itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

"Русский вопрос" на Съезде народов Татарстана

0
154
Время на чтение 8 минут
Как сообщили недавно средства массовой информации, 3 ноября 2007 года в Казани прошёл Съезд народов Татарстана. Учитывая, что в этой республике, согласно результатам Всероссийской переписи населения 2002 года, русские составляют около полутора миллиона человек или 39,5% всего населения (а по неофициальным данным - значительно больше), было бы крайне странным, если бы на нём так или иначе не прозвучала "русская тема". То же самое касается и православной проблематики, которая является здесь ещё более значимой, так как, кроме русских, православие исповедуют проживающие в Татарстане в значительном количестве кряшены, чуваши, украинцы, марийцы, удмурты, мордва и представители других народов.

Однако из сообщений "масс-медиа", подавляющее большинство которых выдержано в бравурно-пропагандистских тонах и сильно отдаёт политическим "пиаром", практически невозможно создать на сей счёт определённого мнения. В связи с этим мы попросили одну из участниц съезда прокомментировать его деятельность применительно к проблемам русского населения республики. Наша собеседница согласилась ответить на ряд вопросов, но просила не афишировать своего имени.

- Каковы ваши общие впечатления от Съезда народов Татарстана?

- Честно говоря, назвать его съездом в обычном понимании этого слова достаточно сложно. Данное мероприятие напоминало скорее идеологически выдержанную встречу руководства республики с представителями многонациональной общественности, декорированную под съезд. Съезд, тем более с претензиями на всенародное представительство, предполагает наличие серьёзных и продолжительных дискуссий. Этого же здесь явно не наблюдалось.

Впрочем, не стоит строго судить его организаторов и идеологов. Они вполне угадали желание руководства большинства местных национальных объединений, уповающих на поддержку государства и готовых ради этого идти на любые ограничения своей самостоятельности. Собственно говоря, за что боролись, на то и напоролись. Съезд прошёл гладко, по чёткому сценарию, наличие которого, никто и не скрывал. Одной из его основных задач, что сквозило в большинстве выступлений и итоговых документах съезда, было одобрение "от имени всего многонационального народа республики" проводимой руководством Татарстана национальной политики. Кроме того, перед выборами необходимо было продемонстрировать поддержку "конструктивным силам", под которыми, естественно, подразумевались В.В.Путин и "Единая Россия". Ну и, конечно, в задачи съезда входило выдвижение требований к "федеральному центру", отвечающих интересам местного руководства. Всё же остальное, как мне показалось, было лишь довеском к основному политическому сценарию.

Например, на съезде были одобрены Концепция национальной государственной политики республики и идея преобразования Ассоциации национально-культурных объединений Республики Татарстан в Ассамблею народов Татарстана. Но о том, изменит ли принятие новых декларативных документов и перевод руководства местного "межнацпрофсоюза" на казённый кошт ситуацию к лучшему, сейчас судить довольно сложно. Хотя многие делегаты на это искренне надеются.

Ничего нового организаторы съезда, похоже, не изобрели, но всё же лично я не склонна считать его политической "пустышкой". Несмотря на все идеологические "заморочки", съезд представил людям разных национальностей шанс высказать с высокой трибуны то, что они считают сегодня наиболее важным для себя и своего народа. Некоторые ждали этого пятнадцать лет - именно столько времени прошло с Первого съезда народов Татарстана. Другое дело, что многие не сумели или не захотели по каким-то причинам воспользоваться этим шансом. По крайней мере, я не заметила, чтобы на съезде кому-то открыто затыкали рот. Хотя некоторые делегаты (например, кряшены) и жаловались потом, что им "зарезали" заранее заявленные выступления. Видимо, у кого-то из чиновников в последний момент сдали нервы. А может быть, просто не хватило времени.

- Как было обеспечено на съезде представительство русских?

- Я старалась фиксировать всё, что имело на съезде отношение к русской и православной темам, так как понимала, что нашу прессу этот вопрос будет интересовать в наименьшей степени.

Методика, которой пользовались организаторы при избрании делегатов съезда, до сих пор остаётся для меня загадкой. Но, тем не менее, им удалось обеспечить более-менее сносное представительство русских. Причём, в большинстве своём это были отнюдь не случайные люди, а те, кто действительно каким-то образом проявил себя в общественной работе. Бутафорские "рабочие и колхозницы" здесь, по крайней мере, не преобладали. В докладе оргкомитета съезда сообщалось, что русские составляли более двадцати двух процентов от общего числа делегатов, татары - более тридцати одного процента. Вместе получалось больше половины делегатов, что, по замыслу организаторов, должно было обеспечить паритет с представителями остальных народов.

Наблюдались среди делегатов и представители православного духовенства во главе с архиепископом Казанским и Татарстанским Анастасием (Меткиным). Кстати, владыка произнёс на съезде небольшую приветственную речь. В ней он, в частности, отметил значительную роль местного ополчения, осенявшегося чудотворным Казанским образом Божией Матери, и великих казанских подвижников - патриарха Ермогена и митрополита Ефрема - в преодолении смуты, бушевавшей в России в начале семнадцатого века. Что же касается прочего, то казанский архиерей, по его же словам, не счёл нужным останавливаться на существующих проблемах, в очередной раз расписавшись в особых симпатиях к руководству республики и лично к Минтимеру Шаймиеву.

- А ещё кто-нибудь на съезде касался вопросов, связанных с православием? Хорошо известно, что руководство Татарстана является одним их непримиримых борцов с "Основами православной культуры"? Эта тема на съезде фигурировала?

- Вообще, религиозная составляющая съезда нашла своё отражение почти исключительно в выступлениях архиепископа Анастасия и председателя Духовного управления мусульман республики, муфтия Гусмана Исхакова. Светская направленность мероприятия поддерживалась неукоснительно. Не помню я также, чтобы кто-то возвращался к обсуждению вопроса, связанного с "Основами православной культуры". Хотя у меня и было опасение, что идеологи съезда попытаются инспирировать его обсуждение, чтобы организовать "всенародное осуждение" практики введения этого предмета в российских школах. Но этого, к счастью, не произошло.

- В какой мере на съезде затрагивалась собственно "русская тема"? Был ли на нём вообще слышен голос русских?

- Слышен-то он был, но как-то приглушённо. Вообще, надо сказать, с "голосами" отдельных народов на съезде вообще были проблемы. Всё, как мне показалось, заглушал какой-то интернациональный хор под общим руководством местных чиновников. Хотя, конечно, "русская тема" периодически всплывала в речах и Минтимера Шаймиева, и председателя Государственного Совета республики Фарида Мухаметшина, и главного "московского гостя" Рамазана Абдулатипова, и других участников съезда.

Президент Татарстана, кстати, упомянул в своём приветствии в связи с Годом русского языка о той роли, которую сыграли и играют русский народ и русский язык в развитии местного общества. Положительно отозвался он и о роли русских этнокультурных организаций. Фарид Мухаметшин подчеркнул, что во многом благодаря Обществу русской культуры города Казани поднят и решается вопрос организации русского национального образования, что в республике возрождён праздник "Каравон", восстанавливаются православные центры русского народа. Впрочем, когда речь зашла об определении роли русского народа в законопроекте об основах государственной политики в сфере межэтнических отношений в Российской Федерации спикер местного парламента, и по совместительству - председатель оргкомитета съезда, затянул свою старую песню о том, что не следует "отделять" русский народ от других народов страны. При этом он выдал весьма странный тезис о том, что каждый народ сам по себе является и государствообразующим, и самоопределяющимся, и вообще-то, что годится для других стран, то не годится для России.

Что же касается Абдулатипова, то он в привычной для себя манере всё больше жаловался на невнимание со стороны федеральных властей к своим "грандиозным" инициативам. Например, недоумевал, почему те обошли вниманием проведённую им 1 ноября в Ярославле "всероссийскую конференцию по русскому народу", под которой, по-видимому, имел в виду "круглый стол", организованный в рамках заседания Президиума Совета Ассамблеи народов России. Призвал не выдумывать никаких идей - ни русскую, ни татарскую, ни хакасскую, а следовать положению Конституции России о том, что "мы - многонациональный народ Российской Федерации". Затем, заявив, что русский народ является систематизирующей основой российского государства и национальной политики, осудил попытки поставить его над или вне последней, что якобы ударяет в первую очередь по самим русским. Короче говоря, всю путаницу, которая существует в его голове, Абдулатипов в очередной раз попытался экстраполировать на аудиторию.

На этом фоне заметно выделялось выступление руководителя Общества русской культуры города Казани Александра Салагаева, который сходу стал говорить о проблемах русского населения. Впрочем, начал он его в несколько аллегорической форме: рассказав о своём "русском сне". В результате получилось не столько выступление, сколько диалог с Шаймиевым, который мгновенно реагировал на замечания Салагаева. Но лично у меня сложилось впечатление, что президент был настроен к нему весьма доброжелательно и открыт для продолжения разговора.

- О чём конкретно шла речь в выступлении Салагаева?

- Да о тех проблемах, которые давно уже "на языке" у представителей местного русского национального движения: о затягивании вопроса об открытии в Казани центра русской культуры "Русский дом", репертуаре Казанского русского драмтеатра, который далёк от его названия, о представительстве русских в местных творческих союзах... Касаемо последней проблемы Салагаев, кстати, привёл такую статистику: русские в Союзе писателей республики составляют примерно шесть процентов, а в Союзе композиторов - примерно десять процентов. По его словам, такое представительство не достойно полуторамиллионного русского населения республики.

Поблагодарив Шаймиева за участие в решении проблем русского населения, Салагаев пожаловался ему на бюрократические препоны, которые создаёт на этом пути бюрократический аппарат. И тут же обратился к другому высокому "московскому гостю" - заместителю министра регионального развития России Камилю Исхакову, бывшему мэру Казани, который, по словам Салагаева, ещё десять лет назад обещал построить "Русский дом". Салагаев выразил надежду, что на новом посту, уже из Москвы, он теперь сможет, наконец, реально поспособствовать этому делу. Шаймиев тут же пообещал поддержать Исхакова, если тот возьмётся за решение вопроса о строительстве "Русского дома" в Казани. Я думаю, что уже хотя бы в связи с этим эпизодом можно утверждать, что съезд не прошёл для местных русских даром. Конечно, хотелось бы большего, но в нынешних условиях приходится довольствоваться малым.

- Кстати, а в итоговых документах съезда "русская тема" нашла хоть какое-то отражение?

- Я внимательно просмотрела розданные делегатам съезда проекты, но, кроме как в Концепции государственной национальной политики Республики Татарстан, о которой уже упоминала выше, ничего собственно "русского" не нашла. В Концепции подчёркивается ведущая роль, которую русские, наряду с татарами, играли и играют в процессе становления и развития многонационального народа республики. Отмечается, что на характере межнациональных и межконфессиональных отношений в Татарстане заметно отражаются специфика менталитета и ценностных ориентиров русских. Есть там ещё один любопытный пассаж. Цитирую: "Общие для всей современной России вопросы этнокультурного развития представителей русского народа являются неотъемлемой составной частью государственной национальной политики Республики Татарстан". Кроме этого, в качестве одного из основных направлений государственной национальной политики республики прописано обеспечение функционирования в республике государственных языков, которыми, как известно, являются татарский и русский.

Повторюсь: конечно же, хотелось большего. Ранее заместитель председателя Общества русской культуры города Казани Михаил Щеглов на конференции Ассоциации национально-культурных объединений Татарстана уже поднимал вопрос о разработке альтернативного варианта Концепции, где бы русскому народу и русскому языку уделялось большее внимание. Но общее большинство его не поддержало. Но мы не намерены сидеть сложа руки: голос русских в Татарстане должен звучать уверенно и гордо, как ему это и подобает.

- Спасибо за столь обстоятельный комментарий.

- Спасибо вам. Представители русского национального движения в Татарстане надеются, что "Русская линия" и дальше будет уделять нашим проблемам такое же большое внимание.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 10:28
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09