itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Жгучее ощущение жизни

0
188
Время на чтение 3 минуты
Второй раз в Харькове состоялась гастроль всемирно известного виолончелиста Александра Князева. 15 декабря состоялся его концерт в сопровождении академического симфонического оркестра Харьковской филармонии под управлением Юрия Янко, а на следующий день музыкант играл в дуэте со Станиславом Калининым (фортепиано).

Замкнутый, отстраненный и космически холодный Михаил Плетнев, нейтрально-гламурные, "благополучные" ансамбли Спивакова и Башмета - пожалуй, это лучшее, что слышал харьковский слушатель в последние годы. Безусловно, все это - мастера экстракласса. Можно бесконечно дивиться их искусности, виртуозности, глубинным концепциям и проч., однако, когда появляется исполнитель, который наполняет музыку подлинной, горячей жизнью,- остальное меркнет и становится ненужным. Виолончелист Александр Князев подарил Харькову два по-настоящему вдохновенных концерта, несомненно, лучших в этом филармоническом сезоне.

А. Князев на сцене харьковской филармонииПервый вечер открывался симфонической поэмой Сен-Санса "Фаэтон" в исполнении академического симфонического оркестра Харьковской филармонии. Затем на сцене появился маэстро Князев. В первом отделении он исполнил концерт английского романтика Эдварда Элгара, во втором - Дмитрия Шостаковича. И позднеромантическая тоска Элгара, и обостренная боль Шостаковича были выражены виолончелистом в их наивысшей степени, на грани человеческих возможностей. Трудно вспомнить, кого из музыкантов наша публика встречала с таким неподдельным восторгом. Но, тем не менее, цветок ему в этот раз был подарен только один. От всего Харькова, так сказать. А музыкант играл на бис четыре (!!!) раза. Четыре! Правда, самые отстраненные и нетерпеливые, невзирая на вставший и оглушительно аплодирующий зрительный зал, срывались в гардероб получать одежду. Но большая часть слушателей готова была стоя аплодировать Князеву хоть до самого утра. И виолончелист с улыбкой, в явно приподнятом настроении, снова садился играть под восторженный вздох зала. Все четыре "биса" составила музыка Баха - номера из сюит для виолончели соло. В одном из интервью А. Князев заметил: "У меня есть какое-то особое видение сюит Баха. Оно менялось в процессе жизни. Это не только основа основ виолончельного репертуара, это Космос, в который каждый музыкант пытается проникнуть по-своему и к которому можно идти всю жизнь и все равно не приблизиться".

Программа воскресного концерта была выстроена несколько необычно - от позднего романтизма к раннему. В первом отделении прозвучали соната Рихарда Штрауса и третья скрипичная соната Брамса (в переложении для виолончели), во втором - соната для арпеджионе Франца Шуберта (также в переложении; напомним, что арпеджионе - это не дошедший до наших дней инструмент, родственник гитары и виолончели). На бис в исполнении Князева прозвучали Вариации на одной струне на тему из оперы Россини "Моисей в Египте", прелюдия и сицилиана из сюит Баха.

Известно, что Святославу Рихтеру приходилось давать концерты в самых захолустных уголках Советского Союза, и, по высказываниям самого маэстро, подчас концерт в какой-нибудь деревенской музыкальной школе мог получиться вдохновенней и удачней, чем в престижном зале. То есть художник не позволяет себе расслабиться и играть спустя рукава, поскольку осознает свою колоссальную ответственность за каждый звук.

Именно в таком качестве предстает перед нами и Александр Князев. Его бескомпромиссность по отношению к процессу музыкального творчества поражает.

Известный французский музыкальный продюсер, автор фильмов и книг о величайших музыкантах Бруно Монсенжон в частной беседе заметил: Князев - экстремал. Видимо, он имел в виду степень самоотдачи, мужество, с которым исполнитель бросается в музыку, не щадя ни себя, ни слушателя.

Да, слушатель должен быть морально готов к потрясению, идя на концерт Князева. Иногда кажется, что все это невозможно и невыносимо; кажется, что у нас уже осталось совсем немножко души на донышке, а у него она - хлещет через край, все настолько животрепещуще. И музыкант оживляет всех, кто пришел в зрительный зал. В его игре столько горечи и неумолкающей страсти, и нежности, и отчаяния, и раскаленной воли. У Князева поразительная сила воли. Или скорее - сила духа. Он кажется сильным, как скала, клокочущим, как океан. И только позже, когда опомнишься, приходит щемящее чувство... может быть, даже страха за музыканта, потому что абсолютно непонятно: как можно пережить такой накал эмоций, как можно день за днем находиться в столь высоком градусе.

Говоря высоким штилем, когда играет Александр Князев, становится невероятно близким то, ради чего мы приходим на концерты - жгучее ощущение жизни, и свет далекой звезды светит нам прямо в лицо. И мелкая вьюжка соломенных волос исполнителя, и пронзительный, смирительный синий взгляд, и широкая жизнеутверждающая улыбка - все, все, все так важно и незаменимо. За неимением более высоких слов, закончу автоцитатой: "Может показаться, что музыка вот-вот разорвет виолончелиста, но нет: он предельно собран каждое мгновение, он весь - в каждом звуке, цельный, исчерпывающий. Такой ценой музыка у него становится первостепенной полнокровной реальностью и, благодаря этой наполненности, в слушателе рождается ощущение счастья".

На снимке: А. Князев на сцене харьковской филармонии 16 декабря 2006 г.

Фото Станислава Минакова

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Анна Минакова
Звездные собаки
19 августа исполняется 55 лет со дня космического полета Белки и Стрелки
20.08.2019
Звездные собаки
19 августа исполняется 55 лет со дня космического полета Белки и Стрелки
13.04.2019
На Божьих часах
Поэзия Анны Минаковой в рубрике Павла Крючкова
06.12.2017
Все статьи Анна Минакова
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 10:28
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Русский танкист
29.03.2024 08:12
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04