Вспоминая Никодима Павловича Кондакова

21.02.2008
19.02.2008 в крипте Храма Успения Богородицы на Ольшанском кладбище Праги состоялось возложение цветов и панихида по Никодиму Павловичу Кондакову - русском историке искусства, археологе и историке Византии. Он умер в Праге 17.02.1925 и похоронен на Ольщанском кладбище. Со словом выступили работник Слованской библиотеки госпожа Анастасия Копршивова и известный знаток древнерусской иконы научный сотрудник Ustavu dejin umeni CR госпожа Гана Главачкова. Панихиду достойно отслужил отец Евгений Червинский.

Н.П.КондаковВыдающийся русский историк искусства, археолог и историк Византии Никодим Павлович К о н д а к о в родился 25.11.1844 г. в деревне Халань Новооскольского уезда Курской губернии. Академик историко-филологического отделения Императорской Академии наук. Его основным кругом научных интересов было византийское и древнерусское искусство. Образование получил на историко-филологическом факультете Московского университета, где работал, главным образом, под руководством Буслаева. Состоял профессором Новороссийского, затем Петербургского университетов, а также состоял членом Археологической Комиссии и старшим хранителем отделения средних веков и эпохи Возрождения в Эрмитаже.

В 1898 году избран академиком по отделению русского языка и словесности Академии Наук. В 1901 году был назначен управляющим делами комитета попечительства о русской иконописи. Из его научных поездок особенно богатые результаты для археологии имели: в 1873 году путешествие по Грузии для изучения архитектуры грузинских церквей, в 1875 - 1876 годах - в Западную Европу для изучения миниатюр греческих рукописей, в 1881 году - на Синай для изучения древностей Синайского монастыря и рукописей его библиотеки, в 1884 году - в Константинополь, для изучения его памятников, в 1889 году - на Кавказ, с целью описания ризниц монастырей Мингрелии, Имеретии и Грузии, в 1891 году - в Сирию и Палестину, для изучения христианских древностей Святой Земли, в 1898 году - на Афон и в славянские земли. Учено-литературная деятельность Кондакова охватывает почти все отделы истории искусства.

Надгробная плитаК области классического искусства принадлежат сочинения: "Памятник Гарпий из Малой Азии и символика греческого искусства" (Одесса, 1873, магистерская диссертация), "Греческие терракоттовые статуэтки в их отношении к искусству, религии и быту" (1879) и ряд мелких статей. История византийского и в связи с ним русского искусства составляла и составляет главный предмет научных разысканий Кондакова. Сюда относятся следующие его труды: "Древняя архитектура Грузии" (М., 1876), "История византийского искусства и иконографии по миниатюрам греческих рукописей" (Одесса, 1876, докторская диссертация; то же сочинение по-французски: "Histoire de l'art byzantin consideree principalement dans les miniatures", II., 1886 - 1891), "Путешествие на Синай. Древности Синайского монастыря" (Одесса, 1882), "Византийские церкви и памятники Константинополя" (1886), "Опись памятников древности в некоторых храмах и монастырях Грузии" (СПб., 1890), "Указатель отделения средних веков и эпохи возрождения Эрмитажа" (1891), "Византийские эмали. Собрание А.В. Звенигородского. История и памятники византийской эмали." (ib., 1892, то же одновременно на французском и немецком языках), "Русские клады. Исследование древностей великокняжеского периода" (1898), "О научных задачах истории древнерусского искусства" (1899), "Современное положение русской народной иконописи" (1901), "Памятники христианского искусства на Афоне" (1902), "Иконы Синайской и Афонской коллекций преосвященного Порфирия" (1902), "Археологическое путешествие по Сирии и Палестине" (1904), "Лицевой иконописный подлинник. I. Иконография Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа" (1905), "Иерусалим христианский" (1905), "Изображения русской княжеской семьи в миниатюрах XI века" (1906), "Македония" (1909), "Иконография Богоматери. Связи греческой и русской иконописи с итальянской живописью раннего Возрождения" (1911), "Иконография Богоматери" (том I, СПб., 1914). Совместно с графом И.И. Толстым, Кондаков издал "Русские древности в памятниках искусства" (6 вып., СПб., 1889 - 1899).

Во всех своих трудах Кондаков является глубоким знатоком и тонким исследователем трактуемых им вопросов и большим мастером в деле стилистического анализа памятников, ведущих все свои разыскания на широкой исторической основе. Им введен в научный обиход и тщательно обследован целый ряд памятников, ранее неизвестных вовсе или неправильно оцененных.

После панихидыВ области византийского и древнерусского искусства Кондакову принадлежит особенно видное место в ряду не только современных, но и прошлых исследований: эти отделы истории искусства могут считаться созданными и впервые научно обоснованными Кондаковым. Как университетский преподаватель, Кондаков создал свою школу, и многие из его учеников занимали и занимают теперь профессорские кафедры. Учениками его были Д. Айналов, Е. Редин, Л. Смирнов. Он оказал большое влияние на Н. Лихачева, М. Ростовцева, С. Жебелева, Н. Окунева, В. Мясоедова и других видных историков и историков искусства. Кондаков был в числе организаторов Центра византиноведения - Русского археологического института в Константинополе. В 1901 г. по его инициативе создается Комитет попечительства о русской иконописи. Он участвовал в создании экспозиций икон в Третьяковской галерее и Русском музее, работал экспертом в области реставрации и охраны памятников средневекового искусства.

Годы гражданской войны провел в Одессе и Ялте. С 1920 г. - в эмиграции; сначала в Болгарии, затем в Чехословакии. Профессор археологии на историко-филологическом факультете Софийского университета (1920-1923), Пражского Карлова университета (1923-1925). Почетный член Болгарской Академии наук. Н. П. Кондаков воспитал значительное количество учеников, которыми в 1925 г. был создан в Праге "Семинарий имени Н. П. Кондакова" (Seminarium Kondakovianum), переименованный в 1931 г. в "Археологический институт имени Н. П. Кондакова". Институт издавал "Сборники статей по археологии и византиноведению" и "Анналы" (до 1940 г. было опубликовно 11 выпусков научных трудов института). Главной задачей института была публикация рукописного наследия Кондакова, изучение древнерусского искусства, педагогическая деятельность. Институт просуществовал до 1952 г. Архив Н. П. Кондакова хранится в Литературном архиве Музея национальной литературы в Праге.

Сам Кондаков так охарактеризовал значение своей многолетней деятельности:

"Что касается меня, то я всегда был занят исследованием того, как мир античный, греко-римский преобразовался в мир новый, европейский, и стремился показать, как главная роль в этом процессе принадлежала Византии, восточному центру Европы".

Умер в Праге 17.02.1925 и похоронен 19.02.1925 на Ольшанском кладбище.

Впервые опубликовано на сайте Русская диаспора в Чешской республике

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Последние комментарии
Нельзя осуждать суррогатное материнство
Новый комментарий от Владимир Петрович
09.12.2019
Еще раз о могиле «екатеринбургских останков»
Новый комментарий от казак.бел
10.12.2019
Модернистские потуги или обыкновенное невежество?
Новый комментарий от София7
05.12.2019
Убогая кураевская методология
Новый комментарий от Oldman1312
09.12.2019
Заработала авторизация и форум
Новый комментарий от Разработчик РНЛ
04.12.2019
Протодиакон Кураев примеряет мундир апологета нацизма?
Новый комментарий от Ортодоксос
07.12.2019
«Полуправда хуже лжи» нужно адресовать самому Ю.А. Григорьеву
Новый комментарий от Николай Волынский
28.11.2019