"...Не пыль с цветка снимая, но тяжесть с плеч..."

0
219
Время на чтение 8 минут

И мне мерещится грядущей веры храм,
как бы начертанный харитой:
не шпиль язвительный, не выпуклый лингам,
но - вроде бабочки раскрытой.
Алексей Пурин, "Бабочка", 1996



В праздник Успения Богородицы, 28 августа, на кладбище г. Подольска Московской области похоронили знаменитого художника-графика, академика Российской академии художеств Станислава Михайловича Никиреева (07.11.1932 - 24.08.2007). В этом городе он, уроженец тамбовского Мичуринска, жил и творил последние годы.

"Простая швейная игла..."

Станислав НикиреевВ письме С. Никирееву 1996-го года я поставил его труды в жанре офорта в контекст размышления о гравюрах Дюрера и Доре, чем его невероятно смутил. Однако последовавшее десятилетие показало, что он еще больше приблизился к этим вершинам.

Очень точно сформулировал Д. Утенков: "Трудно поверить, что после Дюрера и вообще после всей эпохи классической гравюры человек может выйти "один на один" с великими мастерами прошлого и с тем же видом оружия... выдержать единоборство, то есть встать рядом, как равный. И оказывается, что та старая, добрая, традиционная, реалистическая школа гравюры еще далеко не раскрыла свои возможности и таит в себе такие глубины, тайны и новизну, о каких и не мечталось. И все это без модернового надлома, коим так расцвел наш российский отечественный офорт. На вопрос: "А на что там глядеть, чем восторгаться; и что там, собственно, нарисовано-то, в конце-то концов?" - ответить будет и просто, и сложно одновременно.

С.Никиреев. "Фросин двор" (1989)Вроде бы ничего там и не нарисовано Станиславом Михайловичем Никиреевым особенного, на этих небольших листках белой бумаги. Деревеньки и овраги, поля и дороги с лужами, деревья и какие-то кусты. Птичка сидит на пахоте-копанине, да корова понуро бредет на ночлег. И все это не блещет красотою, а скорее даже прикрыто скромной, неброской, серенькой даже "некрасивостью". И чувствуешь за этими неброскими листами такую любовь художника к миру, что кажется, если на самом дне какой-нибудь искаженной, загнанной, потерянной и растерявшейся души осталась хоть капля тепла - то оттает душа и поймет-вспомнит, что не все еще потеряно и не все уж так плохо вокруг; и увидит, что цветет, как и прежде, по весне мать-и-мачеха и шумят дерева, и туман так же, как в детстве, окутывает домики, вползая в палисадники и огороды...

И воссоединятся оборванные связи, небо снова соединится с землей, обретя гармонию горнего и дольного. А ведь вроде бы ничего такого и не нарисовал художник. Но такова уж сила истинной любви художника, помноженной на великое мастерство. А дело-то во многом как раз не в том, что и, главное, как нарисовано-награвировано все: и трава, и осенние пожухлые листья, вмерзшие в первые забереги; иней на ветлах и перышки птичьи - словом, все и вся, что окружает нас в нашей суетной обыденности. Окружает и не замечается нами. А нарисовано все это с таким немыслимым мастерством, что не то чтобы повторить, но и просто оценить эти нехитрые работы практически некому, за редким исключением немногих братьев по резцу, владеющих тайнами этого многотрудного мастерства.

Простая швейная игла, вставленная в деревянную рукоятку, приобретает в руках мастера статус магической волшебной палочки, творящей из ничего целый мир. Тщательнейший подготовительный рисунок (сам по себе - оригинальнейшее произведение искусства), выверенная композиция, скрупулезный и любовно-тщательный отбор деталей, многократное (до двадцати и более раз) травление - все это приводит к удивительному результату: достигается некая мистическая, таинственная глубина, а бездонность тонов и оттенков черного стремится к абсолютному совершенству.

Каторжный подвижнический труд, виртуозное мастерство растворяются в переплетении линий".

"Крылья узнаю твои..."

С.Никиреев. "Листья отшумели" (суперобложка к книге С. Минакова "Листобой")Что Никиреев, как и писатель Набоков, собирал и изучал бабочек, я выяснил сразу, при нашем знакомстве. Его взволновал мой рассказ о том, что В. Розанов и П. Флоренский называли бабочку "энтелехией" (внутренней силой, по Аристотелю), душой гусеницы и куколки, словно утверждая, что бабочка - лучшее, что есть в этом существе. Никиреев очень возбудился, услыхав, что мысль о бабочке вырастает из краеугольной идеи христианства о бессмертии души; гусеница, куколка и бабочка являются, с одной стороны, как бы разными, совершенно непохожими друг на друга существами. Но с другой, - они являются фазами развития одного и того же существа. Вопрос "в гусенице, куколке и бабочке - которое же "я" - их?" Розанов задал своим друзьям - Каптереву и Флоренскому, "естественнику" и священнику. Ответ Флоренского был удивительно глубок и точен: "конечно, бабочка есть энтелехия гусеницы и куколки".

Он сохранил удивительную детскость во взгляде на мир. Так и мы смотрели в свои юные годы на крылья стрекоз и бабочек, как Никиреев всматривался в мир, острыми глазами запечатлевая в памяти каждую мельчайшую деталь, чтобы потом вернуть ее в своих офортах в виде "собранного космоса". Состоял в Московском обществе испытателей природы, одном из старейших в стране. Есть у него и свои открытия: он нашел на Колыме редкую бабочку, которая, считалось, живет только на Аляске. Бабочек он привозил ото всюду - с Дальнего Востока, Памира, из Карелии, Украины, Америки, Италии, Индии.

Его несколько раз приглашали в Гималаи (однажды он проехал 11 000 км!), и каждый раз привозил циклы гравюр - один краше другого. Вернувшись из четвертой гималайской поездки, он написал мне 4 декабря 1996: "Почувствовал, что если бы поработать так лет 5-7 там, на натуре, в Гималаях, Долине Кулу у Рериха, то сумел бы подойти поближе к Рериху-отцу. Правда, он мыслитель огромный, а я чувствитель. Он весь в небесах, а я протяженнее - с ног Земли и далее-далее в космос!.. с травинками, деревьями, человечками и т.д. Но к Дюреру... только во сне". А в 1998 г. писал уже так: "Рисунки эти рождались в муках. Горные мотивы мне в новинку. И хотелось не уступить Рериху, а, может, и кое в чем поспорить с ним..."

С.Никиреев. "Сорока" (из цикла "Птицы")Он писал мне, что с мастерами Возрождения его равнять было бы преувеличением, а вот соседство с Шишкиным казалось ему адекватным. Но в том же письме 98-го года высказался самокритично: "Я где-то не дотянул в плане выразительности и языка штрихового, пятнистого, как это блестяще делал Слава Косенков...".

На праздновании 50-летия Станислава Косенкова, в Белгороде, мы и познакомились с Никиреевым, который был на 9 лет старше Косенкова. В мастерской у Косенкова, который трагически уйдет из жизни через два года после юбилея.

Я горд, что мои поэтические книги оформлены работами этих выдающихся мастеров. Пристальный Лев Аннинский как-то сказал мне (дело было тоже в белгородском музее Косенкова): "Теперь два Станислава в петлице?". Воистину, воспринимаю как награды - гравюры С. Косенкова к моим московским книгам "Имярек" (1992) и "Хожение" (2004) и С. Никиреева к харьковской, "Листобой" (1997).

Какую цену офортист платит за создаваемую им красоту? Никиреев поразил меня цветом глазных белков, красных от невероятного зрительного напряжения. Никиреевские офорты, процарапанные иглой по лаку на металле, небольшого размера, а мир в них представлен с космическими подробностями, что достигается невероятным зрительным усилием. И еще: лак на пластине для офорта травится специальной кислотой, пары которой чрезвычайно вредны. Не они ли ускорили уход художника?

Но смерти он не боялся. Уже зная свой раковый, роковой диагноз, говорил художнику-белгородцу Владимиру Козьмину, что "на эти вещи следует смотреть трезво". Не краткость ли жизни бабочек научила его такому стоическому взгляду?

С.Никиреев. "Яблоня цветет" (1989)Директор косенковского музея, вдова художника Анна Косенкова рассказала, что в час отпевания Станислава Никиреева, 28 августа с.г., с 11 до 12 часов, в музей залетела бабочка и села на церквушку, изображенную на одном из экслибрисов работы Косенкова. Присутствовавшие сотрудницы, еще не знавшие о кончине Никиреева в далеком Подольске, обратили на это внимание. "У нас мороз по коже пошел". Потом также выяснилось, что в это же самое время В. Козьмин резал на линолеуме портрет Никиреева, с бабочками.

Ушел "последний из могикан", академик, но что мы в прессе слышали об этом событии? Это не мы, а восхищенные японцы закупали у него работы буквально из-под резца. Да, бывали и фильмы о нем на российских каналах, да, его работы были использованы в кинофильме "Портрет жены художника", с участием Теличикной и Михалкова. Но сегодня пресса переполнена сюжетами из жизни (а, точней, распада) так называемых поп-звезд, у наших соотечественников востребовано теперь именно это "пойло самозабвения", струящееся почти из всех электронных эфиров и страниц СМИ. И наш человек, как всегда, подтверждает поговорку: ты есть то, что ты ешь. И в духовном смысле тоже.

3 сентября - 9-й день по кончине С. Никиреева. В мастерской-музее С. Косенкова в Белгороде задумана выставка его памяти "Мотивы старого двора", - с работами Никиреева, Косенкова и их друзей-художников. Два последних Станислава отечественной гравюры снова встретятся - своими работами - на стенах экспозиции. Их работы остаются с нами. А что до посмертной жизни их душ, встречи или невстречи там, вне земли, то кто об этом знает?

Хочется верить. Как и в слова В. Набокова: "Да, я узнаю тебя в Серафиме при дивном свиданье, крылья узнаю твои, этот священный узор..." (Бабочка. Vanessa antiopa, 1917- 1922).

Справка

Станислав Михайлович Никиреев родился в г. Мичуринске Тамбовской области. Действительный член АХ России.
В 1957 г. окончил Пензенское художественное училище им. К. А. Савицкого (учился у И. С. Горюшкина-Сорокопудова). В 1963 г. окончил Московский государственный художественный институт им. В. И. Сурикова, мастерская Е. А. Кибрика. Офорту учился у М. Н. Алексига, у Е. А. Кибрика - станковой графике. Член Союза художников России с 1970 г. Заслуженный художник России (1984). Член-корреспондент Академии художеств СССР (1983). Лауреат премии им. И. Е. Репина (1978) за серию гравюр-пейзажей Подмосковья: "Соловьиные места", "Весенний мотив", "Зимний пейзаж", "Сельский пейзаж".
Премия на биеннале малой графики в Словакии 1974 г. и диплом АХ СССР за серию пейзажей и натюрмортов. Серебряная медаль АХ СССР 1978 г. за серию офортов "Пейзажи". Среди основных работ также офорты: "Зима" (1972), "Морозное окно" (1973), "Серебристый иней" (1976), "Пушкинские места" (1975), "Старая ива" (1981); серии "По Италии" (1981-1985), "По Вологодской земле" (1973), "По земле Кубанской" (1976), "Подмосковье" (1970-1983), "Подмосковные тематические пейзажи" (1989-1991). Широко известны его работы: "Вербная тишина" (1983), "Старое гнездо сороки" (1983), "Листья отшумели" (1984), "Подмосковный иней" (1987), "Последние заморозки" (1990), "Фросин двор" (1989), "Одуванчиков лет" (1990), "Индонезия. Тропики" (2000), "Индонезия. Сезон дождей" (2000).
Произведения находятся в Третьяковской галерее, Государственном музее изобразительных искусств имени Пушкина, Государственном русском музее, Библиотеке Конгресса США, Музее русской графики (Берлин) и мн. др.

Из воспоминаний Дмитрия Утенкова:

***
Как-то вечером, провожая меня на станцию, довел он меня до платформы. Было темно и прохладно. В тусклом свете качающегося фонаря увидел я бабочку, что мелькнула в его колеблющемся свете и села на столб. Я показал на нее Станиславу Михайловичу - он похвалил меня за наблюдательность, взял ее осторожно и любовно в руки и сказал ее латинское красивое название; сказал, что это первая в этом году такая бабочка (был апрель) и что, значит, точно весна уже не отступит. Сказал, что он этот вид бабочек не собирает, и что это самочка, и что непременно должен быть здесь и самечек. И... точно, поискав недолго глазами, нашел его на соседнем столбе. Бережно, как какую-то драгоценность, посадил он свою самочку к самечеку... И - Боже ж ты мой! - сколько любви и нежности было в его взгляде. И показалось мне - поначалу, - что не только Станислав Михайлович узнал эту невзрачную и неинтересную для непосвященного бабочку, но и она... узнала его, и оттого и не испугалась совсем, когда он брал ее в руки. Подъехала электричка, он быстро обнял меня и...

...Рассказывая о своем детстве, поведал мне Станислав Михайлович вот такие любопытные факты: мать его была одной из лучших кружевниц в округе, а дед - дальним ямщиком, гонял аж до Урала. Могу себе представить, как Станислав слушал восторги по поводу кружев, сработанных руками его доброй, старательной и любимой мамы. "Какие они тонкие и невесомые, словно иней морозный на веточках в саду..." И вот художник неосознанно хочет достигнуть того мастерства матери, что так радовало людей, того детского восторга, что он видел в глазах людей и испытывал сам, любуясь делом рук матери. Да ведь и еще сады ведь - гордость Мичуринска. И совсем, видно, недаром полюбил Станислав Михайлович рисовать корявые и узловатые старые яблони и вишни (а иногда и в цвету). Безумная, кстати, пластическая задача - передать цветущее дерево. Но для Никиреева характерно это: ведь кто еще вздумает передать замерзшую гладь воды с сухими листьями дерев и с травинками, что торчат из заберегов первого льда? Кто еще изображал скошенное поле... стернь в инее?

Иллюстрации: "Фросин двор" (1989); "Листья отшумели" (суперобложка к книге С. Минакова "Листобой"); "Сорока" (из цикла "Птицы"); "Яблоня цветет" (1989).

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Станислав Минаков
Меч Евгения Вучетича
50 лет назад скончался выдающийся советский скульптор 
12.04.2024
«Из Белгорода бежать некуда и незачем»
Уроженец Харькова поэт Минаков выразил уверенность, что его родной город вернется в состав России
04.04.2024
О русской ереси «украинства»
Взгляд писателя харковчанина, на проект «Украина-91» с высоты прошедших лет
02.04.2024
Все статьи Станислав Минаков
Последние комментарии
Правда Православия и ложь «христианских» либералов
Новый комментарий от Сергей
25.04.2024 11:35
История России на духовно-политической карте
Новый комментарий от РомКа
25.04.2024 10:37
«Царь Феодор Иоаннович – последний Рюрикович на русском престоле»
Новый комментарий от Русский Сталинист
25.04.2024 10:20
О чём говорят американские конспирологи
Новый комментарий от Павел Тихомиров
25.04.2024 09:36
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
25.04.2024 07:41