itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Бумерангом по кресту

Как "президентскую" церковь захватили сторонники президента

0
227
Время на чтение 7 минут
Не радостным оказался конец уходящего года для земляков президента Украины - хоружевцев. В день св. Екатерины - небесной покровительницы его жены - прихожане Екатерининской церкви, построенной его братом, впервые молились на улице под промозглым декабрьским небом.

Сельсоветом Хоружевки храм, изначально принадлежавший Украинской Православной Церкви Московского Патриархата был передан религиозной организации, в свое время успевшей первой "благословить" тогда еще кандидата в президенты Виктора Ющенко.

Впрочем, и хоруживские православные никогда не оставляли молитв ни за здравие Виктора Андреевича, ни за упокой его матери Варвары Тимофеевны. Община во главе с настоятелем церкви отцом Геннадием даже поддержала "народного кандидата" на Майдане. Идиллия союза трона и алтаря в отдельно взятом селе так и продолжалась бы, не учреди в 2007 году владелец агрофирмы "Хоруживка" (по сути - бывшего колхоза) Петр Ющенко вместе с советником Виктора Ющенко Александром Саганом* всеукраинское объединение "За Помiсну Украiну" (именно так пишется название организации на ее официальном веб-портале). Своей целью ЗаПУк обозначила поддержку президентской инициативы о создании единой церкви. А чтобы было кому объединяться с канонической церковью и в Хоружевке, по инициативе председателя сельсовета Нины Левченко была срочно образована новая община религиозной организации "Украинская православная церковь киевского патриархата": как водится, подписи "за" были собраны среди самых зависимых от сельсовета людей - учителей и служащих.

Параллельно началось национально-патриотическое воспитание главы Сумской епархии архиепископа Марка. Не выдержав психологического давления, тот перевел о. Геннадия в соседнее село. А у нового настоятеля, уже не имевшего заслуг перед "оранжевой революцией", ключи от церкви попросту отобрали. Так православная община осталась не только без храма, но и без имущества (разрешили забрать только книги на церковнославянском языке, поскольку новым обладателям ключей от храма "москальская" богослужебная литература не понадобилась).

Спросите, почему же Виктор Андреевич не возмутился беззаконием в отношении своих же земляков? Да потому что изъятие храма у прежнего владельца был произведено строго по закону, а захват имущества - по схеме, отработанной с первых дней "народного президентства" ("во исполнение" того же закона).

Загремели по статье

В начале 90-х, когда на Западной Украине начался массовый насильственный захват православных храмов возрожденными греко-католическими общинами (справедливости ради следует сказать, что это возрождение было действительно массовым), Верховной Радой был принят Закон "Про свободу совiстi та релiгiйнi органiзацii", статья 17 которого гласила: "Культова будiвля i майно, що э державною власнiстю, можуть передаватися у почергове користування двом або бiльше релiгiйним громадам за iх взаэмною згодою".

Впрочем, к 93-му мера эта оказалась запоздалой. Практически все "спорные" храмы уже были захвачены. К тому же отстранение от управления Русской, а затем и Украинской православными церквами местоблюстителя московского престола киевского патриарха Филарета пришлось весьма кстати под тогдашнюю "державотворчу" идею: "Незалежнiй краiнi - незалежну церкву". И хотя советники по религии прекрасно понимали, что идея сия - далеко не аксиома (католики всего мира, включая тех же униатов, напрямую подчиняются Риму), воплощена она была в виде "Киевского патриархата" (КП). Так "новостворен? рел?г?йн? громади" появились уже не только на западе, а по всей стране. И пошла вторая волна захватов. Которая, правда, и столь же быстро стихла - с победой Леонида Кучмы на досрочных выборах президента.

И вот, спустя 10 лет относительного межконфессионального спокойствия, со сцены оранжевого Майдана зачем-то прозвучали слова о том, что "отныне на Украине никто никому не будет указывать перстом, в какую церковь ходить". Но не успело эхо инаугурационной речи Ющенко затихнуть, как его назначенцы в "оранжево-электоральных" областях принялись определять, что отныне ходить следует лишь в те "культовые сооружения", которые используются конфессиями, поддержавшими упомянутый Майдан. Для этого в "непатриотичный" храм волевым решением власти подселялась не имевшая к нему никакого отношения, зато "национально-сознательная" община. Действия власти обосновывались поправкой 1993 года ко все той же 17-й статье, гласившей: "За вiдсутностi взаэмноi згоди мiж релiгiйними громадами державний орган визначаэ порядок користування культовою будiвлею i майном...".

Но ведь за то время, пока страной правил во всех отношениях "равновекторный" Кучма, от КП успели отпочковаться "Украинская автокефальная православная церковь", "Украинская автокефальная православная церковь (обновленная)", "Автономная православная община", "Украинская автокефальная православная церковь каноническая", "Украинская апостольская православная церковь". И все они по закону имеют равные права на храмы, которые принадлежали канонической церкви уже 200-300 лет. Более того, закон не разграничивает конфессии. А это значит, что на православный храм в принципе может одновременно претендовать новообразованные иудейская и индуистская общины, на греко-католический - мусульманская и буддистская, а на католический - "посольская" от Аделаджи и баптистская от Турчинова - число комбинаций исчислению не поддается!

Впрочем, для канонической церкви, что филаретовцы, что мормоны - одного поля ягоды. В переводе на церковный язык - еретики. А это значит, что перед любой службой (венчанием, отпеванием, освящением, не говоря уже о Литургии) священник по канонам обязательно должен произвести переосвящение оскверненного алтаря. А это очень долгая служба. Поэтому графики поочередного богослужения не соблюдаются. И поскольку порядок разграничения времени не объяснен, возникают новые поводы для конфликтов и насилия.

Первой ласточкой новых религиозных конфликтов явилось решение главы Тернопольской облгосадминистрации Ивана Стойко (ныне - нардеп от НУНС) отдать в "поочередное пользование" КП храм в селе Рохманов Шумского района, который 270 лет назад построили верующие Русской православной церкви и отстояли в антиравославных Речи Посполитой, Австрийской империи, Польской республике и, даже, хрущевской УССР. Но 3 года назад, на волне "оранжевой революции" здесь была образована община "антимоскальской церкви". Вдохновителем и главой "церковного комитета общины киевского патриархата" стал олигарх местного пошиба - монополист по закупкам сельхозпродукции у земляков и работодатель для многих из них. А условием дальнейшего пребывания на хоть как-то оплачиваемой работе в этом далеко не зажиточном селе явилась запись в новую общину. Разумеется, это относилось и к атеистам (по данным пресс-службы УПЦ сегодня по Украине таких виртуальных "общин Киевского патриархата" более 2000*). Православным же не удавалось даже оставаться тайным христианином - за входящими-выходящими из "москальской церкви" велось круглосуточное наблюдение.

Настоятель церкви о. Олег Сирко в знак протеста объявил голодовку. Несмотря на это, на 33-й ее день "новостворена громада" захватила храм и, при полном попустительстве главы Шумской райадминистрации Василия Петрука, избила прихожан вместе со священниками. Лишь на 57 день, поверив обещанию Ющенко: "такие случаи абсолютно недопустимы, все они будут расследованы, и виновные понесут наказание", данному им накануне Пасхи в Лавре, отец Олег вышел из голодовки. Но обещания эти постигла та же судьба, что и прочие "шаги навстречу людям". И православным рохмановцам ничего не осталось, как установить палаточный храм под стенами Верховной Рады. Где он уже третий год и стоит.

Прецедент и президент

Предчувствуя беду всеукраинского масштаба, предстоятель УПЦ митрополит Владимир направил президенту, а также тогдашним премьер-министру Тимошенко, главе Верховной Рады Литвину, секретарю СНБО Порошенко и министру юстиции Зварычу письма, где просил приложить усилия для отмены злополучной поправки, которая к тому же противоречит 28 пункту т.н. Баламандских соглашений (Резолюции 7-й сессии Международной комиссии по теологическому диалогу, состоявшейся в ливанском Баламанде): "поочередное богослужение может вводиться лишь по взаимному согласию Церквей" (http://orthodoxy.org.ua/News-R_ooua.php?id=6057). Но адресаты митрополичьего обращения остались к нему глухи. И пошла волна захватов по всей Украине - от Буковины до Сиверщины.

И даже после того, как Высший административный суд Украины создал прецедент и отменил распоряжение Тернопольского губернатора на том основании, что "местные органы власти могут заключать дополнительные договора о пользовании культовым сооружением только в том случае, если оно уже не используется на законных основаниях" (как это следует из тех же Баламандских соглашений), ни рохмановцам, ни остальным их братьям по несчастью никто храмы не вернул.

Видя полную безнаказанность захватчиков, граничащую с высочайшим покровительством, вновь, спустя 20 лет после первой волны насилия, "проснулись" и греко-католики. А поскольку, самая приближенная к высочайшей особе Сумская область уже была отдана на откуп конкурирующей организации, взялись за регион, наиболее близкий к главе секретариата указанной особы - за Закарпатье.

Для начала решили пойти методом наименьшего сопротивления. Так в городе Тячеве, еще несколько лет назад настоятель местного православного храма "заради миру i спокою" добровольно решился на поочередные службы с униатами. Но вот в августе 2007 года последние неожиданно повесили на ворота храма свой замок. Который, видимо, и следовало теперь целовать законным хозяевам храма вместо икон.

И тут оказалось, что не всех архиереев УПЦ МП пронимает ведущаяся по отношению к ним воспитательная работа. Предстоятель местной епархии епископ Ипполит, понимая, что уступка чаяниям местной администрации будет равнозначна команде на массовый захват, занял принципиальную позицию. Вдохновленные стойкостью своего архипастыря, на решительные действия решились и православные. Тячевский Храм удалось отстоять, но 52-летний епископ Ипполит был "отправлен на покой". Видимо, ради все того же "мира и согласия" между церковью и государством. Сменил его... бывший сумской епископ Марк.

Круг замкнулся. Стоит ли после этого удивляться, что и "президентскую" церковь захватывают президента же сторонники? И если ни глава государства, ни церковные иерархи не желают нарушать установившийся между ними мир, то, простым верующим остается надеяться на... коммунистов. В последний день работы нового парламента в 2007 году представитель КПУ Екатерина Самойлик объявила о создании межфракционного депутатского объединения в поддержку канонического православия. Может быть, 155 вошедших в него депутатов обратят внимание на нарушения прав верующих и инициируют отмену дискриминационной поправки к Закону о свободе совести и религиозных организациях?

Примечания:

* Один особо ретивый активист умудрился зарегистрировать на свой домашний адрес 24 такие общины (http://www.pravoslavye.org.ua/index.php?action=fullinfo&r_type=&id=8697).

** С нового года по квоте президента Александр Саган приступил к обязанностям главы Госкомитета по делам религий при кабмине Тимошенко.
Дмитрий Скворцов, "2000"
Киев

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Дмитрий Скворцов
Америка от пуританства до скотоложства
По дороге в Содом и Гоморру
23.02.2022
​​​​​​​Подводные скалы признания ДНР и ЛНР
Экспертное сообщество разделилось во мнениях
21.02.2022
​​​​​​​РПЦ в Африке: отсюда мы уже не уйдём
Но так ли эти позиции канонически сильны?
05.01.2022
Встретит ли Украина «агрессора» хлебом-солью
Киевские социологи представили очень любопытную статистику
26.12.2021
Все статьи Дмитрий Скворцов
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
28.03.2024 22:35
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:31
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:30