Ревизор" Гоголя, "Дон Жуан" Мольера, "Ромео и Джульетта" Шекспира и "Вечер" Дударева..."

После спектакля мы говорим с исполнителем роли Войницкого, актером Брестского театра музыки и драмы Михаилом Метлицким:

- Михаил, расскажите о своем дяде Ване! Он у Вас необыкновенно темпераментный...

- Я бы даже сказал, что он неврастеничен. Но это вообще свойственно мне как актеру. Я на сцене во многих ролях играю с таким обострением чувств - и Городничего в "Ревизоре", и старика в "Вечере" Дударева...

- Глядя на Вашу игру, кажется, что в Войницкого вкладываете много личного...

- Любой актер пропускает переживания персонажа сквозь себя. Все мы в чем-то несчастны, у каждого есть своя трагедия в жизни (как и своя комедия). Я очень взрослый человек, у меня внучки есть. Но есть в жизни вещи, которые не всегда можно высказать. А вот вкладываешь их в роль, и в этом материале реализовываешь...

- А почему "дядя Ваня" в отчаянии? Нам сегодня может быть близко его состояние?

- Конечно же! Мне кажется, его разочарование в своей жизни - актуально и для нас. Помните, в 90-е годы - люди потеряли все, чем жили раньше? Развалился Советский Союз, интеллигенция мучалась, да и сейчас страдает от того, что перестала играть роль, которую играла когда-то... Мне интересен режиссерский подход. Его взгляд на драматургию Чехова - это трагический взгляд...

- Ваш персонаж оправится, встанет - работать вместе с Соней дальше, как она говорит?

- Не думаю. Ему нет смысла жить дальше, и сначала по замыслу режиссера, в последней сцене я оставался лежать, как бы показывая, что для дяди Вани все уже окончено... Но потом мы решили не давать таких ассоциаций со смертью...

Так что Дядя Ваня жив, фестиваль - пока еще - тоже. А сам текст чеховской пьесы нет-нет, да и напоминает нам о том, что совсем недавно пространство жизни и культуры было у нас одно. Куда уезжают герои "Дяди Вани" в самом конце пьесы? Да, собственно туда же, куда торопился и Лопухин из "Вишневого сада" - в Харьков! Из России - на Украину. "Фатальное предопределение" - как говорит Антон Павлович.
Черкассы, 24.03.08

На фото:

1 - Режиссер Ирина Кондрашова (Москва).
2 - Сцена из спектакля "Дядя Ваня".

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Елена Буевич
Елена Буевич: «В Белграде хочется быть счастливым...»
Сербская страница в творчестве известной поэтессы из Черкасс
14.02.2019
Паганини дубовых веток
К 135-летию со дня рождения художника Степана Федоровича Колесникова
21.11.2014
Все статьи Елена Буевич
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Нужна «чистка» нашей творческой «элитки»
Новый комментарий от Наблюдатель
17.04.2024 14:14
Баптисты Америки считают Гогом и Магогом именно нас
Новый комментарий от Павел Тихомиров
17.04.2024 14:08
Теряем здравый смысл...
Новый комментарий от Могилев на Днепре
17.04.2024 14:06
Американские христиане выбирают из двух зол
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
17.04.2024 13:54
На картошку!
Новый комментарий от Русский Иван
17.04.2024 12:29
Аксёнова – в руководители федерального уровня!
Новый комментарий от Русский Иван
17.04.2024 12:25