Возможна ли автокефалия Молдавской Церкви?

0
265
Время на чтение 4 минуты
Вероятным исходом церковного противостояния между Москвой и Бухарестом может стать автокефалия Молдавской Православной Церкви. Об этом 10 января в интервью информационному агентству РЕГНУМ заявил молдавский политолог, руководитель информационно-политического портала Ava.md Виталий Андриевский. По словам эксперта, "нельзя исключать, что это игра местных церковных иерархов, в которую румыны втянуты для решения данной проблемы".

Конфликт вокруг деятельности т.н. "Бессарабской митрополии", самочинно созданной Румынской Церковью на канонической территории Московского Патриархата, длящийся на протяжении более 15 лет, разгорелся в течение нескольких последних месяцев, после того как Румынский Патриархат определил создание в составе "Бессарабской митрополии" четырёх новых епархий, одна из которых должна располагаться на территории Приднестровья. О возможной автокефалии Молдавской Церкви как способе решения конфликта впервые высказалось молдавское информационное агентство ИНФОТАГ в своём редакционном комментарии. Причём, согласно комментарию агентства, эту идею давно вынашивает президент Молдовы Владимир Воронин и ряд иерархов Молдавской Церкви. Никаких подтверждений или опровержений этой информации со стороны самого президента или его администрации не последовало.

Затем на сайте Moldovatoday.Net появились две публикации молдавского политолога Олеся Стана на одну и ту же тему: "Путь к преодолению раскола - автокефальная Православная Церковь Молдовы": "Эту борьбу, я считаю, надо немедленно прекратить. В противном случае церковный раскол может стать последним ударом по единству молдавской нации и прекратить ее и без того шаткое существование. А для этого Молдавская Православная Церковь, по сути, уже автономная, должна стать истинно национальной молдавской церковью, получить самостоятельность и полное самоуправление, то есть добиться статуса автокефальной церкви, как в свое время, в конце 19-го века, этого добилась румынская церковь".

По мнению Олеся Стана, "независимая и самостоятельная Молдавская Православная Церковь, если таковая состоится, сможет стать мощным консолидирующим институтом для молдавской нации, который защитит духовную сферу нашего народа от притязаний как Румынии, так и России". Сегодня, полагает автор, Молдавская Православная Церковь "стала достаточно взрослой, чтобы выйти из под материнской опеки РПЦ и продолжить самостоятельное развитие". При этом аппетиты сторонников молдавской автокефалии распространяются и на каноническую территорию Украинской Православной Церкви: "Кстати, и о распространении своего духовного влияния на исконно молдавские земли Южной Бессарабии и Северной Буковины, на которые претендует Румынский патриархат, тогда можно будет подумать".

Наконец, в бой за автокефалию МПЦ включились действующие молдавские политики. Лидер Христианской партии гуманистов Молдовы профессор Ион Мереуцэ, недавно с треском проигравший выборы мэра Кишинёва, заявил 11 декабря на пресс-конференции в "Интерфаксе", что возглавляемая им партия выступает за независимость от Московского и Румынского патриархатов. Это, по его мнению, "позволит разрешить конфликт, который длится многие годы между митрополией Молдовы и "Бессарабской митрополией" Румынского патриархата": "Все мы христиане, у нас один и тот же Бог - зачем же нужно ненавидеть друг друга!".

В действительности, автономия Молдавской Православной Церкви тождественна отрыву живой ветви от материнского древа. Молдавская Православная Церковь возникла в 1992 году на основе Кишинёвской митрополии Русской Православной Церкви и получила автономный статус в составе Московского Патриархата. История МПЦ началась в 1813 году, когда, после присоединения Бессарабского края к России, все приходы в Бессарабии решением Синода Русской Православной Церкви были объединены в единую епархию "со статусом митрополии и экзархии". В 2002 году указом президента Молдовы Владимира Воронина была создана правительственная комиссия по празднованию 190-летия митрополии Кишинёвской и всея Молдавии, но стараниями политиков-румынистов это празднование было позорнейшим образом сорвано.

По словам молдавского историка Василия Стати, "Святейший Синод Русской Православной Церкви объединил все приходы, захваченные части молдавской духовной территории к востоку от Прута, воссоздав и укрепив Православную Церковь Всея Молдовы; организационно восстановил, усовершенствовал и утвердил иерархические структуры Молдавской Православной Церкви, создавая Митрополию Кишиневскую и Хотинскую. Чего нельзя сказать о Запрутской Молдове, оставшейся на произвол турок, фанариотов, австро-венгров, греческих церковников. В 1813 году, впервые после 1484 года, историческая, политико-административная, духовная территория Пруто-Днестровской Молдовы вновь составила одно целое (за исключением Буковины), образуя единую православную паству, пасомую одним пастырем".

Но ещё большим свидетельством живой, неразрывной связи Молдавской митрополии с матерью - Русской Церковью является ратный труд тех великих пастырей, которые её возглавляли, которые трудились на различных епархиальных должностях, и чьи имена навсегда вписаны в историю как Русской, так и Молдавской Церквей. По крайней мере трое из них - митрополит Петроградский Серафим (Чичагов), митрополит Ташкентский Арсений (Стадницкий) и архиепископ Костромской Никодим (Кротков) - были причислены к лику Святых Новомучеников и Исповедников Российских. Надлежит упомянуть и подвижническую деятельность уроженца Молдавии, архиепископа Екатеринбургского Викентия (Мораря), трудами которого создан первый в России православный спутниковый телеканал "Союз".

В 1992 году, несмотря на усиленные действия прорумынских националистов, в том числе и в среде священноначалия (все они впоследствии стали соучастниками "Бессарабского раскола"), подавляющее большинство духовенства Кишинёвско-Молдавской митрополии высказалось за сохранение Молдавской Церкви под омофором московского Патриархата. В 2000 году митрополит Кишиневский и всея Молдавии Владимир (Кантарян) стал постоянным членом Синода Русской Православной Церкви.

Откол Молдавской Церкви от матери - Русской Православной Церкви будет ударом ножом по живому, по единой истории русского и молдавского народов, по судьбам миллионов людей. Когда-то независимости Православной Церкви в Америке от Русской Православной Церкви предшествовала деятельность церковных "обновленцев", а затем - раскольничья деятельность Платона (Рождественского). История повторяется. Попытка раскола в Молдавской Православной Церкви и её последующей автокефалии, как и участившиеся попытки создания "поместной украинской церкви", представляют собой часть плана по разрушению матричного кода единой православной цивилизации. Российская православная общественность должна отнестись к попыткам нового молдавского раскола со всей серьёзностью и сделать всё максимально возможное для поддержки тех иерархов Молдавской Церкви, которые занимают свою последовательную и непримиримую позицию по отношению к церковному расколу. Таким, в частности, является епископ Тираспольский и Дубоссарский Юстиниан, неоднократно заявлявший, что Тираспольская епархия останется в составе Русской Православной Церкви "при любом раскладе".
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Букарский
«Это крик души региона»
Участники съезда депутатов в Приднестровье намерены обратиться за помощью к России
28.02.2024
Сталин с позиций великодержавного прагматизма
Отклик на статью П.В. Тихомирова
26.02.2024
За единую и неделимую русскую историю!
Доклад на круглом столе Института стран СНГ «80-летие восстановления Патриаршества в 1943 году»
08.09.2023
Все статьи Владимир Букарский
Последние комментарии
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:11
Молекулярно-генетические экспертизы екатеринбургских останков, найденных в 1991 году
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
19.04.2024 05:47
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Победа45
19.04.2024 05:29
Высока у подвига цена
Новый комментарий от Советский недобиток
19.04.2024 04:27
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55