Святой Иоанн, Затворник Святогорский

0
435
Время на чтение 6 минут
24 августа исполнилось 140 лет со дня блаженной кончины преподобного Иоанна, Затворника Святогорского.

Прп. Иоанн, Затворник СвятогорскийНапомним также, что в марте этого года Святогорская Свято-Успенская Лавра отметила третью годовщину обретения свого нового, "лаврского" статуса. Это - самая молодая Лавра Русского Православия. Благотворителем возрождающегося монастыря, имя которого навсегда вписано в монастырские синодики, стал Премьер-министр Украины Виктор Федорович Янукович, в бытность которого еще главой Донецкой облгосадминистрации были решены многие проблемы святой обители. Святогорские иноки справедливо считают, что именно этому человеку на сердце Господь положил быть исполнителем предсказаний и пророчеств старцев о возрождении святыни. Именно его душа отозвалась на зов Божий и, руководимый рукою Господнею, он возложил на себя заботы по устроению и прославлению святой обители.

А 24 августа 1995 г., в день кончины, в год 200-летия со дня рождения, состоялось прославление подвижника Иоанна, Затворника Святогорского, для местного почитания. Венчая всенародное непрерывающееся почитание его как угодника Божия, совершилось долгожданное прославление преп. Иоанна Затворника в лике святых.

Теперь ежегодно в этот день совершается многотысячный торжественный крестный ход вокруг обители с его мощами - при чрезвычайно обильном стечении народа. Еженедельно, по четвергам перед Литургией служится святому молебен у его мощей, от которых подаются исцеления и помощь всем с верою притекающим.

Преподобный Иоанн Святогорский (1795-1867), в миру Иван Крюков, родился в Курске в семье мещан. С детства горел любовью к монашеству и подвижничеству, но его желание исполнилось только по достижении 38 лет.

В возрасте девяти лет Иван был отдан на обучение мастеру по изготовлению изразцов, долгое время переносил чудовищную жестокость своего хозяина.

Через некоторое время после завершения ученичества он женился, открыл собственную мастерскую по изготовлению изразцовых печей, а чуть позже - два постоялых двора и трактир. После смерти жены, в 38-летнем возрасте, поступил в Глинскую пустынь Курской епархии.

Cвятогорская Свято-Успенская лавраПолтора года являлся послушником, после чего получил право носить рясу. Уже в послушнический период Иоанн прославился способностью исцелять больных. В монастыре он овладевает грамотой. Хозяйственность послушника была замечена, и он вскоре становится экономом. Проведя 11 лет в этой обители и преуспев в ней духовно, получил приглашение от настоятеля древней Успенской Святогорской пустыни Харьковской епархии, восстановленной в 1844 г., куда и перешёл, получив послушание эконома. Был посвящён в сан иеромонаха.

Вот что о его деятельности пишет Василий Немирович-Данченко: "Иоанн и тут обнаружил присущие ему характер и решительность. Не предупредив, он распорядился "отсечь" часть горы под гостиницу. Против него поднялось все, но он поборол препятствия, и гора была "отсечена". Иоанн вел войну с управителем Потемкиных, вступался за ограбленное ими крестьянство, и хотя на сем пути был смиряем настоятелем, но как упорное козлище, исполнив наложенное на него послушание, вновь вступал в бой с господскими холопами и отсекал горы. Потом уж его и смирять перестали - махнули рукой. В конце концов, впрочем, оказалось, что Иоанн был прав, за что на него наложили мантию. Вообще, в эту пору своей деятельности, малограмотный, энергический, не знающий устали, упрямый и изобретательный, Иоанн совершенно подходит к типу северного монаха-соловчанина. Затем Иоанн, а в мантии Иоанникий, является опять гостинником, опять "отсекает" горы, роется в земле, как крот, отыскивает и находит старые подземные храмы, собственноручно выбивает для них из цельных диких камней престолы".

Скульптура "Святогорская Богородица", автор - Николай Шматько (Луганск)Чуть позже Иоанникия рукоположили в иеромонахи и определили духовником к богомольцам. В этой должности он принимает активное участие в восстановлении подземных ходов.

Работая в пещерах по их расчистке, он полюбил одну из меловых келий, в которой затворился в 1850 году, получив благословение епископа (и преодолев сопротивление настоятеля монастыря). Спал в гробу, держал строгий пост.

Великая схима, или образ ангельский, - высшая степень иноческого деяния, очень часто ее сравнивают со смертью при жизни. При постриге в нее монах дает обет полного отречения от мира и всего мирского. Образ ангельский - великая честь для монаха, но требования, которым должен соответствовать принимающий великую схиму, настолько жесткие, что выдержать пробу способны единицы. Прежде всего будущий схимонах обязан доказать братии, что им движет смирение, а не гордыня.

"Убедившись, что Иоанникий не превозносится, - пишет Немирович-Данченко, - а жаждет подвига, Арсений приказал ему затвориться в простой жилой келье и запереть ставни. Трудно было одолеть Иоанникию в первое время ужас одиночества, особенно по ночам. Но он привык и затем перебрался в меловую скалу. Настоятель все еще отговаривал его. Стояли холода, печи там не было, и устраивать ее не дозволялось, но монах не внял. Наконец, ему разрешили затвориться совсем. Ввели в меловую пещеру - и заперли на замок. В дверях было проделано малое оконце для передачи пищи и пития.

Вид с берега Северского Донца на Никольский храмХолод стоял там, как в леднике. Узкая щель в наружу - тьмы не разгоняла. В щели только брезжил свет, не озарявший кельи. Гроб, а в гробу немного соломы - вот все, что дали с собой затворнику. Он удвоил вес вериг и, измаривая себя, делал в сутки по семисот поклонов земных, по сто поясных, молитв Иисусовых произносил по тысяче, столько же Богородичных. Так прошел целый год безвыходного пребывания в затворе, самый трудный год, потому что тело заточника еще только привыкало к сырости и холоду. Утомленный ложился он в свой гроб - и вновь подымался от озноба. Сырость стояла такая, что одежда и белье более месяца не выдерживали, истлевали и распадались.

Пробовали его испытывать - выводили на свет, приказывали остаться, но Иоанникий неизменно уходил назад. Так прошло еще шесть месяцев, по истечении которых его постригли в схиму и опять назвали Иоанном, разрешили приобщаться два раза в месяц, а в посты еженедельно".

В таких трудах прожил подвижник в затворе 17 лет, причем 5 лет из них - без печного отопления.

Раз в месяц святой покидал затвор, чтобы причаститься Святых Тайн в монастырской церкви. Братия монастыря обвиняла подвижника в гордости и глумилась над ним, но Иоанн приобрёл много почитателей среди мирян.

С середины 1850-х годов Иоанн причащался раз в неделю, после службы благословляет толпящийся в церкви народ, ради бесед с посетителями открывает двери своей кельи.

За подвижническую, самоотверженную любовь к Богу и ближним Господь при земной еще его жизни сподобил благодатных даров непрестанной молитвы, дара рассуждения, прозорливости, даром целительства и чудотворений. От постоянного пребывания в темноте подвижник ослеп, и в последние годы жизни мог творить лишь непрестанную Иисусову молитву.

За неделю до кончины, сохраняя послушание воле настоятеля, тяжело больной старец был перевезен на больничный монастырский хутор, где 11 (24) августа 1867 г. мирно скончался. Вскоре на его могиле стали происходить чудеса, и многие недужные получали исцеления.

Был похоронен у алтаря больничной церкви. Широкое народное почитание Иоанна началось со дня его смерти. У мощей святого произошло множество чудесных исцелений, запись которых велась в монастыре. После большевистского переворота 1917 г., несмотря на препятствия, чинимые властями, паломничества к могиле Иоанна продолжались.

Его мощи теперь находятся в Успенском соборе Лавры, а могила стала местом паломничества. Каждый год, в день его почитанию, в Святогорскую обитель стекаются людские тысячи.

По благословению Преосвященного Иувеналия, митрополита Курского и Рыльского, в 2004 г., к празднованию юбилея 250-летия со дня рождения прп. Серафима Саровского, уроженца Курска, иконописной мастерской Курской духовной семинарии создан новый образ Собора святых, в земле Курской просиявших.

Собор Курских святыхПразднование Собора Курских Святых было установлено по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в память празднования 100-летия канонизации святого Серафима в 2003 году. Память Собора святых земли Курской совершается 1 августа нов.ст. в день памяти прп. Серафима Саровского и всея России чудотворца.

Единую плоть Русской Церкви - не разъять. Ее объединяют, в том числе, и деяния, и имена знаменитых, возлюбленных православным людом подвижников, земной и духовный путь которых связан с нашими землями - курской, слободской, донецкой...

На новой иконе изображены и прп. Иоанн, Затворник Святогорский (Донецкий), и многие святые - подвижники духа и веры, родившиеся или просиявшие в своем служении Богу и людям: один из основателей общежительного монашества на Руси прп. Феодосий Печерский, прпп. Исаакий и Макарий Оптинские, прп. Серафим Саровский, прп. Илия Верхотурский, свт. Иоасаф Белгородский, священномученики архиепископы Курские Онуфрий (Гагалюк) и Дамиан (Воскресенский), сщмчч. Павлин (Крошечкин), Иоасаф (Жевахов), Антоний (Панкеев), Иоанн (Пашин), Иувеналий (Масловский) и другие подвижники и новомученики. Святые изображены на фоне Знаменского мужского монастыря Курска в осенении чудотворной иконы Божией Матери "Знамение" Курской-Коренной.
Подготовил Станислав Минаков


Справка РЛ:

19 марта 2004 г. Святогорский Свято-Успенский монастырь получил титул Лавры. Святогорская обитель стала, таким образом, третьей в Украине Лаврой после Киево-Печерской (с 1598 года) и Почаево-Успенской (с 1833 года), а также пятой в иерархии самых значимых обителей православного мира, к которым следует добавить еще и такие монастыри России, как Троице-Сергиева (с 1744 года) и Александро-Невская (с 1797 года) Лавры.

Фото Станислава Минакова.

На снимках: Cвятогорская Свято-Успенская лавра; скульптура "Святогорская Богородица" (уральский мрамор), автор - Николай Шматько (Луганск), вид с берега Северского Донца на Никольский храм; иконы - Собор Курских святых; св. Иоанн Святогорец.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии
Катастрофа высшего образования на Западе
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:29
Легализация мата и чистота языка
Новый комментарий от Андрей Карпов
19.04.2024 12:17
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 07:12
В сострадании и помощи простым людям ей не было равных
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 06:40