Софийский собор в Киеве

0
2339
Время на чтение 9 минут
Храм Софии - Премудрости Божией в этом году празднует 990-летие со дня закладки и 970-летие со дня освящения.

Собор Святой Софии в Киеве, восточный фасадХрам посвящен Софии - Премудрости Божьей. Он относится к произведениям византийско-киевского зодчества. Святая София - главное культовое сооружение Киевской Руси времен Ярослава Мудрого (1019-1054).

Нет общепринятой датировки строительства церкви. Утверждение о том, что в качестве ктитора выступил Ярослав, воздвигший храм в память победы над печенегами в 1036 году, неоднократно подвергалось сомнению. Высказывалось предположение, что собор заложил еще Владимир I Святославич, а завершение строительства и украшение здания фресками и мозаиками относится уже к правлению его сына Ярослава и происходило не позднее 1020-х годов. Однако это мнение не стало общепринятым. А. Поппэ и А. И. Комеч утверждают, что начало строительства храма относится к 1037 году.

В "Новгородской первой летописи" закладка князем Ярославом Софийского собора упомянута под 1017 годом. Однако в "Повести временных лет" говорится: "В лето 6545 (1037). Заложи Ярославъ городъ великый, <...> заложи же и церковь святыя Софья, митрополью". Различие в датах, возможно, объясняется записью в Комиссионном списке новгородской летописи: "...заложи Ярославъ город Кыевъ, и церковь святыя София сверши". Собор, таким образом, строился в период с 1017 по 1037 год. В 1051 году в нем уже был хиротонисан Иларион, первый "митрополит из русских".

Однако нет полной ясности и в вопросе о том, какая из двух церквей - Богородичная Десятинная или Святая София - была кафедральным собором киевских митрополитов.

Реконструкция древнего вида храмаВ 1950-1960-е годы в научном сообществе утвердилось мнение о двух этапах строительства собора. Полагали, что наружные галереи и башни были пристроены к общему массиву здания в конце XI столетия или даже позже. В настоящее время можно считать доказанным: храм во всем своем объеме возводился одновременно без существенных перерывов в строительстве.

Строительная техника и архитектурные особенности собора свидетельствуют, что его строителями были греки, приехавшие из Константинополя. Они возводили храм по образцам и согласно традициям столичного византийского зодчества, правда, с некоторыми отклонениями.

Храм построен в технике смешанной кладки: ряды квадратного кирпича (плинфы) чередуются с рядами камней, а потом покрываются известняковой обмазкой - штукатуркой.

Софию первоначально венчали тринадцать глав, образующих пирамидальную конструкцию. Ныне у храма 19 глав. В древности кровля состояла из уложенных на своды свинцовых листов. По углам храм укреплен контрфорсами - вертикальными опорами с внешней стороны стены, которые принимают на себя ее вес. Для фасадов собора характерно обилие лопаток, которые соответствуют внутреннему членению пространства опорными столбами. Наружные стены галерей и апсид украшены многочисленными нишами.

С западной стороны, по византийской традиции, к храму примыкают две лестничные башни, ведущие на хоры и плоскую кровлю - гульбище. Во время богослужения хоры предназначались для великого князя, его семьи и приближенных. Однако имели они и светское предназначение: здесь князь, по-видимому, принимал послов и обсуждал государственные дела. Здесь же хранилось книжное собрание Софийского собора. Возможно, в отдельном помещении находился и скрипторий - мастерская по переписке книг.

Внутреннее пространство собора представляло собой равноконечный крест, с алтарной апсидой на востоке; с севера, юга и запада находились двухъярусные аркады. Над средней частью креста возвышался центральный купол. Главный объем здания окружали два ряда открытых галерей.

Мраморный саркофаг Ярослава Мудрого в Софийском собореВопрос о внутреннем декоре западной части главного нефа приобретает принципиальную значимость в связи с изучением ктиторской фрески с изображением семьи Ярослава Мудрого, расположенной на западной стене двухъярусной аркады.

В течение веков церковь претерпела многие изменения. При разгроме Киева Батыем в 1240 году она была разграблена. Впоследствии храм неоднократно горел, постепенно приходил в ветхость, подвергался "починкам" и переделкам.

В XVII веке София была "поновлена" митрополитом Петром Могилой в стиле украинского барокко и ее внешний вид стал весьма далеким от первоначального. Лучше всего уцелел восточный фасад с апсидами, где были расчищены фрагменты древней кладки.

Сохранились словесные описания Софии, созданные иностранными путешественниками XVI-XVII веков Эрихом Ляссотой, Павлом Алепским и другими, однако наиболее важным источником для воссоздания первоначальных форм постройки являются рисунки голландского художника Абрагама ван Вестерфельда. Он посетил Киев в 1651 году и сделал несколько зарисовок Софийского собора и его росписей.

Интерьер Софии Киевской в меньшей степени подвергся искажениям и сохранил часть своего первичного убранства. В храме сохранились самые ранние мозаики и фрески. Они также выполнены византийскими мастерами. На стенах собора были найдены нацарапанные надписи - граффити. Около трехсот граффити свидетельствуют о политических событиях прошлого, в них упоминаются конкретные исторические деятели. Наиболее ранние надписи дали возможность исследователям уточнить датировку внутренней отделки церкви.

София стала местом захоронения киевских князей. Здесь погребены Ярослав Мудрый, его сын Всеволод, а также сыновья последнего - Ростислав Всеволодович и Владимир Мономах. Вопрос о том, почему члены одного семейства были погребены в разных церквах, - в Софии и в Десятинной, - не получил у историков убедительного ответа.

Софийскому собору отводилась роль главного храма Киевской Руси и оплота христианской веры. На протяжении нескольких веков София Киевская была центром общерусской соборности и церковности, средоточием политической и культурной жизни страны.

Мозаики киевской Софии

Мозаика "Спас Вседержитель"Мозаика "Спаса Вседержителя" в зеркале центрального купола Софии Киевской - самый монументальный образ в искусстве Руси XI века. Диаметр медальона, в который он заключен, более четырех метров, расстояние от пола составляет 28,5 метра.

"Вседержитель" (греч. "Пантократор" - всевластный) является одним из главных канонических типов изображения Христа, где Он представлен как Царь Небесный и Судия на предстоящем Страшном Суде. Сын Божий изображается в возрасте своего проповедничества и в той одежде, которую он носил в своей земной жизни - в хитоне и гиматии. Христос восседает на троне, правой рукой Он делает благословляющий жест, а левой держит свиток или книгу с законом. Если книга раскрыта, то на страницах традиционно отображают различные речения Спасителя, содержащиеся в Евангелиях. Композиция отличается строгой фронтальностью и статичностью.

Распространение канона Христа - Царя Небесного относится ко времени государственного становления христианства - к IV-VI векам (известна равеннская мозаика без надписи середины VI века на триумфальной арке церкви Сант Аполлинаре ин Классе). На складывании этого иконографического образа оказала влияние позднеэллинистическая традиция изображения императоров.

В образе Пантократора заложена идея Богочеловеческого господства Христа над миром. Именование Иисуса Вседержителем указывает, с одной стороны, на Его Божественную природу: "Аз есмь Альфа и Омега, начало и конец, говорит Господь, Который есть и был и грядет, Вседержитель" (Откр 1:8). С другой стороны, такое именование связано и с человеческой природой Христа. Иисус становится Вседержителем, совершив второе творение, искупив крестной жертвой людские грехи и обновив человеческую природу. Бог Отец, по словам апостола Павла, "вводит Первородного во вселенную" (Евр 1:6).

Среди софийских мозаик "Спас Вседержитель" выделяется укрупненностью форм и цветовой контрастностью, дабы пришедшему во храм был ясно виден Царь Небесный.

Канон "Христа Вседержителя" распространен в двух изводах: изображения бывают в рост и поясные. Во всем православном мире в центральном куполе традиционно помещается поясное изображение Мессии. Эта традиция берет свое начало, по всей видимости, со второй половины IX века, со времени утверждения в Византии иконопочитания. В куполах ранних христианских храмов зачастую помещалось "Вознесение".

Богоматерь "Оранта" (Молящаяся)По своим огромным пропорциям и манере кладки смальты фигура архангела близка "Пантократору" в главном куполе и "Богоматери Оранте" в конхе центральной апсиды. "Возможно, что все три изображения, - писал знаменитый искусствовед В. Н. Лазарев, - выкладывал один мозаичист. Во всяком случае, несомненна принадлежность "Пантократора" и "Архангела" одну мастеру, в пользу чего говорит совершенно одинаковый характер мозаичной кладки в лицах. Голова "Оранты" исполнена в несколько иной манере (более плотная пригонка кубиков), но приземистая пропорция этой фигуры и прямолинейные тяжелые складки одеяния сближают ее с изображениями в куполе. Поэтому имеются серьезные основания полагать, что исполнение самых крупных по масштабу фигур было поручено одному мастеру, чьей специальностью являлась работа на больших плоскостях, находившихся на значительном расстоянии от глаз зрителя".

Мозаика в Софии Киевской выполнялась мастером, склонным к крупным, монументальным композициям. Он создал образ Христа с массивной головой, с укороченной шеей и прямоугольными плечами. На "Пантократоре", как и на византийском басилевсе, хитон пурпуровых тонов с золотой отделкой и красным клавом (нашивной вертикальной полосой). Поверх хитона надет голубой плащ, складки которого выложены смальтой темно-синего цвета и отделаны золотым ассистом (лучами, исполненными золотом). Борода почти полностью утрачена - она была дописана масляной краской при реставрации. Особенно красочно оформлен медальон, состоящий из девяти разноцветных кругов. Видимо, это реминисценция радуги, на которой восседал Христос при вознесении - это можно наблюдать в старой иконографии росписи храмового купола.

В киевском соборе им также созданы мозаика "Богоматерь Оранта" в конхе центральной апсиды и, по-видимому, "Архангел" в подкупольном пространстве храма.

В центральном куполе Софии Киевской "Пантократора" окружали четыре архангела - подобно церемониальной охране византийского императора при торжественном выходе. Это архангелы Михаил, Гавриил, Рафаил и Уриил. Из них сохранился только один, трудно сказать, какой именно, так как изначальных надписей нет.

Архангелы - начальники ангелов, они составляют высшую степень ангельского чина. Они благовествуют о Великом и Преславном (1 Фес 4:16), открывают тайны воли Божией, укрепляют в людях веру и просвещают их светом Святого Евангелия.

АрхангелЕдинственный "Архангел" из мозаик Софийского собора дошел до нашего времени не полностью: имеются утраты в крыльях, а низ одежды и ноги были дописаны Михаилом Врубелем.

Фигура архангела огромна: ее высота составляет 3,85 метра. Пропорции архангела приземисты, и он выглядит тяжеловесным и грузным. На нем пышные одежды византийского императора. Он облачен в далматик синего тона - узкую длинную одежду из плотной ткани с широкими рукавами, надетую на пурпурную столу - длинную рубашку, наподобие туники, с узкими рукавами и обшлагами. Плечи и грудь начальника ангелов охватывает усыпанный жемчугами и драгоценными камнями лор, широкая и длинная полоса. На ногах красные сапожки. Далматик, стола, лор, обувь красных цветов - это атрибуты одеяния басилевсов и иконного образа архангелов.

Волнистые волосы архангела перетянуты тороками (или по-другому - слухами), означающими высшее знание. Через тороки ангелы получают повеления от Бога. В правой руке Архангел держит зерцало - сферу, на которой начертан установленный на Голгофе крест. Зерцало - символ предвидения, которое Бог передал своему ангельскому слуге. В зерцале архангел также читает повеления Господа. В левой руке архангел держит лабарум (хоругвь) - длинное древко с перекладиной, на которой закреплена ткань. На ней греческое слово "АГИОС", повторенное три раза: "Свят, Свят, Свят". Слова взяты из Откровения Иоанна Богослова: "Свят, свят, свят Господь Бог Вседержитель, Который был, есть и грядет" (Откр 4:8). По преданию, первый церковный лабарум - штандарт с крестом - выставил Константин Великий в битве с Максенцием.

На восточных столбах подпружной арки помещены архангел Гавриил и Богоматерь, образующие композицию "Благовещение".

Описание явления Ангела Господня Деве Марии присутствует только в одном Евангелии - от Луки (Лк 1:26-39). На основе этого сюжета и построена иконография "Благовещения", которая весьма разнообразна, насыщена деталями и имеет несколько изводов благодаря дополнениям из многочисленных неканонических источников.

БлаговещениеНа софийской мозаике в руках Богородицы веретено с пурпурной пряжей, о котором евангелист Лука ничего не говорит. Однако, согласно апокрифическому "Протоевангелию Иакова" (XI, 1), когда к Пречистой Деве явился архангел с вестью о непорочном зачатии Спасителя мира, Она пряла пряжу для завесы Иерусалимского храма. "Благовещение с пряжей" стало одним из главных изводов в иконографии этого сюжета. Именно этот вариант "Благовещения" помещают на Царских вратах, которые ведут в святая святых - в алтарь. В мозаике отсутствуют какие-либо атрибуты конкретного места действия: это помогает указать на сокрытый и мистический характер начала Боговоплощения. Сведение к минимуму набора "рассказывающих" деталей - характерная особенность византийской иконописи эпохи македонской династии.

При выкладывании изображения Богоматери греческий мастер искусно использовал смальту различных оттенков синего: на Деве Марии хитон светло-синих тонов, а мафорий более темный, с густыми темно-синими складками, доходящими до черного цвета. Лик выложен розоватыми и белыми кубиками, сочетающимися в притененных местах с зеленовато-серыми. Справа от Богородицы греческая цитата из Евангелия, русский перевод которой: "[Я] раба Господня, да будет мне по слову твоему" (Лк 1:38).

Архангел Гавриил обращен к Богоматери. Правой рукой он благословляет, а в левой, как посланник Господа, держит жезл. Надпись гласит: "Архангел Гавриил: радуйся, Благодатная, Господь с Тобою" (Лк 1:28).

Фигуры архангела и Девы Марии выполняли разные мозаичисты. Гавриил, в отличие от Богоматери, массивен и грузен, а складки его одеяний почти прямоугольны и ломки.

Мозаика Софийского собора является самым ранним сохранившимся "Благовещением" в древнерусском искусстве.

На снимках: Собор Святой Софии в Киеве, восточный фасад; реконструкция древнего вида храма; усыпальница Ярослава Мудрого в Софийском соборе; мозаики "Вседержитель", "Архангел" "Оранта", "Благовещение".

Подготовил Станислав Минаков по публикациям к.и.н. Юрия Пелевина на Российском общеобразовательном портале (www.school.edu.ru)
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Константин В.
19.04.2024 22:55
На картошку!
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
19.04.2024 22:22
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35