"Готовясь к встрече с Господом"

Проповедь, произнесенная 30 декабря 2007 года

Пастырская проповедь 
0
244
Время на чтение 12 минут
Дорогие, возлюбленные во Христе Иисусе братья и сёстры!

Сегодня тридцатое воскресенье по Пятидесятнице. Мы с вами собрались здесь, под сводами нашего Свято-Троицкого храма, чтобы воздать должное Господу Иисусу Христу, в своё время возродившему нас от смерти к Вечной Жизни. Мы пришли к Господину жизни, внимая его призыву: "Шесть дней делайте дела, а день седьмой должен быть у вас святым..." [Исх.35:2].

Протоиерей Вячеслав ПушкаревЭтот призыв мы слышим из глубокой древности, с тех самых пор, когда Господь Саваоф, спасая народ свой из плена "египетского греха" вёл его за пророком Моисеем в землю обетованную, точно так, как сейчас Спаситель ведёт нас в Царствие Небесное, которое он в Евангелии от [Матфея 22:2] сравнивает с брачным пиром.

Соотнося брак со святостью "седьмого дня" мы понимаем, что он тоже свят и обязывает нас ко многому. Здесь мы должны понимать, что это брак наш с Богом. Брачный пир на Востоке сопряжён с особыми придающими ему огромную значимость церемониями, наиважнейшая из которых - приглашение гостей. Гостей приглашают только самых близких и самых нужных, имея надежду на их сознательное соучастие в устроении праздника брака и самого праздничного настроения. Кто же из людей является близким и нужным Богу-устроителю этого грядущего торжества? Через святую Библию Он даёт нам однозначный ответ, что тот, кто добровольно признаёт себя верующим в Единого Бога и возводит своё духовное родословие к верным Ему праотцам, память которых мы сегодня благочестно почитаем, является близким и нужным "...вы, семя Авраамово, рабы Его, сыны Иакова, избранные Его" [Пс.104:6].

Итак, что же выходит? Что все верующие являются избранными? И если всё именно так, то почему же нас здесь сегодня так мало? Если день Воскресный уподоблен "пиру" Господа, то почему остальные "верующие - званые" не стоят сейчас среди нас и не славят Христа-Жениха и его гостеприимство? Почему они не оценили его призыва выше всего важного? Почему они поступили в это Воскресение также, как те евангельские "друзья", о которых сегодня на Божественной литургии повествовал нам апостол Лука? Напомню, как это было: "...один человек сделал большой ужин и звал многих, и когда наступило время ужина, послал раба своего сказать званым: идите, ибо уже всё готово. И начали все, как бы сговорившись, извиняться. Первый сказал ему: я купил землю и мне нужно пойти посмотреть ее; прошу тебя, извини меня. Другой сказал: я купил пять пар волов и иду испытать их; прошу тебя, извини меня.
Третий сказал: я женился и потому не могу придти. И, возвратившись, раб тот донес о сем господину своему. Тогда, разгневавшись, хозяин дома сказал рабу своему: пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых. И сказал раб: господин! исполнено, как приказал ты, и еще есть место. Господин сказал рабу: пойди по дорогам и изгородям и убеди придти, чтобы наполнился дом мой" [Лк.14:16-23]. Заметьте и запомните, дорогие братья и сёстры, что не все, кого призвал к Себе Господь, способны найти в себе силы преодолеть влечение радостей мира сего, что согласно с учением Иисуса Христа указывает нам на страшную, для многих верующих перспективу: "Ибо сказываю вам, что никто из тех званых не вкусит моего ужина, ибо много званых, но мало избранных" [Лк.14:24]. Значит, мало считать себя другом Божьим и верующим в Него. Из услышанного сегодня определённо выходит, что мы должны свидетельствовать о своей дружбе посещениями и соучастием в делах Господа, важнейшим из которых является богослужение "седьмого дня". Оглянитесь, все "псевдо-верующие, объезжающие сейчас своих жён", вы мните себя верными и избранными, а Царствие Божье наполняется не вами, но теми, кого вы всю свою жизнь презирали и о ком думали с плохо скрываемым пренебрежением. Оно наполняется теми, бывшими грешниками, которые, услышав зов слуг Господина жизни, нашли в себе силы покинуть свою грязь, нашли в себе волю продать всё что имели ценного и приобрести ризы подходящие для брака, на который они оказались избранными вместо вас. Оглянитесь!

Воскресное общественное богослужение - это тест на лояльность людей к Богу и одновременно иллюстрация нашего служения Ему. Сегодня, все социологические опросы утверждают, что 86% наших соотечественников верят в Бога по православному. В нашем селе проживает 11,5 тысяч человек, 6 тысяч из них являются взрослыми людьми. Если мы грубо посчитаем, то получим примерно 5160 человек верующих, а на службе сейчас присутствует около ста человек и это при том, что на дворе 30 января - предновогодний выходной день. Сегодня все свободны от обязательных работ. Где же остальные 5060 называющих себя верующими в нашего Бога? Приходится констатировать, что они увлечены суетой сомнительного "праздника", ради которого они готовы пожертвовать святостью Рождественского поста и исполнением заповеди об исполнении "седьмого дня". Получается, что эти люди не "избранные", а всего лишь "званые". Как вы успели заметить, разница огромна.

Человек, к сожалению, очень легко прилепляется ко всему земному, часто забывая, что это вредит его душе и сбрасывает его с дороги в Царствие Вечной Жизни, отрывает его от Спасителя. Это наше утверждение сегодня подтвердил Сам Господь в евангельском чтении: "С Ним шло множество народа; и Он, обратившись, сказал им: если кто приходит ко Мне и не возненавидит отца своего и матери, и жены и детей, и братьев и сестер, а притом и самой жизни своей, тот не может быть Моим учеником; и кто не несет креста своего и идёт за Мною, не может быть Моим учеником" [Лк. 14:25,26]. Страшно? Должно быть страшно, ибо "Начало мудрости - страх Господень; глупцы только презирают мудрость и наставление" [Притч.1:7].

Дистанцируясь от этого ненормального положения с празднованием Нового Года в нашей стране и связанного с ним сознательного нарушения "верующими" святости Рождественского поста и самого Великого праздника Рождества Христова, хочется ещё и ещё раз понять, почему же "верующие" позволяют себе пренебрегать правилами веры и не посещают Воскресных и праздничных богослужений всегда проходящих в наших Храмах?

На поверку, история взаимоотношений "верующих" с верными выдвинула несколько пунктов обвинений со стороны первых к последним. Давайте рассмотрим их.

Современные нам "верующие" люди утверждают, что: 1) "Заповедь о "седьмом дне" не обязательна для исполнения, потому как относится к Ветхому Завету - периоду нахождения людей в рабстве у Бога, а мы теперь живём в Новом Завете, где все верующие свободны [Гал.4:24-26]"; 2) Православие пренебрегло словами Иисуса Христа утверждающими, что "Господь есть Дух; а где Дух Господень, там свобода" [2 Кор.3:17] и обрекло своих верных чад на рабство Церкви-обществу; 3) Православие не духовно в полной мере (по сравнению с неопротестантами), так как в нём угасли дары пророчеств, исцелений, говорения иными языками, учительства и толкований Священного Писания, о которых как об обязательных сказано в евангелии у [Мк.16:17,18]; 4) в Евангелии нет, не слова прямых указаний на необходимость наличия храмовых зданий и служащих в них священников, но наоборот, сказано, что "И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые любят в синагогах и на углах улиц, останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают награду свою. Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и, затворив дверь твою, помолись Отцу твоему, Который втайне; и Отец твой, видящий тайное, воздаст тебе явно. А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо они думают, что в многословии своем будут услышаны; не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы имеете нужду, прежде вашего прошения у Него" [Мф.6:5-8]. Вот именно этими аргументами оправдывают свою отстранённость от нашего общего служения окружающие нас люди.

Заметьте, что все приведённые аргументы опираются на авторитет Священного Писания и потому априори являются правдой. Да правдой, но не той правдой, на основании которой стоял Христос, а всего лишь частью её, дьявольским образом вырванной из евангельского контекста, чтобы обмануть - направить по ложному пути - недобросовестных "верующих". Чтобы убедиться в справедливости этого нашего утверждения, мы должны открыть весь контекст Евангелия, тогда мы увидим множество подтверждений нашей правоты и в первую очередь мы их найдём у св. апостола Павла "И неудивительно: потому что сам сатана принимает вид Ангела света, а потому не великое дело, если и служители его принимают вид служителей правды..." [2Кор.11:14,15]. Не оставит нас без поддержки и Христос Бог наш, который однозначно сказал о незыблемости Закона: "Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить. Ибо истинно говорю вам: доколе не прейдет небо и земля, ни одна йота или ни одна черта не прейдет из закона, пока не исполнится все. Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших и научит так людей, тот малейшим наречется в Царстве Небесном; а кто сотворит и научит, тот великим наречется в Царстве Небесном" [Мф.5:17-19]. Напомню, что заповеди о необходимости "седьмого дня" есть и в Ветхом Завете [Исх.20:8] и в Новом Завете [Мк.2:27] и именно по тому они для нас обязательны. Обязательны, потому, что мы свободны! Мы свободно принимаем на себя это "Иго Христово" и оно для нас "легко". Мы, православные, свободно ограничиваем себя в действиях и мыслях, потому, что доверяем Духу Святому, сказавшему через святого апостола Павла: "Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных" [1 Кор.8:9], "К свободе призваны вы, братия, только бы свобода ваша не была поводом к [угождению] плоти, но любовью служите друг другу" [Гал.5:13], а ведь внецерковное понимание свободы служит только одному: "угождению плоти". Нам, церковным людям, такая свобода чужда! Мы подавляем в себе плоть и страсти и лишние желания. А об авторитетности и власти Церкви над верующим, которую ей дал Сам Наставник наставников очень хорошо сказано в самом Святом Евангелии: "Если же согрешит против тебя брат твой, пойди и обличи его между тобою и им одним; если послушает тебя, то приобрел ты брата твоего; если же не послушает, возьми с собою еще одного или двух, дабы устами двух или трех свидетелей подтвердилось всякое слово; если же не послушает их, скажи церкви; а если и церкви не послушает, то да будет он тебе, как язычник и мытарь" [Мф.18:15-17]. Таким образом, не православие делает верующего человека "рабом Церкви-общества", а сам уверовавший, становясь частью Церкви, о которой св. апостол Павел говорит: "И вы - тело Христово, а порознь - члены" [1 Кор.12:27], поставляет себя, сначала в рабы, а позже, восходя от духа к духу, дорастает, по милости Господа, до друга Божия и Его брата, через усыновление Отцом Небесным. А "Дух дышит, где хочет, и голос его слышишь, а не знаешь, откуда приходит и куда уходит: так бывает со всяким, рожденным от Духа" [Ин.3:8], но достоверно известно, что Дух Святой почивает на "мудрых, кротких, осторожных свидетелях Божьих" [Мф.10:16-20] и он Сам отверзает им уста [Лк.12:12]. Через эти слова Божьи мы осознаём, что в истории христианства присутствуют моменты, когда Дух Божий не открывается видимым образом но, по собственному произволению, действует невидимо, это Его присутствие принято называть глаголом "молчит". Также, бывают моменты, когда Он явным образом управляет Церковью. Делает Он это посредством видимых чудес (их в нашей православной истории великое множество), через уста святых и праведников (их у нас тоже неисчислимое воинство), а в редкие периоды отсутствии таковых (в некоторых географических местностях) даже через Валаамову ослицу, и это его участие называется "пророчеством, наставлением, вразумлением, объяснением, спасением...". Интересно для нас свидетельство апостола Иоанна Богослова, который говорит: "...ибо свидетельство Иисусово есть дух пророчества" [Откр.19:10]. Это его утверждение способно открыть всем заблудшим и сомневающимся мудрость и Божественное происхождение православного богослужения, где все имеющиеся в наличии слова служат правильному пониманию именно Евангелия, которое поставлено в центр любой службы суточного круга и многих треб. Благочестивый и внимательный чтец, возвышенно читающий паремии на вечерней службе и поющий псалмы на шестопсалмии и кафизмах, не просто символизирует собою древних пророков, но невидимо наполняется духом этих святых провозвестников Христа, передаёт этот дух слушающему народу, научает его правильному пониманию ветхозаветной истории. В этот момент он сам пророк и пророчествует древнюю истину. Когда за литургией диакон громогласно читает последовательные отрывки из Деяний святых апостолов или апостольских посланий, то он, тем самым, приготовляет молящийся Богу народ к дальнейшему слушанию Святаго Евангелия и к его пониманию в "Духе и Истине". Он уже не просто человек нашего времени, он - исполненный Духом Святым муж апостольской поры, вестник "слов спасения", Богом рукоположенный пророк. Все эти предстоящие пророчества и все слова-разъяснения предшествуют главному - Святому Благовествованию, моменту, когда священник приготовляет народ чтением Евангелия к принятию святой евхаристии, истинного Тела и истинной Крови Господа Нашего Иисуса Христа. В этот момент Богослужения все стоящие в Храме, вместе со священником, сначала становятся сотрудниками Господу, а потом, посредством соединения Крови и Плоти, Его братьями и сёстрами. Сам же священник, провозвестивший Евангельскую весть и разъясняющий народу смысл таковой, в этот момент, а часто и всю свою жизнь является и апостолом и пророком и учителем-толкователем и настоящим целителем. Да, именно целителем, ибо тот, кто с верою подходит под благословляющую руку священника Божия, тот обязательно получает через него в нужное время от Бога Вседержителя нужное лекарство для исцеления души и тела. Это проверено веками и присутствует в Православной Церкви всегда. Вообще, все эти дары несут на себе (с разной силой Духа) все верные члены церкви. Верные, а не просто "верующие".

Ели же нам всё же необходимо ответить на вопрос о наличии в нашей среде дара говорения иными языками, то мы можем и должны с абсолютной уверенностью сказать, что у нас этим даром наделён каждый исполняющий заповедь о "седьмом дне" член Церкви. Языки, на которых ведутся богослужения в поместных Православных Церквях, не общеупотребительны, но дарованы в своё время Духом Святым посредством благоговейных просветителей именно для богослужения. Как мы православные христиане - люди не от мира сего (мы иные), так и языки наших богослужений совершенно не от мира. Они тоже "иные" и мы все ими хорошо владеем, причём, чаще всего по наитию, т.е. совершенно без специального обучения. Нас нисколько не приводит в замешательство бормотания и подпрыгивания сектантов неопятидесятников. Такой практики в истории Божьей Церкви не было, зато она была у язычников, что обличает неопятидесятников и раскрывает их неоязыческое происхождение. Апостолы говорили языками необходимыми, а к непонятным глоссолалиям относились сдержанно и рекомендовали от них воздерживаться: "Если вся церковь сойдется вместе, и все станут говорить [незнакомыми] языками, и войдут к вам незнающие или неверующие, то не скажут ли, что вы беснуетесь?" [1 Кор.14:23]. Апостол Павел заповедал нам Духом Святым: "Итак, братия, ревнуйте о том, чтобы пророчествовать, но не запрещайте говорить и языками; только всё должно быть благопристойно и чинно" [Кор.14:39,40]. Так мы ведь, не кому и не запрещаем этого делать. Мы просто говорим: " У нас всё благопристойно и по чину, а то, что происходит у "пятидесятствующих" сектантов называется в Евангелии "бесчинием", по поводу которых недвусмысленно апостол Павел сказал: "Завещеваем же вам, братия, именем Господа нашего Иисуса Христа, удаляться от всякого брата, поступающего бесчинно, а не по преданию, которое приняли от нас, ибо вы сами знаете, как должны вы подражать нам; ибо мы не бесчинствовали у вас..." [2 Фес.3:6,7]. У нас, как раз всё по апостольскому чину и из под рук апостольских. Передаём предание отцов из поколения в поколение. По чину у нас и храмы, которые мы так называем по причине соединения понятий "Храм Божий" и "Церковь". Апостол Павел научает нас: "Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?" [1 Кор.3:16]. Дух же Божий почивает на Церкви и в Самой Ей: "...ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них" [Мф.18:20]. Каждый верующий является храмом Божьим. Все верующие собираются вместе, составляя собой Церковь, которая имеет себе переводом словосочетание - "Общество Святых". Говоря "Мы идём в Церковь, мы подразумеваем, что идём в "Общество Святых" - храм, в котором почивает Дух Божий, а говоря, что мы идём в храм Божий, мы подразумеваем, что идём в Церковь - "Общество Святых". А то, где находится место встречи Церкви с Богом и её молитвенное перед Ним стояние, хотя и важно для чувств, но второстепенно для спасения. Наши "Дома Молитв" [Мф.21:13] мы называем Церквами и храмами благодаря синонимичному наложению понятий, присутствующей в них Святыни Божьей и сопутствующей Ей Благодати. Среди этой святыни возносят Богу хвалу, благодарения, просят о милости и снисхождении, приносят бескровную жертву, Богом поставленные епископы, священники, иереи, пресвитеры и диаконы, о которых многократно говорят апостолы: [Евр.7:7], [Деян.14:23], [Деян.15:6], [Иак.15:14,15]. [Тит.1:5], [Евр.7:11], [Флп.1:1] и ещё во многих других местах Священного Писания.

Итак, возлюбленные во Христе Иисусе братья и сёстры. Являются ли справедливыми слова окружающих нас "верующих" сказанные ими в своё оправдание и против нас? После всего того, что нам смогло рассказать об этом недоумении сегодняшнее Святое Евангелие, мы точно можем утверждать, что они неправы и их оправдания не спасительны. Другое дело, что, кто-то болен или обременён непрерывным циклом своей работы, на этих людей сказанное нами не распространяется, ибо "суббота для человека, а не человек для субботы" [Мк.2:27]. Господь сам рассудит о благочестии и искренности таковых. Мы не кому не судьи. Но себе и тем, которые считают себя православными, т.е. нашими, мы, по благодати сопутствующего священству учительства обязаны сказать, что "день седьмой" у Бога святой! Несоблюдение заповеди седьмого дня связано не с занятостью, а с тем, что "...много званых, а мало избранных" [Мф.22:14]. Не все верующие люди являются "избранными", это звание еще необходимо заслужить. И, конечно же, не являются верными христианами псевдоревнители сектанты, потому как они обольщены диаволом, пришедшим к ним в белых одеждах, и которому они теперь не страшны, потому как он знает страшные слова Христа: "...если кто отнимет что от слов книги пророчества сего, у того отнимет Бог участие в книге жизни и в святом граде и в том, что написано в книге сей" [Откр.22:19]. Сектанты многое отняли и очень много прибавили к сказанному Господом. Враг рода человеческого знает, что они уже почти погибли, потому он их намеренно не искушает, чтобы они укрепились в своей правоте, которая и не правота вовсе, а вырванный из контекста набор необходимых им доказательств, который не полон, подогнан, а значит и не свят. От диавола их "исцеления", от него же их пророчества и иные языки. Не зря же Господь передал для нас это страшное предупреждение: "Не всякий, говорящий Мне: 'Господи! Господи!', войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного. Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи! не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли именем многие чудеса творили? И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас; отойдите от Меня, делающие беззаконие" [Мф.7:21-23].

На этом стоит остановиться. Благодарю всех за терпение, прошу прощение за вынужденное многословие. Не думаю, что кто-то меня сейчас осудит, тем более что все вы, как и я, ощущаете глупость и бессмысленность сложившейся ситуации, когда мир, должный готовиться к встрече с реальным и вечным Иисусом Христом, на самом деле суетно распыляет силы и средства на встречу с несуществующим "Дедом Морозом", у которого и нос-то намеренно накрашен красным цветом, потому как это сатанинское "пророчество" о миллионах галлонов спиртных напитков, которые будут испиты, назло Богомладенцу и Его Пречистой Матери. Назло нам, православным христианам, благочестиво ожидающим Рождество. Ожидающим изо дня в день, и даже сегодня в тридцатое Воскресение по Пятидесятнице. Давайте будем молиться и просить Богомладенца исправить эту несправедливость и нелепость. Он не оставит нас. Всё скоро изменится. С днём Воскресным возлюбленные братья и сёстры! Аминь!

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Вячеслав Пушкарев
Миротворческий и богословский диалог с инославными более не имеет смысла
Это попытка понравиться государству, обмануть истинно православных верующих и создать иллюзию миротворчества для неверующих
20.04.2024
Патриот бывает только от Патрио
О формулировке национальной идеи России
20.05.2023
Зачем России нужно казачество?
Все могут уйти, но казаки останутся умирать за Бога, справедливость, народ Божий
13.04.2023
Все статьи Протоиерей Вячеслав Пушкарев
Пастырская проповедь
Теперь Его час пришел
Слово на Пассии. Евангелие от Иоанна
21.04.2024
Каждый из нас должен Богу больше, чем может заплатить
Неделя 5-я Великого поста, преподобной Марии Египетской (Лк, 33 зач., 7, 36—50)
20.04.2024
Неслучайно в субботу Похвалы Пресвятой Богородицы звучит это Евангелие
Суббота Акафиста. Похвала Пресвятой Богородицы (Мк, 35 зач., 8, 27—31)
20.04.2024
«Грязь физическая намекает на грязь нравственную»
Мы должны быть чистоплотными в помыслах и в делах, и во всем остальном
20.04.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Регионы должны укрупняться»
Новый комментарий от учитель
24.04.2024 22:24
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Константин В.
24.04.2024 21:35
Вакцинация небезопасна для детей
Новый комментарий от Ленчик
24.04.2024 21:07
Россия должна повернуть реки Сибири в Казахстан!
Новый комментарий от Русский Иван
24.04.2024 19:49
Откуда берутся товарищи Ивановы?
Новый комментарий от Hyuga
24.04.2024 19:06