Виктор Григорьевич Дауров (Громыко) родился в канун Крещения - 18 Января 1948 года по Р.Х. в знаменитом забайкальском селе Даурия. Отсюда и звучный творческий псевдоним писателя.
Родился Виктор в семье русского военного офицера, крещенного, православного, но все же - советского дисциплинированного офицера, и потому, видимо, Виктор не был сразу крещен(1). Но всепронизывающая благодать Крещения Господня, вселенская благодать Великой Агиазмы, безусловно, повлияла на жизненную и творческую судьбу новорожденного Виктора. Да и отцовские родители, из раскулаченных белорусских крестьян, из села Большие Громыки под Гомелем(2), высланные в Сибирь, в Забайкалье, были людьми глубоко верующими, хотя службе сына повредить остереглись.
С Виктором Григорьевичем я знаком только заочно и всего полтора месяца... Откликнулся как-то - не очень деликатно, высокомерно даже - на читательском форуме рассказа В.Г.Даурова "Калики перехожие". Виктор Григорьевич смиренно послал для меня письмо на "Русскую Линию", чтобы уяснить суть моих претензий. И у нас, благодаря главному редактору "Русской Линии" Анатолию Дмитриевичу Степанову, завязалась оживленная переписка. Первым делом Виктор Григорьевич пригласил меня с семьей, с детьми на Рождество Христово приехать к нему в Суздаль... Вот так - ни с того, ни сего: на Рождественского гуся. Отмечу не без гордости (прости, Господи), и сам рассказ "Подарили мне гуся, золотого...", по личному признанию автора, родился на основе одного из его писем ко мне. Золотой гусь В.Г.Даурова, подобно Золотой утке Братьев Гримм, просто притягивает к себе все новых и новых людей...
Приехать в гости к Виктору Григорьевичу и его супруге в этот раз мы, к сожалению, не смогли. Но зато современная русская литература в результате нашего неприезда обогатилась исключительно красочной и сочной вещью. А так бы приехали, поели гусика, и все тут... Финита птичке. Теперь даже съеденный, литературный Золотой гусь через годы, во времена благоприятные для Руси, вместе со своими живыми собратьями будет гоготать и предостерегать граждан Третьего Рима, каких опасностей им надо остерегаться пуще всего.
Как потом выяснилось, с творчеством Виктора Даурова я неплохо был знаком по публикациям на "Русской Линии". Однако, по читательской безпечности, не связывал читанные вразнобой материалы с личностью одного автора.
Особенно мне запомнился с первого раза его очерк со спокойным заголовком и вызывающим подзаголовком: "Когда и кем град Суждаль был построен. Знала ли Русь в древности Платона и Аристотеля? Чем изумили Андрея Первозванного русские бани? Кто из потомков Ноя основал город Суждаль?".
Некоторый внутренний спор когда-то вызвал его очень интересный очерк "Есть ли Пророки в нашем Отечестве? 12 Декабря - день памяти монаха-прозорливца Авеля". Но пусть этот спор так внутренним и останется, не для юбилейных заметок он.
Видимо, и другие разногласия у нас были бы возможны, но то, что свой узнал своего - как в нашем случае - для меня сие несомненно. Мiр действительно тесен, если учесть, что еще у нас с Виктором Григорьевичем есть общие знакомые по Литературному институту имени Горького, который Дауров закончил в 1979 году.
Да к тому же Виктор Григорьевич многолетний представитель в Суздале Общероссийского общественного движения "Россия Православная", хорошо знает его лидера - Александра Ивановича Буркина, с которым я, в свою очередь, сотрудничаю более одиннадцати лет.
А когда раб Божий Виктор принял Святое Крещения в 1988 году (в год Тысячелетия Крещения Руси), то бывал на службах Высокопреосвященнейшего Иоанна, Архиепископа Куйбышевского (Самарского), когда Приснопамятный Владыка Иоанн служил иногда в Тольятти. В одном из писем ко мне Виктор Григорьевич вспоминает:
"Митрополит Петербургский и Ладожский Иоанн (Снычев) - наш Самарский и Сызранский раньше был. И я часто был на службах этого замечательного Владыки в Казанском храме в Тольятти. Помню, бабушки (сейчас они уже поумирали все), те еще, довоенной "выпечки", говорили, показывая на него (а он идет, допустим, кадит по периметру храма): "Вон, святой иде, святой, смотрите". И действительно, впечатление от его старческой поступи было незабываемое".
Владыку я лично увидел несколько позже - в Сентябре 1992 года, хотя еще с Августа началось сотрудничество: от проводников с вокзала относил его материалы в "Советскую Россию". Получилось, что и через Владыку что-то родственное, свое связывает нас с Виктором Дауровым...
Как признался сам Виктор Григорьевич, сейчас он несколько стыдится "языческого периода" своего творчества. Книги, вышедшие до его воцерковления, он прячет во втором ряду книжного шкафа. Поэтому я ничего не могу сказать о его "предварительном" творческом пути. Пусть его коллеги по Литинституту говорят и пишут об этом. Но В.Г.Дауровым как профессиональным писателем, переводчиком и редактором было сделано очень много. Сейчас В.Г.Дауров (Громыко) главный редактор научно-популярного журнала "Владимирский земледелец".
В его нынешней - фактически документальной прозе, уже далекой от беллетристики, сразу видна рука настоящего художника, мастера слова и слога. Умение строить речь своих персонажей вдруг не рождается. Приходит это только с длительным и трудоемким литературным опытом. И тогда даже неимоверно длинные диалоги, с постоянными "спотыканиями" (естественными для живого разговора), читаются как совершенно гладкое описательное повествование. Не всякому драматургу под силу одолеть такие объемы живой речи. А у Виктора Даурова это происходит КАК БЫ само собою, между прочим, словно с диктофона записал и выложил на бумагу. Не-е-ет, дорогие читатели! Это большой писательский труд, помноженный на талант от Бога. Из диктофона ничего, кроме "тык-мык", не получится!..
Диалог - очень древний жанр, и вполне самостоятельный, отдельный от драматургии. Видимо, его родоначальником был Платон. В Средневековье в нем блистал Ульрих фон Гуттен. У нас - философ Владимир Соловьев... Сейчас редко кто пишет в жанре диалога. Каждый такой - настоящий опыт - в нашей художественной литературе мы должны ценить и приветствовать.
Главная особенность дня рождения Виктора Григорьевича: всегда - в Сочельник, всегда - в строгий Пост. Празднование начинается уже 19-го - в Крещение Господне. Но, по древним уставам, юбилей празднуется не менее года. Пусть же этот предстоящий год нашего юбиляра будет годом Господней удачи и достатка, срастворенных с радостью каждодневного творчества.
Чрезвычайно рад такому знакомству с Виктором Григорьевичем Дауровым, которое, надеюсь, вскоре перерастет в очное. Хочу пожелать активному автору "Русской Линии" побыстрее возобновить выпуск своих книжных сборников уже с новыми - не языческими произведениями. Дай Бог Вам, Виктор Григорьевич, меценатов, спонсоров, безкорыстных издателей на это благое дело. Также хочу пожелать доброго здравия, необъятных творческих сил и благоприятных условий для спокойной писательской работы! Многая, долгая и благая Вам лета на самой прекрасной Русской Земле!
Москва, 4/17 Января 2008 года по Р.Х., память 70 Апостолов Христовых
ПРИМЕЧАНИЯ
1. Как раз в начале 1948 года вновь изменился курс партии по отношению к Церкви: явных гонений не было, но некоторые Владыки и священники, особенно из числа тех, которые прибыли из эмиграции - например, Владыка Нестор (Анисимов) - оказались в лагерях и ссылках. А в среде советских чиновников и, естественно, среди офицеров была усилена атеистическая пропаганда и возродились различные прещения за проявления даже "бытовой" религиозности.
2. Оттуда же, кстати, происходил и известный советский министр иностранных дел.