itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Беседы с пещерным афонитом

0
316
Время на чтение 6 минут
Наконец-то, после многих искушений, вышла в свет книжка "Христос тебя ждет! Из бесед с пещерным человеком"! "Русская Линия" давала предварительное сообщение о ней еще 16 Ноября 2006 года.

Публикация осуществлена по благословению Высокопреосвященнейшего Вениамина, Архиепископа Владивостокского и Приморского. В аннотации издания указывается, что книжка адресована широкой читательской аудитории:

Обложка книги "Христос тебя ждет! Из бесед с пещерным человеком""Повествование посвящено сегодняшней жизни на Святой Горе Афон. Взгляд на современный мiр из пещеры отшельника на Каруле [1] безусловно заинтересует как многоопытных паломников, богомольцев, так и великое множество наших современников, еще только чающих движения воды (Ин. 5, 3) в их сердцах. Зов: "Христос тебя ждет!" - обращен афонитом Даниилом не только к русскому повествователю, но и ко всякому, кто задумывается о смысле собственного бытия. Предупреждаем возлюбленных о Господе читателей, что в словах сербского собеседника сохранен целый ряд особенностей его речи: редакторское приглаживание таких "шероховатостей" привело бы к утрате особой атмосферы духовного разговора".

При всей сложности мистических проблем, которые рассматриваются в этих афонских беседах, живость их изложения сочетается со многими пояснительными примечаниями, которые делают эти проблемы доступными самому неискушенному читателю.

Некоторые вопросы, затронутые в книжке, выходят далеко за рамки собственно православной аскетики. Например, сегодня для многих верующих патриотов России весьма болезненной является звездная символика. Тут у русского рассказчика мы находим следующее рассуждение:

"Вместо положенного по обычаю средиземноморского полуденного отдыха, мы отправляемся к другой великой святыне - иконе Иверской Божией Матери "Вратарница". Дорога ведет через монастырь Кутлумуш, где в воротах почему-то висит "благословляющая" шестиконечная звезда. К сожалению, шестиконечные "моген Довиды" и каббалистические пентакли - пятиконечные звезды стали "обычным" и весьма распространенным "украшением" наших храмов, икон и мест православного торжества как в Греции, так на Святой Земле или в родной России. Конечно, враг нашего спасения ничего своего создать не может, он безсилен в творчестве, он все похищает у Бога, в том числе и многоразличные символы звезд. Ведь все эти звездные символы являются отголоском допотопной письменности. Об этом свидетельствует Церковное Предание. В русской литературе оно отражено в первой четверти XVI века Преподобным Досифеем Волоцким - в его "Русском Хронографе": "Арфаксад, сын Симов, роди Каинана, сей обреете столп в Сиридоньстей горе и на нем писание, еже исписаша Сифови внуци звездный закон" [2]. В древней Божественной символике звезда - символ Небесной славы здесь, на земле. Количество лучей - степень и смысл этой славы. Пятиконечная звезда - символ твари Божией до сотворения человека, до Адама. Её обожение без Самого Бога - против Бога. Шестиконечная звезда - символ человека, символ Шестоднева. Обожение человека - без Бога, опять будет против Бога. Семиконечная звезда - суть полнота Божией твари и всех человеческих времен, всей истории человечества до Страшного Суда. Культ и этой звезды без Бога - есть богоборчество. Восьмиконечная звезда - символ Богородицы, символ Жизни Вечной, Дня Восьмого, знак Рождества Христова. Это наша православная звезда. Привыкание, терпимость заграничных православных верующих к символике пяти- и шестиконечных звезд, которая в новозаветную эпоху столетиями "накачивалась" супротив осмиконечного Креста Христова антихристианским, каббалистическим, масонским содержанием, вызывает некоторую оторопь у русского человека. У них в "Европе" это называется "толерантность". Слово напоминает фамилию безпринципного французского министра Шарля Мориса Талейрана, который исхитрился послужить и директории, и наполеоновской империи, и реставрации, и новой республике".

Книга посвящена молитве. Иисусовой молитве. В свете действенности этой молитвы весьма поучителен сюжет в рассказе сербского отца Даниила о современной системе "общественного питания":

" - Порой у людей нет понимания глубины Божьего милосердия в молитве. У некоторых женщин особенно это замечал. Одна попадья мне говорит: "Я молюсь только в храме. Когда дома одна - боюсь. Демон придет и на меня нападет". Человек не понимает, что мы уже в сетке демона и нам надо всегда и везде вырываться из неё. А раз нет никакой молитвы, то и борьбы нет. Мы там и остаемся и к нему припадаем. После смерти мы его уже - без проблем. Он не приходит на молитву, он и так рядом с нами. Но на нашей молитве он только проявляет свое присутствие. Он и так уже в нас. Когда же мы на молитве, он обнаруживает себя, потому что молитва его жжет. Причем сильно "жгёт"!

Мне это сказал один бесноватый человек. Серьезно бесноватый. Вениамин его имя. Еврей из Нью-Йорка. Он, когда был 14-летним юношей, проезжал с родственниками через Югославию. Его отец был очень богатым человеком. Это было очень давно. Сейчас этому еврею 37 лет. В центре города Скопье в Македонии они зашли в один мусульманский ресторан пообедать. Местный маг держал этот ресторан. Амир-Муса. Даже запомнил его имя. Он заколдовал тогда пищу.

- Получается, что в мусульманские рестораны ходить нельзя? А ведь есть ещё еврейские... Есть цыганские... Есть индийские... Есть африканские с символикой колдовства Вуду...

- Я глубоко убежден, что в большинстве мусульманских и еврейских ресторанов заколдованная пища. Во всех многоразличных тавернах, где национально-религиозный колорит всячески выставляется как завлекающая голодных и праздных людей "экзотика", пища подвергается волшебной обработке, духовному воздействию, а проще говоря - демонскому осквернению. Алчущий такой экзотики Христианин должен всегда помнить об этой опасности. Это даже без всякого сомнения! Так вот, когда эта еврейская семья обедала, то в подростка вселился бес. Да не один, а целый легион вселился в него. И это привело его потом на Святой Афон, привело его к вере, поскольку этот парень именем Вениамин хотел избавиться от беснования. Жил тут в Есфигмене Старец Адриан, который до того подвизался на Синайской Горе 33 года. Он и в монастыре отчитывал, если бесноватые туда приезжали, но часто ездил по Греции, особенно в Афины. Те бесноватые, которых он должен был отчитывать, не зная, что он едет к ним, начинали жутко кричать, одним словом, бесноваться. И в большинстве случаев ему удавалось изгнать беса из бесноватого. Попробовал он выгнать и этот легион из Вениамина. Я присутствовал у него в келии тогда. Но довести до конца не успел: вскоре отец Адриан умер [3]. Я многое понял чрез этого Вениамина о бесах, потому что он сам чувствует их присутствие в себе. И он чувствует, что демоны чувствуют. И через это нас, монахов, поучает. Однажды он мне говорит, что демон всегда слышит молитву. Всегда! Даже самую рассеянную... Но по-разному реагирует. И он мне говорит:

- Я знаю, когда ты молишься!

И однажды решил испытать. Может быть, он хвастает маленько! Понимаешь? И там в Есфигмене, во дворе, в 13-14 часов по европейскому времени [4] 100-120 монахов, людей... А он хватает листья - мусор собирает. И я прохожу - между нами другие люди, не только я и он - толпа. "Давай, - думаю, - попробую, если так, как он говорит, что он чувствует, что бес чувствует, и всегда бес чувствует, когда другие молятся". И я так прохожу и без особенной концентрации, только умом сказал:

- Господи, Иисусе Христе, Сыне Божий, помилуй меня гордаго.

Так один раз сказал. А Вениамин и не знал, что я проходил, боком проходил. Не заметил моего присутствия. Вдруг мне говорит:

- Данило, не мой мэнэ дирашь! [5] - на сербском сказал, а сам Вениамин сербского не знает. Значит, демон самую рассеянную молитву ощущает... Вот так бесы нас поучают. Понимаешь?"

В издании помещены цветные иллюстрации современного афонского быта и репродукции древних монастырских фресок, апокалиптические мотивы которых поясняют рассуждение пещерного монаха.

По вопросам оптового приобретения книги "Христос тебя ждет! Из бесед с пещерным человеком" можно обращаться в редакцию симфонического журнала "Царство и Церковь" по телефону 8-906-701-49-18. Адрес электронной почты редакции: zet-and-zet@rambler.ru.

Иллюстрация: На лицевой стороне книжной обложки фреска в храме одного из Святогорских монастырей: И взглянул я, и вот, Агнец стоит на горе Сионе, и с Ним сто сорок четыре тысячи, у которых имя Отца Его написано на челах (Откр. 14, 1).

ПРИМЕЧАНИЯ

1. Головокружительные кручи благословенной Карули отвесно уходят прямо в море. Обрыв там высотой в триста и более метров. Небольшие келии, построенные русскими монахами в XIX столетии, жмутся к этой вертикальной скале. Внутри же некоторые келии продолжаются естественными или выкопанными пещерами. Крохотные горизонтальные выступы рядом с келиями покрыты плодородным слоем с небольшими огородиками. Земля сюда также была принесена русскими монахами. "Каруля" - род ворота, простейшей лебедки для подъема грузов на высоту. Именно с помощью "карулей" сюда нашими отшельниками доставлялись и строительные материалы, и земля, и все необходимое для монашеского житья.
2. Полное Собрание Русских Летописей. Русский Хронограф. Пг., 1914. Т. XXII. Ч. 1. С. 30.
3. Служка Преподобного Серафима - Мотовилов одно время никак не мог уяснить, как это женщина, которая при нем причащалась Христовых Тайн, продолжала иметь в себе беса. Это важное свидетельство против отождествляющих греховность с наличием беснования. Беснование происходит из-за грехов по особому попущению Господа. Совершенно необязательно, что в человека лично грешного входит бес, нередко это бывает и по наследным грехам, по грехам родителей, и для пущей молитвенной ревности или по другим причинам, ведомым Богу, Господь попускает беснование. При этом человек сохраняет способности к исповеди, к сердечному раскаянию и потому может причащаться. Случались бесноватые и среди монашествующих.
4. На Афоне времяисчисление Византийское и значительно отличается от общепринятого европейского времени.
5. По-сербски: "Данило, не трогай меня!"

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Леонид Болотин
Умер Константин Душенов!
Памяти Друга
13.02.2024
Узник Василий Бойко-Великий ведёт борьбу за правду
На этом фронте перемирия не будет
24.01.2024
«Я не знаю: кому и зачем это нужно?»
«Демарш», которого не было
09.01.2024
Историко-идеологическая конференция
«Государь и государство»
20.11.2023
О сдвигах и исторических неточностях после
введения Григорианского календаря
30.08.2023
Все статьи Леонид Болотин
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09