Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Объединяющая роль православной духовности в вопросах военно-патриотического воспитания

Игумен  Иоанн  (Ермаков), Русская народная линия

Патриаршее подворье в Сокольниках / 02.02.2008


Вступительное слово на секционном заседании XVI Международных Рождественских образовательных чтений (Москва, 2008 г.) …

Ваше Преосвященство, досточтимый владыко, дорогие отцы, братья и сестры!

Глубокоуважаемые участники и гости XVI Международных Рождественских образовательных чтений!

В качестве эпиграфа - не только своего выступления, но и всей нашей сегодняшней встречи хотел бы предложить заголовок публикации о деятельности одной из военно-патриотических организаций. Это короткие, простые, но очень глубокие слова: «НЕПРИКОСНОВЕННЫЙ ЗАПАС - ДЕТИ ОТЧИЗНЫ».

Игумен Иоанн (Ермаков)Не случайно, уже не первый год мы собираемся, чтобы обсудить вопросы, связанные с военно-патриотическим воспитанием. Каждый, кто задумывается о будущем Отечества и о сегодняшнем положении дел, понимает острую необходимость укрепления единства, независимости, жизнеспособности, обороноспособности России, восстановления народного духа и национального самоопределения.

Воспитание подрастающего поколения - вопрос стратегический без всяких метафор. Это вопрос сохранения и преумножения самого главного потенциала страны, более важного, чем все ее материальные богатства. А для того, чтобы осуществлять духовно-патриотическое воспитание, нужно отчетливо понимать: патриотами чего должны стать наши дети, защитниками каких ценностей и каких идеалов.

И этот принципиальный аспект необходимо прояснить задолго до разговора о методике, технологиях и механизмах воспитания. И только определившись отчетливо и однозначно концептуально-идеологически, можно будет решать важнейшую и весьма ответственную задачу - каким именно общественным, государственным и негосударственным институтам и структурам можно поручать и доверять те или иные участки на этом фронте.

Именно фронте, потому что и в геополитическом и в культурном и в экономическом и в идеологическом и, даже, в бытовом направлениях - в отношении России давно и методично проявляется недружественная экспансия. А у нас, все-таки есть собственные задачи. И решать их - нам, а не наследникам Алена Даллеса или Бжезинского, не тому, кто спит и видит на этой Земле лишь колонию своих хищных интересов - будь он житель России или другой страны.

Важнейшим аспектом воспитания подрастающего поколения является его духовно-патриотическое воспитание. Именно этому вопросу, на мой взгляд, должно уделить особое внимание наше собрание.

С учетом сказанного, неизбежно приходится констатировать, что патриотическое воспитание не может рассматриваться вне контекста основных ориентиров общества и государства, вне НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕИ или представлений о нашем с вами самоопределении в широком смысле.

Речь не идет о создании новых идеологических продуктов. Напротив - речь о признании актуальности базисных духовных и нравственных ценностей России, как многовековой цивилизации. И трудно переоценить важность этой темы в отношении становления еще не обретших собственного стержня юных поколений. Восстановление и осмысление системы и иерархии общенациональных ценностей важно для людей всех возрастов, но прежде всего - для молодежи.

Чтобы понять, какие необходимы усилия в деле патриотического воспитания, нужно иметь представления о том, что есть молодежь и что стало с нами и с подрастающим поколением.

По выражению Ф.М.Достоевского «... молодежь... есть именно тот возраст, в котором всего легче и беззащитнее можно подпасть под извращение идей». При ближайшем рассмотрении понятие «молодежь» оказывается очень сложным, многосоставным.

В Словаре Владимира Ивановича Даля встречаем такое определение: «молодость - пена на играющих напитках; молодь, молодизна - пена на недобродившем пиве...» Это отсылает к пониманию молодости, как бродильного элемента в обществе, чему отвечает не только социальная неустроенность юношества, но и особый склад психики.

Исторические события периода перестройки и социально-психологическая ситуация в России 90-х годов характеризовались кризисом идентичности, а выражаясь проще - потерей лица. Такое случается и с отдельным человеком, и с народом, когда на смену старой жизненной стратегии не приходит новая. Произошло обесценивание дорогих для прошлых поколений символов, идей, концепций, идеалов, и как следствие - примитивизация до уровня потребительской модели жизни. В 90-е годы небывалых масштабов достигла в среде молодежи социальная апатия. По данным проводившегося в 1998 году опроса, почти у 36% молодых людей возникали мысли о самоубийстве. Свыше 60% опрошенных отрицали наличие у них идеала.

В эти годы многие молодежные общественные организации и государственные структуры, вместо попыток разобраться с кризисом ценностей, занимались работами, обеспеченными западными грантами, в которых имитировалось формирование в российской молодежной среде «цивилизованных» представлений о целях и принципах общественной жизни.

К числу таковых относились начинания, связанные с созданием в условиях учебных заведений и молодежных структур образцов демократической организации. Несколько позже основным предметом отчетности перед грантодателями стали программы по насаждению в России «толерантности» западного типа. Излишне говорить о том, что все это, как правило, не способствовало преодолению молодым поколением кризиса идентичности, а скорее загоняло болезнь вглубь.

В эпоху разрушения ценностей возникает духовная и интеллектуальная пустота, до конца заполнить которую суррогатами невозможно. На такое опустошение в обществе возникает реакция отталкивания от происходящего и тяга к возвращению утраченного. Такая тяга отразилась в массовом стихийном патриотизме молодых людей в начале двухтысячных годов.

Не удалось полностью изменить отношение к старшим, традиционное для России отношение к бедности и богатству, воспитать презрение к бедным и восхищение богатыми. Ценность семьи остается в определенной степени привлекательным и значимым ориентиром. Таким образом, не все молодое поколение идет на поводу у сил, разрушающих традиционные системы ценностей. Есть избранная часть, меньшинство, которое несет в себе потенциал высокого сопротивления.

Хотелось бы подчеркнуть, что создание стройной и выверенной модели духовных и нравственных ценностей - дело перспективное. Условия для создания и утверждения в среде подрастающего поколения такой модели еще сохраняются. У нас есть еще несколько лет, чтобы выправить кривую падения традиционных ценностей а также высоких жизненных интересов и мотиваций личности. Зависит это сегодня, главным образом, от старшего поколения, от государства и общественных институтов.

Для того, чтобы остановить процесс обесценивания «человеческого капитала» нации, необходимо осуществить погружение нынешнего подрастающего поколения в принципиально иную социокультурную ситуацию, отличную от сегодняшней.

В принятой в 2006 году государственной Стратегии молодежной политики в режиме невнятного «винегрета» приведен набор ценностей: здоровье, труд, семья, толерантность, права человека, Родина, патриотизм, служение отечеству, активная жизненная и гражданская позиция и ответственность. Любопытно при этом, что Стратегия предписывает их не отстаивать, не создавать, не осваивать, а «популяризировать средствами социальной рекламы» (как будто они уже реализованы и укоренились в нашем обществе как взаимосвязанные приоритеты). Такой чисто технологический подход не содержит намека на систему или тем более иерархию ценностных приоритетов. Дело в том, что он отражает принцип мировоззренческой капитуляции перед сложными вопросами бытия, - в ситуации подобного хаоса ценности вообще растворяются и исчезают. Очевидно и болезненное бегство от национальной традиции.

Одной из стержневых ценностей должна стать духовная суверенность России. Высший идеал самодостаточности, включающий обладание собственной религиозной идентичностью, своими принципами устроения государства и общества. Суверенность есть одна из высших форм осуществления свободы - национальной и личной.

Другой ценностью является Русская нация, понимаемая как подоснова и базис культуры и цивилизации. Русская история дала тип духовно-политической нации, сверхнациональной по своему составу и принципам устройства - коалицию, добровольный союз великороссов и иноэтнических меньшинств. Высокой ценностью у нас всегда считалось сохранение народами своего лица, интеграция их в Россию без потери себя.

Еще один из приоритетов - это равенство входящих в Россию народов, которым обеспечивается единый уровень прав и обязанностей (неколониальный характер империи - в отличие от западных моделей). Вместе с этим идет и такая ценность как священность традиционных верований народов России для всей России. В этом проявляется традиционная российская ценность веротерпимости.

В области социальных ценностей стержневым принципом выступает социальная правда - высший духовно-политический идеал России, который подразумевает верность целому спектру непреходящих высших ценностей, выработанных русской цивилизацией. К этим ценностям относятся: гармония слоев общества, защита беднейших и слабейших, политическое представительство сверху от лица всей нации.

При этом гармоничная, воспитанная личность наделена такими чертами как способность на самоограничение, выносливость, выдержка, готовность дать отпор, противостоять внешнему давлению, личная справедливость, честность, неприятие неправды и лицемерия, милосердие, терпимость, великодушие, сострадательность, сбережение своей культуры, языка, наследия прошлого, среды обитания.

Предстоит создать систему воспитания и образования, которые будут формировать носителей ответственного сознания, отстаивающих свои ценности и сознающих себя мировыми лидерами в области культуры и знания. Поэтому так важно чувствовать гордость за свою великую культуру.

Сегодня появилось немалое число всевозможных структур, претендующих на свою роль, а то и на монополию в деле патриотического воспитания подрастающего поколения. При этом, зачастую, молодежь механистически «делят» на слои, возрастные, социальные, культурные, образовательные группы. И каждой такой группе предлагаются свои утилитарно-прикладные условия развития. Готовят или функционера, или призывника, или спортсмена, или военного специалиста.

Но, прежде всего, нужно воспитать гражданина и патриота,- того, кто останется им вне зависимости от положения в обществе, условий жизни и профессионального выбора.

Когда циничные либеральные псевдоидеологи пытаются навязать в качестве российского ориентира идеалы пресловутой современной западной цивилизации, возникает недоумение. Зачем нам отрекаться от своего богатейшего исторического наследия и отбрасывать свою страну назад? Да, именно назад, ибо куда более совершенный, (чем нынешний западный образец), мистический дворец Римского права пал перед величием, духовной и нравственной глубиной христианства.

Идея приоритета прав человека (в сегодняшней суррогатно-лукавой интерпретации) никак не выше христианских ценностей. И,так называемому, свободному цивилизованному миру нечего на это возразить. Вспомним недавнее выступление Святейшего патриарха Московского и Всея Руси Алексия Второго на сессии Парламентской ассамблеи Совета Европы в Страсбурге, состоявшееся в октябре прошлого года.

Значение этого события трудно переоценить. Трибуна двойных стандартов и спорных истин на короткое время стала трибуной слова, пробуждающего совесть и утверждающего христианские ценности. И для нас, православных людей особенно радостно, что это слово прозвучало из уст Предстоятеля Русской Православной Церкви. Святейший Патриарх отметил: «Любой честный исследователь истории Европы засвидетельствует, что благодаря христианскому отношению к человеку было осуждено и уничтожено рабство, сформировалась процедура объективного суда, вызрели высокие социально-политические стандарты жизни, определилась изящная этика межличностных отношений, получили развитие наука и культура. Более того, сама концепция прав человека... возникла не без влияния христианского учения о достоинстве человека, его свободе и нравственной жизни.» За тем, как вы помните, в своем слове, произнесенном в самом центре западной либеральной цивилизации, Предстоятель Русской Православной Церкви подверг глубокому христианскому анализу современные ценностные ориентиры секулярного общества, дал нелицеприятную оценку многим тенденциям сегодняшнего «свободного» мира, отметил «губительный для европейской цивилизации разрыв взаимосвязи прав человека и нравственности».

Выступление Патриарха обнажило те проблемы, без решения которых Европе грозит гибель, и явилось громом в информационном поле «ясного» неба либерально - самоуверенного западного мира. То, о чем молчали лидеры Государств, открыл европейскому обществу голос Церкви. И никто, повторюсь, не смог ничего возразить. У кого же мы должны учиться, где черпать силы и вдохновение - в своем великом прошлом или в чужом спорном настоящем?

Еще один аспект, о котором необходимо сегодня сказать.

Нередко за воспитание российских детей и подростков берутся структуры, недружественные России. Структуры эти получают финансовую поддержку, как правило, за рубежом. И задачи свои они получают тоже за рубежом.

Все мы помним агрессивное внедрение в российские школы учебного курса «Мой мир и я», начавшееся в 1992 г. при поддержке ряда федеральных чиновников. В тысячах школ в десятках регионов перешли на систему так называемого «нравственного воспитания» по этому идеологическому сборнику, разработанному тоталитарной, социально-опасной, деструктивной сектой Муна. Речь идет о пропаганде курса, толкующего личность и общество в откровенно извращенной и пошлой форме. При попустительстве Министерства образования России на идеологических семинарах антинациональной и преступной секты побывали десятки тысяч человек.

А уроки по сексуальному воспитанию российских школьников, подготовленные Международной Федерацией планирования семьи и её российскими филиалами?! Уничтожение романтики, нормального чувства стыдливости, подмена представлений о любви информацией о физиологических деталях с малого детства, пропаганда проституции, фактически фашистская программа, направленная на сокращение численности населения (не будем углубляться - об этом много писалось). Разве все эти ролевые игры и распределение противозачаточных средств среди шестиклассников происходили без ведома государственных мужей, лишенных, видимо, патриотической воспитанности? И где была забота об интересах Государства, когда в российские школы вводился курс валеологии, пропагандирующий учение сектантского движения Нью-Эйдж». Курс продвигался представителями секты и не встретил сопротивления со стороны бдительных чиновников от образования, без которых и «муха» в школьную программу не залетит.

Сегодня появилась еще и уродливая псевдорелигиозность корпоративных восточных и западных бизнес-сообществ. Да мало ли претендентов, желающих незаконно занять «свято место», которое, как известно, пустым не останется.

В этом же поле находится и, с позволения сказать, воспитующая роль масс-медиа западного образца.

Вспомним одну из первых телевизионных игр - шоу «Большой Брат» Джона де Мола (1999). За ним последовали десятки проектов с похожей схемой игры: «На чердаке», «Слабое звено» (в России наиболее известны из них - «За стеклом» и «Дом»). По мнению британского социолога Зигмунда Баумана, суть этой игры воспроизводит для обывателя центральный принцип всей современной жизни, который он формулирует следующим образом. «Успеть вытеснить других, пока не вытеснили тебя), - вот главный принцип успеха»

В этих играх мы имеем дело не с чем иным как моделированием тотального общества хищников. Бауман пишет: «Каждый из игроков должен стараться мобилизовать всю свою сообразительность, чтобы... добиться влияния на окружающих (от которых следует тут же избавиться, как только эти дружба и влияние выполнят свою функцию)».

Таким образом, паразитический характер существования «успешного человека» в обществе «нового типа» рассматривается как норма.

Коротко вспомним статистику проблемных тенденций.

Общая численность молодежи и подростков в России (от 14 до 30 лет) составляет более 32 млн. человек - 23% населения страны. Этот процент с каждым годом будет уменьшаться. Соответственно, сокращается и доля работающего населения. Согласно опросам руководителей предприятий, проведенному «Левада-центром», в РФ опасно падает качество выпускников вузов, наблюдается резкое, ухудшение уровня подготовки молодых специалистов. Налицо явное оскудение человеческого капитала в Российской Федерации. Если эта тенденция не будет переломлена, скоро некому будет развивать экономику страны.

В России коэффициент молодой смертности один из самых высоких в мире. По данным МВД РФ, около 70% потребителей наркотиков (до 6 млн. человек) - подростки и молодежь, причем половина - из обеспеченных семей.

У нас огромная подростковая преступность. В начале прошлого года министр внутренних дел Нургалиев сделал заявление о том, что сегодня в России порядка 2-х миллионов детей-беспризорников, которые находятся вне сферы воспитания семей, детских домов или иных форм попечения. До 8 млн. живут в так называемых социально неблагополучных условиях, то есть - это дети и подростки, растущие в криминальной среде. От четверти до трети будущих граждан России живут в условиях социального дна.

Вдумайтесь в эти цифры. 10 млн. будущих граждан России - это люди, которые живут вне рамок того, что они считают социальными условностями. Об их патриотизме говорить не приходится. Это - орда, криминальное нашествие, которое не сможет остановить ни армия, ни силы правопорядка, ни гражданское общество.

Многие из упомянутых рисков коренятся в кризисе российской семьи. В 1991 году, во время падения союзного государства советская семья была уже очень слабой, частично разрушенной. В 90-е годы ситуация значительно усугубилась. Кризисные явления в жизни семьи многообразны и, прежде всего, имеют причины нравственного порядка. В частности, почти полностью утратилось представление о верности супругов и нерасторжимости брака; супружество, воспитание детей стали восприниматься как тяжкое и нежелательное бремя; подорвана традиционная иерархия семейных взаимоотношений; культ пресыщения и потребительства снизил социальный престиж семьи.

При всем этом, на сегодняшний день ситуация с молодежными структурами и государственными проектами в стране может быть описана как «фрагментарность и пассивность».

Возвращаясь к основной теме выступления, хочу еще раз напомнить, что лишь традиционные духовные основания могут стать фундаментом для формирования здорового общества, для воспитания гражданина и патриота СВОЕЙ страны, а не случайного населения некоторой территории. Православие, хотят этого или не хотят противники участия Церкви в жизни всего общества, явилось основанием российской культуры и важной составляющей культуры общемировой. И сегодня, как воздух, необходимо возвращение духовно-нравственных основ в систему образования и воспитания ради сохранения исторического наследия нашего Отечества, ради воспитания представлений о свободе совести, уважения к религиозным взглядам живущих здесь народов. Нельзя научить человека уважать чужую культуру, не научив любить и понимать собственную.

Немало появилось желающих спекулятивно, ложно истолковать принцип отделения Церкви от Государства. Этот принцип, прежде всего, предполагает невмешательство Церкви в дела государственных органов управления, а Государства во внутренние дела Церкви. После долгих десятилетий тотального и грубого давления и вторжения атеистической власти в жизнь каждого монастыря, каждого храма - православные первыми «голосуют» за отделение, то есть за возможность осуществлять свободное исповедание. Но важно понимать, что отделение Церкви от Государства не означает её отделение от общества, от народа, от права на созидательную роль, которая не раз послужила спасению России в тяжелые времена. Во многих странах, на которые мы так любим ровняться в деле построения демократии, давно поняли, что человек религиозный, нравственный, культурный (а слово культура, как известно, имеет своим происхождением культ) закономерно является наиболее добропорядочным, законопослушным и честным гражданином. В то же время,Патриотизм без религиозной категории - зачастую извращен.

Сегодня Россия остро нуждается в активном поколении,- поколении развития. Пора положить предел практике манипуляции молодежью. Чтобы выжить, России необходимо мотивировать своих молодых людей реальной мотивацией, реальными стимулами. Они должны почувствовать себя наследниками великой страны, включая и духовные, и материальные ценности.

В своем интеллектуальном росте молодым необходимо сделать ставку на образование высочайшего класса. Все высшее образование в России должно включить в себя помимо специальных знаний мощный гуманитарный компонент. В своей работе «Образовательная революция» выдающийся исследователь молодежи И.А. Ильинский справедливо писал: «Что такое в сути своей гуманитарно необразованный человек? Такой человек в конечном счете не может занимать осмысленную гражданскую позицию, проявлять гражданскую активность. Это прекрасный объект для идеологических и политических манипуляций, функционер, слепой исполнитель. Специально образованный раб».

Духовно-патриотическое воспитание сегодня - это совершенно необходимый заслон в концептуально-информационной войне, которая ведется против России, против будущего нашего народа. Известно, что США за последние 15 лет в 4 раза увеличили расходы на разработку, изготовление и приобретение средств информационного оружия, которое может заменить или превзойти «физическое» оружие массового поражения. Информационные войны позволяют уничтожать личность или народ целиком, не производя механических разрушений. Общество может потерять способность к политической, культурной, национальной самоидентификации. Мы часто недооцениваем тот факт, что современная разновидность информационных войн решает не только «ближние» пропагандистские задачи, но и задачи снижения демографического потенциала страны, изменения психоэмоционального типа нации, направления культуры и самосознания народа по другому пути.

Для манипуляции и управления, для экономического и политического порабощения народа, против которого ведется информационная война, необходимо деморализовать его, заставить забыть о своем великом прошлом, утратить религиозные, нравственные и культурные ориентиры. Тогда народ перестанет быть народом. И самое простое - оторвать население страны с самого детства от его корней. Тогда дальнейшие манипуляции общественным сознанием и «промывка мозгов» станут тривиальной задачей.

Самобытность народа, его неповторимый облик, нравственный и культурный багаж - все это восходит к историческому опыту и национальным корням. Для России, как и для многих стран бесспорным является тот факт, что именно в религиозных традициях формировались искусство, образ мышления, становление науки и собственно государственность. И ведущая роль в формировании народа на нашей земле вне всякого обсуждения принадлежит Православию. Разве мыслима Россия без Андрея Рублева и Сергия Радонежского, без святых благоверных князей Александра Невского и Димитрия Донского, без монастырей, давших начало образованию, ставших оплотом патриотизма и воинской доблести, без Святителей, вдохновлявших народ на ратные подвиги и жертвенное служение Отечеству? И если мы хотим, чтобы молодое поколение было поколением граждан России, а не поколением граждан мира или подданных желудка, то должны понимать: подросток, живущий в стране, где само Государство обязано Православию своим происхождением и становлением, имеет право знать правду об истории, культуре и традиции своего народа, имеет право стать сопричастным опыту предков, имеет право быть воспитанным в духе бережного, внимательного и уважительного отношения к собственным истокам, этическому и эстетическому наследию. Когда мы вообще говорим о воспитании, не следует вести речь лишь о совокупности информации или эрудиции или поведенческих навыков. Следует в первую очередь позаботиться о формировании духовно, нравственно и интеллектуально здорового человека, о выборе ценностных ориентиров.

В свете событий последнего периода, вынужден сказать еще об одной неблагоприятной тенденции. Не прекращаются попытки различных кругов (расшатывающих и Церковь и Государство) найти свою немалую нишу в воспитательных и образовательных процессах. К сожалению, на наших глазах проявляются и в церковной среде ростки неообновленческих и полусектантских объединений, подобных «Альфа-курсу», официальная церковная оценка которых уже неоднократно звучала. Пользуясь отсутствием элементарной просвещённости общества и методиками деятельности тоталитарных сект, лидеры таких новообразований собирают вокруг себя преимущественно молодежь, формируя новые маргинальные группы, страдающие культурным и духовным нигилизмом. Нужно ли говорить, какой вред это наносит патриотическому воспитанию?

Как отмечают эксперты, «Альфа-курс» восходит к сектантскому пятидесятническому движению и является составной частью так называемого западного «харизматического возрождения». Это движение необходимо расценивать, как попытку внедрения в Церковь и общество ложной духовности - шаманизма. Духовная практика «Альфа-курса» не соответствует каноническим нормам Православной Церкви. Деятельность подобных структур оборачивается внедрением оккультных практик и порождает активное неприятие традиционных форм благочестия. Многочисленные публикации православных, католических и традиционно-протестантских апологетов и миссионеров свидетельствуют о духовной деградации лиц, прошедших программу «Альфа-курсов».

Следует трезво понимать и еще одну проблему. В настоящее время патриотическое воспитание нередко считается сугубо внутренним делом военных. Да, у Русской Армии большая история высокого патриотического духа, образованности, мужества, воспитанности. Кроме того,

в дореволюционной России существовал институт военного духовенства. В СССР была серьезно поставлена идейно-политическая подготовка. А сегодня? Некий вакуум, который выгоден кому угодно, только не России. К сожалению, подчас, складываются ситуации, когда воспитатели сами нуждаются в воспитании и просвещении. И речь не только о случаях, когда тот или иной офицер не имеет ни идеологической, ни духовной почвы под ногами и не может привить призывнику или срочнику жертвенную любовь к Отечеству. Не секрет, что в воинские структуры стремятся проникнуть всевозможные деструктивные культы. И некоторым это удается. Так, проамериканские сайентологи успешно находят себе адептов в среде элитных подразделений. Необходимо при этом вспомнить, что наибольшая часть тоталитарных сект имеет головные организации в США, а ряд из них активно взаимодействует с американской разведкой.

Что же предпринято государством и обществом в отношении патриотического воспитания молодежи?

Надо сказать, что в российском обществе было и есть на кого опереться. Сохранились энтузиасты, несмотря на неблагоприятные условия, выжили в 90-е годы и продолжают действовать клубы военно-патриотического воспитания, военно-спортивные и гражданско-патриотические организации. Усилиями увлеченных людей развиваются клубы поисковиков, исторической реконструкции, военно-спортивных игр, организации, занимающиеся поддержкой малообеспеченных семей, ветеранов войны и труда, дружины поддержания общественного порядка и защиты окружающей среды и др.

О том, насколько непросто осуществлять программы духовно-патриотического воспитания в условиях современных реалий, мне хорошо известно не только по результатам исследования общей ситуации, но и по ежедневной практике межрегиональной детско-юношеской «Ассоциации Витязей», которая получила благословение Святейшего Патриарха, и духовником которой я являюсь.

На данный момент в области патриотического воспитания существуют огромные диспропорции между низовой активностью и тем посылом, который получает наше общество сверху. Процессы депатриотизации, начавшиеся в конце 80-х годов, продолжаются до сих пор и поддерживаются многими тенденциями в других сферах нашего общества.

Патриотизм как высшая ценность и принцип, к сожалению, не являются подлинным ориентиром а тем более критерием деятельности для правящей элиты и органов государственной власти.

В информационной сфере. Патриотический компонент занимает в современном российском информационном пространстве лишь незначительное место, проявляется эпизодически - конъюнктурно, постоянно подвергается негативному воздействию, изощренно трансформируется. Информационное взаимодействие между субъектами патриотического воспитания является очень слабым, единое информационно-патриотическое пространство отсутствует. Большинство СМИ являются антипатриотическими, проводниками космополитизма и западничества.

В научной сфере. Многие важнейшие проблемы патриотизма и ПВ не решены и не решаются. Потенциал соответствующих научных и образовательных учреждений, особенно гуманитарных, как правило, не реализуется. Педагогическая наука фактически игнорирует патриотический компонент в воспитании в системе образовательных учреждений страны. Вместо патриотизма нередко утверждается лжепатриотизм в различных разновидностях.

В правовой сфере. Отсутствует единая правовая база существования и функционирования субъектов патриотического воспитания.

В сфере программно-реализационной деятельности. Госпрограмма «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2006-2010 гг.» и разработанные на ее основе программы в некоторых министерствах, ведомствах, а также регионах характеризуются слабой системностью, непроработанностью, неопределенностью в отношении главных приоритетов и целей, низкой эффективностью механизма реализации. Соответствующие министерства и ведомства - главные исполнители Госпрограммы, реализуют лишь незначительную часть своего потенциала.

Координация и управление деятельностью по ПВ. Определенные усилия по обеспечению координации и управлению деятельности исполнителей Госпрограммы в рамках ее реализации осуществляют Росвоенцентр (в отношении некоторых министерств, ведомств, органов, организаций и регионов - в большей или меньшей степени), а также отдельные министерства и ведомства (Минобороны, Федеральное агентство образования) и некоторые регионы. Однако, системного, постоянного, эффективного механизма координации и управления этой деятельностью нет, особенно на горизонтальном уровне - между министерствами, ведомствами, органами и организациями, даже ветеранскими; между регионами и между объединениями патриотической направленности.

Финансирование ПВ является не только недостаточным, но просто мизерным. Причина - в негативном отношении к этой деятельности в Правительстве РФ и прежде всего в Минфине. На пятилетнюю Госпрограмму этим ведомством выделено менее 400 млн. руб. из федерального бюджета. Естественно, таких средств явно недостаточно не только для развития, но хотя бы для продолжения деятельности по ПВ на минимальном уровне. В большинстве субъектов РФ, которые являются дотационными, финансирование ПВ является недопустимо низким, а в ряде случаев - отсутствует вообще. Внебюджетные источники, спонсорская помощь имеют очень слабое распространение.

Учебно-материальное обеспечение деятельности основных субъектов ПВ, является неудовлетворительным. Изменений к лучшему, за исключением отдельных регионов, объединений и организаций (за счет административно-финансового ресурса, спонсорства и сверхусилий отдельных энтузиастов) нет. Использование учебно-материальной базы и соответствующих средств Минобороны, МВД, МЧС, РОСТО как правило затруднено и обусловлено многочисленными ограничениями. В отсутствие системного и централизованного обеспечения данная проблема давно стала проблемой самовыживания для тех, кто непосредственно осуществляет работу по ПВ на местах.

Все перечисленное позволяет говорить о крайней недостаточности, непоследовательности и половинчатости мер, принимаемых государством в сфере воспитания патриотизма. Современный российский чиновник вспоминает про патриотизм в связи с юбилеями или когда речь заходит о внешних угрозах. Масштаб охвата населения упомянутыми госпрограммами хорошо виден по данным, которые показал проведенный год назад опрос ВЦИОМ (декабрь 2006). Этот опрос выявил всего 2% россиян, которые участвуют в патриотических программах, клубах, фестивалях и конкурсах. Эта цифра ниже пределов статистической погрешности, заявленной самими социологами (3,4%).

Сотни военно-исторических и военно-спортивных клубов уже не первый год успешно заняты духовно-патриотическим воспитанием подрастающего поколения. Это и епархиальные, и приходские, и абсолютно светские организации. Как правило, они держатся не на программном финансировании, не на директивах из министерств и не на грантах. Они живы энтузиазмом и бескорыстной преданностью своему делу воспитателей и руководителей. Совсем не просто возжечь и удерживать интерес в детском сердце. И опыт действующих клубов чрезвычайно полезен и важен для тех, кто только начинает или ищет формы работы.

Для обмена таким опытом нам нужно наладить постоянное методическое и информационное взаимодействие. При этом ни Церковь, ни Министерство Обороны, никто другой не должны навязывать всем единые рамки или грубо вмешиваться в работу тех, кто уже что-то делает. Не следует и дублировать друг друга в данных начинаниях. У каждого - свой участок и своя специфика. И роль Церкви, на мой взгляд, здесь совершенно особая.

Отрадно, что существуют признаки понимания этой роли со стороны руководителей страны. В частности, Президент Российской Федерации В.В.Путин отметил: «Без Христианства, без Православия, без возникшей на их базе культуры вряд ли состоялась бы Россия. Поэтому сегодня, когда мы вновь обретаем себя, ищем нравственные основы нашей жизни, очень важно, очень полезно и своевременно возвратиться к этим первоистокам.... Для России это принципиальный вопрос, и, опираясь на Православные принципы, мы в состоянии будем укреплять нашу страну сегодня и в будущем».

Задачей наших воспитательных усилий является формирование гармонически развитой, здоровой в физическом, морально-нравственном отношении, духовно полноценной молодёжи, имеющей активную жизненную позицию и развитое патриотическое сознание.

В заключении, хотел бы напомнить слова выдающегося русского мыслителя Ивана Ильина. Он писал: «Здоровая государственность и здоровая армия невозможны без чувства собственного духовного достоинства, а русский человек утверждал его на вере в свою бессмертную, Богу предстоящую и Богом ведомую душу: вот откуда у русского человека то удивительное религиозно-эпическое и спокойное восприятие смерти - и на одре болезни, и в сражении... Этим духом и держалась Россия на протяжении всей своей истории, и отпадения ее от этого духа всегда вели ее к неисчислимым бедам. Поэтому верить в Россию, значит принимать эти глубокие и великие традиции, укореняться в них и уверенно строить на них ее возрождение. И вот когда западные народы ставят нам вопрос, почему же мы так непоколебимо уверены в грядущем возрождении и восстановлении России, то мы отвечаем: потому что мы знаем историю России, которой вы не знаете, и живем ее духом, который вам чужд и недоступен. Мы утверждаем духовную силу и светлое будущее русского народа в силу многих оснований, из коих каждое имеет свой особый вес и кои все вместе ведут нас в глубину нашей веры и нашей верности».
Впервые опубликовано на сайте Патриаршего Подворья храма Рождества Иоанна Предтечи в Сокольниках



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме