Иерей Игорь Аладьин: "Служить так, как я еще никогда не служил"

К столетию освящения храма святого Александра Невского в поселке Сосновый Бор

0
492
Время на чтение 8 минут
12 сентября начинается празднование столетия храма святого Александра Невского, который находится в поселке Сосновый Бор Выборгского района Ленинградской области. Этот храм был построен при первой в России туберкулезной санатории Халила, открытой здесь в 1889 году. Санатория находилась под покровительством российских императоров, и значительная часть мест в ней была бесплатной. К 1916 году в ней насчитывалось более ста жилых и хозяйственных построек, был здесь и свой Невский проспект - проселочная дорога, ведущая к мызе (сейчас там находится хозяйство подворья Оптиной пустыни). В сосновом лесу были проложены аллеи и стояли скамейки, возле корпусов пестрели цветники. Словом - лучшая чахоточная санатория в Европе, и даже Ленин почтил ее своим присутствием в декабре 1917 года.

Храм святого Александра НевскогоСейчас санаторий Сосновый Бор выглядит гораздо скромнее. Но самое главное в нем - невероятная в такой глуши каменная церковь - после недавней реставрации стала, быть может, еще благолепнее, чем в старые времена. Тому, кто хотя бы однажды побывал здесь, уже никогда не забыть ни сам храм - каменный, основательный и в то же время такой домашний, ни дальнюю дорогу к нему - среди безбрежного океана сосен, ни его вдохновенного настоятеля, отца Игоря Аладьина. Незадолго до начала празднования столетнего юбилея батюшка рассказал мне и об истории храма, и о его нынешней жизни.

- Появление в этих местах лечебницы, а затем и храма, связано с именем шведского врача Дитмана, который был одним из самых первых исследователей легочных заболеваний, - начал свой рассказ отец Игорь. - Он понял, что для борьбы с этими заболеваниями пациентов нужно разместить, говоря современным языком, в экологически чистом хвойном лесу. Дитману удалось построить здесь несколько маленьких корпусов, а потом он обратился за помощью к императору Александру III. Император выкупил эту территорию, и здесь сразу же была поставлена деревянная церковь. Так что духовная врачебница и врачебница телесная - это единый комплекс, единое целое, и традиция молитвенного пребывания здесь, в храме, очень важна. Деревянная церковь сгорела в начале XX века. Почти сразу по указу императора Николая II взялись за постройку каменной церкви, и буквально за несколько лет поставили этот храм. В нескольких километрах даже был построен кирпичный заводик маленький, для того чтобы возводить эти стены. Существует предание о том, что в нашем храме побывала Царская семья. Это вполне возможно - ведь император, глубоко верующий человек, вполне мог задать себе такой вопрос: "Каковы же наши плоды? Что мы сделали?"

- Отец Игорь, но ведь эта территория, насколько я понимаю, принадлежала тогда Финляндии?

Иерей Игорь Аладьин- Да, только называлась она в то время Великим княжеством Финляндским и входила в состав Российской Империи. К тому же в те времена протестантизм был не таким ярким, активным явлением, как сейчас. Дело в том, что почти с XVI века, с момента, когда Валаам утвердился здесь, на севере, его влияние в этих местах было колоссальным. По некоторым данным, до шестидесяти процентов финнов были православными по Крещению и по вероисповеданию. Часть рабочих, которые строили эту церковь - православные финны.

- Это удивительно, потому что сейчас только один процент финнов исповедуют Православие.

- Ну, может быть, немножко побольше. Но тогда вся Финляндия находилась под большим влиянием Православия. И люди здесь жили очень-очень мирно - даже если возникал вопрос различия вероисповедания. Они бывали друг у друга в гостях и в церквах. Здесь недалеко есть такой поселок Уусикирка - его название переводится на русский как "новая церковь". Там находился католический костел, которого сейчас, по-моему, в этих местах нет. А в 1905 году была построена наша церковь во имя святого благоверного князя Александра Невского. Строил этот храм Алан Карл Вольдемар Шульман, губернский архитектор Выборга. Если присмотреться, чуть ли не половина домов Выборга спроектирована им. Архитектура нашего храма - особенная: она сочетает русскую шатровость с модерном начала XX века. Есть и элементы готики, но это не готический стиль. Просто храм возвышен вверх. И если смотришь на него немножко издалека или пролетаешь над ним на вертолете, он напоминает корабль. Но то и должен напоминать христианский храм!

Примерно два года церковь доводили до ее окончательного состояния, и в 1907 году она была освящена. Таким образом, в этом году на осень приходится столетие освящения этого храма.

- А кто освящал храм?

Реставрация в храме- Храм освящал владыка Сергий (Страгородский), епископ Финляндский и Выборгский, присутствовал при этом и митрополит Антоний Петроградский. Первым настоятелем этого храма, уже каменного, был отец Александр Поражецкий. О нем известно немногое - то, что он был живописец, что он сам расписывал свой храм. Известно, что у него было восемь детей. Он был в очень хороших отношениях с Габриловичем - главным врачом санатория. Ведь это была одна система - церковь считалась неотрывной от основного в этой местности заведения. Молитва считалась по тем временам обязательной во всех видах лечения, если человеку действительно хотелось вылечиться.

С этой традицией я здесь столкнулся, увидел, насколько это серьезно, насколько молитва помогает при лечении заболеваний. Особенно это касается людей еще относительно молодых, которые легче и глубже воспринимают веру. Старому человеку довольно трудно перестроиться, если он воспитывался в других традициях - советских, атеистических. Я уже немало таких случаев здесь наблюдал, и врачи это отмечают - какого рода исцеления происходят с людьми, которые не только соблюдают режим и принимают таблетки, но и молятся, исповедуются, причащаются. Я могу говорить об этом достаточно компетентно, потому что я в прошлом врач, а врачебное никогда из человека не исчезает. И мне понятно, как происходят эти излечения. Есть старинное такое выражение: "Врач лечит, а Бог излечивает". Если без Бога - то всякое лечение на каком-то этапе останавливается, и человек ни туда, ни сюда, ни здоровый, ни больной. Не поймешь, как. Поэтому нахождение здесь храма - это великая вещь, великое дело.

- Батюшка, а что было с храмом после революции?

- До 1920 года и даже чуть-чуть позже здесь шли службы, а потом эта территория отошла Финляндии. Главным врачом здесь уже был финн, и вся Финляндия ездила сюда лечиться и отдыхать. Здесь попытались сделать протестантскую кирку, протестантизм тогда уже был довольно интенсивным. Но это у них не получилось. Нет никаких сведений о том, что здесь служили протестанты. В одной финской книге, которая так и называется - "Уусикирка" - новая церковь", описывается наш храм и люди, которые здесь жили. Там есть интересные сведения о том, что церковный хор в полном составе и клир проживали здесь, в поселке Халила, или, как он называется сейчас, в Сосновом Бору. Эмигрировать им, скорее всего, пришлось позже, ближе к советско-финской войне. Потом эта территория отошла к Советскому Союзу, и после Великой Отечественной войны в храме устроили кинотеатр, внизу - продуктовый магазин, в нижней части алтаря - кочегарку и прочее. Но вот в 1954 году - это очень странно, не укладывается в голове - этот храм начали реставрировать.

Богослужение во время реставрацииВ 1992 году храм передали верующим. Сейчас, с Божией помощью, все здесь восстанавливается. Надо молиться, конечно, за тех людей, которые вкладывают деньги в этот храм. Самое удивительное, что, когда появляются благотворители большого масштаба, обязательно народ тянется за ними и хоть немножечко, но помогает. Это настолько трогательно! Народ видит тех, кто может что-то изменить, и пытается сам хоть лепту, хоть кирпичик внести. Конечно же, ремонт еще продолжается. Еще много есть мелочей, которые надо доводить до ума. Но главное, что уже произошло во время реставрации - это то, что храм обрел те тона, ту светлость, которая здесь была по старинным, еще дореволюционным, описаниям. Он снова стал бело-золотым внутри. Мы не просто возвращаемся к прошлому, мы поднимаемся до тех традиций, которые были в Православии. Тайна благолепия - она как раз и заключается в сочетании внешней красоты и духовной глубины, которая возникает в молитвах церковнослужителей и прихожан.

Прихожане у нас не только из окружающих поселков, сел, деревень. У нас есть немало прихожан из Санкт-Петербурга, постоянно сюда приезжающих. Им настолько к сердцу пришелся этот храм, они так к нему прилепились, что ездят теперь из города. Хор храма состоит из матушки и наших с ней детей, и пение у нас свое: оно не отличается от канонических песнопений, но является самобытным, сосновоборским.

- Отец Игорь, какие иконы почитаются у вас в храме больше всего?

- Я попытался сохранить на стенах те иконы, которые были написаны в 1993-94-м годах. По сути дела, немногие из тех, кто их писал, сейчас живы. Это был жертвенный труд. Часть этих икон написана человеком, инвалидом Отечественной войны, у которого одна рука - это культя. В тонких местах - так и говорили - он чуть ли не ртом держал кисточку. Есть у нас почитаемая икона святого благоверного великого князя Александра Невского. Но я хотел бы высказать свое мнение: дело не в том, насколько икона старинна. Дело в том, как она намолена. У нас есть иконы, которые написаны художниками, не иконописцами. Но так старательно и так духовно они их старались написать, что иконы сразу были одухотворены. Вот, оказывается, что: если человек с молитвой пишет, то обязательно у него получится.

Фрагменты новой росписиНу и, конечно, нельзя не сказать о нашей новой росписи, сделанной под руководством Ярославы Алексеевой и Евгении Давыденко - они преподают на иконописных курсах при подворье Оптиной пустыни. Наверху мы видим Царскую семью в полном ее составе. Здесь есть исповедник архиепископ Лука, мученицы Вера, Надежда, Любовь и матерь их София. Здесь и блаженные Ксения Петербургская и Матрона Московская, и святой великомученик Георгий Победоносец на коне... И потрясающие слова над иконостасом: "Кто соблюдет слово Мое, тот не увидит смерти вовек". Если бы мы все могли это глубоко-глубоко понимать, я думаю, у нас многое получалось бы.

- Батюшка, может быть, вы о себе расскажете немножко? Где вы служили раньше?

- Я сразу служил здесь. В девяносто пятом году меня сюда привезли и спросили: "Вы будете здесь служить?" Я увидел этот храм, и... конечно, не сентиментальные, но почти слезы. Я говорю: "Все, я здесь остаюсь". Я не знал, что мне предстоит, насколько это трудно.

Рукоположили меня уже на пятом десятке, до этого я работал врачом-психоневрологом. Сейчас мне пятьдесят семь, у меня, как я уже сказал, есть дети, шесть живых, двое на небесах. После этой реставрации мне хочется сказать: мне теперь надо служить так, как я еще никогда не служил. И дело не только во мне, дело во всех нас, здесь молящихся прихожанах. Как я обычно людям говорю: ваш батюшка настолько сильный, насколько вы его поддерживаете, насколько вы вместе с ним. Он так и будет молиться за вас, как вы его поддерживаете. И мне кажется, что в любом храме это проявляется в полной мере. С самого начала мне повезло - у меня появился духовный отец, Царствие ему Небесное, отец Василий Ермаков. Это, конечно, величайший был для меня пример. Я был удивлен и его служением, и его общением с людьми, и той притягательностью, и той страшной нагрузкой, которая на него пала. Еще один духовный наставник мой - это архимандрит Викентий (Кузьмин), он служит в Зеленогорске, в Казанском храме Божией Матери. До этого отец Викентий служил здесь. Так что мы совсем не одиноки. И для меня это не является каким-то тупиком - то, что этот храм где-то на отшибе находится.

- А вначале, когда вы только приехали сюда, вы так не думали?

- Нет, не думал, не думал, сразу понял, что это благодатнейший храм. Как один старенький батюшка полушутя сказал мне: "Взять бы в ладошки этот храм да и в Петербург снести". Но он находится там, где и должен быть, - последние слова батюшка произнес твердо и страстно - в единственно хорошем смысле этого слова.

Адрес храма святого Александра Невского: Россия, 188823, Ленинградская обл., Выборгский р-н, Полянская волость, пос. Сосновый Бор, Николаевская пл., д. 6.

Проезд: с Финляндского вокзала С.-Петербурга до ст. Зеленогорск, далее на авт. 483 или с Финляндского вокзала до ст. Каннельярви, далее на авт. 128 до остановки Поляны, далее - на авт. 483 до Соснового Бора.

Литургия совершается по субботам, воскресеньям и праздникам, всенощное бдение - накануне праздников и в субботу. Начало всенощного бдения в 18.00, Литургии - в 9.30. Исповедь совершается во время Литургии.

Фото автора

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Ольга Надпорожская
Труды отца Николая
Памяти о.Николая Беляева († 12.01.2021)
12.01.2021
«Берегитесь, чтобы кто не прельстил вас»
О самозванце в сети «Фейсбук»
22.07.2020
«Коль есть любовь, тогда мы все родные»
Новые стихотворения иеромонаха Романа
10.01.2020
Все статьи Ольга Надпорожская
Последние комментарии
В чём причина неприятия «Наказа» ВРНС?
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 22:55
Борьба за Русский мир на западе и уничтожение его на востоке
Новый комментарий от Константин В.
18.04.2024 22:38
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от С. Югов
18.04.2024 20:54
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Русский Иван
18.04.2024 20:28