Поэзия искренней веры. В.Г.Бенедиктов

К 200-летию со дня рождения и 135-летию со дня смерти

Поэзия Владимира Григорьевича Бенедиктова (1807-1873) мало известна современному читателю. Его имя многим известно лишь из критических пассажей В.Г. Белинского, который иронизировал над ультра-романтическим поэтом-чиновником, хлестко зачисляя его в число литературных посредственностей: "Как в романе или драме невыдержанность характеров, неестественность положений, неправдоподобность событий обличают работу, а не творчество, так в лиризме неправильный язык, яркая фигура, цветистая фраза, неточность выражения, изысканность слога обличают ту же самую работу <...> Стих, переложенный в прозу и обращающийся от этой операции в натяжку, так же как и темные, затейливые мысли, разложенные на чистые понятия и теряющие от этого всякий смысл, обличают одну риторическую шумиху, набор общих мест".

Поэт Владимир Григорьевич БенедиктовВ "Заметках о личности Белинского" И.А. Гончаров писал: "Кукольник и Бенедиктов, оба с значительными талантами, явились на свою беду последними могиканами старой, "риторической", как прозвал ее Белинский, школы. Он и печатно, и в разговорах не мог о них отзываться равнодушно. В Кукольнике он еще соглашался признать некоторые достоинства, именно в повестях из эпохи Петра Великого, и, ставя их в пример, тем тяжеле обрушивался на "Тасса", "Джулио Мости" и др. Но о Бенедиктове он и слышать не мог. Вычурность некоторых стихотворений, в самом деле поразительная при таланте и уме Бенедиктова, делала его каким-то будто личным врагом Белинского. Зная лично Бенедиктова, как умного, симпатичного и честного человека, я пробовал иногда спорить с Белинским, объяснял обилием фантазии натяжки и преувеличения во многих стихотворениях, - указывал, наконец, на мастерство стиха и проч. Белинский махал рукой и не хотел признать ничего, ничего. Не помню, что он говорил печатно о его сочинениях, но в разговоре он постоянно раздражался против него, даже нападал (где-то в статье) на наружность Бенедиктова, в самом деле некрасивую".

Однако, как это часто бывает, хлесткими характеристиками не исчерпывается весь человек. Бенедиктов был поэтом по-своему интересным, и лишь раздражение, вызванное задачами момента, могло подвигнуть желчного Белинского, порою впадавшего в преувеличения, на уничижительные оценки Бенедиктова. При всех недостатках, в его стихах проявляется незаурядный литературный талант. Первый сборник стихов Бенедиктова, вышедший в 1835 году вообще произвел фурор в русском обществе. Поэт Я.П. Полонский вспоминает то время: "Вся читающая Россия упивалась стихами Бенедиктова. Он был в моде - учителя гимназий в классах читали стихи его ученикам своим, девицы их переписывали, приезжие из Петербурга, молодые франты, хвастались, что им удалось заучить наизусть только что написанные и еще не напечатанные стихи Бенедиктова. И эти восторги происходили именно в то время, когда публика с каждым годом холодела к высокохудожественным произведениям Пушкина, находила, что он исписался, утратил звучность - изменил рифме и все чаще и чаще пишет белыми стихами". Потом русское общество быстро выйдет из детского возраста в оценке серьезных литературных явлений, Бенедиктова вскоре позабудут. Но при этом забудут и хорошее, что действительно в нем было. Забыты были многие сильные стихи первого сборника. А они были.

Взгляни на небеса: там стройность вековая.
Как упоительна созвездий тишина!
Как жизнь текущих сфер гармонии полна, -
И как расчетиста их пляска круговая!
("Комета")


Бенедиктовский поэтический стиль вполне узнаваем, узнаваемы бенедиктовские метафоры:

Снова ясно, вся блистая,
Знаменуя вешний пир,
Чаша неба голубая
Опрокинута на мир.
("Облака")


Даже Белинский со временем должен был признать: "Впрочем, местами, хотя и редко, у г. Бенедиктова проблескивают истинно поэтические чувства, проглядывает чувство искреннее и задушевное..."

Из многих мотивов бенедиктовского творчества один сегодня звучит наиболее актуально: Владимир Бенедиктов был поэтом христиански мыслящим. Ведь он родился в семье священника - и через всю жизнь пронес веру как бесценное сокровище ума и души.

Не только в необычных метафорах сказывалась сила поэта. Бенедиктов стремился мыслить стихами, идти по пути Державина, Тютчева. В лучших стихотворениях ему это удавалось. Его философский взгляд на мир часто имеет основанием Евангелие и христианское мироощущение. Таково апокалиптическое по духу стихотворение "Горы":

Быть может, здесь раскинутся поля,
Развеется и самый прах обломков,
И черепом ободранным земля
Останется донашивать потомков.
Мир будет - степь, народы обоймут
Грудь плоскую тоскующей природы,
И в полости подземные уйдут
Текущие по склонам горным воды,
И, отощав, иссякнет влага рек,
И область туч дождями оскудеет,
И жаждою палимый человек
В томлении, как зверь, освирепеет;
Пронзительно свой извергая стон
И смертный рев из пышущей гортани,
Он взмечется и, воздымая длани,
Открыв уста, на голый небосклон
Кровавые десницы обратит,
И будет рад тогда заплакать он,
И с жадностью слезу он проглотит!..

Бенедиктов, очевидно, хорошо ощущал то нарождающееся в обществе равнодушие к религии, которое так исказило исторический путь России в ХIХ-ХХ вв.:

А мы так много в сердце носим
Вседневной лжи, лукавой тьмы -
И никогда себя не спросим:
О люди! христиане ль мы?
Творя условные обряды,
Мы вдруг, за несколько монет,
Ото всего отречься рады,
Зане в нас убежденья нет, -
И там, где правда просит дани
Во славу Божьего креста,
У нас язык прилип к гортани
И сжаты хитрые уста.


А вот и другое его стихотворение, столь же замечательно показывающее глубину религиозного чувства Бенедиктова:

Над нами те ж, как древле, небеса, -
И так же льют нам благ своих потоки,
И в наши дни творятся чудеса,
И в наши дни являются пророки.
Бог не устал: Бог шествует вперед;
Мир борется с враждебной силой змия;
Там - зрит слепой, там - мертвый восстает;
Исайя жив и жив Иеремия.
Не истощил Господь Своих даров,
Не оскудел духовной благодатью:
Он все творит, - и библия миров
Не замкнута последнею печатью.
Кто духом жив, в ком вера не мертва,
Кто сознает всю животворность Слова,
Тот всюду зрит наитье Божества
И слышит все, что говорит Егова. -
И, разогнав кудесничества чад,
В природе он усмотрит святость чуда,
И не распнет он Слово, как Пилат,
И не предаст он Слово, как Иуда, -
И брата он, как Канн, не убьет;
Гонимого с радушной лаской примет,
Смирением надменных низведет,
И слабого, и падшего подымет, -
Не унывай, о малодушный род!
Не падайте, о племена земные!

Подобные стихотворения нередки у Бенедиктова. Даже в стихах о любви у него появляются "венок и крест":

Без бурного, мучительного пылу
Я созерцал явленья красоты
И тихую высматривал могилу, -
Венок и крест... и вдруг явилась ты!


Справедливо замечание М.М. Дунаева: "Поэзия Бенедиктова в лучших, хоть и немногих, образцах своих одухотворена искренней верою и исконно православным стремлением к смирению и покаянию - а это верный признак истинной духовности высших проявлений его поэтического мироосмысления. Поэт знает несомненно: только в уповании на Бога, в Его помощи, в Его милосердии обретается человеком опора всегда и всюду".

Разумеется, о таком Бенедиктове не писали в советское время историки литературы. Но, бережно перебирая страницы отечественной поэзии, нельзя не заметить и не оценить те жемчужины духовной лирики, которые рассыпаны в стихах полузабытого поэта.

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Владимир Мельник:
Все статьи автора
Последние комментарии
Ради этого стоит трудиться!
Новый комментарий от максим поляков
13.12.2019
Полуправда хуже лжи
Новый комментарий от Владимир
27.11.2019
Александр Проханов: «Это день волшебный!»
Новый комментарий от Русский Сталинист
09.12.2019
Возбудить дело против депутата Оксаны Пушкиной
Новый комментарий от Русский Сталинист
11.12.2019
Правда о неправедном развале СССР
Новый комментарий от Русский Сталинист
12.12.2019
Священник-антисоветчик - жалкое зрелище
Новый комментарий от Советский недобиток
06.11.2019
Вторая мировая война началась 14 марта 1939 года
Новый комментарий от Русский Сталинист
14.12.2019