Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

"На недвижимом, Христе, камени заповедей Твоих утверди мое помышление..."

Русская народная линия

11.03.2008


Великий канон. Творение святого Андрея Критского …

Работа по литургическому богословию Епископа Саратовского и Балашовского Вениамина (Милова) "Церковно-литургическое назидание по "Великому Канону" св. Андрея, Архиепископа Критского":
Часть 1
Часть 2

В первую седмицу Великого поста в православных храмах читается за богослужением Великий покаянный канон преподобного Андрея Критского.

Он разделён на четыре части и прочитывается в первые четыре дня поста. Чтение канона в начале Великого поста помогает христианину молитвенно настроится на предстоящий постнический подвиг.

Одна из главных духовных задач Великого поста - помочь человеку задуматься о своей жизни, увидеть свои недостатки и с Божией помощью исправить их. Без этого человек не может в полноте вкусить великую радость Пасхи - праздника, венчающего Великий пост.

Постнический подвиг начинается у человека плачем о своём несовершенстве, о своих грехах, а заканчивается торжеством и ликованием о Воскресшем Господе Иисусе Христе.

Святой преподобный Андрей Критский Об авторе Великого покаянного канона - преподобном Андрее Критском - известно, что происходил он из Дамаска, родился в середине седьмого века в семье благочестивых родителей и в течение первых семи лет жизни был нем.
Но однажды случилось чудо: Господь отверз уста будущего проповедника покаяния.
Причастившись Тела и Крови Христовых, он заговорил.

После чудесного исцеления святой Андрей решил посвятить свою жизнь Богу. В четырнадцать лет он оставил мир и удалился в монастырь. По прошествии многих лет монашеского подвига преподобный был возведён на епископскую кафедру острова Крит, где и закончил свою святую жизнь.

Среди богословского наследия преподобного Андрея Критского - Великий покаянный канон, жемчужина церковной гимнографии.

Покаянный канон Андрея Критского описывает знаменитые ветхозаветные события и образы - рай, грехопадение Адама и Евы, патриарха Ноя и потоп, землю Обетованную - и связывает их с чувством глубокого раскаяния за содеянные грехи.

Давним событиям Священной истории святой придаёт личностный смысл, они показаны как символическое отображение тех душевных состояний, которые бывают у каждого человека.

Повествование ведётся от первого лица. Дела Божии в прошлом - это дела, касающиеся нас и нашего спасения; трагедия греха и измены первых людей Богу - наша всеобщая трагедия. Жизнь человека явлена как часть великой борьбы между Богом и силами тьмы, а местом этой борьбы становится человеческое сердце.

Один за другим раскрываются грехи людей как следствие утраты духовного союза с Богом, трагической разлуки, которая совершилась в грехопадении праотцев: "Я совершил преступление первозданного Адама; я знаю, что отрешён от Бога и вечного Его Царства и сладости из-за моих грехов..."

Ослушавшись своего Творца, человек лишился многих божественных даров: "Я осквернил одежду моей плоти, осквернил то, что было, Спасе, по образу и подобию. Я омрачил душевную красоту наслаждениями страстей..."

Ощущение своей беззащитности перед силами тьмы, своей зависимости от греха и одновременно упование на Бога очень важно и целительно для человека.

Это необходимое условие для возвращения утраченного рая, это первая ступень, с которой начинается трудное восхождение человека к святости и совершенству - тому спасительному состоянию "духовной нищеты", о которой говорил Христос в Нагорной проповеди. Переживание человеком событий ветхозаветной истории как событий своей жизни - не поэтическая метафора. Чтобы осознать в полноте своё нынешнее греховное состояние, человек должен увидеть истоки своего бытия.

Именно поэтому в своём Покаянном каноне преподобный Андрей возвращается к началу бытия и грехопадению. Молящийся как бы погружается в первозданный мир, где всё говорит о Боге, всё отражает Его Божественную славу.

Человеку открывается его прежнее блаженное состояние, то, каким он должен был стать и каким стал. Покаяние трудно для мира, в котором мы живём. Современный мир противоположен тому, первозданному. Он утерял знание о Боге и усвоил ложные представления о смысле человеческого бытия. Всеми силами этот мир старается заглушить в людях совесть и покаянное чувство.

Повреждённого грехом человека лукавый мир уверяет в том, что он здоров, в то время как духовно страждущий нуждается в немедленном и действенном лечении. Это лечение - покаяние.

Святые отцы называли покаяние "духовной баней", ибо в нём человек омывается от тьмы грехов и восстанавливается в своём прежнем сияющем облике.

Пройдя путь Великого поста и очистив себя от греховной скверны, человек чистым сердцем встречает светлое Христово Воскресение и вместе со Христом приобщается вечной блаженной жизни.

Вонми ми, Боже, Спасе мой, милостивым Твоим оком и приими мое теплое исповедание.
Великий канон. Творение святого Андрея Критского, стих 2

Впервые опубликовано: http://zakonbozhiy.ru



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме