"Трудно привыкнуть к тому, что жизнь кончена"

Рецензия на "военный" дневник Л.А.Тихомирова

Новости Москвы 
0
173
Время на чтение 7 минут
Обложка Дневника Л.А. ТихомироваМировоззрение и идейное наследие Л.А. Тихомирова (1852-1923), проделавшего непростой путь от революционера-народовольца до теоретика русского консерватизма не перестает привлекать внимание историков. Ему посвящаются статьи и монографии [1]; с завидным постоянством переиздаются его работы [2]. Тихомиров даже стал одним из главных героев художественных произведений [3].

Интерес к этой неординарной личности вполне объясним: Тихомиров, по большому счету, так и остался до конца непонятым современниками. Бывшие соратники, после того как Лев Александрович сделал крутой поворот вправо, поспешили провозгласить своего недавнего лидера сумасшедшим (В.Н. Фигнер), списав эволюцию его политических взглядов на "физическое изменение его мозга" (А.П. Прибылева-Корба) [4]; а монархисты, в стан которых он перешел, даже спустя долгие годы после этих событий продолжали относиться к нему как к "скрытому врагу самодержавия", "предателю и изменнику" [5].

В данном контексте рецензируемое издание (Дневник Л. А. Тихомирова. 1915 - 1917 гг. / Сост., пред., комм. и прим. А.В.Репников. М., 2008. - 440 с.), подготовленное доктором исторических наук А.В.Репниковым, приобретает особое значение. Часть из обширного Дневника Л.А. Тихомирова, извлеченная исследователем из Государственного архива Российской Федерации [6], охватывает период с 1915 по 1917 годы. Этот источник позволяет существенно расширить представление о мировоззрении Тихомирова, дает возможность взглянуть на него еще с одной стороны, проследив новый виток эволюции политических взглядов Льва Александровича, произошедший в последние годы существования самодержавия.

Историкам хорошо известно, что фрагменты из дневника Тихомирова за 1883-1895 гг. публиковались в 1927 году, а в начале 1930-х гг. в "Красном архиве" была опубликована часть записей, относящаяся к периоду первой российской революции. После долгого перерыва, обращение к дневникам Тихомирова произошло в 2000-е годы. Фрагменты дневника за 1901, 1905 и 1912-1917 гг. были опубликованы в 2002 г. в сборнике, посвященном юбилею С.В. Фомина, а Г. Николаевым были подготовлены две публикации, включавшие фрагменты за 1899-1904 гг. [7] И теперь, благодаря кропотливому труду А.В. Репникова, у читателя появилась возможность ознакомиться с полным текстом дневника Льва Александровича за 1915-1917 гг.

Публикацию текста предваряет обстоятельный вступительный очерк, в котором дается развернутая панорама жизни Тихомирова, раскрываются его взгляды в контексте исторической эпохи, приводятся интересные характеристики, данные ему современниками (А.Д. Михайловым, Г.И. Успенским, К.Н. Леонтьевым, А.В. Богданович и др.). Следует признать, что написанный в увлекательной и при этом научной форме, очерк Репникова имеет самостоятельную научную ценность и, является прекрасным дополнением к дневнику. Уточним, правда, одну важную деталь. На с. 5 предисловия автор пишет: "...Он (Тихомиров. - А.И.) познакомился с уроженкой г. Орла, Екатериной Дмитриевной Сергеевой, учившейся на фельдшерских курсах, и летом 1880 г. использовав фальшивый паспорт, обвенчался с ней. Отметим, что вопреки неписаной революционной традиции, брак Тихомирова был не только официальным, но и закреплялся церковным обрядом венчания...". Не оспаривая примечательности предпочтения революционером законного брака "гражданскому сожительству", все же отметим, что подчеркивание того, что брак Тихомирова "был не только официальным, но и закреплялся церковным обрядом венчания", является лишним, так как по законам Российской империи иного способа зарегистрировать брак законным путем (с вытекающими отсюда имущественными и другими последствиями) для людей, приписанных к православному вероисповеданию (т. е., всех русских), было просто невозможно. Впрочем, эта частность нисколько не умоляет достоинств статьи А.В. Репникова, среди которых следует выделить высокую научную объективность автора, многоплановость и разносторонность привлеченных исторических источников.

Что же касается самого дневника Тихомирова, то он позволяет принципиально по-новому взглянуть на сложную и неоднозначную фигуру этого человека. Проникнутый духом глубокого и небеспричинного пессимизма, дневник раскрывает сокровенные переживания его души, выпукло и честно обнажает "неудобные" для монархиста проблемы, фиксирует переживания за судьбу России. "Трудно привыкнуть к тому, что жизнь кончена", - такими словами открывается одна из январских дневниковых заметок Тихомирова 1915 года [8]. "Я все менее начинаю верить в добрый исход войны. У нас государственные люди очень плохи, очень плохи", - отмечает он далее [9].

Значительный интерес представляют свидетельства Тихомирова и об экономическом кризисе, который застал его в Москве. Широко известно, что в годы Первой мировой войны правые политики выдвигали одним из основных требований к правительству скорейшее разрешение вопроса о резком подорожании предметов первой необходимости, или как тогда говорили, предметов "тепла и пищи". "В Москве становится очень трудно жить. Все страшно дорого, или даже совсем нет, - свидетельствует Тихомиров, - У нас дров нет. <...> Эти дурацкие губернаторские запрещения вывоза заморозят Россию хуже, чем немцы. <...> Уже хоть бы тепло поскорее дал Бог. Тогда останется только вопрос о пище. У нас создается внутренней блокадой то, что в Германии внешней, и может быть, мы себя заморим успешнее, чем Германию. <...> Правительство наделало столько зла, сколько не сделал бы и умный неприятель" [10]; "Я молюсь Богу спасти нас от наших могущественных врагов, и правду сказать - моя единственная надежда на Бога. Сама по себе Россия не представляет сколько-нибудь достаточных умственных сил. Все средне, ординарны, ни единого исключения ни в правительстве, ни в "парламентском" мире, ни в общественных кругах, ни, увы, даже в армии" [11]. И вдруг, - проблеск чисто русского оптимизма: "Ну авось Господь как-нибудь поможет" [12]. Впрочем, отмечал Тихомиров, "христианство в нашем государстве уже стало лишь стертой и выцветшей вывеской прошлого, но пока висит эта заржавелая вывеска, - все еще теплится какая-то надежда на возрождение" [13].

В дневнике мыслителя представлены практически все приметы времени, периода Первой мировой войны. Это и патриотические манифестации, и антинемецкие погромы, успехи и неудачи Русской армии, провалы российской дипломатии, шпиономания и многое другое. Наряду с констатацией фактов, Тихомиров не избежал и ретрансляции самых невероятных слухов и сплетен, будораживших российского обывателя. В частности, на страницах дневника зафиксированы сведения (которые, впрочем, сам автор, оговариваясь, называет "болтовней публики") о якобы отравившемся "изменнике" С.Ю. Витте или о "шпионаже" жены военного министра В.А. Сухомлинова.

Однако самое ценное, на наш взгляд, это размышления Льва Александровича о себе самом и прожитой жизни. "Лично для меня, - писал он, - <...> все, что со мной делается, - составляет нечто без смысла и без цели. Может быть, и есть какой-то смысл, но мне он неизвестен. Это очень курьезно. Весь век я имея цели, и ставя их себе, и думая, будто бы я для чего-то нужен на свете... Не мог себе представить иного конца как тот, что я умру на каком-то деле, на "своем посту"... И вот эти "дела" и "посты" исчезли, как мыльные пузыри... <...> Прежде я даже воображал, будто я что-то "сделал", написал... Оказывается, что все это нуль, иллюзия <...> Весьма курьезно - 63 года прожить, с такой странной иллюзией. А ведь меня в нее вводили десятки очень умных людей. <...> Стало быть, Богу было угодно попустить моей жизни сложиться столь бесплодно. А теперь единственный живой вопрос - чтобы дал мне Господь спасение души" [14].

Оставаясь монархистом, Тихомиров весьма критично относился к личности последнего Русского Императора, критикуя его за "безволие", отсутствие четкого государственного плана, колебания и упрекая за то, что тот находится "под башмаком" у жены. Неудивительно, что к 1917 году, Тихомиров уже не верил в возможность сохранения самодержавия. Признаваясь, что он "часто ломает голову" над вопросом, как можно спасти монархию, он в итоге резюмировал: "не вижу средств". После Февральской революции мыслитель заключал: "Увы, не имею я уже силы помогать родине <...>. Смотрю только на эту страшную картину развала и ничего не могу сделать <...>. Тут нужен гениальный деятель, который бы умел понять идею времени и положения и осуществить ее, не допуская страну до развала. А такого деятеля нет" [15].

В заключение отметим, что подготовленный А.В. Репниковым труд не только заметно облегчит ознакомление с наследием Л.А. Тихомирова, но и существенно расширит представление о его взглядах в последние годы существования царской России, что должно послужить очищению портрета этого крупного мыслителя и общественного деятеля от последующих "наслоений", когда под влиянием идеологических факторов, историки и публицисты давали мировоззрению Тихомирова едва ли не взаимоисключающие оценки.

ПРИМЕЧАНИЯ:

[1] Милевский О.А. Лев Тихомиров: две стороны одной жизни: Монография. Барнаул, 2004; Начапкин М.Н. Малоизвестные страницы русского консерватизма. Л.А. Тихомиров: Жизнь и мировоззрение. Екатеринбург, 2007. Подробнее см.: Репников А.В. Тихомиров Л.А. // Общественная мысль России XVIII - начала ХХ века: Энциклопедия. М.: РОССПЭН, 2005. С.533-536.
[2] Тихомиров Л.А. Монархическая государственность. СПб., 1992, (последующие издания - М., 1999, М., 2004, М., 2006); Его же. Религиозно-философские основы истории. М., 1997; Его же. Критика демократии. М., 1997; Его же. Христианство и политика. М., 1999; Его же. Апология веры и монархии. М., 1999; Его же. Тени прошлого. М., 2000; Его же. Церковный собор, единоличная власть и рабочий вопрос. М., 2003 и др.
[3] Давыдов Ю.В. Глухая пора листопада. М., 1996; Михайлов О.Н. Забытый император. М., 1996; Яковлев А.И. Корона и крест: Сцены российской церковной жизни конца XIX - начала XX века. М., 2005.
[4] Репников А.В. Предисловие // Дневник Л.А. Тихомирова. 1915-1917 гг. М., 2008. С. 7.
[5] Там же. С. 10
[6] ГА РФ. Ф. 634 (Тихомиров Л.А.).
[7] См.: Воспоминания Льва Тихомирова М.,-Л., 1927; 25 лет назад (Из дневников Л. Тихомирова) // Красный архив. М.,-Л., 1930. Т. 1-5; Из дневника Л.А. Тихомирова // Красный архив, М., 1933, Т. 6; М., 1935. Т. 5-6; М., 1936. Т. 1-2; Фомин С. Из дневника Л.А. Тихомирова (Москва. 1901, 1905, 1912-1917 гг.) // …И даны будут Жене два крыла. Сборник к 50-летию Сергея Фомина. М., 2002; Николаев Г. Эсхатологический триптих // Эсхатологический сборник. СПб., 2006.
[8] Дневник Л.А. Тихомирова. 1915-1917 гг. С. 37.
[9] Там же. С. 41.
[10] Там же. С. 47.
[11] Там же. С. 87.
[12] Там же. С. 268.
[13] Там же. С. 151.
[14] Там же. С. 54-55.
[15] Там же. С. 360; 361.
Рецензия написана для журнала "Вестник РГНФ".
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Иванов
Первая Пасха Первой мировой войны
Как отмечали Светлое Христово Воскресение в 1915 году
17.04.2023
«Это был очень искренний человек»
Вместе с тем, история В.М.Пуришкевича — назидательный рассказ о том, как незаурядный, одарённый человек в силу личных амбиций невольно стал одним из могильщиков того дела, которому служил
24.01.2020
Все статьи Андрей Иванов
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии