Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Решите неравенство

Валентина  Калачева, Русская народная линия

Основы православной культуры / 29.08.2007

В Карелии сегодня многие задаются вопросом, нужно ли при введении курса "Основы православной культуры" в школу учитывать воззрения на этот вопрос представителей множества иных конфессий и наций. Не обижаем ли мы их. Ответ прост: учитывать до определенной степени нужно, но воспринимать их, как руководство к действию, необязательно.

Ответ этот основан на практическом опыте - вот уже пять лет петрозаводская школа N 4 преподает "Основы православной культуры" и сопряженные с этим предметом дисциплины в классах, где сидит весь интернационал: карелы, финны, вепсы, украинцы, армяне, азербайджанцы, цыгане, один ученик был даже из Никарагуа. В течение этого срока было сделано несколько материалов в прессе и на телевидении, где родители разных национальностей и вероисповеданий (особенно всех интересовали мусульмане) говорили, что зла они в "ОПК" не видят, а даже рады, что их дети изучают культуру страны, где им придется жить. Кроме того, было несколько прецедентов, когда азербайджанские дети меняли школу на более престижную или ближе расположенную к дому и возвращались назад, потому что ученики школы N 4, по их мнению, более добрые и по национальному признаку их не обзывают. Необходимо также заметить, что каждый родитель, отправляя ребенка в КРУЖОК по "ОПК", заполняет заявление на имя директора школы, знакомится с программой по реализации этнокультурного (русского) компонента образования и программой по "ОПК". Желающие консультируются у завуча по данному направлению работы. Это ж какая заинтересованность должна быть у человека неправославного, чтобы всё это пройти!

Но есть еще и теория.

Во-первых, многонациональная и многоконфессиональная Россия - это миф либерального общества, нужный лишь для того, чтобы всеми возможными средствами не допустить воспитания русских людей на основе своей культуры и базовых ценностях Отечества. Ведь до XIX века никто не сомневался в том, что они, ценности, - православные, и сейчас думающие люди в этом не сомневаются. Другое дело, что это признание весьма опасно для таких процессов, как глобализация, приватизация, монетизация льгот и т.д. Православный всегда назовет проституцию проституцией, извращение извращением, воровство воровством, минуя эвфемизмы. А толерантный человек будет, как учит его гуманистическая философия, рассуждать: с одной стороны, воровство, с другой, - преумножение благ, с третьей, - зачем допустили, что у них украли, с четвертой, - такие сложились обстоятельства и т.д.

С точки зрения формальной логики, все страны многонациональные. Где вы видели более ли менее населенный район земного шара, где жили бы представители только одной национальности? В Антарктиде их и то - десяток, живут себе мирно на разных станциях. Но согласно международным стандартам, принятым ООН, государство классифицируется как мононациональное, если удельный вес одной нации составляет не менее 67% (т. е. 2/3) населения. В России проживает около 120 млн. человек, 80% из которых русские, количество считающих себя православными колеблется от 70 до 90%. Таким образом, Россия одно из самых мононациональных и моноконфессиональных государств в мире. Это не означает, что все остальные нации и конфессии должны быть поражены в правах, просто реализовываться эти права должны не за счет ущемления прав русской нации.

Так, например, вводить или не вводить "Основы православной культуры" в школах с согласия родителей - дело сугубо православных людей, которые, почитая помимо православной культуры, еще и Конвенцию о правах ребенка, считают, что государство должно обеспечить детям право знать культуру своего народа. Есть лишь три страны, не изучающие свою традиционную культуру: США ("плавильный котел наций"), Франция (имеющая, как всем известно, большие этнокультурные проблемы) и Россия. Почему? А потому что тысячи тысяч граждан РФ работают, как волы, стандарты по "ОПК" разрабатывают, учебники пишут, программы, педагогов готовят, а какой-нибудь муфтий во всеуслышание изречет без аргументации: "А я против!". И все усилия насмарку, сразу же начинают созывать примирительные комиссии, круглые столы и конференции и говорить: да ладно, мы уж потерпим, не обижайтесь, в следующий раз с вами согласуем и т. д. Протесты уместны, когда, допустим, государство обяжет всех без разбора изучать Православие как религию. Когда же мы изучаем культуру, да еще и по желанию, какие тут могут быть противоречия.

Тут же возникает возражение: у нас все культуры равны. Раз большинство стремится изучать православную культуру, значит, надо еще и исламскую культуру изучать, и иудейскую, и буддийскую и др. На что можно заметить следующее. Можно ли представить себе диссертационную работу на тему "Роль буддизма в формировании культурного наследия Карелии"? Нет. А почему, если все национальные и религиозные культуры у нас в Карелии на сегодняшний день равны? Потому что равенство мнимое, мифологическое, как и утверждение о многоконфессиональности и многонациональности России. Есть этнокультурные доминанты общества, то есть то, что в менталитете превалирует. Стремление поставить все с ног на голову чревато последствиями в виде Кондопоги.

Поэтому при введении курса "ОПК" в школу нужно руководствоваться нормами международного права, Конституцией РФ, Законом "Об образовании", письмами Министерства образования РФ от 22.10.02 N 14-52-87ин/1б "О примерном содержании курса "Основы православной культуры" и от 13 февраля 2003 г. N 01-51-013ин "О дополнительных разъяснения к письму Минобразования России от 22.10.02 N 14-52-87ин/1б "О примерном содержании курса "Основы православной культуры", а не дискуссиями и полемиками с кем бы то ни было. Благо, данные законы и письма предоставляют широкое поле деятельности для желающих преподавать и изучать "ОПК".

Единственный нюанс, касающийся Карелии, - это абсолютная пассивность населения в этом вопросе. Так, в апреле 2007 года в Министерство Республики Карелия по вопросам национальной политики и связям с религиозными объединениями пришло обращение Общественной Палаты Российской Федерации, осуществляющей контроль деятельности органов исполнительной власти и местного самоуправления в отношении реализации прав граждан в области свободы совести и вероисповедания. Общественную палату интересовало, насколько полно реализуются права граждан на изучение их детьми в государственной и муниципальной системе общего образования культуры традиционных российских религий (курсов православной культуры, культуры католицизма, лютеранства, ислама, иудаизма). Это обращение послужило поводом для проведения соответствующего мониторинга.

Некоторые результаты.

В ответе, пришедшем из администрации города Петрозаводска, сказано, что реализация курсов "Основы православной культуры Карелии", "Основы православной культуры" осуществляется за счет часов дополнительного образования в 1-5 и 7 классах в МОУ "Основная общеобразовательная школа N 4", где эти предметы изучают 102 ученика.

В 2006 - 2007 учебном году курсы Основ православной культуры преподавались в трех общеобразовательных учреждениях Лахденпохского района Карелии: МОУ "Лахденпохская средняя общеобразовательная школа N 1" (12 обучающихся), МОУ "Райваттальская средняя общеобразовательная школа" (25 обучающихся) и МОУ "Таунанская средняя общеобразовательная школа" (5 обучающихся). В МОУ "Мийнальская средняя общеобразовательная школа" разработана и реализуется программа "Святыни и светочи России".

В МОУ "Заозерская средняя общеобразовательная школа N 10" (Прионежский муниципальный район) имеется кружок "Основы православной культуры", который посещают дети начальных классов. Руководитель кружка Ольга Валерьевна Денисова использует для преподавания экспериментальную программу и учебник "Основы православной культуры" (автор Л. Л. Шевченко).

Итого: около 160 человек на всю Карелию.

Выводы, сделанные по мониторинговому исследованию консультантом отдела по связям с религиозными объединениями С. К. Хохловым:

1. Общественный запрос на преподавание в государственной и муниципальной системе образования Республики Карелия основ религиозной культуры изучен недостаточно. В муниципальных районах не торопятся изучать мнение граждан: хотят ли те, чтобы их дети изучали культуру традиционных российских религий в государственной и муниципальной системе общего образования, или не желают этого. И сами родители, судя по всему, не спешат проявлять инициативу в этом вопросе.

2. Поскольку общественный запрос на преподавание в государственной и муниципальной системе образования Республики Карелия основ религиозной культуры фактически отсутствует, о чем свидетельствуют ответы из большинства муниципальных районов, о нарушении прав граждан в области свободы совести и вероисповедания говорить, в общем, не приходится.

Так что нет инициативы, нет и преподавания "ОПК".

Валентина Калачева, кандидат педагогических наук, заместитель директора по УВР школы N 4 г. Петрозаводска



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме