Преподобномученицы Алапаевские - в Харькове

Новости Москвы 
0
189
Время на чтение 10 минут
Прпмцц.Елисавета и ВарвараВ субботу, 13 октября, накануне праздника Покрова Богородицы, в Харькове в Свято-Покровском монастыре состоялась торжественная встреча ковчега с частицами мощей святых преподобномучениц Великой Княгини Елисаветы и инокини Варвары. Ковчег доставлен из Марфо-Мариинского (Гефсиманского) монастыря, расположенного в Иерусалиме. Святыня неделю пробудет в Свято-Озерянском храме Покровского монастыря, где верующие смогут поклониться ей.

Как только появилась в прессе первая информация, что святыни прибудут в Харьков, многим православным харьковчанам вспомнились не столь давние события - когда в честь 140-летия со дня рождения Великой Княгини Елисаветы (2004) Церковь осуществила мощный духовный акт: шествие ковчега со св. мощами преподобномучениц Великой Княгини Елисаветы и инокини Варвары по многим городам России. Это был своеобразный Крестный ход покаяния русского народа за преступление, содеянное в 1918 г., в годины великой послереволюционной смуты и помрачений.

Тогда, в начале 2005 г., запомнилось яркое и прочувствованное обращение епископа Архангельского и Холмогорского Тихона, который, в частности, сказал: "...Русской Голгофой названа Северная земля. Церковным антиминсом величают Соловки, ибо кровью мучеников, "яко багряницею и висом", здесь была украшена Церковь Христова. В 1913 г. Ее Императорское Высочество Великая княгиня Елисавета посетила Архангельск и Спасо-Преображенский Соловецкий монастырь. А ныне, через 92 года, уже прославленные святые мученицы Елисавета и Варвара, совершив свой долгий путь от Иерусалима к нашей Северной Голгофе, принесли нам Благую весть.

Ковчежец со св. мощами несут в Свято-Озерянский храм Покровского монастыряИ склоняя главу пред святыней, мы величаем и весь сонм святых новомучеников Российских в лютую годину богоборчества отстоявших и сохранивших православную веру. Они - наш золотой фонд и драгоценное духовное наследие, заповеданное нам благочестивыми предками. Сегодня у нас есть возможность прикоснуться к источнику благодати и у святых мощей угодников Божиих уврачевать немощи наших сердец. Тот, кто стяжал в своей жизни благодать Святого Духа, чье тело было одухотворено, - изольет свою милость и на нас, только бы не оскудевала наша молитва.

Церковь Христова с первых веков почитает мощи святых угодников. "В теле мученика я почитаю раны, принятые за имя Христово, - говорит святитель IV века Амвросий Медиоланский, - почитаю тело, которое учит меня любить Господа и не бояться смерти за Него". Святые преподобномученицы Елисавета и Варвара явили своим подвигом всему миру триумф веры, верности и милосердия. Их нетленные останки источают ту духовную мощь, которой Господь наделяет любящих Его. "Нет более благородной женщины, которая оставила отпечаток своего облика на кровавых страницах русской истории", - писал о преподобномученице Елисавете в своих воспоминаниях Великий князь Александр Михайлович. На святых останках мучеников, как на твердом фундаменте должна возрождаться Россия. И мы, почитая святых, воздаем славу и хвалу прославившему их Единому Создателю...

Прпмц. Елисавета ФедоровнаТолько в единстве любви и веры мы можем явить миру лик Православия. "По тому узнают, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою", - говорит Господь. Святые преподобномученицы Великая княгиня Елисавета Феодоровна и инокиня Варвара разделили участь нашего народа, до последнего вздоха оставаясь верными Отечеству, Церкви и Христу. Преклоним же в молитвенном стоянии свои сердца пред их святою памятью, дабы быть нам достойными их великого жертвенного подвига.

Будем молиться у святых мощей, чтобы огонь любви возгорелся в наших сердцах, чтобы вера объединила нас в единый народ Божий. Святые преподобномученицы Великая княгиня Елисавета и инокиня Варвара, молите Бога о нас, о нашем примирении и спасении!"

Эти поразительные слова о "любви между собою" особенно актуальны сегодня, в дни распрей, для Украины. И образ преподобномучениц, оставшихся "верными Отечеству, Церкви и Христу" говорит нам о том, что в духовной жизни нет компромиссов, ибо, как сказано в писании, либо ты со Христом, либо с Велиаром (то есть Диаволом), либо ты собираешь, либо расточаешь. От себя добавим: либо ты с канонической Церковью, либо с раскольниками. В последнем случае ты можешь ехать хоть на Святую гору Афон, старцы все равно тебя не примут, как это было совсем недавно с одним небезызвестным персонажем украинского политикума.

Св. мощи преподобномучениц в Свято-Покровском монастыре ХарьковаМалый ковчег, пронесенный чуть более двух лет назад по России, сделан из досок гробов, в которых останки святых Елисаветы и Варвары перевозились из большевистской России через Китай и Египет на Святую Землю. "Этот ковчег сам по себе является святыней", - рассказал тогда епископ Бостонский Михаил. В нем хранятся не только частицы мощей святых преподобномучениц, но и земля из Дармштадта, где родилась великая княгиня Елисавета, земля из Гефсимании (Иерусалим), где святые преподобномученицы Елисавета и Варвара покоились с 1921 г., и земля из Алапаевска, где они приняли свой мученический венец. Ковчег украшен медальоном, который был подарен Елисавете Феодоровне императором по случаю принятия ею Православия.

Некоторые харьковчане вспомнили, как в декабре 2004 г. св. мощи преподобномучениц посетили их соседей, белгородцев. Тогда из рук епископа Бостонского Михаила ковчег с десной рукой святой Елисаветы и частицей мощей преподобномученицы Варвары принял архиепископ Белгородский и Старооскольский Иоанн. Около трех тысяч человек (в том числе курян и харьковчан) встретили святыню на железнодорожном вокзале Белгорода. Вместе со своими земляками св. мощи Великой княгини Елисаветы Феодоровны и ее верной спутницы и соузницы инокини Варвары встречал губернатор Белгородской области Е. И. Савченко.

Заметим, что Великая княгиня посетила Белгород в 1911 г. вместе с другими членами царской семьи и сестрами Марфо-Мариинской обители: присутствовала на торжествах по случаю канонизации святителя Иоасафа, епископа Белгородского. Примечательно, что ее второе посещение Белгорода совпало с празднованием 250-летия со дня кончины святителя Иоасафа.

В Харькове же сей раз все было несколько иначе: не было видно ни нынешнего губернатора, ни прочих официальных лиц. Ковчежцы со святыми мощами преподобномучениц Великой Княгини Елисаветы и ее верной спутницы и соузницы инокини Варвары встречали, несмотря на дождливую погоду, сотни "простых людей", которые пришли в Покровский монастырь в канун престольного праздника.

Отец Александр, возглавляющий Паломнический отдел Харьковской епархии, рассказал в интервью, что духовно общение насельников харьковского Свято-Покровского монастыря и Марфо-Мариинской обители в Иерусалиме длится не первый год, и вот, по благословению матушки игумении Марфо-Мариинской обители ковчег с частицами св. мощей преподобномучениц впервые доставлен в Харьков. И даже благословлено оставить их в дар - Свято-Покровскому монастырю Харькова.

На вопросы прихожанки, "от чего исцеляют эти св. мощи", "от чего просить помощи", о. Александр, улыбаясь, ответил: "От всего". И пояснил, что нет и не может быть предписаний - мол, тот святой исцеляет от такого-то недуга, а этот - от иного. Святые мощи, пояснил батюшка, обладают общей чудодейственной силой, и важно твое чувство веры, с которым ты приходишь приложиться к ним, спрашивая помощи - в телесном или духовном недуге, в каких-то нестроениях.

Великая княгиня Елисавета Федоровна

Великая Княгиня Елисавета ФедоровнаВеликая княгиня Елисавета родилась 20 октября 1864 г. в протестантской семье Великого герцога Гессен-Дармштадтского Людвига IV и принцессы Алисы, дочери английской королевы Виктории. Была жизнерадостна и общительна. Отличалась тонким чувством юмора. Будучи еще совсем юной, часто примиряла поссорившихся детей и улаживала все их обиды и ссоры. Очень любила природу, восхищалась красотой каждой былинки и травинки. Каждую субботу вместе с сестрами ходила в больницу, разнося полевые цветы по палатам.

Юная Елисавета была одарена от природы редчайшей красотой. Высокая, стройная, русоволосая, со светло-голубыми глазами, она, будучи еще в юном возрасте, обращала на себя внимание многих царственных женихов. Но не только изяществом и необычайной красотой лица, но и умом. А, главным образом, - красотой души. Необычайным смирением, кротостью нрава и ангельским терпением.

В 1884 году она вышла замуж за Великого князя Сергея Александровича, брата Императора Российского Александра III. Счиаталсь первой красавицей монарших дворов Европы.

13 апреля 1891 года, в Лазареву субботу, крестилась в Православие. В том же году Великий князь Сергей Александрович был назначен генерал-губернатором Москвы. Посещая храмы, больницы, детские приюты, дома для престарелых и тюрьмы, Великая княгиня видела много страданий. И везде старалась сделать что-либо для их облегчения.

После начала в 1904 г. русско-японской войны Елисавета Феодоровна во многом помогала фронту, русским воинам. Трудилась она до полного изнеможения.

5 февраля 1905 г. от взрыва бомбы революционера-террориста Каляева погиб Великий князь Сергей Александрович. Бросившаяся к месту взрыва Елисавета Феодоровна увидела картину, по своему ужасу превосходившую человеческое воображение. Молча, без крика и слез, стоя на коленях в снегу, она начала собирать и класть на носилки части тела горячо любимого и живого еще несколько минут назад мужа.

На третий день по гибели мужа Елисавета Феодоровна поехала в тюрьму к убийце. Она не испытывала к нему ненависти. Великая княгиня хотела, чтобы он раскаялся в своем ужасном преступлении и молил Господа о прощении. Она даже подала Государю прошение о помиловании преступника.

В обителиЕлисавета Феодоровна купила на ул. Большая Ордынка участок земли с четырьмя домами и обширным садом. В обители, которая была названа Марфо-Мариинской в честь святых сестер Марфы и Марии, были созданы два храма - Марфо-Мариинский и Покровский, а также больница, считавшаяся впоследствии лучшей в Москве, и аптека, в которой лекарства отпускались бедным бесплатно, детский приют и школа. Вне стен обители был устроен дом-больница для женщин, больных туберкулезом.

10 февраля 1909 года обитель начала свою деятельность, а 10 апреля 1910 г. святитель Владимир, митрополит Московский и Коломенский, возложил на сестер восьмиконечные кипарисовые кресты, а Елисавету Феодоровну возвел в сан настоятельницы обители.

В Марфо-Мариинской обители Великая княгиня Елисавета Феодоровна вела подвижническую жизнь: спала на деревянной кровати без матраса, часто не более трех часов; пищу употребляла весьма умеренно и строго соблюдала посты; в полночь вставала на молитву, а потом обходила все палаты больницы, нередко до рассвета оставаясь у постели тяжелобольного. Она говорила сестрам обители: "Не страшно ли, что мы из ложной гуманности стараемся усыплять таких страдальцев надеждой на их мнимое выздоровление. Мы оказали бы им лучшую услугу, если бы заранее приготовили их к христианскому переходу в вечность".

Она ничего не предпринимала без благословения духовника обители протоиерея Митрофана Серебрянского и без советов старцев Оптиной Введенской пустыни или других монастырей.

С начала Первой мировой войны Великая княгиня организовала помощь фронту. Под ее руководством формировались санитарные поезда, устраивались склады лекарств и снаряжения, отправлялись на фронт походные церкви. Отречение Императора Николая II от престола явилось большим ударом для Елисаветы Феодоровны. Душа ее была потрясена, она не могла говорить без слез. Елисавета Феодоровна видела, в какую пропасть летела Россия, и горько плакала о русском народе, о дорогой ей царской семье. В ее письмах того времени есть следующие слова: "Я испытывала такую глубокую жалость к России и ее детям, которые в настоящее время не знают, что творят. Разве это не больной ребенок, которого мы любим во сто раз больше во время его болезни, чем когда он весел и здоров? Хотелось бы понести его страдания, помочь ему. Святая Россия не может погибнуть. Но Великой России, увы, больше нет. Мы... должны устремить свои мысли к Небесному Царствию... и сказать с покорностью: "Да будет воля Твоя".

Великую княгиню Елисавету Феодоровну арестовали на третий день святой Пасхи 1918 г., в Светлый вторник. Большевики разрешили пребывать с княгиней сестрам обители Варваре Яковлевой и Екатерине Янышевой.

Их привезли в сибирский город Алапаевск, куда были доставлены также Великий князь Сергей Михайлович и его секретарь Феодор Михайлович Ремез, Великие князья Иоанн, Константин и Игорь Константиновичи и князь Владимир Палей. Спутниц Елисаветы Феодоровны отправили в Екатеринбург и там отпустили на свободу. Но сестра Варвара добилась, чтобы ее оставили при Великой княгине.

М.В. Нестеров. Этюд к картине "Невеста Христова"5 (18) июля 1918 года узников ночью повезли в направлении деревни Синячихи. За городом, на заброшенном руднике, и совершилось кровавое преступление. Случайный свидетель, крестьянин, стал очевидцем жуткой казни: с площадной руганью, избивая мучеников прикладами винтовок, палачи стали бросать их в шахту. Первой столкнули великую княгиню Елисавету. Она крестилась и громко молилась: "Господи, прости им, не знают, что делают!" Затем палачи забросали шахту гранатами.

Как потом оказалось, Елисавета Феодоровна и князь Иоанн упали не на дно шахты, а на выступ, находящийся на глубине 15 метров. Сильно израненная, она оторвала от своего апостольника часть ткани и сделала перевязку князю Иоанну, чтобы облегчить его страдания. Тот же крестьянин слышал, как в глубине шахты звучала Херувимская песнь - это пели мученики.

Несколько месяцев спустя армия адмирала А. В. Колчака заняла Екатеринбург, тела мучеников были извлечены из шахты. У преподобномучениц Елисаветы и Варвары и у Великого князя Иоанна пальцы были сложены для крестного знамения. Тело Елисаветы Федоровны осталось нетленным.

В 1920 г., при отступлении Белой армии, гробы с мощами преподобномучениц были доставлены в Иерусалим. В настоящее время их мощи почивают в храме равноапостольной Марии Магдалины у подножия Елеонской горы.

В 1992 г. Русская Православная Церковь причислила Великую Княгиню Елисавету и инокиню Варвару к лику святых. Память преподобномучениц совершается 5 (18) июля и в день Собора новомучеников и исповедников Российских.

Варвара

Крестовая сестра Марфо-Мариинской обители милосердия, Варвара Яковлева, одной из первых пошла по стопам Великой княгини и стала служить ближним и основанной Елисаветой Феодоровной обители. Она была келейницей настоятельницы и одной из самых близких сестер. Но этим не гордилась, оставаясь ласковой и доступной для всех. Близкие Елисаветы Феодоровны хорошо знали ее и называли Варей. Откуда, из какой среды пришла в обитель сестра Варвара - неизвестно.

В Екатеринбурге сестру Варвару отпустили на свободу, но и она и другая сестра - Екатерина Янышева - просили вернуть их в Алапаевск. В ответ на запугивания Варвара сказала, что готова разделить судьбу своей матушки-настоятельницы. Как более старшую по возрасту, в Алапаевск вернули ее.

Так за своей матушкой-настоятельницей Варвара добровольно пошла на страдание и смерть, исполнив завет Господа: "Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих" (Ин. 5.13).

Все алапаевские узники знали, что их ожидает в недалеком будущем. Они сознательно готовились к смерти и молили Господа укрепить их в исповедническом подвиге. Преподобномученица инокиня Варвара совершила свой подвиг в возрасте 35 лет.

День почитания ее памяти: 5/18 июля.

На снимках: ковчежец со св. мощами несут в Свято-Озерянский храм Покровского монастыря; св. мощи преподобномучениц в Свято-Покровском монастыре Харькова.
Великая княгиня Елисавета; М.В. Нестеров. Этюд к картине "Невеста Христова".
Подготовил Станислав Минаков
Фото в Харькове - Станислава Минакова


Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Станислав Минаков
Меч Евгения Вучетича
50 лет назад скончался выдающийся советский скульптор 
12.04.2024
«Из Белгорода бежать некуда и незачем»
Уроженец Харькова поэт Минаков выразил уверенность, что его родной город вернется в состав России
04.04.2024
О русской ереси «украинства»
Взгляд писателя харковчанина, на проект «Украина-91» с высоты прошедших лет
02.04.2024
Все статьи Станислав Минаков
Новости Москвы
Все статьи темы
Последние комментарии