Приведенные в выступлениях участников секции свидетельства позволяют сделать вывод, что организаторы "православного Альфа-Курса" систематически вводили в заблуждение архиереев и священнослужителей Русской Православной Церкви Московского Патриархата. При внедрении программы "православного Альфа-Курса" произошло смещение заявленных аспектов: вместо адаптации протестантского содержания к православным формам миссии внедрялся типично неопятидесятнический опыт, замаскированный в православные миссионерские приемы (организация трапез, искренний диалог и т. д.).
В своей деятельности игумен Евмений (Перистый) следует принципу эзотеризма, когда к "новым формам духовности" приобщается лишь самый близкий круг его единомышленников, когда только "избранные" "принимали Духа", говоря на "языках" и принимая "откровения".
Рассматриваемый "православный аналог" "Альфа-Курса" имеет следующие существенные признаки неохаризматического движения:
- стремление к сверхъестественным переживаниям (когда ожидается, что присутствие Бога можно почувствовать физически), ожидание чудес и откровений от Бога;
- убеждение в том, что христианин должен процветать физически и в финансовом отношении, следуя "позитивному мышлению" (т. н. "Теология процветания" как характерный атрибут учения неохаризматического "Движения веры");
- использование музыкальных инструментов на молитвенных собраниях;
- исполнение человека Духом Святым предполагает экстатические состояния, в частности, глоссолалию;
- неохаризматический сленг и полное отсутствие указаний на молитвенный опыт призывания помощи Божией Матери и угодников Божиих.
Немаловажным является факт распространения на указанных курсах радикальных экуменических идей, способствующих формированию ложных экклесиологических принципов, подрывающих веру в Единство и Кафоличность Церкви Христовой. Это привело к самому тесному (вплоть до молитвенного и евхаристического) общению с неохаризматами (в частности, с таким известным проповедником, как Павел Савельев, и адептами харизматической секты "Роса", а также других сект, входящих в объединение "Харизма") и ориентацией на опыт латвийской харизматической секты Алексея Ледяева "Новое поколение". Кроме того, есть свидетельства о негативных последствиях применения "Альфа-Курса" в виде распада православных семей и возникновения душевного нездоровья.
У нас, как православных людей, подобные действия игумена Евмения (Перистого) и его сообщников вызывают чувства возмущения и протеста.
Ситуация усугубляется еще и тем, что игумен Евмений (Перистый) и его ближайшая сподвижница Н. В. Пономарева позиционируют свою деятельность как якобы имеющую отношение к Миссионерскому отделу Русской Православной Церкви, что вводит в смущение православных христиан. До принятия соответствующего решения по этому вопросу мы призываем духовенство Русской Православной Церкви воздержаться в своей миссионерской деятельности от использования названных методик.
До сих пор действиям игумена Евмения (Перистого) не дана должная богословская и каноническая оценка, в связи с чем мы обращаемся к священноначалию Русской Православной Церкви с просьбой дать оценку деятельности в 2003-2007 гг. организаторов православного аналога "Альфа-Курса" ("Альфа и Омега" и новое название "Путь").
Обращение принято единогласно 122 участниками секции и по их поручению подписано рабочим президиумом секции в составе:
Архиепископ Элистинский и Калмыцкий Зосима
Профессор А. Л. Дворкин
Протоиерей Александр Новопашин (Новосибирск)
Священник Лев Семенов, кандидат исторических наук, доцент
30 января 2007 г.
г. Москва