Нерусская история "Западной России"

Текст передачи на радиостанции "Русский край" (Калининград)

Новости Москвы 
0
173
Время на чтение 7 минут
В студии Максим Котов и программа "Оранжевая западня".
В своих передачах мы уже на раз рассказывали о неприглядной истории с учебным курсом "История Западной России", настойчиво проталкиваемым "авторским коллективом" и чиновниками от образования для преподавания в школах Калининградской области в рамках регионального компонента. История эта началась еще прошлым летом, когда в руки независимых историков и краеведов попали "экспериментальные образцы" учебников и методических пособий этого самого "курса", который предполагалось изучать во всех школах с 6 по 11 класс. "Образцы" эти повергли непредвзятых историков в шок. О фактических ошибках, допущенных "авторским коллективом" историков из РГУ им. Канта в этих "учебных пособиях" говорилось не раз и не два. Список этих ошибок с комментариями мог бы составить издание порядочной толщины. Не меньше, наверное, чем сами "учебники".

И это не говоря о явной прогерманской "составляющей" этого учебного курса. Начиная с его, весьма невразумительного названия, - "История Западной России". Непонятно, почему нельзя было назвать учебный курс, к примеру, "Историческое краеведение Калининградской области"? Ведь об истории других западных регионов России в учебниках нет ни слова. Хотя, честнее было бы назвать этот курс "историей Восточной Пруссии и Тевтонского ордена", ведь именно их изучению посвящена большая часть учебников и методических пособий. Ставшие, благодаря стараниям непредвзятых журналистов, историков и общественных организаций, достоянием общественности, эти факты заставили авторов учебников и их заказчиков умерить пыл по внедрению этого учебного курса в школы и даже "вступить в диалог" с оппонентами.

Впрочем, отбивался от критики "авторский коллектив" весьма вяло и неохотно. Дескать, да, ошибки в учебниках имеются, но это же экспериментальный вариант, вот опробуем, соберем все замечания и пожелания, и все исправим и выпустим уже окончательный вариант. Дело-то, мол, нужное, изучать историю региона, к тому же Минобразования РФ приказало вводить "региональный компонент" в учебный процесс. И вообще, все "критиканы" какие-то, свои корыстные цели преследуют, и "большую личную неприязнь" к авторам испытывают, отсюда и все нападки. При этом "по существу предъявленных критиками претензий" авторам возразить было абсолютно нечего.

Понять "авторский коллектив" и заказчиков этих учебных пособий конечно можно. Первые, особо не утруждаясь, выдали "на гора" продукт, за который получили неплохие деньги. Была им охота что-то там переделывать, за это ведь дополнительно никто не заплатит?! Вторым нужно было быстренько отрапортоваться "наверх" об исполнении указаний. Общественность успокаивали обещаниями, что работа над учебниками продолжается.

Не будем подробно пересказывать все перипетии борьбы за историческую правду. Скажем лишь, что, несмотря на вал критики, и предложений не спешить с изданием учебных пособий, изобилующих фактическими ошибками и имеющих, по мнению многих историков, явную "нероссийскую" направленность, учебники эти (якобы исправленные!) были отпечатаны.

Вот так школы области получили оригинальный новогодний подарок: отпечатанный в количестве 6 тысяч экземпляров тираж учебников, рабочих тетрадей и методических пособий для учителей по курсу "История Западной России". Этот тираж был распределён по школам области, и после окончания зимних каникул началось повсеместное добровольно-принудительное преподавание курса, вызвавшего столько споров и нареканий в ушедшем году. Следует отметить, что учебники были направлены и в те школы, которые никогда не высказывали желания участвовать в эксперименте, в которых "История Западной России" в первом полугодии не преподавалась, в которых учителя к преподаванию данного курса никогда не готовились.

Мало того, количество фактических ошибок в этих самых учебниках и пособиях не то что не уменьшилось, а, похоже, даже выросло! А с обложки и титульного листа учебников исчезло всякое упоминание о Калининградской области!

Но, давайте же заглянем внутрь всего лишь одного из томов сего "исторического труда". К примеру, "Методического пособия для учителей. 10-11 классы". Как пишут его составители, учителю предоставляется "достаточный объём информации (документальной, справочной и т.д.), которая, не повторяя материалы учебника, поможет ему подготовиться к уроку, прочитать лекцию, провести беседу, разработать собственные индивидуальные и коллективные задания для школьников". Пособие это призвано дать учителю "ключ к поиску нужной информации по истории края, расширит его методическую оснащенность, будет способствовать внедрению деятельного подхода в обучении, в том числе через организацию и поощрение самостоятельной работы школьников".

Методическое пособие открывается подборкой документов, касающихся наиболее значимых событий и проблем в истории области с 1945 года до наших дней. Однако, ознакомившись с перечнем помещённых в нём документов, испытываешь недоумение. Первые восемь документов периода 1945-1947 годов (приказ военного коменданта города и крепости Кенигсберг, постановления Военных советов 3-го Белорусского фронта и Особого Военного округа, Указ Верховного Совета СССР, Постановления Совета Министров СССР, письмо Сталину секретаря Калининградского обкома, Постановление Политбюро ЦК ВКП(б)) - дают материал о проблемах и трудностях создания Калининградской области, организации на её территории мирной жизни и хозяйственной деятельности. Но, любопытно, что на этом сей блок документов завершается. И далее тематика меняется коренным образом. Последующие документы, помещённые в пособии, относятся к кругу интересов довольно малочисленной, но активной группы калининградцев, относящих себя к деятелям культуры. Возможно, составители методического пособия сделали таким образом реверанс в сторону Совета по культуре при губернаторе. Так, девятый документ, уже 1952 года, касается зоопарка, десятый - мероприятий по учёту и сохранению памятников истории, археологии, искусства и культуры. Целых четыре последующих документа касаются разборки руин Королевского замка, ещё два - строительства Дома Советов, ещё один - сохранения стен кафедрального собора... Затем идут документы о штормовых разрушениях Калининградского побережья в 1981 году, о судне "Витязь", опять о памятниках истории и культуры. Затем начинается блок документов о зоне, тогда ещё не игорной, а свободной.

Такое впечатление, что вся послевоенная жизнь нашей области крутилась вокруг "культурных мероприятий", а экономические и политические "составляющие" истории оказались выведены "за рамки" курса.

Что же осталось за этими "рамками"? А вот здесь уже возникает серьёзная претензия к составителям методического пособия:

- совершенно непонятно отсутствие в вашем пособии ВАЖНЕЙШИХ ДОКУМЕНТОВ, обосновывающих права России на территорию Калининградской области;

- совершенно очевидно негативное влияние на общественное сознание калининградцев факта анклавности области, отрыва её от основной части России. Окружение НАТО, Евросоюзом, поездки в Москву с загранпаспортом, проблемы с визами, литовская пропаганда "Малой Литвы" и "Караляучуса", возникновение местечкового сепаратизма - всё это способствует появлению у местных жителей чувства неопределённости, неуверенности в завтрашнем дне. Конечно, федеральный центр прилагает усилия для обеспечения связи Калининградской области с основной частью России. Тех же школьников на каникулах регулярно возят в Москву, по Золотому кольцу, в Санкт-Петербург... Но составители методического пособия по курсу "История Западной России" не в ногу идут! Или им не понятно, что и для калининградского учителя, и для калининградского школьника гораздо важнее иметь в своём распоряжении конкретные документы, обосновывающие их право на эту землю, чем обрывок статьи о пятилетии Калининградского зоопарка?!

Итак, каких источников и каких международно-правовых актов лишили учителей составители данного учебного пособия? Что бы следовало поместить в нём в первую очередь, чтобы у учителя, а затем и у ученика сложилась объективная картина событий, приведших к ликвидации германской Восточной Пруссии и включению Янтарного края в состав России?

Прежде всего:

- записи бесед 27 ноября и 7 декабря 1941 года премьер-министра Великобритании Черчилля с послом СССР, на которых Черчилль предложил идею раздробления и разоружения послевоенной Германии и отделения от неё Восточной Пруссии.

- текст предложения Сталина на переговорах в Москве с министром иностранных дел Великобритании Иденом об отделении Восточной Пруссии от Германии и передаче на срок в 20 лет Кенигсберга Советскому Союзу в качестве гарантий возмещения убытков от войны. Текст ответного предложения Идена.

- стенограмму заседания 1 декабря Тегеранской конференции 1943 года, на котором президент США Рузвельт предложил официально обсудить вопрос о возможности расчленения Германии, а Сталин предложил передать русским незамерзающие порты Кенигсберг и Мемель, указав, что исторически это - исконно славянские земли.

- текст послания Сталина Черчиллю от 4 февраля 1944 года,

- текст послания Черчилля Сталину 27 февраля 1944 года;

- материалы Берлинской (Потсдамской) конференции 1945 года в части, касающейся передаче СССР Кенигсберга и прилегающего к нему района;

- текст закона, принятого в 1947 году Союзным Контрольным Советом в Германии о ликвидации прусского государства;

- тексты двухсторонних договоров между СССР, ФРГ, ГДР, Польшей в части, касающейся принадлежности СССР Калининграда и прилегающей территории;

- раздел "Нерушимость границ" Заключительного акта Совещания в Хельсинки в 1975 году руководителей 33 европейских государств, США и Канады;

- Договор об окончательном урегулировании германских проблем, подписанный 12 сентября 1990 года в Москве министрами иностранных дел ФРГ, ГДР, Франции, СССР, Великобритании и США.

Составители методического пособия для учителей 10-11 классов по курсу "История Западной России" проигнорировали эти важнейшие международно-правовые акты, касающиеся судьбы Калининграда и прилегающего к нему региона. Нашлось место в пособии и для зоопарка, и для Королевского замка, и для Дома Советов... Вполне обоснованно предположить, что в результате занятий по данному курсу и учителя, и ученики будут программироваться на проблемах Королевского замка и им подобных. Однако объяснить даже самим себе, почему эта земля - российская, не смогут. Тем более не смогут дать отпор литовским националистам, германским ревизионистам и местечковым сепаратистам.

И вот такое ущербное пособие с однобоко представленным материалом сегодня внедряется в калининградские школы!

Надеемся, одного этого примера достаточно для того, чтобы наши слушатели поняли, какой "подарочек" для наших детей преподнес "авторский коллектив" историков, "изготовивший" сей учебный курс. Хотелось бы заметить, что мы, в отличие от некоторых критиков учебников "Истории Западной России", не считаем, что проблему можно решить, просто исправив все фактические ошибки в учебниках и методических материалах. На наш взгляд "авторский коллектив" изначально выбрал неправильную концепцию этого курса, сделав основной упор на углубленное изучение истории иностранного государства и рыцарского ордена, бывших на протяжении многих лет врагами Российского Государства и очень мало внимания уделил именно русским и советским страницам истории нашего края.

Остается надеяться, что у "государственных мужей" хватит мужества и объективности признать этот "эксперимент" неудачным и объявить конкурс на создание действительно российского курса "Историческое краеведение Калининградской области", изучая который наши дети, не только получали некий "набор знаний по истории", но становились бы настоящими патриотами России.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
На картошку!
Новый комментарий от Советский недобиток
20.04.2024 10:53
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Сталинист
20.04.2024 10:52
Россия в борьбе с западным спрутом
Новый комментарий от Дмитриев
20.04.2024 10:33
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
20.04.2024 09:40
«Победить нашу страну извне невозможно»
Новый комментарий от Владимир Николаев
20.04.2024 09:22