Апофеоз живых красок

Новости Москвы 
0
286
Время на чтение 7 минут
27 октября (14 октября по ст.ст.) исполнилось 165 лет со дня рождения Василия Верещагина - выдающегося русского живописца, литератора, одного из наиболее известных художников-баталистов.

"Верещагин - личность колоссальная,
это действительно богатырь...
Верещагин сверх-художник,
как и сверх-человек".
И. Е. Репин



Русский живописец-баталист Василий Васильевич ВерещагинЕсли спросить случайного прохожего, с чем ассоциируется фамилия Верещагин, то наиболее вероятен нынче, пожалуй, такой ответ: с героем фильма "Белое солнце пустыни" (в прекрасном исполнении артиста Павла Луспекаева), запомнившимся поеданием черной икры ложками, колоритной внешностью, а также фразами-афоризмами: "За державу обидно!", "Посмотрим, какой он, твой Сухов" и "Вот что, ребята, пулемета я вам не дам". Однако для людей, более осведомленных в культуре, фамилия Верещагина связывается с батальными полотнами и, прежде всего, с грандиозно-символичной картиной "Апофеоз войны".

Василий Васильевич открылся не просто "смысловиком", пишущим трагизм войны и мужество русского солдата, но и отменным живописцем, предвосхитившим русский импрессионизм. В полотнах, связанных с русской стариной, православием, Верещагин ничем не уступает Васнецову. Как глубоко прав В. В. Стасов: "Обращать все внимание только на одни военные картины Верещагина - огромная ошибка, огромное заблуждение и односторонность. Самые разнообразные стороны народной жизни были одинаково доступны и драгоценны Верещагину для его изображений"!

Сколь скоропалительны и поверхностны бывают наши суждения, я знаю по себе. Они тем безапелляционней (и недоразвитей), чем меньшее представление о предмете мы имеем. Выставка Верещагина, которого я когда-то по глупости молодых лет считал "простым" баталистом, меня буквально взорвала еще году в 1989-м, в Москве, на Крымском валу, где Третьяковка выставила все его работы из своих фондов, пожалуй, впервые в истории. Вот где открылось буйство красок, цвета!

В.Верещагин "Врата Тамерлана"Эти колориты восточных тюрбанов и халатов, этот "Тадж-Махал", эти гигантские "Врата Тамерлана" ("Двери Тимура"), у которых простой смертный должен был чувствовать себя ничтожеством перед величием тирана - вызывали буквально стон, как бы это сказать, "последней советской публики"! Огромной красоты и силы эта картина, на которой изображен вход во дворец среднеазиатского владыки. Внимание воинов и зрителей приковано к вратам, украшенным сложным орнаментом: из них ворот в любой момент может выйти сам Тамерлан. Что принесет очередное его появление перед народом? Чего сегодня захочет он сам, что нашептали ему советники и указчики, чего хочет его любимая жена или его левая нога? Какие прихоти пригрезятся ему? Будет ли он принимать мессианскую позу и складывать руки в непонятные фигуры или выйдет просто, в дорогой вышитой рубахе? Будет ли он молчалив или, как всегда, зануден и косноязычен?

И все же - об "Апофеозе войны"

В.Верещагин "Апофеоз войны"Сразу скажем, что Василий Верещагин погиб во время русско-японской войны, на рейде при Порт-Артуре - в результате взрыва вражеской мины, на которую напоролся броненосец "Петропавловск" 13 апреля (31 марта ст. ст.) 1904 г. Погиб вместе с легендарным адмиралом С. О. Макаровым.

Русско-японская война застала Верещагина за работой над начатыми картинами; он все оставил и, по выражению Репина, "полетел" на Дальний Восток, чтобы снова участвовать в боях и поведать о них в своих произведениях.

Достойная и в каком-то смысле возможно-предсказуемая смерть гражданина, участника немалого количества военных кампаний, нередко оказывавшегося в горячих точках с русской армией.

Под впечатлением военных сцен на Балканах и в Центральной Азии Верещагин создал на своих полотнах образ солдата героя и мученика. Его воображение было взволновано не столько эпизодами "великих" сражений, сколько кровопролитием, нищетой и страданием, приносимыми войной. Удивительно, но даже в массовых сценах сражений поэтика Верещагина открывает миру личные, конкретные судьбы русских солдат. Для Верещагина это не безликая масса, не пушечное мясо, а православные касатики, "солдатушки-ребятушки", отдающие жизнь за Веру, Царя и Отечество, приносящие свои конкретные, уникальные жизни в жертву "за други своя", а это, как знаем из Писания, есть высшая жертва.

В.Верещагин "После удачи""Одни, - писал Верещагин, - распространяют идеи мира своим увлекательным могучим словом, другие выставляют в защиту ее разные аргументы, религиозные, экономические и другие, а я проповедую то же посредством красок".

Вот аннотация Третьяковской галереи: в батальных полотнах Верещагина публицистически-остро, с жестким реализмом - и в то же время эпически-масштабно - раскрывается изнанка войны. Знаменитым символом всей серии стала картина "Апофеоз войны" (1870-1871, ГТГ), изображающая груду черепов в пустыне; на раме надпись: "Посвящается всем великим завоевателям: прошедшим, настоящим и будущим".

Пожалуй, знаменитый тиран Тамерлан единственный оставил такой четкий и ясный символ изнанки войны - это ведь его практика всех поверженных обезглавливать и оставлять на месте брани такие "курганы". Верещагин мастерски ухватил всю суть этого символа и в своей неподражаемой манере донес идею до публики.

В.Верещагин "Смертельно раненый""Верещагин кистью старался показать людям, что война - самая ужасная, самая нелепая вещь на свете... Он не искал военных наград, он хотел показать людям трагедию и глупость войны, и сам пал ее жертвой. Он пожертвовал своей жизнью ради своего призвания художника. Не проявил ли он в этом, как гуманист, поистине высокое человеческое достоинство? Мы завидуем России, где живет Толстой, а узнав о смерти Верещагина, мы не можем не почувствовать к этой стране уважения и почтения", - так высказался японский писатель Никадзато Кайдзан.

Однако вот что писал эстет А. Н. Бенуа, художник, предпочитавший уходить от страшной действительности в грезы и "высокое". Понятны его чувства, человека изощренного в искусствах и словно не желающего впускать в себя всю правду, весь ужас, кровь, гной, грязь войны, но и, вместе с тем, величие подвига конкретной души. Полотна Верещагина представлялись ему антиэстетичными: "Еще памятно, как 20 лет тому назад ломились на выставку Верещагина и какое чудовищное и огорашивающее впечатление производили его пестрые и кровавые картины. Выставки эти, устроенные в комнатах без дневного света, увешанных странными чужеземными предметами и уставленных тропическими растениями, производили ужасный, непреодолимый эффект. Нам ясно помнится, как толпилась перед ярко освещенными электричеством громадными картинами непроницаемая, все растущая масса народа.

В.Верещагин "Торжествуют"Эти яркие или мрачные гигантские полотна, на которых шагали феерично разодетые индусы, богато разукрашенные слоны с магараджами на спинах, на которых тянулись по горам в глубоком снегу несчастные войска, или поп в черной ризе отпевал под тусклым небом целое поле обезглавленных голых покойников, - эти полотна действовали, как тяжелые кошмары горячки"
.

Г-на Бенуа и прочих "воздушных" эстетов, любивших рисовать "аполлонов и арлекинов", разумеется, такая правда искусства, такие "тяжелые кошмары горячки" не могли не шокировать. Интересно, что бы они сказали, не просто поглядев верещагинские жуткие картины с отрубленными головами - "После удачи" или "Торжествуют", но побывав лично на азиатских войнах.

В.Верещагин "Побежденные. Панихида"К картине Верещагина 1877 года "Побежденные. Панихида" (на выставках 1880-1883 гг.) был оставлен отзыв: "Нет в его картинах ни победно шумящих знамен, ни сверкающих штыков, ни блестящих эскадронов, несущихся на пылающие огнем батареи, не видно торжественных шествий, поднесения трофеев, ключей и пр. Вся та парадная, увлекательная обстановка, которую человечество измыслило для прикрытия пагубнейшего из своих деяний, чужда кисти г. Верещагина; перед вами голая действительность".

Воистину, надо очень любить жизнь, чтобы изображать смерть так, как В. Верещагин.

Справка РЛ:

Василий Васильевич Верещагин родился в г. Череповце Новгородской губернии в семье помещика. Имел троих братьев. Младшие, Сергей и Александр, стали известными профессиональными военными; старший, Николай - общественным деятелем.

Василий в возрасте девяти лет поступил в морской кадетский корпус. По окончании этого заведения после короткого периода службы вышел в отставку и поступил в петербургскую Академию художеств, где учился с 1860 по 1863 г. у А. Т. Маркова, Ф. А. Моллера и А. Е. Бейдемана. Оставив Академию, уехал на Кавказ, где пробыл около года. Затем уехал в Париж, где учился и работал под руководством Жерома (1864-1865).
В марте 1865 г. вернулся на Кавказ и продолжил писать с натуры.

Осенью 1865 г. Верещагин посетил Петербург, а затем вновь вернулся в Париж, чтобы продолжить учёбу. Зиму 1865/66 г. обучался в Парижской академии. Весной 1866-го вернулся на родину, завершив обучение.

В 1867 г. К. П. Кауфман, генерал-губернатор Туркестана и командующий русскими войсками в Средней Азии, пригласил художника к себе на службу - состоять при генерале в чине прапорщика. В августе 1867 г. Верещагин отправился в Ташкент, затем участвовал в обороне осажденного Самарканда, был ранен и получил орден Святого Георгия 4-го класса - "В воздаяние за отличие, оказанное во время обороны цитадели г. Самарканда, с 2 по 8 июня 1868 года".

В конце 1868 г. совершил вояжи в Петербург и Париж. В 1869 г. при содействии Кауфмана организовал в столице "туркестанскую выставку", где показал свои работы. После окончания выставки Верещагин через Сибирь снова отправился в Туркестан.

В 1871 г. переехал в Мюнхен и начал работать над картинами по восточным сюжетам. В 1873 г. устроил персональную выставку своих туркестанских произведений в Хрустальном дворце Лондона. Весной 1874-го состоялась выставка в Петербурге.

Затем почти два года жил в Индии, выезжая также в Тибет. Весной 1876 г. возвратился в Париж.

Узнав весной 1877-го о начале русско-турецкой войны, тотчас отправился в действующую армию, оставив в Париже свою мастерскую. Командованием был причислен к составу адъютантов главнокомандующего Дунайской армией с правом свободного передвижения по войскам, но без казённого содержания. Участвовал в некоторых сражениях. В июне 1877 г. получил тяжёлое ранение.

В 1882-1883 гг. снова путешествовал по Индии. В 1884-м - в Сирии и Палестине, после чего написал картины на евангельские сюжеты.

В 1901 г. посетил Филиппинские острова, в 1902 - США и Кубу, в 1903 - Японию.

Когда началась русско-японская война, Верещагин поехал на фронт. Он погиб в сражении при Порт-Артуре в результате взрыва на броненосце "Петропавловск" 31 марта 1904 г.

Иллюстрации: картины В. Верещагина - "Апофеоз войны", "Врата Тамерлана", "Побежденные. Панихида", "После удачи", "Торжествуют", "Смертельно раненый".

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Станислав Минаков
Меч Евгения Вучетича
50 лет назад скончался выдающийся советский скульптор 
12.04.2024
«Из Белгорода бежать некуда и незачем»
Уроженец Харькова поэт Минаков выразил уверенность, что его родной город вернется в состав России
04.04.2024
О русской ереси «украинства»
Взгляд писателя харковчанина, на проект «Украина-91» с высоты прошедших лет
02.04.2024
О новой книге Ирины Ушаковой
«И русская жизнь воротилась, и русский вернулся народ…»
08.03.2024
Все статьи Станислав Минаков
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
17.04.2024 21:39
К 135-летию Ч. Чаплина
Новый комментарий от Владимир Николаев
17.04.2024 21:33
Хватит кошмарить народ новостями о преступлениях
Новый комментарий от Владимир С.М.
17.04.2024 21:24
Баптисты Америки считают Гогом и Магогом именно нас
Новый комментарий от С. Югов
17.04.2024 21:01
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
17.04.2024 21:00