Пожалуй, впервые за долгие годы бесцветных концертных программ, сопровождавших официозные государственные праздники, слышались красивые мелодии, звучали бравые мажорные марши, лилось русское хоровое пение и даже была исполнена величественная музыкально-хореографическая композиция в стиле оратории в честь Пресвятой Богородицы - Защитницы и Покровительницы Земли Русской. По сцене, блестевшей, как зеркало, маршировали со знамёнами стройные вымуштрованные военные, исполнялись также песни времён Гражданской и Второй Мировой войн, произведения более позднего периода. Впервые, наверное, обошлись без изрядно надоевшей всем Пугачёвой с её фабрикантами, вульгарной Милявской, пошлого смехачества, бесстыдных телодвижений и обнажений, переодеваний мужчин в женские одежды и дикого рокового безумия.
Имели место, правда, некоторые уступки современной моде, к примеру, в лице приглашенной Бони Тайлер и нескольких иных исполнителей, явно не вписавшихся в органичный строй продуманного и кем-то очень умело срежиссированного грандиозного спектакля. Конечно, впечатление во многом диктуется вкусом, а о вкусах, как известно, не спорят, поэтому не буду распространяться о тех или иных исполнителях конкретно, дабы избежать излишнего субъективизма. Безусловно, не все выступавшие были на должной высоте, но сам тон концерта, его дух, стилистика, гармоничность, динамический рисунок воспринимались душой с интересом и не ощущалось прямого отторжения и откровенной пошлости, в отличие от прежних подобных праздничных представлений. По крайне мере, такие чувства имели место в моей семье, представленной людьми разного поколения.
Однако всё было бы хорошо и не вызвало дополнительных вопросов, если бы праздник 23 февраля официально именовался Днём красного защитника Отечества. В таком случае логика концерта была бы совершенно безупречна, и никто бы не задался вопросом: а почему исполняются в основном красноармейские песни и марши, крупным планом всё время демонстрируются будёновки с красными звёздами, проносятся тачанки, скачут конницы, бесстрашно устремлённые на врага (то есть белых)? Но праздник Дня защитника Отечества должен не разъединять, а объединять народ. Ведь вовсе не с 1917 года ведёт счёт история России. И уместно было бы вспомнить и былинных русских богатырей, и Бородино, и сражения Первой Мировой, в которой погибло около 5 миллионов русских ратников, и белых воинов, которые тоже защищали Отечество, борясь за единую и неделимую Россию (нынешний лозунг современных единороссов). Чем не герой, скажем, генерал Владимир Оскарович Капель, последними слова которого были обращены к спасенному им ценою собственной жизни воинству: "Пусть войска знают, что я им предан был, что я любил их и своей смертью среди них доказал это"...И почему бы не исполнить в концертной программе "Коль славен", марши Кавалергардского, Преображенского полков, "гибель Стерегущего", "Скажи-ка дядя, ведь не даром..." и другие патриотические песни и марши Русской Армии и Флота, если, действительно, хотим возродить дух былой славы и величия?
Нет, преодолеть этот барьер, воздвигнутый ещё коммунистами никто так пока и не решается, опасаясь, вероятно, "как бы чего не вышло". И получается почти как у Владимира Ильича: шаг вперёд, два назад. Оттого и сожительствуют в абсурдной несовместимости Петербург и Ленинградская область, Екатеринбург и Свердловск, красные звёзды и царские орлы, станции им. Войкова и площади им. Дзержинского, улицы Землячки, Каляева, Урицкого, Розы Люксембург и улицы, носящие имена подлинных героев России...
И тем не менее, не взирая ни на что, концерт 23 февраля показал реальную возможность решительного освобождения от хлама псевдокультуры и решительного шага в сторону подлинной культуры, ориентированной на лучшие образцы нашего Отечественного наследия.