itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

В Оптину Пустынь

Репортаж одного дня

Новости Москвы 
0
249
Время на чтение 7 минут

Посвящается:
Натали Балуевой - идейному вдохновителю;
Евгению Надтоке - верному компаньону;
Моей маме - замечательной женщине...



Часть I

Оптина Пустынь... Этот оплот русской православной веры на калужской земле явился символом духовного возрождения России в конце XVIII века и по сей день сохраняет статус духовного центра истинного православия.

В Оптину Пустынь. Илл.1Монастырь возник на пустынных холмистых землях, окружённых непроходимыми лесами. Место было избрано неспроста: обитель расположена вдали от шумных городов, окружена высокими холмами и непроходимым лесом, отрезана целиком от внешнего мира - идеальное место для уединённой аскетической жизни старцев.

***

...С Калужской площади Москвы, расположенной в центре города, мы отправляемся на экскурсионном автобусе в так приятное нашим натурам небольшое путешествие по святым землям калужской губернии. Проскочив половину мегаполиса без единой пробки и задержки по помпезному и большому Ленинскому проспекту, мы съезжаем на "старую калужскую дорогу", Калужское шоссе, и устремляемся в путь.

За окошком мелькают зелёные леса и поля, реки и деревни, сменяя друг друга в самых интересных и неожиданных последовательностях. Меняется и ландшафт местности. За пределами Московской области он изменяется более резко и заметно - песчаные обрывы с соснами; мелеющие местами речушки и озёра; крутые овраги; и холмы, холмы, холмы... В Жигулях такие возвышенности назвали бы "горами", а здесь - нет - холмы, и невероятные по размерам овраги! Если честно, в жизни не доводилось ещё таких огромных оврагов видеть, а самое главное, так много и в одном месте!

Вот мы подъезжаем к старинному городу Козельску.
Справа от нас - промышленная часть Калуги, а за мостом через реку Жиздру - виднеется из-за холмов, поросших лесом маленький, но древний Козельск. Официально - он на год старше самой Москвы, неофициально - населённым территориям Козельска свыше тысячи лет. Здесь ещё в дохристианский период жили многочисленные поселения славян-вятичей.

В Оптину Пустынь. Илл.2Козельск - город с богатой историей. В период нашествия татар он не единожды терпел многочисленные осады, горел, и утопал буквально в крови. Горожане стойко защищали свои дома и храмы. Против полуторатысячного населения города-крепости Козельска (вместе с детьми и стариками) была выставлена многотысячная армия-орда татар.

Город не сдавался. Воинам помогали женщины и дети. Снимали с мостовых булыжники (да-да, уже в то дикое средневековье в Козельске улицы мостили булыжником.) и бросали их во врага.

Крепость как-то держалась. У её стен росла гора тел неприятеля. Татары забрасывали город горящими стрелами. И вскоре полчища басурман ворвались в крепость по телам своих воинов и, мести ради, вырезали весь город целиком...

Геноцид. В архивах остались записи, свидетельствующие о том, что потоки крови в городе были настолько велики, что раненые горожане попросту тонули в ней, не в силах подняться...
Когда-то это было...

В Оптину Пустынь. Илл.3Ныне Козельск - небольшой и вроде бы ничем не примечательный городок. Маленькие пыльные улочки, дороги; двухэтажные домики, построенные не позднее 19 века; магазинчики - ничего, вроде бы особенного. Главная достопримечательность же - расположенная неподалёку Оптина Пустынь.
Мы у ворот обители.

Вокруг - невероятное количество приезжих. Стоянка целиком заполнена машинами, экскурсионными и паломническими автобусами. Люди идут в обитель. На мой взгляд, люди, устремившиеся сюда, делятся, как бы на три категории: полупраздные туристы с блеском в глазах, как и мы, жаждущие чего-то нового и интересного; истинные паломники-христиане; и помпезная публика, шагающая и едущая замаливать грехи и просить у Бога благополучия и ещё большего богатства. Все три категории прихожан довелось хорошо разглядеть вашему покорному слуге.

Люди, приезжающие в святую обитель с рёвом развесёлой музыки из салонов дорогущих Порше и Лексусов, направляются просить у Бога исключительно одного: финансового благополучия. Верхом цинизма был случайно услышанный обрывок разговора двух гламурного вида дам:

-Кать, чего просила?

- Парня богатого, и ещё хочу машину получше...

В Оптину Пустынь. Илл.4Мы же, любопытные туристы, бродим с фотокамерами на груди и охочим до всего нового взглядом, прикасаемся к старине, истории и памяти наших предков. Кто-то "оптом" скупает свечи и зажигает их чуть ли не перед каждым образом, кто-то - только "своему", а у кого-то просто взгляд застыл перед одной из икон и не может от неё оторваться... Все мы люди, и каждого из нас привела своя причина в эту святую обитель.

Паломников же мы оставим в покое. Их вера выше всей этой суетной мышиной возни...

***

Оптина Пустынь - место сильное и притягательное. Очень многие люди шли сюда временно "пожить" или же остаться "насовсем".
Это были и дворяне, бояре, писатели, учёные, и, конечно же, простой люд.

Сюда неоднократно приезжали Толстой, Гоголь, Пушкин, Тургенев, Некрасов... Просили благословления у святых старцев, искали ответы на вопросы, рождали шедевры, находили мир своей душе...

В Оптину Пустынь. Илл.5Святые старцы могли их как принять, так и отказать им. Описываются случаи, когда святые старцы (стоило им взглянуть на человека), сразу же молвили, что терзает его; "читали" прошлую жизнь, настоящую и возможные пути разворота будущей жизни. Они могли исцелять прихожан и творить чудеса. Однако снискать их внимания было отнюдь непросто. Старцы вели уединённый образ жизни в лесу, неподалёку от монастыря. В скит преподобного старца Амвросия - в это намоленное место до сих пор "простым смертным" непросто попасть - открыто оно только для паломников.

...Сейчас мы стоим под вековыми дубами неподалёку от скита, и слушаем рассказ экскурсовода.

Здесь есть один дуб, под кроной которого Гоголь дважды беседовал с одним из святых старцев в надежде получить ответы относительно своих незаконченных на тот момент "Мёртвых душ". Ответ он получил. Из двух вариантов этого произведения мы имеем честь знать только тот, который нам достался в наследство от великого мастера русского и украинского слова.
Значит, так было нужно...

Часть II

В Оптину Пустынь. Илл.6Следующий этап нашей экскурсии - посещение села Шамордино, или, если быть точным, Казанской Амвросиевской ставропигиальной женской Пустыни, близ Шамордино.

Нашему взору предстаёт величественный, строгий красавец казанский собор.

С северной стороны "каменным мостиком" собор соединяется с монастырской трапезной. Назначение этого каменного "проводника" следующее: монахини не должны своими стопами касаться "грешной земли", направляясь на трапезу после трудов духовных.

Мы видим, сколь велика была забота основателей монастыря оградить монахинь от всего "мирского".

В Оптину Пустынь. Илл.7Если пройти под этим мостиком и удалиться на некоторое расстояние, то мы увидим впереди ветхое, покосившееся под тяжестью времени небольшое и, казалось бы, на первый взгляд, ничем не примечательное строение начала 20 века.

Это... Домик, где в 60-х годах, в бытность свою учителем, жил Булат Окуджава!

А сейчас живут "оптом" трудолюбивые чернявые мигранты из "дружественных" соседних республик...

В Оптину Пустынь. Илл.8Здесь до сих пор нет никакой мемориальной доски, а нынешние хозяева с некоторым удивлением и непониманием ловят вспышки фотокамер таких же удивлённых немногочисленных туристов, рискнувших потревожить обыденную жизнь этого тихого дворика...

***

Домик Окуджавы остался где-то справа, а впереди мы видим те самые монастырские трапезные. Вообще, ощутимым "минусом" некоторых экскурсий бывает то, что в них не всегда бывает предусмотрен обед.
Так и в этот раз. И поблизости не найти ни магазинчика, ни палатки... Берите с собой в дорогу бутерброды и термосы, господа!

Но нам повезло. Любезная гид с принимающей стороны решила пойти нам навстречу - на несвойственное подобным экскурсиям "организационное новшество", а именно - накормить путников праздных (не паломников, заметьте, не прихожан! - А простых туристов!) монастырским обедом.

Пусть и скромным (как-никак, понедельник - день целиком постный), но душевным и вкусным!

Итак, мы открываем двери трапезной....

Огромное помещение. Длинные столы и лавки у стен освобождают одно-единственное свободное пространство - проход между ними. В конце помещения, со стороны кухни кипит работа - монахини всех возрастов, будто пчёлки в улье, что-то режут на столе, готовят, наполняют тарелки едой, моют, убирают посуду.

В Оптину Пустынь. Илл.9Мы присели на лавку за длинный-длинный стол. Нам подали густой фасолевый суп, макароны, размешанные с чудно приготовленной тушёной морковкой, и монастырский квас. Квас! Настоящий монастырский квас!

Нехитрый обед оказался очень даже вкусным. Особенно ржаной и пшеничный хлеб, выпекаемые из муки грубого помола с отрубями в монастырской пекарне.

Ах, какой, я вам скажу, вкусный хлеб!

Наверное, ничего подобного не приходилось кушать со времён детства, когда отец нам с братом приносил свеженький, хрустящий, тёплый, живой "лисичкин хлеб" - свежевыпеченный хлеб из небольшой сельской пекарни, когда мы проводили выходные на даче. В детстве всё кажется вкуснее...

Душевный и милый обед подкрепил наши силы и мы двинулись дальше!

***

На середине пути между Оптиной и Шамордино есть одно очень интересное место, уникальное для православных верующих, - храм Преображения Господня (конец 17 века - основная часть, и конец 18 века - колокольня).

Интересно то, что последний настоятель Оптиной Пустыни священномученик Исаакий, пророчествовал, что Преображенский храм "...будет стоять до второго Пришествия Христа...". И таких храмов в России всего четыре.

Заслуживает внимания и тот факт, что в гражданскую войну, в голод, в годы дикой власти безбожников и репрессий, храм, будучи официально закрытым, продолжал действовать, а с 1942 года - постоянно действует.

В храме собрано множество чудотворных и интересных икон.
На некоторых - заметны следы недавно собранного мира... Серебристые следы капелек мы видим под разными углами и на разных частях образов. Их много, много... Настоятели храма свидетельствуют о довольно частом и внезапном проявлении этого "маленького чуда"!
Ну что же, совершим экскурсию по храму дальше!

Над праздничным, светлым иконостасом цвета неба и золота, взгляду предстаёт потрясающая настенная роспись - главный элемент внутреннего убранства храма - Град Небесный Иерусалим!
Это центральная часть росписи Преображенского храма.

Справа мы увидим иконы, обложенные уральскими самоцветами и одну из главных почитаемых икон - Святителя Николая Чудотворца из серебра, а в другой части храма - образ Богоматери Медиоланской. Это образ был написан неизвестным художником. Во время Великой Отечественной войны местные мальчишки где-то на чердаках раскопали "картину", на которой была изображена "Женщина в голубых одеждах и белом платке". Совершенно не подразумевая, Кто это, они, "забавы ради", бросали в "картину" перочинные ножички... Один из священнослужителей, проходя мимо, заметил это неприглядное действо, и, желая спасти "картину" как произведение искусства остановил их. Чуть позже, он разглядел в этой работе... лик Девы Марии, и принёс этот образ в храм...

С тех пор она занимает в Преображенском соборе одно из главных мест и считается особо почитаемой уже много-много лет.
Почему?
Спросите прихожан, они вам ответят!

А храм этот, действительно, особенный. Почему-то даже просто сфотографировать собор рука дрогнула...
Москва - Оптина
2007

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Ликвидация пятой колонны будет проходить в ходе Большой войны?
О теракте в Красногорске и положении в стране
28.03.2024
Хатынь двадцать первого века
России нужен уголовный кодекс военного времени
28.03.2024
«Уйти от этих вопросов не получится»
Об ошибках в миграционной политике
28.03.2024
«Мы должны осознать важность каждого человека, который призван Богом к жизни»
В Москве прошла IV научно-практическая конференция «Ценность каждого»
27.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:43
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Павел Тихомиров
28.03.2024 13:29
Хатынь двадцать первого века
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:17
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 13:17
Пора покинуть планету розовых пони
Новый комментарий от протодиакон Владимир
28.03.2024 13:06
Отчего не видно новых Пушкиных?
Новый комментарий от Андрей Карпов
28.03.2024 11:54