itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Богу - Богово, а кесарю - кесарево

0
148
Время на чтение 4 минуты
В газете "Столетие.ru" была напечатана статья Александра Репникова "Мозг нации" или "пятая колонна"?, посвященная выяснению судеб и назначения интеллигенции в России. Статья в основном правильная, перепечатана и на Русской линии. Однако смущает тот факт, что даже профессиональные и патриотически настроенные историки продолжают, как в оны годы, всуе поминать трагедию на Ходынском поле.

Репников приводит цитату современного историка В.В. Шелохаева: "Никогда кровь не проливается даром, она на протяжении длительного времени будет тревожить как защитников Белого дома, так и тех, кто их расстреливал. От судьбы не уйдешь... октябрьские дни 1993 года уже никогда не вычеркнуть из народной памяти, как нельзя из нее вычеркнуть Ходынку и 9 января 1905 года, 1937 год, Новочеркасск...". Новочеркасск и 1937 год поставлены в один ряд с Ходынкой и 9 января. Получается, что репрессии советского режима поставлены в один ряд с деяниями семьи Романовых, которые вряд ли несут ответственность за упомянутые события. Более того, сами эти события (в частности, на Ходынке) произошли по причине того, что уже сам народ отошел от Православия и в сердце своем уже предал царя и жил новыми идеалами (залог успеха будущей революции). Хотелось бы напомнить, что было на самом деле, например, на Ходынском поле.

Трагедия на Ходынском поле случилась во время коронации Императора Николая Второго в 1896 году. В дневнике Великого князя Сергея Александровича Романова, бывшего в то время генерал-губернатором Москвы, записи от 18 и 19 мая 1896 года гласят: "Суббота. Утром ко мне Воронцов (министр Императорского двора - В.М.) с известием, что на Ходынском поле народ прорвался на празднике и много подавленных. Я послал туда Гадона (адъютант - В.М.) узнать; сам должен был поехать к Ники. Тут же Власовский (полицмейстер - В.М.) подтвердил то же, но порядок водворен быстро. Ники сам его расспрашивал... Я в отчаянии от всего случившегося - одна тысяча убитых и 400 раненых! Увы! Все падет на одного полицмейстера, хотя распоряжалась исключительно коронационная комиссия с Бером.

19 мая. Воскресенье. Вчерашнюю катастрофу раздувают сильно, возможно, и враги и друзья.... Больно и обидно, что все это бросает тень на это хорошее время!"

Действительно, "раздували" трагедию не только откровенные противники самодержавия, но и - по различным соображениям - даже друзья. Для врагов "Ходынка" была и остается скорее политическим предлогом для обвинения. Действительно, на Ходынском поле погибло очень много людей из-за давки. Считают, что власти Москвы должны были выставить гораздо более полиции, чем ее было в дни коронации. Но надо учесть и другое. Люди - и простонародье, и приближенные Императора - чувствовали, что Ходынка - не просто катастрофа, а лишь мистическая увертюра к настоящей эпохальной катастрофе, которая случится в царствование Николая Второго. Обвинявший "по-родственному" Великого князя Сергия его двоюродный брат Константин Константинович записывает не после революции 1917-го или хотя бы 1905 года, а 26 мая 1896 года в своем дневнике, что в событиях на Ходынке "сказалась воля Божия".

Общее настроение отражено и в мемуарах племянницы Сергея Александровича, Великой княгини Марии Павловны: "Все, хотя о том не говорилось вслух, считали эту катастрофу зловещим предзнаменованием в самом начале нового правления". Люди понимали, что Бог недаром попустил при коронации такие жертвы. Эта же мысль просматривается и в известных описаниях Ходынской драмы. Дело в том, что в неофициальных описаниях коронации 1896 года невольно прорываются свидетельства того, что народная масса к концу ХIХ века уже в значительной степени отошла от духа Православия, груба и развращена, дышит предреволюционными настроениями, ведет себя не по-христиански. Поведение народа на Ходынском поле пробуждает самые мрачные мысли относительно того, чем же являлась народная толпа к концу ХIХ века. В Москву ("на народные гулянья") пришло людей в несколько раз более того, чем ожидалось - по одним сведениям около полумиллиона, а по другим - более миллиона крестьян со всей подмосковной округи и европейской части России. Многие из них пришли совсем не для того, чтобы помолиться вместе с церковью за нового царя (а молитва за царя - главный смысл собрания русской земли на коронации) или просто хотя бы "посмотреть на царя". Пришли за бесплатными подарками, за бесплатным медом и пивом, бочки которого были выставлены на Ходынском поле. После революции многие большевистски настроенные авторы в виде "обвинения царизму" опубликовали свои воспоминания о Ходынской драме. Но даже враги русского царя, сами же развращавшие народ всю вторую половину ХIХ века, прежде всего через средства массовой информации, не могли скрыть своего презрения к той обезумевшей от возможности получить "бесплатные подарки" людской массе, которая медленно давила сама себя на огромном поле под необычным майским солнцепеком.

Описания, данные в книге одного из "главных обвинителей" царской власти по поводу Ходынки Василия Краснова "Ходынка. Записки не до смерти растоптанного" (М. - Л., 1926), ужасают. Перешагивая через трупы, люди рвались за бесплатным вином, черпая его картузами, ладонями. Было много утонувших в бочках. Краснов пишет о том, что Ходынка явилась прежде всего "отражением тупости, темноты и зверства" толпы, которая "не справилась сама с собой, впервые собравшись в таком множестве, собранная приманками небывалыми".

Совсем иную картину мы видим в Новочеркасске и в трагедии 1937 года. Здесь все та же сила, которая развращала русский народ на протяжении предреволюционных десятилетий и внушала ему новые идеалы, теперь, приобретя над ним власть, с невероятной жестокостью расправлялась с ним. Так можно ли ставить в один ряд столь различные события символы?
Владимир Иванович Мельник, доктор филологических наук

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Владимир Мельник
Настигнутый войной
К столетию поэта
06.11.2020
«Дневник раскрывает характер молодого Наследника Престола»
Издан дневник Цесаревича Николая Александровича
11.09.2020
О русском
08.07.2015
«Сердцем почувствовал его прямоту и трогательную детскость...»
О схиархимандрите Херувиме (Дегтяре)
26.08.2013
Все статьи Владимир Мельник
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 10:28
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09