"И на Киевских горах стояли ноги его..."

13 декабря нов. ст. - праздник святого апостола Андрея Первозванного

13.12.2007
Молитва Ап.Андрею ПервозванномуЕго, ученика Иоанна Крестителя, чье имя означает по-гречески "мужественный", одного из двенадцати, избранных Христом, называют апостолом Святой Руси. Потому, прежде всего, что он более других апостолов был близок к Руси географически. Но связь с "нашим" апостолом - не только в истории с географией, а в вере. Легенды лишь выражают невидимое единство, единство в сораспятии Христу. Косой крест, на котором был распят в древнем греческом городе Патры (сегодня, к слову, это побратим Харькова) ап. Андрей, называется "андреевским", и ныне мы видим его, голубого цвета, в первую очередь, на белом флаге Российского флота. (Эта традиция утвердилась при императоре Петре I, считавшем Андрея Первозванного своим покровителем; имя "крестителя земли Русской" получил главный орден Российской империи.)

Немало памятников возведено на Руси "нашему" апостолу, прошедшему наши исконные территории, проповедуя Христово учение и крестя, и тем самым духовно связавшим их воедино. Считается, что на севере ап. Андрей достиг земель Новгородских и, в частности, острова Валаам. Пожалуй, самым северным храмом, воздвигнутым апостолу славянами, является деревянная церковь в честь апостола Андрея на Малом Заяцком острове Соловецкого архипелага, срубленная тем же царем Петром самолично.

Апостол Андрей Первозванный с житием, современная иконаСчитается, что основой преданий о посещении Русской земли Андреем Первозванным является свидетельство Оригена о Скифии как об апостольском уделе Андрея Первозванного. В результате анализа упоминаний Скифии в произведениях Публия Овидия Назона (43 до Р. Х.- 18 по Р. Х.) - поэта, почти современника Андрея Первозванного, проживавшего на территории нынешней Одесской области, можно очертить ее пределы в то время. Эта страна, по Овидию, занимала территорию севернее Понта Эвксинского (Чёрное море), простиравшуюся от гор Кавказа, Меотиды (Азовское море) и реки Танаис (Дон) до реки Гипанис (Южный Буг) на западе и включавшую в себя Крымский полуостровов, а на севере ограниченную Скифскими горами.

По мнению ряда исследователей, этнонимом "скифы" позднеантичные и ранневизантийские авторы могли обозначать иные народы, обитавшие в Северном Причерноморье, т. е. на бывших скифских землях. Впрочем, некоторые византийские памятники "Narratio", например, понимают под Скифией, в которой проповедовал Андрей Первозванный, так называемую Малую Скифию - римскую провинцию и ранневизантийскую церковную епархию в устье Дуная (район современной Добруджи, Румыния). Однако эта провинция появилась лишь в ходе реформ императора Диоклетиана (конец III в.), то есть не существовала во времена Оригена.

В житии Андрея Первозванного, составленном Епифанием Монахом, сообщается, что во время третьего путешествия апостол, пройдя по Южному и Восточному Причерноморью, достиг Крыма и немалое время провел в Херсонесе. Это житие пользовалось большим авторитетом во всех православных Церквах, в конце XI в. появился его славянский перевод.

Стопа св. Андрея Первозванного, хранящаяся в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на АфонеКроме того, на Руси было создано оригинальное сказание о посещении Андреем Первозванным русских пределов - "Слово о проявлении Крещения Рускыя земля святаго апостола Андрея, како приходил в Русь", сохранившееся в составе "Повести временных лет". Согласно этому тексту, Андрей Первозванный, прибывший из Синопы в Корсунь (Херсонес), узнал о близости днепровского устья и "въсхоте поити в Римъ"; поднявшись вверх по Днепру, он благословил место будущего Киева, а затем отправился на север, в землю словен, где позднее возник Новгород; подивившись местным обычаям, апостол отбыл в Рим, а оттуда вернулся в Синопу.

К XI в. относится рост почитания Андрея Первозванного на Руси: в 1030 г. Всеволод Ярославич, младший сын кн. Ярослава Мудрого, получил в крещении имя Андрей, в 1086 г. он основал в Киеве Андреевский (Янчин) монастырь.

В 1089 г. Переяславский митрополит Ефрем освятил построенный им в Переяславле каменный собор во имя Андрея Первозванного, в конце XI в. в Новгороде был построен храм во имя Андрея Первозванного. В это же время память Андрея Первозванного была внесена во все виды русских календарей. Древнейшие упоминания Андрея Первозванного находятся в месяцесловах Евангелий - Реймсского первой половины XI в., Остромирова 1056-1057 гг. и Архангельского 1092 г.

Андреевская церковь в КиевеА с 1097 г. в русской традиции засвидетельствованы церковные службы Андрею Первозванному.

С XII в. развивалась практически непрерывно традиция сказаний об Андрее Первозванном в русском Прологе - краткое житие апостола "Страсть святаго, и прехвального, и первозванаго Андрея, брата великаго Петра", а также "Слово о проявлении Крещения Рускыя земля".

В первой половине XIV в. житие ап. Андрея было вновь переведено на славянский язык (по-видимому, сербами на Афоне) в составе стишного Пролога. Оно встречается в большом количестве южнославянских и русских списков XIV-XVII вв. В житийной литературе "Слово" впервые встречается в житии свт. Стефана Пермского, написанном Епифанием Премудрым около 1420 г.

Со времени свт. Макария, в 1526-1542 гг. бывшего архиепископом Новгородским, стали известными местные новгородские предания о проповеди Андрея Первозванного в земле Русской, дополняющие "Повесть временных лет". Такие сказания содержит "Степенная книга" (1560-1563), где в новой обработке записано "Слово о посещении Руси Андреем Первозванным", помещенное в кратком виде в житии св. Ольги и в пространном - в житии св. Владимира.

В сказании из "Степенной книги" говорится, что, придя в землю словен, апостол проповедовал слово Божие, водрузил и оставил свой жезл в "веси, нарицаемой Грузине", где потом была поставлена церковь во имя апостола Андрея. Отсюда по реке Волхову, Ладожскому озеру и Неве он отправился в Варяги, затем в Рим и Царьград. "Степенная книга" также сообщает о том, что в Херсонесе сохранились отпечатки стоп Андрея Первозванного на камне: наполнявшая их дождевая или морская вода становилась целебной.

О жезле Андрея Первозванного из селения Грузина подробнее рассказывается в Повести о житии прп. Михаила Клопского, которая была написана в Новгороде в 1537 г. боярским сыном В. М. Тучковым по поручению архиепископа Макария. Тогда же, очевидно, было написано Похвальное слово Андрея Первозванного "и о монастыре, рекомом Грузино", известное в списках XVII в.

Мозаика в Софиевском собореВо второй половине XVI в. было составлено "Сказание кратко о создании пречестныа обители боголепнаго Преображениа Господа Бога Спаса нашего Исуса Христа на Валаме и отчасти повесть о преподобных святых отец тоя же обители началник Сергиа и Германа и о принесении святых мощей их. Благослови Отче", где говорится о посещении апостолом острова Валаам. Таким образом, подкрепленное новгородскими преданиями, начальное киевское сказание о путешествии Андрея Первозванного по Днепру и Волхову обратилось в традицию об апостольской проповеди по всей Русской земле.

Со времен царя Иоанна Васильевича IV Грозного об этом заявлялось в случаях, когда требовалось защитить самостоятельность России в церковных делах.

Особенно настойчиво тема апостольской преемственности Русской Церкви стала звучать в XVII в. в Киеве.

В 1621 г. Киево-Печерский иеромонах, впоследствии архимандрит, Захария Копыстенский написал "Палинодию, или Книгу обороны святой кафолической Всходней Церкви" в защиту Православной Церкви против латино-униатских сочинений. В главе "О уверении и Крещении руссов" Захария рассуждает о достоинстве Андрея Первозванного как старшего брата апостола Петра и апостола Первозванного, затем излагает предание о посещении Андреем Первозванным. Киевских гор и Новгородской земли, поясняя, что Андрей Первозванный в это время многих крестил, ибо апостолы никогда напрасно не ходили. Этот рассказ иеромонах Захария подкрепил ссылкой на местное киевское предание: "На той горе в Киеве, где стоял апостол, того ж часу и церковь была поставлена, где и теперь есть, як и повесть и до сих дний обносится о той церкви и о той горе" (имеется в виду церковь в честь Воздвижения Креста Христова, построенная в Киеве в XIII в. на месте креста Андрея Первозванного, в XVI в. она была перестроена; в 1744 г. на этом месте возведен каменный храм во имя Андрея Первозванного по проекту Ф. Б. Растрелли).

В том же 1621 г. в Киеве состоялся Собор восстановленной православной иерархии во главе с митрополитом Иовом (Борецким) - по вопросу о мерах защиты православной Церкви и ее благоустроении. В деянии Собора сказано: "Поелику святой апостол Андрей есть первый архиепископ Константинопольский, патриарх вселенский и апостол Русский, и на Киевских горах стояли ноги его, и очи его Россию видели и уста благословили... то справедливым и богоугодным будет делом восстановить торжественно и нарочито праздник его. Воистину Россия ничем не меньше других восточных народов, ибо и в ней проповедал апостол".

Памятник ап. Андрею в ХерсонесеБогатая традиция сказаний об Андрее Первозванном, существовавшая на Руси с древних времен, дополнялась и в более поздние периоды ее истории. В XIX в. А. Н. Мошиным были записаны "Легенды Великих Лук", содержащие предание о посещении этих мест Андреем Первозванным. В согласии с местными преданиями о пребывании Андрея Первозванного, память его особо чтилась в таких русских монастырях, как Балаклавский Георгиевский монастырь близ г. Севастополя, у мыса Фиолент (по- гречески означает "Божья страна"), Инкерманский св. Климента монастырь под Севастополем, Валаамский Спасо-Преображенский монастырь на Ладожском озере, Деревяницкий новгородский монастырь, вотчиной которого с середины XIV в. являлось селение Грузино.

Апостол Андрей и сегодня с нами


В конце мая 2003 г., впервые в истории Святой Горы Афон (Греция), мощи св. ап. Андрея Первозванного оставили Русский Свято-Пантелеимонов монастырь и посетили три страны: Россию, Белоруссию, Украину, их столицы: Москву, Минск, Киев, а также Новгород, Мурманск, Североморск, Владивосток, Екатеринбург, Ростов-на-Дону, Симферополь, Севастополь, поселок Средний Иркутской области и Спасо-Преображенский Валаамский монастырь.

Прибытие величайшей святыни Православия на Русь произошло в дни памяти равноапостольных Кирилла и Мефодия и празднования Дней славянской письменности и культуры, а торжественное возращение их на Святой Афон 29 июня - в праздник Всех Святых, в земле Российской просиявших, и праздник Всех преподобных и богоносных отцев, во Святой Горе Афонской Просиявших.

За 36 дней пребывания в трех славянских государствах святыней было преодолено более 25 тысяч километров по воздуху, земле и воде. Ей поклонились с благодарностью и почтением более миллиона человек. В течение месяца граждане трех стран-сестер смотрели и слушали по телевидению и радио прямые трансляции, репортажи о прибытии, встречах со святыней, стали соучастниками и свидетелями большого духовно-нравственного объединительного подъема, объединившего еще больше народы наших стран. Святым мощам апостола Андрея поклонились Президент Российской Федерации В. В. Путин, Президент Украины Л. Д. Кучма.

Пребывание святыни в Санкт-Петербурге происходило в дни празднования 300-летия города и духовно венчало юбилейные торжества. Крестный ход 12 июня в Москве совпал со Днем России. Более 20 000 человек прошли со святыней от Храма Христа Спасителя до Афонского подворья.

Пребывание святыни совпало с 65-летием Мурманской области и 70-летием Северного военного флота, во Владивостоке - со столетием явления Порт-Артурской иконы Божией Матери, в Киеве, 28 июня, - с Днем Конституции Украины, в Севастополе - 220-летием со дня создания Российского флота на Черном море и основанием Севастополя. В городе славы русских моряков святыню встретили командующий Черноморским Краснознаменным флотом России вице-адмирал В.В. Масорин и Главнокомандующий ВМС Украины И. В. Князь. Духовой оркестр Черноморского флота России исполнил Величание святому апостолу Андрею Первозванному. Крестным ходом святые мощи были принесены к храму святого Владимира - усыпальницы адмиралов Русского флота П. С. Нахимова, В. А. Корнилова, М. П. Лазарева, В. И. Истомина. Здесь были выстроены в почетном карауле экипажи кораблей. Святыня посетила корабли Черноморского флота России и Черноморского флота Украины.

Святые мощи апостола Андрея Первозванного посетили Херсонес, место крещения святого равноапостольного князя Владимира; здесь - последняя пядь крымской земли, которую наши народы героически защищал в июле 1942 года.

Истинная духовная жизнь народов России, Украины и Белоруссии связана с традиционными формами жизни, построенных на основах Православия. "Славься и радуйся, Андрее, первозванный Господа Апостоле!" - поскольку это глубинное, генетическое чувство насколько сильно, что его можно считать стержневым, а точнее - корневым.
"Святый отче Андрее, моли Бога о нас, грешных!"
На снимках: апостол Андрей Первозванный с житием, современная икона; памятник ап. Андрею в Херсонесе; Андреевская церковь в Киеве; мозаика в Софиевском соборе; стопа св. Андрея Первозванного, хранящаяся в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне.
Подготовка и фото в Херсонесе и Киеве Станислава Минакова.
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Последние комментарии
Еще раз о могиле «екатеринбургских останков»
Новый комментарий от казак.бел
10.12.2019
Нельзя осуждать суррогатное материнство
Новый комментарий от Ксения Балакина
09.12.2019
Модернистские потуги или обыкновенное невежество?
Новый комментарий от София7
05.12.2019
Убогая кураевская методология
Новый комментарий от Oldman1312
09.12.2019
Заработала авторизация и форум
Новый комментарий от Разработчик РНЛ
04.12.2019
Протодиакон Кураев примеряет мундир апологета нацизма?
Новый комментарий от Ортодоксос
07.12.2019
«Полуправда хуже лжи» нужно адресовать самому Ю.А. Григорьеву
Новый комментарий от Николай Волынский
28.11.2019