Во всем мире "Coca-Cola" ассоциируется с неприемлемым для представителей всех традиционных мировых религий американским образом жизни: жвачка, развлечения, свободная любовь.
Праведный гнев православных граждан вызвало, во-первых, само изображение храмов в контуре бутылки Coca-Cola со слоганом "верность традициям", а, во-вторых, перевернутый характер этих изображений, а вместе с тем и крестов, что может трактоваться как кощунство - попрание креста.
Мы полностью поддерживаем нравственный пафос данного обращения православных нижегородцев и также расцениваем данный образец рекламной компании Coca-Cola как кощунственный и оскорбляющий религиозные чувства верующих, хотя, конечно, в конкретной юридической стороне дела правомочна разбираться прокуратура.
Мы расцениваем данный рекламный ход как умышленный. Это банальное использование чужого символа для рекламы своего брэнда - как это имеет место в рекламе алкогольной продукции с помощью позитивной, например, спортивной символики, но, правда, по договоренности, за это платятся деньги. Человек выпил пива и посмотрел футбол, и находится в иллюзии, что приобщился к спорту.
В данном случае мы имеем дело с таким же рекламным ходом, поскольку в Нижегородском регионе авторитет Православной Церкви особенно высок, рейтинг влиятельности нижегородского архиепископа Георгия всегда находится в первой десятке наряду с другими первыми лицами области. Нижегородская епархия ведет активную миссионерскую и социальную работу, сотрудничает с общественными организациями. Итак, налицо спекуляция на авторитете Русской Православной Церкви, а вовсе не "поддержка традиционных ценностей", как об этом говорится в заявлении нижегородского представительства "Coca-Cola". Тем более, что сама епархия в лице ее пресс-секретаря высказывается в поддержку авторов обращения. Очевидно, что цель фирмы просто сбыть залежалый, теряющий популярность товар. Кстати, сильным ударом по продажам "Coca-Col'ы" имел появившийся в последнее время "Квас Никола", использующий слоган - "Квас не Кола, пей Николу".
"Coca-Cola" - это брэнд, несовместимый с православными ценностями. Не удивительно, что протестуя против войны в Ираке, европейцы бойкотировали кетчуп, виски и кока-колу - все это действительно находится в одном смысловом ряду. Для православного человека неприемлема индустрия развлечений и свободной любви, поскольку нередко вслед за наслаждением льется чья-то кровь (аборт).
Союз православных граждан в Приволжском округе призывает нижегородскую общественность принять все возможные меры, чтобы исключить зарождение социального конфликта, спровоцированного оскорблением чувств верующих.
Обращаясь к российской православной общественности, мы призываем каждого на своем месте обращать внимание властей на такую более общую проблему как недопустимость нахождения в одном смысловом ряду (например, на прилавках магазинов) церковной литературы и продукции эротического, а то и прямо порнографического содержания. Подобным смешением понятий подрывается авторитет Церкви, а в сегодняшней ситуации именно Церковь является гарантом духовной стабильности российского общества.
Возвращаясь к вопросу о позиционировании брэндов, в качестве позитивного примера использования церковной символики можно привести упоминавшийся выше "Квас Никола", входящего в 100 лучших продуктов России. Появление этого брэнда - свидетельство возрождающего русского самосознания, о чем особенно приятно вспомнить в день праздника Николы зимнего.
В завершение хотелось бы напомнить слова известного русского художника Виктора Васнецова о том, что те, кто считают себя патриотами, должны покупать русские товары, тем самым поддерживая отечественного производителя. Тем более - поддержка отечественного производителя - забота государства.
Сергей Валентинович Чесноков, Полномочный представитель СПГ в ПФО, кандидат исторических наук
Союз православных граждан в Приволжском федеральном округе
603000, г.Н.Новгород, ул. Звездинка, 5-64, а/я 208,
телефакс: 8(831) 437-90-68
E-mail: spg-pfo@yandex.ru
19.12.2007