Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Какова миссия Русской Зарубежной Церкви в современных условиях?

Андрей  Рюмин, Русская народная линия

Движение "Возвращение" / 03.03.2008


Беседа с секретарем Архиерейского Синода РПЦЗ епископом Манхэттенским Гавриилом (Чемодаковым) …

От редакции: Как уже сообщала Русская линия, в Москве состоялась встреча главного редактора РЛ Анатолия Степанова и известного православного публициста Андрея Рюмина с секретарем Архиерейского Синода РПЦЗ епископом Манхэттенским Гавриилом (Чемодаковым). Владыка Гавриил приезжал в Россию в составе официальной делегации Русской Зарубежной Церкви, которая принимала участие в работе Всемирного Русского Народного Собора, проходившем в Москве с 20 по 22 февраля. Сегодня публикуем полный текст беседы с епископом Гавриилом.

О НЫНЕШНЕЙ СИТУАЦИИ В РУССКОЙ ЗАРУБЕЖНОЙ ЦЕРКВИ


- Владыко, насколько оправдались Ваши опасения о значительном отходе от РПЦЗ после подписания Акта о каноническом общении с Московским Патриархатом? Создается впечатление, что отошедшие от Русской Зарубежной Церкви много шумят, но число их невелико.

Епископ Манхэттенский Гавриил (Чемодаков)- Будем откровенны: воссоединение далось нам, Зарубежной Церкви, дорогой ценой. Что уж там скрывать? Лоно Церковное покинули несколько монастырей, почти вся Южно-Американская епархия и несколько приходов в Великобританской епархии, несколько приходов в Австралийской епархии... В Канаде, где в 2001 году был, как известно, центр, так называемого "мансонвилльского" раскола, слава Богу, нас покинул только один приход, который был приписным. В целом, не так много... Да, я согласен, могло быть и хуже, но для нашей маленькой Зарубежной Церкви отход этих людей значителен. И не количеством даже, а тем, что у нас все друг друга знают, все как бы свойственники, одна семья. Взять вот такой монастырь, как Леснинская обитель во Франции, она была известна не только в Зарубежной Церкви, но и всему мiру, это один из символов Зарубежной Церкви. Да, печально это. Но я ни в коем случае не поддерживаю и не разделяю позиции тех людей, которые отошли. Более того, я написал, в частности письмо отцу Всеволоду Дутикову, которого я считал прекрасным батюшкой. Я написал ему, поскольку считаю, что они неправильно поступили.

Заметьте, у них и между собой нет единства: кто-то ушел к запрещенному епископу Агафангелу (Пашковскому), кто-то - к главе т. наз. РИПЦ архиепископу Тихону (Пасечнику), т.е., это - настоящий разброд и шатания, это уже напоминает события 2001 года, когда произошел первый раскол, созданный окружением нашего покойного Первоиерарха митрополита Виталия, ушедшего на покой, но так и не обретшего покоя... У отколовшихся не было и нет никаких, во всяком случае, канонических причин покинуть лоно Зарубежной Церкви. Причины же личные, если таковые имеются, никак не могут стать основанием отхода от Церкви, - это способно повредить им духовно, воспрепятствовать их спасению, о чем и помыслить страшно.

Я писал и говорил, и до сих пор повторяю: необходимо всегда помнить, что отделиться от своего Архиерея можно только в том случае, если он публично проповедует какую-то осужденную Церковью ересь. Это вроде бы общеизвестно, но, к несчастью, не все это помнят и понимают. Можно ли сказать о Святейшем Патриархе Московском, о Владыке Лавре или обо мне, грешном, что кто-то из нас проповедует ересь?! Существует Церковная дисциплина, имя которой - послушание, и необходимо оставаться в лоне канонической, законной Церкви. Поэтому, если возникает какое-то недовольство или какие-то вопросы и недоумения по поводу тех или иных явлений в Церкви, которые чада Ее считают неправильными или ошибочными, можно и нужно об этом говорить, можно и нужно это обсуждать, но для этого необходимо пребывать в ограде Церковной. К сожалению, наши отошедшие сейчас находятся вне этой спасительной ограды, и я боюсь, что ситуация будет у них развиваться как у "мансонвилльских", у которых сейчас я уж и не помню, четыре или пять враждующих группировок. Это неотвратимая судьба всякого и всяческого раскола.

- Как известно, при воссоединении было принято решение, в целях церковной икономии, продлить на пять лет решение о поминовении Святейшего Патриарха. Как Вы считаете, окажет ли эта пятилетняя отсрочка благотворное воздействие на тех людей, которые не приняли церковного единства?

- Безусловно. Предполагается, что у некоторых приходов имеется возможность воздерживаться пока от поминовения Святейшего Патриарха. И у нас в епархии есть такие приходы. Слава Богу, что они все-таки остались в лоне Зарубежной Церкви. Но пока им трудно полностью переключиться, принять произошедшее, свыкнуться с мыслью, что мы сейчас находимся в полном каноническом единстве с Церковью в Отечестве. Ведь это, как вы знаете, было достигнуто с великим трудом, многие были против, считали, что еще не пришло время. И я сам, я, конечно, не был принципиальным противником объединения (думаю, вообще нет здравомыслящего человека, который не желал бы видеть Церковь единою), но и я тоже считал, что лучше повременить, ибо боялся, что объединение будет иметь нелегкие последствия.

А что касается тех, которые сейчас воздерживаются от поминовения Святейшего Патриарха Московского, то есть и такие приходы, которые начали с отказа от поминовения, а теперь - поминают. Ибо они уже увидели добрые плоды единства, они начали понимать, что на то была Божья воля. Я могу сказать, что и в нашем Архиерейском Синоде тоже были те, кто, паствы ради, не поминали, а теперь поминают. И я думаю, что еще до истечения этого пятилетнего периода все устроится.

Я сейчас всем говорю: очень важно, чтобы они побывали в России, чтобы увидели все то положительное, что происходит в Церковном деле, в Церковном строительстве, увидели явное возрастание роли Церкви в повседневной жизни русских людей, увидели то, что именуется воцерковлением. За эти годы перевес положительного над отрицательным в этой важнейшей для всех нас области очевиден.

Стоит помнить, что многие из тех, кто выступил против Акта о каноническом общении и вообще процесса сближения разрозненных частей Русской Церкви, они - из старых эмигрантов. Они живут еще понятиями, усвоенными в 40-х - 50-х годах прошлого столетия, и трудно бывает им... Они читают, им рассказывают, но недоверие и даже страх остаются. А нужно бы им своими глазами увидеть, - как живет Русская Церковь в Отечестве, - даже, думаю, увидеть какие-то отрицательные стороны Церковной жизни, у нас, в Зарубежье, они тоже есть. Тем не менее, мы должны совместно трудиться на пользу Церковную, ради духовного будущего России. В нашем каноническом воссоединении проявилась Божья воля, и, уповаю, оно послужит на благо русского народа, на благо Русского Православия и Православия в целом.

У меня недавно была переписка с одной нашей прихожанкой дворянского происхождения, принадлежащей к старой эмиграции. Она выразила недоумение: как же это я, вроде бы был "против унии", а теперь занял такую позицию. Повторюсь, я никогда не был против Церковного единства, а лишь полагал, что в силу обстоятельств подписание известного Акта может оказаться несвоевременным. Так вот я ответил ей, от нее был получен краткий отзыв, суть которого сводилась к следующему: все зависит от того, как Вы относитесь к нынешней государственной власти в России, т.е. к Владимиру Владимировичу Путину. Я ей написал, что я в общем положительно отношусь, то, что президент России сумел сделать за восемь лет, превысило все наши ожидания. Но главное, в данном случае, это вопрос Церковный. Если взять все государства нашего земного мiра, то где бы вы еще увидели, чтобы президент пришел на церемонию подписания Церковного документа, принял бы участие в Церковном торжестве, да и с самого начала всячески поддерживал этот процесс...

- Судя по всему, во многом благодаря Путину все произошло...

- Конечно. И я уверен в искренности его намерений. Так что вы видите, что во многом возражения касательно дела сугубо Церковного часто сводятся к претензиям сугубо политическим.

О МОТИВАХ НЕПРИНЯВШИХ ЕДИНСТВО


Встреча гл. редактор РЛ с епископом Гавриилом (21 февраля 2008)- А насколько сильно в мотивации людей, не желающих воссоединения, это политическое неприятие?

- Пожалуй, чуть не половина среди подобных людей, таких, как, возможно, известный вам проф. Евгений Львович Магеровский... Их мотивация сводится к тому, что они не приемлют нынешнюю власть в России. И они полагают, что это их неприятие может стать аргументом в дискуссии о Церкви. Приходится констатировать, что они - люди нецерковные.

- Таким образом, у этих людей политическое преобладает над церковным, главное для них - отношение к Путину, гражданская лояльность государственной власти в США. Получается, своего рода "сергианство" с обратным знаком. Они твердят о "сергианстве", с которым они будто бы борются, а сами вполне могут быть названы "сергианами"...

- В целом, это именно так. Кстати, они кое-кого смущают и запугивают, намекая, что, будто бы, гражданские власти станут относиться с подозрением к тем, кто "признает МП". Это - абсурд, и напоминает даже не времена "сергианства", а поведение обновленцев. Хотя есть, конечно, среди них люди безусловно благочестивые, верующие, и я их отчасти понимаю. К примеру, им трудно согласиться с тем, что Священноначалие в России до сих пор принимает слишком активное участие во Всемiрном Совете Церквей, но, к сожалению, у многих преобладает чисто политическая мотивация. А что до ВСЦ, то противодействие участию в нем никак не является причиной того, чтобы покинуть ограду Церковную, отвергнуть Церковное Священноначалие по соображениям политическим, кстати, достаточно безосновательным. В общем, это свидетельство непонимания того, что есть Церковь.

- Непонимание такого понятия, как "послушание церковное"...

- Совершенно верно.

- Владыко, как будет решаться "проблема епископа Агафангела (Пашковского)"? Как известно, он единственный архиерей Зарубежной Церкви, который не признал объединения, и, насколько я знаю, сейчас некоторые околоцерковные деятели пытаются сколотить вокруг него некую группировку - этакую "объединенную раскольническую церковь". Каков сейчас статус епископа Агафангела и какие шаги предпринимает Зарубежная Церковь, чтобы эту проблему решить?

- Как вы знаете, епископ Агафангел был запрещен с самого начала известных нестроений, как только он объявил, что создает свою "истинную зарубежную церковь". И потому все, что он в дальнейшем совершил, он совершил уже в состоянии запрещения. Я имею в виду т.н. "хиротонии" с его участием, которые никак нельзя считать действительными, так как при этом были нарушены не одно, а сразу несколько канонических правил. В силу этого незаконна "хиротония епископа Андроника". Кстати, игумен Андроник тоже был к этому моменту запрещен.

- Вы имеете в виду бывшего исполняющего обязанности руководителя Миссии в Палестине?

- Да. А что касается самой этой структуры, этой его "ВВЦУ", то пока Церковь не собирается принимать каких-то резких мер в отношении владыки Агафангела, в надежде, что он и его паства, ушедшие за ним люди образумятся, опамятуются. Ведь речь идет об их спасении и жизни вечной. Сейчас надо понять, что наше единство Церковное должно помочь России, где происходят сейчас положительные сдвиги в Церковной жизни, где все больше и больше проявляется интерес к своему историческому прошлому, к своим православным корням...

О ВОССТАНОВЛЕНИИ ОБЩЕНИЯ С ДРУГИМИ ПОМЕСТНЫМИ ЦЕРКВАМИ


- Итак, Акт подписан, каноническое общение двух частей некогда единой Русской Церкви восстановлено. Каковы, по Вашему мнению, должны быть следующие шаги на пути к восстановлению полного единства Церковного?

- Главное достигнуто - это каноническое единство, восстановление евхаристического общения. Не берусь предсказать, как пойдут дела после завершения пятилетнего "переходного периода", что изменится... Все равно сохранится самостоятельность Зарубежной Церкви в вопросах административного и финансового управления. Полного слияния не произойдет...

- А как обстоит дело с установлением молитвенного единства с другими Поместными Церквями, с которыми РПЦЗ не состоит в общении?

- Это очень важный и сложный вопрос. На заседаниях Архиерейского Синода уже после подписания Акта он достаточно углубленно обсуждался. По моему убеждению, мы сейчас восстановили единство Русской Церкви, - ведь Зарубежная Церковь всегда себя считала частью Русской Церкви, - но это не означает, что мы таким образом автоматически вступаем в общение, оказываемся в евхаристическом единстве со всеми, с кем находится в общении Московский Патриархат. Я, например, очень подумал бы, прежде чем вступить в общение с представителями, скажем, Константинопольского Патриархата, ввиду известной позиции Патриарха Варфоломея по отношению к католикам.

В итоге - мы сейчас пришли к такому мнению, что пусть покуда, на переходный период, это дело остается на усмотрение каждого епископа; пусть каждый епископ Зарубежной Церкви сам для себя решает, как ему поступить в том или ином случае касательно сослужения.

- Можно ли говорить о том, что у священноначалия Зарубежной Церкви существует полное единомыслие по всем основным вопросам Церковной жизни, в том числе и административным? В Интернете можно, к примеру, прочитать, что Вы подвергаетесь нападкам со стороны сотрудников Синодальной администрации, в частности, влиятельного протоиерея Петра Холодного, которого поддерживают некоторые архиереи. Не могли бы Вы прокомментировать такие сообщения? Не препятствует ли отсутствие внутреннего единства ходу Церковной жизни в РПЦЗ, особенно в нынешних условиях?

- Я не буду касаться наших административных трений. Но что касается единомыслия среди архиереев, то в истории не только Зарубежной Церкви, но и всей Русской Церкви, да и других Поместных Церквей, часто именно так и случалось, что архиереи имели разные мнения по разным вопросам, но всегда старались находить единство ради паствы. И только тогда стяжали благословение Божие, ибо единство Церковное - это отражение Единства Троического. В таком вопросе, как отношение к разным Поместным Церквям, в силу различных проявлений, в первую очередь экуменических, и у нас тоже расходятся мнения, безусловно. Некоторые иерархи относятся более, так сказать, либерально к этому вопросу, другие - более консервативно, но это не противоречит нашему единству. Мы помним о пользе Церковной и паствы ради всегда стараемся найти, что называется, Царский путь, золотую середину, чтобы не смущать людей и в то же время сохранить право на свое мнение. Я полагаю, что мы будем продолжать отстаивать свои консервативные позиции по отношению к "Мiровому Православию".

Говорят, в нынешних условиях надо придерживаться политической корректности... Может быть, это отчасти и справедливо, но мы должны не бояться продолжать отстаивать свои позиции, не бояться называть вещи своими именами, поскольку речь идет о пользе Церковной. Особенно недопустимы заигрывания с католиками и протестантами. И я надеюсь, что позиция нашего Митрополита поможет нам продолжать нашу всегдашнюю линию. Нас за это всегда ругали и будут продолжать ругать, но мы свободны, и мы должны отстаивать правду Церковную.

- В ходе обсуждения вопроса о воссоединении Русской Церкви появлялись публикации, в которых в числе главных противников Церковного объединения -назывались определенные политические силы в Соединенных Штатах и даже американское правительство. Действительно ли имело место политическое противодействие воссоединению ветвей Русской Православной Церкви? Вы говорили о неприятии объединения старыми эмигрантами, людьми преклонного возраста, их мотивы понять можно, а вот было ли политическое давление?

- Помимо "старых эмигрантов" среди противников есть и, так сказать "новейшие эмигранты", хотя их и немного. Они как раз мотивировали свою позицию тем, что, мол, нынешней России нельзя доверять, а раз нельзя доверять России, то значит нельзя доверять и Патриархии, ведь она сотрудничала и продолжает сотрудничать по сей день с властями. У всех у них мотивация была и остается чисто политической, лишь слегка задрапированной в "канонические одежды" для внешнего, так сказать, употребления. Их не интересовал и не интересует этот вопрос как Церковный, да они толком и не разбираются в Церковных делах, не чувствуют их. "Книгу Правил", Святые Каноны они пытаются использовать как средство борьбы с "Эрэфией", собственно, с сегодняшней Россией. Они хотят показать, что будто бы официальная Америка их поддерживает. Но сам я проявлений такой поддержки не видел и не слышал ни от кого, заслуживающего доверия, о каких-то там действиях или хотя бы высказываниях со стороны правительства, которые могли бы подтвердить позицию наших "борцов с унией". Полагаю, что люди в американском правительстве прекрасно понимают, что то объединение, которое произошло, есть чисто духовное дело. К сожалению, наши "борцы" смутили и даже напугали некоторых из числа новейших эмигрантов, этим своим совершенно, я бы сказал, ложным подходом. Надеюсь, что это тоже со временем пройдет.

О МИССИИ ЗАРУБЕЖНОЙ ЦЕРКВИ В НОВЫХ УСЛОВИЯХ


- После революционной катастрофы, братоубийственной гражданской войны и трагического разделения Русского Народа Русское Зарубежье осмыслило изгнание как миссию, миссию несения света Православия терявшему веру Западу. Сейчас, после воссоединения Русской Церкви, ознаменовавшего преодоление разделения Русского Народа, в чем Вы видите миссию Русской Зарубежной Церкви?

- Хоть мы и Церковь небольшая, но все-таки, Божией милостью, за эти 80-90 лет мы сумели кое-что сохранить из того, что было в дореволюционной России, в дореволюционной Церкви. Самое существенное, что мы сумели сохранить понятие о приходской жизни. То, что сейчас так важно возродить в Отечестве и непременно нужно передать в надежде, что это возродится в храмах, в приходах России. Сейчас человек приходит в храм, помолится и уходит, людей так много, что у священника нет времени и он недоступен... Нет понятия духовной приходской семьи, того, что нам удалось сохранить и развить в силу обстоятельств, в инородном и иноязычном окружении... Так мы и сохраняли в эмиграции общество русское. Создавая храмы, мы понимали, что надо не только самим Православную веру сохранить, но надо и детей своих воспитывать не только православными, но и русскими, надо сохранить свою русскость. Церковь безусловно в этом помогла. Если б не Церковь, мы бы не остались русскими, а стали бы американцами, австралийцами, канадцами и т.д., ассимилировались бы очень быстро. Именно приходская жизнь нам помогла сохранить не только веру, но и культуру и любовь к России, и язык. Сейчас приходскую жизнь надо непременно постараться развить и в России, надо внедрить в сознание чад Церкви понятие Церковной приходской семьи. И я думаю, что в этом у нас есть опыт, и мы можем помочь.

Что касается других сторон нашей церковной жизни, то Русская Зарубежная Церковь, будучи свободной частью Русской Церкви, всегда считала своей миссией, своим святым долгом нести Истину и никогда не боялась отстаивать правду Церковную. Сейчас в Отечестве к нам отношение весьма доброе. Это проявилось и в том, что нашего Первоиерарха наградили премией "Соотечественник года". Его приветствовали московский мэр, министр иностранных дел Сергей Викторович Лавров, которого у нас в Нью-Йорке хорошо помнят со времени его работы в должности постоянного представителя России при ООН. Так что мы сейчас можем и должны принимать активное участие в общественной жизни России.

Прежде всего мы должны помочь людям осмыслить всю трагедию русской революции, помочь русскому народу осмыслить свою историю. Я уже не раз говорил, что самое страшное сейчас для русского народа, что он до конца еще не осмыслил нашу Русскую трагедию ХХ века - трагедию революции. И свидетельством этого, на мой взгляд, является довольно равнодушное отношение к тому, что Ленин до сих пор лежит на Красной площади. У меня, у человека, который вырос в русской семье, пусть и на Западе, всегда ощущал себя русским, любил Россию, ее Православную веру, просто в голове не укладывается, как русский человек может относиться к этому вопросу равнодушно! Человек, который убивал своих соотечественников миллионами! А прожил бы дольше - еще бы больше убил... Во всяком случае, я думаю, пока нет должного осмысления этого, этой трагедии русской истории. И я думаю, что Церковь должна людям об этом говорить, - ведь эта трагедия имеет свое духовное измерение, ее надо воспринимать как наказание Божие за убийство Царя - Помазанника Божия, как следствие революции.

И, слава Богу, Господь помиловал Россию! Сейчас есть возможность вернуться к своим корням. И теперь Россия стоит перед выбором. Или мы выбираем путь Запада и идем за Западом. Или же Россия должна выбрать свой православный путь, и к нему мы должны стремиться. Поэтому в том, что сейчас восстановлено единство Церковное, я вижу проявление воли Божией, чтобы и мы, наша малая Зарубежная Церковь, могли внести лепту в этот процесс.

- Восстановление правильной приходской жизни - действительно важнейшая проблема. Сейчас, когда построены и восстановлены храмы, она выходит на первый план. Святейший Патриарх Алексий II не раз об этом говорил. Всякого рода нестроения, когда разные шарлатаны пытаются политизировать церковную жизнь, болтают о "политическом православии" происходит во многом из-за того, что нет налаженной приходской жизни...

- Было бы замечательно сейчас, когда открылся Всемiрный Русский Собор, посвященный молодежи, эту тему поднять. Это одно из очень важных направлений работы Церкви. Каждый приход должен привлекать к себе молодежь, чтобы она вокруг прихода собиралась, но нужно ее и как-то направлять, чтобы она желала оставаться при Церкви...

Я, например, всегда рассказываю, что вырос в Австралии, и для меня первым языком был русский, а английский я стал по-настоящему изучать, когда пошел в школу. И я понимал разницу между своими друзьями в школе, с которыми я гонял в футбол, и своими друзьями в церковном приходе. Хотя мы были разными по возрасту, из разных школ, но нас объединял именно приход, и мы понимали, что такое русская Православная Пасха, русские праздники. Благодаря приходу я понял, что такое быть русским. И для меня были всего дороже именно эти друзья, и таковыми они остаются по сей день. Вот это очень важно сейчас привить детям будущей России. Понимание того, что вы принадлежите приходу, Церкви, вы в ней выросли. Бог даст, мы сможем внести свой вклад в этот процесс. Но мы в самом начале этого процесса...

- Кстати, владыко, у нас существует сейчас такой проект "Возвращение", учрежденный рядом общественных деятелей при активной поддержке Церкви. Его возглавляет известный общественный деятель Юрий Бондаренко, в нем участвуют депутаты Государственной Думы, ученые, руководитель Издательского отдела Московской Патриархии протоиерей Владимир Силовьев, руководители православных СМИ... Цель участников проекта - вернуть старые наименования городам, улицам и площадям России. К сожалению, до сих пор есть на карте России Свердловская область (особенное кощунство, ведь именно в Екатеринбурге по приказу Свердлова была убита Царская Семья), есть Ленинградская область, есть масса городов, улиц и площадей, носящие имена революционных бандитов. Недавно руководители проекта обратились к московским властям с предложением сделать подарок русскому народу к 90-летию убиения Царской Семьи - переименовать, наконец, станцию метро "Войковская", названную в честь одного из подлых цареубийц. В ответ услышали - это тоже наша история, о которой мы не должны забывать...

Почему бы Русской Зарубежной Церкви не принять участие в этом деле? Может быть, больше будет проку, если мы будем ставить вопросы перед властями совместно? Кстати, их надо ставить, так скажем, тактически грамотно. А то вот недавно выступили с инициативой о реабилитации атамана П.Н.Краснова... Но ведь не с того конца взялись за проблему! Конечно, Краснов не был гражданином Советского Союза, судить его советские власти не имели права, это беззаконие... Но ведь тема Великой Отечественной войны очень сложная и острая, вопрос о тех, кто участвовал в войне на стороне вермахта сейчас нельзя ставить. Есть темы, по которым худо-бедно наметилось согласие в обществе, нет такого разделения, это - террор во время гражданской войны, революция, цареубийство... Надо начинать с них. Пока Ленин лежит на Красной площади, начинать разговор о реабилитации Краснова безсмысленно. Как было бы хорошо, если бы Русская Православная Церковь Заграницей приняла участие в проекте "Возвращение", это ведь настоящая борьба за опамятывание нашего народа!


- Я со своей стороны готов содействовать этому, и, в качестве секретаря нашего Архиерейского Синода готов поднять вопрос на одном из наших заседаний. Я готов и в дальнейшем выступить с этим - только надо знать, как это лучше организовать, чтобы те, от кого это зависит в России, согласились с этим...

- А если обратиться от лица Зарубежной Церкви к Лужкову? Сейчас нужна хотя бы одна серьезная победа, нужен прорыв. К сожалению, сейчас процесс возвращения исторических названий остановился...

- Вот как...

- Да. На "заре демократии" состоялось массовое возвращение названий, в основном, правда, в Москве и Санкт-Петербурге. Причем у нас в Петербурге так и не переименовали те улицы, которые до революции носили имена Царские и Церковные. Скажем есть на карте города вновь улицы Фурштатская, Кирочная, Шпалерная, а вот Сергиевская, Пантелеимоновская, Воскресенская, Николаевская, Знаменская до сих пор носят имена Пестеля, Радищева, Марата, Робеспьера, Восстания...
Участие Зарубежной Церкви в этом деле может дать эффект еще и из-за нашей характерной русской черты, особенно свойственной чиновному люду, как большое доверие к иностранцам. Ведь вы все-таки являетесь иностранцами, а к голосу иностранцев наши власти прислушиваются быстрее...


- Лишь бы прислушивались к русским иностранцам, а не к иностранцам иностранным (смеется).

- Словом, мы ждем более активного участия Русской Зарубежной Церкви в наших российских делах.

- Я с вами согласен.

О "ЕКАТЕРИНБУРГСКИХ ОСТАНКАХ"


- Еще один важный вопрос, не только для России, но и для всего Русского мiра - это вопрос о "екатеринбургских останках". Как Вы, наверное, знаете, в конце августа минувшего года было объявлено, что под Екатеринбургом местные археологи нашли еще одно захоронение. Некоторые газеты уже поспешили заявить, что это - останки Царевича Алексея и Царевны Марии, а некоторые ангажированные деятели уже утверждают, что теперь, мол, если генетическая экспертиза докажет родство этих останков с теми, что захоронены вопреки мнению Русской Православной Церкви в Императорской усыпальнице в Петропавловской крепости, тогда Церковь изменит свою позицию. По всей видимости, предпринимаются попытки к 90-летию убиения Царской Семьи осуществить очередное "царское захоронение", провернуть новый "Акт примирения". Какова позиция Зарубежной Церкви в этом вопросе? Какие действия можно ожидать с вашей стороны?

- Этот вопрос обсуждался на предыдущем заседании нашего Синода. Выступал архиепископ Алипий, который уже после подписания Акта о каноническом общении съездил в Екатеринбург и ознакомился с новыми данными. Надо сказать, что сам он лично придерживается такого мнения, что речь идет о подлинных останках. Но как бы то ни было, мы в этом будем придерживаться мнения, которое разделяет Русская Православная Церковь в Отечестве.

Я лишь напомню, что нам следует подходить к этим "останкам" не только, так сказать, с научной стороны, но и с духовной. И мне думается, правильно сказал в свое время митрополит Виталий, что в старое доброе время, еще в Царской России, когда обретались Св. Мощи, то всегда эти обретения сопровождались какими-то чудесами, и Сам Господь всегда подтверждал, всегда указывал, что это не просто останки, это Святыня. И мне хочется думать, что если это так, должно быть указание Самого Бога.

- Если следствие ведет речь о том, что это Святые Мощи, оно должно учитывать эту тысячелетнюю практику Православной Церкви?

- Да. Не в каждом случае проявлялись чудеса, но обычно так и было: люди, с благоговением относясь к Св. Мощам, всегда получали ясное указание, что это - Святыня, Мощи источали чудеса, от них всегда исцелялись... Это необходимо помнить. Не должно быть чисто научного подхода, подход должен быть благочестивым. Иначе мы наверняка ошибемся.

О СЕБЕ


- В заключение расскажите, пожалуйста, о себе, о своих предках. Как мы знаем, Вы приняли монашеское имя в честь своего предка-новомученика...

- Мне хотелось бы и самому больше узнать о своем предке, но я так и не успел еще совершить паломничество в Вятку, где служил мой прадед - протоиерей Гавриил. Он был настоятелем вятского собора, состоял в родстве с Новомучеником архиепископом Пахомием (Кедровым) [См. о нем http://orthodoxy.org.ua/uk/lyudi_boji/2007/01/26/5371.html].

Как нам удалось установить, мой прадед отказался в свое время принять "Декларацию" митр. Сергия, был за это арестован, и его просто заморили голодом в тюрьме. Нам не удалось установить точно место его захоронения; есть какие-то на этот счет предположения, сестра ездила специально, интересовалась этим вопросом. Ездил и мой двоюродный брат, его даже допустили до архивов, он смог познакомиться с материалами "дела".

А моя бабушка, дочь о. Гавриила, покинула Россию еще во время гражданской войны. Вместе с мужем еще в 1918 году они отправились из Вятской губернии на Восток, а потом оказались в Харбине, в Манчжурии. Мой отец родился в Чите в 1918 году. А мама моя, она немецкого происхождения, из обрусевших немцев, живших в Петербурге, фамилия у нее была Авенариус. Она - родственница некогда хорошо известного исторического писателя Василия Авенариуса.

Харбин - уникальный русский город! Там был 21 храм, жили около 200 тысяч русских, вся, можно сказать, Россия была там представлена в миниатюре. Теперь не так... Когда в конце 40-х годов пришли коммунисты, люди стали уезжать. Мы уехали в Австралию.

- Кстати, ходят разговоры, что ставится вопрос о возвращении Вятке ее исторического названия...

- А что, разве до сих пор не вернули? Разве до сих пор это - город "Киров"?!

- Увы...

- Я познакомился в ректором Московской Духовной Академии архиепископом Евгением, он - уроженец Вятки, а также с владыкой Костромским Александром, он тоже вятский...

- Уроженец Вятки - известный русский писатель Владимир Крупин... Вот собраться бы всем вятским и потребовать вернуть историческое имя городу...
Благодарим Вас, владыко, за беседу. Надеемся на дальнейшее сотрудничество.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 2

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

2. : комментарий от В.В. Тевеназ
2008-12-24 в 23:42

О, если бы знали интервьюэры с каким "интересным" человеком они разговаривают. Думаете зря его сняли с манхетенской кафедры? Истинно заслужил и худшее, да побоялись продолжения раскола о намерении уйти в который сей "пастырь" много прежде говорил с разного рода мелочью под солёную рыбку с ... Так сильно боялся за своё креслице.
1. : комментарий от Александр Болоздыня
2008-03-17 в 09:14

Русский народ понес тяжелую утрату: ранним утром 16 марта 2008 года, в Неделю Торжества Православия, отошел ко Господу митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр, Председатель Архиерейского Синода Русской Зарубежной Церкви, чьими трудами и молитвами восстановлено единство Русской Церкви в 2007 году.

Царство небесное и вечная память владыке Лавру! Русские люди никогда не забудут его вклада в дело возрождения Православной Руси!

Ради светлой памяти Митрополита Лавра и в связи с опубликованным выше интервью с епископом Гавриилом следует вспомнить, что незадолго перед своей кончиной владыка митрополит Лавр дал интервью газете "Православная Москва" (http://www.patriarch...db/text/373748.html , см. также http://www.rusk.ru/st.php?idar=26117 ), в котором он сказал: «Массового исхода из нашей Церкви не было. Большинство наших верующих спокойно и даже с воодушевлением отнеслись к свершившемуся историческому факту - подписанию Акта о каноническом общении.». Чему скромный свидетель и автор этих строк. В свете сказанного некоторым, скажем так, преувеличением выглядит оценка владыки Гавриила негативных последствий этого выдающегося события современности: «воссоединение далось нам, Зарубежной Церкви, дорогой ценой».

В ответ на вопрос о «екатиринбургских останках», похоже, закралось досадное недоразумение. Утвержедние, что «архиепископ Алипий... после подписания Акта о каноническом общении съездил в Екатеринбург и ознакомился с новыми данными» не соответствует действительности. Владыка Алипий не ездил в Россию после подписания Акта, никогда не бывал в Екатеринбурге и ни с какими особенными документами, кроме газетных публикаций, не знакомился. Возможно, речь идет о ком-то другом, но не об архиепископе Алипии Чикагском и Средне-Американском.

В целом, хочется поблагодарить Русскую Линию за инициативу по вовлечению иерархов РПЦЗ в общественную жизнь в Отечестве. Ибо, как справедливо отметил владыка Гавриил, РПЦЗ есть, чем поделиться с соотечественниками.

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме