Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

О восточной стратегии России

Русская народная линия

13.03.2008


Отрывок из книги "Берег России: восточная стратегия государства" …

Восточная стратегия России - это не только государственная политика страны на Востоке. Это - стратегия преображения. Восточная стратегия России - это путь нашей страны, имеющий выраженный восходящий вектор. Восток - это ведь и есть движение вверх, подъем, восход, ведущий к преображению. Сегодня мы наблюдаем явную потерю российским обществом своей идентичности, своего образа. Этот образ нужно обрести, что, конечно, в современных условиях сделать очень и очень непросто. А России нужно преобразиться. Само по себе это не произойдет. Здесь нужны усилия всего нашего народа.

Из чего и во что нам нужно преобразиться? К какому образу должна привести Россию восточная стратегия?

Для реализации восточной стратегии необходимы условия, главным из которых должно стать формирование среди российского народа качественно нового социального ядра, способного дать мощный импульс стремительному духовному и интеллектуальному развитию всего нашего общества и человечеству в целом.

Предельно ясно, человечество сегодня оказалось на грани самоуничтожения. Достаточно аргументов экологического характера. Озоновые дыры, отравленные реки и воздух, набитая ядовитыми отходами земля, засухи, связанные с глобальным изменением климата; подвижки земной коры; ослабление магнитного поля Земли... Необратимые экологические последствия могут вызвать и военные конфликты с использованием ядерного оружия. Возлагая на Россию надежды, связанные со спасением всего человечества, мы видим, что при этом наша страна испытывает не только экологические угрозы своей безопасности. Очевидно, что под угрозой сегодня находится даже само существование страны, как целостного государства, в том виде, в котором оно есть сегодня. Это обусловлено, прежде всего, территориальными притязаниями к нам со стороны ряда государств и откровенной заброшенностью огромных территорий страны. Основными причинами не всегда здорового интереса к России ряда развитых государств являются геополитические и природные возможности страны. Сценарий расчленения России на несколько отдельных государств представляется выгодным для многих экономически продвинутых стран.

В комплексе угроз, которые испытывает сегодня Россия, отчетливо просматривается демографический фактор. Россия стремительно теряет свое коренное население. При этом, как свидетельствуют результаты исследований, организованных ООН, Россия по числу иммигрантов находится на втором месте после США.

Существуют в России и внутриполитические угрозы, определяемые наличием глубоких, труднопреодолимых противоречий в выборе стратегии государственной политики страны, непримиримостью различных политических сил и их чрезмерно агрессивным стремлением к власти. Современные политические силы в России используют всевозможные технологии привлечения своих сторонников, включая методы психологического воздействия на сознание человека и манипулирование эмоциональным состоянием населения. При отсутствии прочного духовного стержня в нашем обществе, в условиях нравственной дезориентированности русского народа и его духовной непросвещенности, разного рода деструктивное социльно-психологическое воздействие на население ведет к росту психических заболеваний и еще большей моральной деградации всего социума.

Отсутствие собственной идентичности у России, невнятности так называемой национальной идеи, создает условия для потери жителями страны смысла своего существования. Люди в попытках найти какую-то духовную опору при отсутствии ее у всего общества, при отсутствии духовной идеи, которая должна лежать в основании любого государства, набредают на различные лживые, бредовые, манипулятивные концепции, предлагающие своим приверженцам якобы духовное подкрепление. В результате чего, сегодня по всей стране растет число тоталитарных сект и количество их адептов. Духовная безграмотность людей ведет их в путы различных извращенных толкований Библии и объединенных вокруг них последователей. Люди идут к гадалкам, зачитываются гороскопами, стремятся овладеть магией и колдовством, видя в этом возможность собственного возвышения и успеха. Весь этот обман и самообман порожден внутренней опустошенностью человека, отсутствием должного духовного воспитания и понимания греховности возникающих стремлений.

Россию разрушает инфекция материального потребительства, пришедшая из американо-европейского социума. Возможность развития этой инфекции в российском обществе появилась благодаря постепенному уничтожению его духовного иммунитета. Этот иммунитет зависит, прежде всего, от определенных духовно-нравственных устоев социального организма, конкретных людей его образующих. В настоящее время эти устои стремительно растворяются в потоке иллюзорных представлений о смысле жизни как достижении материального успеха.

Состояние, в котором оказались сегодня Россия, да и все человечество, определяется, прежде всего, потребительским отношением людей к природе и друг к другу. При этом дом, автомобиль, возможность купить дорогие вещи и съездить отдохнуть за границу - это некоторые обязательные индикаторы современного успеха в обществе. Этим же определяется социальный статус личности.

Результаты социологических опросов показывают, что, по мнению людей, живущих в России, социальный статус человека определяется в первую очередь его материальным благополучием (48,9% респондентов) и обладанием властью (38,5% респондентов). На одном из последних мест в ряду факторов, определяющих статус современного человека, называются достижения в образовании и профессиональной деятельности (20,5% респондентов). [1]

Стремительно падает ценность профессионального труда. Психология потребительства, приверженцами которой становится все большее число людей, ведет человеческое общество к самоистреблению. Ведь материальные ресурсы исчерпаемы и зачастую невоспроизводимы. Все более очевидно, что жизнь ради собственного тела, ради удовлетворения материальных потребностей, по сути, не является жизнью. Это физическое существование. И разве нужно долго размышлять, чтобы понять, что параметры физического существования - это не то, что характеризует качество человеческой жизни. Для физического существования не требуется наличие души и разума.

И уже очевидно, что, заботясь в первую очередь о своем физическом начале, люди просто забывают о том, что есть человечность. Миллионы людей совершенно уверенны в том, что благополучие собственного тела, утверждение собственного "я", наличие власти над другими и есть приоритеты человеческого существования.

При этом, на вопрос: "Ради чего Вы живете?", очень популярным оказывается ответ: "Ради своей семьи, своих детей". Но ведь и животные тоже заботятся о воспроизводстве своего вида, тоже вынашивают и выращивают детенышей. Чем же тогда в таком случае человек отличается, например, от волка?

От того, в чем общество видит ценность человеческой жизни, как вообще понимает "человечность", "человеческий ресурс" зависит вектор его развития, его стратегия. Современная стратегия общества с его преобладающим "животным" представлением о человеческом начале ведет людей к самоуничтожению. И это обусловлено тем, что данная стратегия совершенно не затрагивает развитие, совершенствование души, не устремлена в духовную сторону. А ведь именно в проявлениях духовности и разума человек становится человеком. Духовность - это состояние человека, в котором он обращен к Богу, высшему проявлению жизни - любви. Наличие духовности в человеке, обществе предполагает вторичность всего материального, бренного. Духовный человек живет ради спасения Души - своей невещественной человеческой сущности. Спасение происходит через любовь к ближнему и самопожертвование. А самое обыкновенное самопожертвование предполагает выполнение полезного для других дела. Именно в этом полезном деле человек может раскрыть свои таланты. Талант ведь тоже, как известно, дается Богом. И чем больше усилий приложит человек к раскрытию своих талантов в реальной жизни, тем полнее будет так называемый социальный эффект его творческой деятельности и тем, соответственно, благоприятнее окажутся условия для спасения собственной Души.

Путь духовности позволяет воссоздать в человеке, то, что изначально заложено в нем Творцом. Тело, плоть на этом пути лишь служат необходимым условием существования человека на Земле. Достаточно это условие выполнять, то есть просто поддерживать тело в состоянии необходимой дееспособности. При этом, разум позволяет человеку осознать себя и обеспечить реализацию сознательного выбора спасения души.

Человек и его ценностный выбор - вот главный фактор, определяющий форму и содержание будущего общества, да и вообще перспектив существования человечества на Земле. Конечно, это очевидно, также как то, что выбор этот происходит не однажды и окончательно, а осуществляется постоянно во множестве ситуаций, предлагаемых жизнью и под воздействием множества факторов. Предугадать и просчитать эти ситуации и факторы человек не может. Однако он может осознать, что вся совокупность возникающих ситуаций составляет одну общую, которая и называется - жизнь. И качество этой жизни определяется постоянным выбором человека.

Обобщенно, в этом выборе превалирует, либо стремление удовлетворить потребности тела, либо потребности души человека. Нужды тела как-то более известны и, к сожалению, в современном обществе им уделяется гораздо больше внимания, чем потребностям души.

К душевным, безусловно, относится потребность помочь другому человеку, потребность реализовать свои способности и таланты на благо своей страны, города, семьи, потребность быть полезным людям.

Потребности, как известно, обусловлены ценностями. Истинные ценности, которые определяют существование человека именно как человека, как существо духовное, сформулированы давно и изложены в Библии. Именно Библия, Новый Завет с момента крещения Руси является для большинства живущих в России (около 70% жителей России считают себя православными христианами) главным сводом нравственных законов, показывает нормы отношений человека с человеком, обществом и государством. Благодаря следованию этим нормам, человек обретает возможность удовлетворения своих душевных потребностей, возможность спасения своей души, то есть воплощения ее талантов через любовь к ближнему. Любовь как свойство души и всепрощение - основы истинно человеческого поведения.

От того, насколько человек приближается к идеалам нравственности, настолько высоко качество его жизни. В России с давних времен сложился образ "хорошего человека", то есть того, кто старается жить по заповедям Христа, не делает людям подлости, говорит правду, помогает другим даже в ущерб себе. В русских этот образ заложен подсознательно, передается поколениям как составляющая "культурного кода". Так было Богу угодно, что Россия сохранила чистую веру, приняв этот дар от Византии. И в вере во Всемогущего и Всемилостивого Бога Россия живет более тысячи лет.

Вера и определяет истинное качество нашей жизни. Пока в России человек верит, исповедует ценности, заложенные Христом, его жизнь определяется наиболее высоким уровнем потребностей личности. Если, благодаря общению с Богом в молитве, принесению своего таланта на благо ближних, эти потребности удовлетворяются, качество жизни достигает своего наивысшего состояния. Ориентируясь на определенное качество жизни, следует формировать на государственном уровне условия для зарождения в России духовно и интеллектуально развитого социального ядра. Именно на формирование этих условий должна быть направлена стратегия государства. Только в таком случае эта стратегия сможет называться восходящей.

Одной из главных категорий в разработке и реализации восточной стратегии государства является качество жизни. Дискуссия вокруг этого предмета в научном гуманитарном сообществе ведется давно и в последнее время усиливается. В разработке основ восточной стратегии государства мы хотим наиболее полно использовать понятие "качество жизни". Качество жизни, на наш взгляд, должно выступать главным критерием успешности управления обществом, рассматриваться как главный показатель развитости государства. В практике управления обществом ожидаемые результаты управленческого воздействия необходимо выстраивать в зависимости от ориентиров качества жизни. С учетом этих ориентиров следует формировать стратегию развития государства.

До сих пор понимание качества жизни упирается в такие характеристики, как уровень жизни, уровень образования, продолжительность жизни, продолжительность свободного времени и т.д.

Заметим, что уровень жизни населения является в первую очередь количественной характеристикой социальной системы. Данный социальный параметр может оцениваться высоко в случае удовлетворенности потребностей большей части населения, даже если весь набор этих потребностей, по сути, сводится к витальному уровню.

Измерение уровня жизни населения не позволяет составить полное представление о состоянии социальной системы. Именно качество жизни, включающее в себя количественные оценки, разворачивает сложную картину содержания исследуемого общества. В качестве жизни выражаются сущность и особенности социальной системы.

Однако, как определить, высокое или низкое качество жизни в том или ином обществе? Можно ли с уверенностью сказать, что вот, например, в каком-нибудь европейском городке качество жизни высокое, а во вьетнамском поселке - низкое? Это возможно только в том случае, если существует какой-то эталон качества жизни. Ведь, если у вьетнамца удовлетворены все его ведущие потребности, а у европейца - нет, то может сложиться впечатление, что во вьетнамском поселке качество жизни выше. Вопрос здесь в том, какие потребности оказываются ведущими?

На наш взгляд, качество жизни общества может выражаться в качестве преобладающих потребностей наибольшей группы населения и степени их удовлетворенности.

Качество жизни может иметь вполне определенный эталон. И, на наш взгляд, описать его можно довольно просто. Это возможность каждого человека реализовать в обществе свой талант, данный ему Богом. Вот сравнивая с этим эталоном, можно определять качество жизни любого социума.

Например, коэффициент качества жизни, соответствующего эталонному равен единице. Тогда это будет означать, что из ста человек рассматриваемого общества в каждом доминирует потребность в реализации своих талантов, для чего в обществе созданы все необходимые условия.

Потребность в самореализации, в реализации своих талантов и способностей, считается наивысшей в потребностной иерархии человека (А. Маслоу). В. Франкл, достигший больших успехов в психотерапии тех, чьи проблемы были вызваны потерей смысла существования, полагал, что в выполнении "своего дела", то есть в труде по реализации своих талантов и способностей, заключается главный смысл жизни. Исходя из этого, мы считаем, что если в обществе потребность самореализации, выполнения своего дела является определяющей для большинства населения и при этом достаточно возможностей для удовлетворения данной потребности, то в такой социальной системе качество жизни может рассматриваться как высокое. Нет сомнений, что в современном цивилизованном обществе для удовлетворения потребности в самореализации необходим высокий уровень жизни, в обществе должна быть максимально развита система социальной защиты, обеспечивающая личности свободу жизненного выбора, кроме того, нужно, чтобы само общество органично вписывалось в природную среду во избежание экологических катастроф. По сути, об этих условиях достижения наивысшего качества жизни писал академик Н.Н.Моисеев, предложивший модель рационального общества. "Понятие о рациональной организации общества... отражает взаимоотношение Природы и Общества, его способность гармонически развиваться вместе с Природой, причем в данных конкретных условиях - географических, исторических, при данном уровне производительных сил и особенностях технологического основания цивилизации". [2] Самым важным свойством такого общества автор считает его способность обеспечить раскрытие отдельной личности - ее таланта, ее интеллектуальных возможностей, ее воли.

Другой существенной особенностью рациональной организации общества является возможность обеспечения высокого уровня социальной защищенности личности, что как раз необходимо для реализации первого требования.

Третьей чертой рассматриваемой общественной модели представляется обязательность выполнения экологических требований. [3]

По всей видимости, в современных условиях именно такая модель может быть выбрана в качестве основного стратегического ориентира развития России. Идея рационального общества созвучна тому, что произнес Президент России В.В.Путин в одном из своих посланий Федеральному Собранию: "Считаю, что создание в России свободного общества свободных людей - это самая главная наша задача. Но и самая сложная. Главная - потому что несвободный, несамостоятельный человек не способен позаботиться ни о себе, ни о своей семье, ни о своей Родине. Сложная - потому что свободой не всегда дорожат, еще реже умеют ею распорядиться".

Действительно, раскрытие таланта отдельной личности возможно только в свободном обществе свободных людей, а значимым условием этой свободы является социальная защищенность личности. Правда, критический уровень экологии, к которому пришел современный мир, четко указывает на главное условие сохранения не только социума отдельных государств, но и всего человечества. Этим условием является подчинение стратегии общества экологическому императиву, о чем писал Н.Н.Моисеев.

Таким образом, наиболее высоким качеством жизни, достижение которого может быть целью современной государственной политики представляется то, которое характеризуется возможностью раскрытия в обществе таланта каждой личности, высокой степенью социальной защищенности и экологической безопасностью общества.

К такому ориентиру нужно сегодня стремиться российскому обществу и всему человечеству, чтобы выжить.

Как только мы, люди, живущие в России, обретем свой настоящий образ, незамутненный материалистическими доминантами и определяющий качество нашей жизни, страна стремительно начнет крепнуть.

Сегодня в столь критический период для России мы считаем необходимым вести речь о формировании благоприятных условий для появления новой Российской цивилизации, способной обеспечить условия, для достижения человеком наивысшего качества жизни.

Определенная цивилизация предполагает определенный тип личности. Как считает, О.А.Платонов, Русская цивилизация в своем идеальном, то есть предельном воплощении стремится к правде Христовой.

В своем интервью О.А.Платонов отмечает, что все цивилизации, существующие на Земле, имеют свою систему ценностей, имеют свои идеалы, которые, в конечном счете, определяют их судьбу и задают жизненный тонус той или иной страны. И любая страна может попасть в состояние краха, если идеалы ее цивилизации будут игнорироваться и народу будут навязываться чуждые идеалы.

Главной причиной катастрофы, произошедшей в России в 80-90-е годы, по мнению автора, являлась попытка власти навязать нашему народу чуждые ему идеалы западной цивилизации.

Русская цивилизация, в отличие от западной, - цивилизация духовная, и ее базовые ценности основываются на православии. Православие - это понятие "Святая Русь". Святая Русь - это особое благодатное свойство русского народа, делающее его оплотом христианства во всем мире.

Вот основные идеальные признаки Русской цивилизации, которые выделяет О.А.Платонов: человеческая ценность, неразрывность веры и жизни (вера определяет все); добротолюбие как главный критерий человеческой жизни и святости; преобладание духовно-нравственных мотивов жизни над материальными; соборность то есть то состояние, при котором православный человек растворяется в православной церкви, в православном народе, в православном государстве; монархическая государственность как симфония духовной и светской власти, которую венчают царь и патриарх; патриотизм как любовь к своей родине, к своему отечеству как преддверию Царствия Небесного. После веры в Бога патриотизм является высшим выражением духовности человека.

Храня в основе своей культуры такие базовые ценности, Россия как культурно-ценностное образование действительно является душой земного мира, душой всего человеческого общества. Именно Россия сохранила Веру. Веру в Бога. Это в России так искренне и самоотверженно обращают люди к Богу свои молитвы. Конечно, Россия тоже сегодня лежит во грехе, как и все человечество. Но как душа не должна слушать тело, так и Россия не должна слушать весь остальной мир и действовать в угоду его интересам. Россия как душа должна направлять тело на путь спасения сути человечества. Самого человеческого начала.

Достигнув определенного качества жизни, максимально приближенного к эталонному, российское общество сможет преобразиться. В этом и заложена суть восточной стратегии государства.

Оптимистический взгляд на формирование нового социального ядра в России основан, прежде всего, на том, что происходящие процессы трансформации в целом не затронули системообразующего основания ценностей народов России.

Проводимый более десяти лет социологический мониторинг под руководством известного российского ученого, директора института социологии РАН М.Горшкова показывает, что ценностные системы россиян показали довольно устойчивый характер. По данным мониторинга только 25-30% населения являются приверженцами индивидуалистической системы ценностей, т.е. тяготеют к постиндустриальной индивидуалистической модели ценностей западного типа. Остальная же часть населения страны тяготеет к патриархально-коллективистской модели ценностей и является носителем традиционалистской российской ментальности. [4]

Основой формирования модели общества с более совершенным качеством жизни могли бы стать элементы общинного жизнеустройства и соборности. Ведь община - это сообщество людей, добровольно объединенных для совместного решения всех экономических и социальных задач, вплоть до полного самообеспечения.

Община - это в том числе и социальная среда, которая устремляет сознание людей к общему благополучию. Такая социальная среда естественным образом способствует истинному духовно-нравственному развитию, что является самым главным для человека.

Д.И.Менделеев обращал внимание современников и будущих поколений на то, что "общинное крестьянское землевладение заключает в себе начала могущие в будущем иметь большое экономическое значение, так что общинники могут при известных условиях вести крупное хозяйство, допускающее множество улучшений,... а потому считается важным сохранение крестьянской общины, которая со временем, когда образование и накопление капиталов прибудут, может тем же общинным началом воспользоваться для устройства своих заводов и фабрик. Вообще, в общинном и артельном началах, свойственных нашему народу, я вижу зародыш возможности правильного решения в будущем многих из тех задач, которые предстоят на пути при развитии промышленности и должны затруднять те страны, в которых индивидуализму отдано окончательное предпочтение, так как, по моему мнению, после известного периода предварительного роста скорее и легче совершать все крупные улучшения, исходя из исторически крепкого общинного начала, чем, идя от развитого индивидуализма к началу общественному".[5]

Если говорить о соборности, то это одно из главных условий национального единства и создания мощной державы, какой была Россия. По мнению Д.А.Хомякова соборность есть целостное сочетание свободы и единства многих людей на основе их общей любви к одним и тем же абсолютным ценностям.

В условиях складывающейся геополитической обстановки, при наличии реальных угроз обусловленных процессом глобализации государству необходимо сосредоточить основное внимание на собирании социального ядра, способного вывести все российское общество на совершенно новый качественный уровень.

Началом реализации восточной стратегии России и местом собирания качественно нового социального ядра страны должны стать такие территории, где еще можно сформировать новую инфраструктуру, по-новому обустроить социально-экономическое пространство. Это должны быть территории более выгодные в экологическом и геополитическом планах, обеспеченные природными ресурсами. Очевидно, что к таким районам относятся восточные и северо-восточные регионы России.

От того, как скоро придет осознание необходимости развития территорий простирающихся от Урала и до Тихого океана, построения нового общества на Востоке страны, в значительной степени будет зависеть стабильность общества и развитие государства российского в целом.

Начало реализации стратегического общероссийского проекта по развитию и освоению Востока страны и созданию нового российского общества даст синергетический эффект, вокруг данного проекта со временем кристаллизуется все социально-экономическое пространство России, что приведет к качественному обновлению и процветанию страны.
Научно-исследовательская группа "Берег России" www.beregrus.ru

СНОСКИ:
1. Духовная культура российского общества: состояние и тенденции формирования. Результаты выборочного социологического опроса населения Российской Федерации. РАГС при Президенте РФ. 2004. Опрошены 2407 человек в возрасте от 18 лет и старше в 25 субъектах Российской Федерации по общероссийской репрезентативной выборке.
2. Моисеев Н.Н. Расставание с простотой. М., 1998. С.300.
3. Там же. С.300-301.
4. Горшков М.К. Российское общество в условиях реформации: мифы и реальность. М., 2003. С. 498.
5. Менделеев Д.И. Собр. соч. М., 1952. Т. 20. С. 326.


РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме