Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Скромные опыты православной педагогики

Протоиерей  Георгий  Городенцев, Русская народная линия

Основы православной культуры / 23.08.2007

Уже в течение достаточно длительного времени в России идет напряженная борьба за введение курса "Основы православной культуры" в школе. Один только перечень публикаций по данной теме в "Русской линии" впечатляет.

В одном из интервью от 29 июня 2007 г. с создательницей учебника ОПК Аллой Бородиной была даже высказана мысль, что за него приходится сражаться "не на жизнь, а на смерть". Хотя вначале А.Бородина по ее собственному признанию не ожидала такого сопротивления введению своего учебника в школе
.

Когда я вникал во все перипетии этой можно сказать самой настоящей войны, то вспомнил, как нечто подобное, конечно в гораздо меньших размерах, происходило не так давно у нас в Одессе. Поэтому хотелось бы поделиться своим, правда, очень скромным опытом православной педагогики.

Во-первых, поражает почти буквальность совпадений. В начале 90-х мы хотели создать в нашем городе православную школу, т.е. попытались в обычной одесской СШ N X на систематической основе проводить уроки православия. После периода конца 80-х годов, когда священников приглашали для чтения лекций в ВУЗы, НИИ, заводы и фабрики, нам казалось, что эта идея будет встречена с пониманием чиновниками местных РАЙОНО. Однако уже первая встреча с одной из них - про себя я прозвал ее "пиванисткой", т.к. судя по крикливой и безвкусной косметике ей бы пивом торговать, а не детей учить - закончилась для нас неожиданным холодным душем. Оказывается, закон запрещает такие "страшные" вещи (т.е. религию в школе преподавать) на Украине делать и т.д. и т.п.

Как видим, полная параллель, хотя и в гораздо меньших размерах, с тем, что происходило и происходит сейчас с "Основами православной культуры". Точно также благие намерения в области православной педагогики наталкиваются на неожиданное сопротивление чиновников от так сказать образования. И дальше происходило все так же, как и сейчас в России - шла война "не на жизнь, а на смерть", в которой мы на данный момент проигрываем. Православная школа, хотя и была создана в Одессе, сейчас не существует в связи с финансовыми проблемами.

Итак, подведем итог совпадениям: во-первых, неожиданное яростное сопротивление внедрению каких-то начатков православия в СШ со стороны чиновников; во-вторых, "война за это не на жизнь, а на смерть". Есть еще одно важное совпадение. В выступлениях Аллы Бородиной чувствуется, она не может понять причину такого накала борьбы. Ведь ее учебник это не Закон Божий, он, собственно, учит не вере, а только дает начатки знаний из области православия, почему же вокруг него возникают такие страсти? Другими словами это можно сказать иначе, как это ни печально прозвучит: ОПК - это всего лишь малая попытка противостоять достигшим чудовищных размеров атеистической лжи и невежеству, которыми заражают не только в школе, но и вне нее, например, через телевидение. Можно сравнить - один-два урока, т.е. один-два часа православия и соответственно 120-130 часов (за вычетом сна) атеизма в неделю! И вот эти-то малые, как евангельское зерно горчичное, "Основы православной культуры" встречают такое сопротивление?!

Признаться, подобные же мысли посещали в свое время и меня. Я думал, ведь мы так мало делаем и пытаемся делать - что может сделать горстка энтузиастов православной педагогики против всей этой атеистической системы образования - откуда же такое бешеное противодействие нашим стремлениям?! Таким образом, это еще одно существенное сходство наших прошлых и нынешних российских дел, которое вместе с двумя предыдущими, на мой взгляд, отнюдь не случайны, но свидетельствуют, что мы в том и другом случае столкнулись с одним и тем же закономерным явлением.

Впрочем, в нашем случае обстоятельства по действию Промысла Божия сложились несколько иначе, чем сейчас в России, что и позволило нам прийти к нескольким интересным выводам. Да мы тоже вели войну "не на жизнь, а на смерть", и воевали против нас одни и те же силы, но в нашем случае они неосторожно показали свое истинное лицо. Мы очень быстро из собственного опыта поняли, что препятствия нам создают не только и не столько чиновники. Целая серия странных происшествий, как бы случайных, но систематически нам мешающих, свидетельствовала, что за всем этим стоит невидимая злая сила, т.е. бесы.

Тоже мне вывод, - скажет читатель. Это же очевидно, что бесы будут сопротивляться такому благому делу, как православное образование, и совершенно очевидно, кто, в конечном счете, стоит за всей этой войной "не на жизнь, а на смерть" против ОПК! Но это, на первый взгляд, очевидное утверждение, далеко не так уж тривиально. И действительно, давайте сравним степень этого сопротивления и его успешность с тем, насколько бесы смогли помешать, например, современному храмостроительству. Ведь последнее также весьма благое дело, поэтому, конечно, неугодно бесам еще в гораздо большей степени, чем введение ОПК в школе. Кстати сказать, в каждом храме верующие также получают духовное образование, особенно через проповедь. Я уже не говорю о существующих при многих церквях воскресных школах. Однако же в России и других православных странах СНГ восстановлены и построены тысячи храмов.

Итак, почему же попытки сеять какие-то минимальные начатки православного образования в обычной школе встречают такое бешенное в (буквальном и переносном смысле) сопротивление, и почему это сопротивление оказывается намного более успешным, чем естественное желание бесов помешать храмостроительству? Данное обстоятельство, между прочим, выражается и в том, что богатые люди зачастую готовы жертвовать на постройку нового храма десятки и сотни тысяч в валюте, но редко кто пожертвует гораздо меньшие суммы на создание и работу православной школы.

Я долго не мог понять суть этого загадочного явления, пока не вспомнил нечто из Житий святых. Там иногда описываются случаи, когда святые, чаще всего преподобные отцы, приходили на место, бывшее обиталищем демонов (обычно остатки языческих капищ или кладбищ и т.п.). Бесы всегда яростно сопротивлялись такому дерзновению подвижников, так что последним лишь с большим трудом удавалось изгонять оттуда нечистую силу. При этом демоны, как правило, кричали святым: "Вы пришли на наше место".

Так называемое "наше место" - это некий бесовский комплекс. Известно, что одной из целей создания человека было - восполнить число ангелов вместо отпадших, ставших демонами. Говоря другими словами, святые люди должны занять их место, что естественно вызывает сильнейшую зависть, ненависть и ярость этих тварей, хотя, впрочем, помешать сему не в их власти. Зато этот комплекс в полной мере проявляется тогда, когда кто-то претендует на земные места, которые они считают своими; о чем и свидетельствуют вышеупомянутые примеры из житий святых. Но какие места падшие духи считают своими? Очевидно те, где в течение долгого времени совершались и совершаются тяжкие грехи, что весьма привлекает и радует бесов.

Поняв все это, можно уяснить себе духовную ситуацию, возникшую в российской общеобразовательной школы. Достаточно вспомнить, чем собственно занималась эта школа в годы советской власти. А занималась она насаждением атеизма, растлевая, таким образом, души русских людей. Роль общеобразовательной школы в том, что наш народ потерял веру в Бога, очень велика.

Но Господь говорит: "Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской. Гору миру от соблазнов, ибо надобно придти соблазнам; но горе тому человеку, через которого соблазн приходит" (Мф.18,6-7). Это сказано о соблазнении одного "из малых сих". А если соблазняют миллионы, если соблазняют целый народ, то каков же грех! И этот грех совершался и совершается в нашей школе в течение длительного времени, почти сто лет, что и привлекло в нее множество бесов, которые это место считают своим и никого другого туда не пускают. Вот откуда, по моему мнению, проистекает бешенное сопротивление самым умеренным попыткам сделать что-то православное в современной школе [1].

Что, конечно, весьма красноречиво характеризует ее с определенной стороны. А также означает, что каким-либо образом соединить нашу систему образования с христианством невозможно, ибо "какое согласие между Христом и Велиаром?" (2 Кор.6,15). Для этого необходимо сначала ее, т.е. систему, основательно реформировать. И в этом плане вся эта война против "Основ православной культуры" и сами "Основы" приобретают неожиданное значение - значение разведки боем.

Как известно, в военном деле есть такой прием, когда перед наступлением, не имея времени на выяснение схемы обороны противника, сначала бросают в атаку относительно небольшое подразделение, например, батальон, в расчете, что враг примет этот выпад за генеральное наступление и будет противодействовать ему всеми своими огневыми средствами, раскрыв, таким образом, их расположение.

Нечто подобное и произошло с ОПК. Очень умеренная попытка православной культуры стать маленькой частичкой системы среднего образования наткнулась на совершенно неадекватное сопротивление воинствующего атеизма, соорудившего для себя как в ней, так и вообще в российском обществе, другую систему - долговременной и эшелонированной обороны. И накал борьбы не оставляет никаких сомнений, что с их стороны в бой введены все огневые и прочие боевые средства. Следовательно, они себя неосторожно обнаружили и скрупулезно регистрируются, например, "Русской линией". А это, в свою очередь, представляет собой прекрасный материал для аналитиков, способных планировать будущее преобразование российской общеобразовательной школы. Уже сам факт такого неадекватного сопротивления говорит: если против "маленького" ОПК бросаются такие силы, то что будет при настоящем реформировании?! Поэтому к нему необходимо хорошо подготовиться, проанализировав на примере войны против введения "Основ православной культуры" основные очаги возможного сопротивления и способы их нейтрализации. В целом же эту навязанную нам войну следует квалифицировать как ошибку противной стороны, начавшей "стрельбу из пушек по воробьям", со всеми вытекающими отсюда последствиями, дающими нам определенные возможности в осуществлении вышеназванной реформы.

Но кто же сможет успешно провести эту реформу? Авторитарное правительство русских патриотов, о котором мечтал И.Ильин? Или быть может режим В.В.Путина, который все больше и больше становится похожим на такое правительство? Возможно, но маловероятно. И не потому, что у них нет такого желания. Как раз президент Путин пытался сделать что-то подобное [2], но желания для такого дела еще мало. Необходима твердая воля и, что самое главное, умение. А это-то самое умение или точнее наше неумение делать сие как раз и является кардинальной причиной наших неудач.

Ведь для того, чтобы учить православной культуре, необходимо, по крайней мере, самим учителям этой культурой обладать. А с этим сейчас обстоит туго, что, на мой взгляд, и является одной из причин Божия попущения бесам мешать попыткам введения ОПК и вообще всего православного в школе. Впрочем, думаю, эта причина не главная.

Главное, по моему мнению, заключается в том, что сегодня сама православная культура только начинает выходить из самого жалкого своего состояния за две тысячи лет христианства. В значительной степени это состояние упадка связано с тем, что, по евангельскому слову: Царь "сделал брачный пир для сына своего и послал рабов своих звать званных на брачный пир; и не хотели придти" (Мф.22,2-3). Эта известная притча имеет много толкований, но вполне основательным будет и такое: предыдущие поколения русской интеллигенции, званные Царем Небесным и Царями земными на умный пир творческой деятельности в рамках русской православной культуры или цивилизации, отказались, за малым исключением, от приглашения, что и явилось основной причиной крайнего оскудения оной.

Но этот печальный вывод имеет свое оптимистическое продолжение. Думаю, Господь приготовил одно весьма своеобразное средство для того, чтобы нынешнее поколение православной русской интеллигенции совершило то, что не смогли сделать его предшественники. Казалось бы, это не так. Ведь мы пришли в Церковь из атеизма, в детстве мы не получили даже элементарного православного образования - в наше время ОПК в школах не преподавалось. Поэтому в области православной культуры мы, образно выражаясь, - нищие, увечные, хромые и слепые. Как же мы можем в этой области творить что-то конструктивное, если не знаем ее арифметики там, где нужна высшая математика?!

Но вспомним, однако, что по вышеприведенной евангельской притче сделал Царь, когда званые на пир отказались прийти? Он сказал рабу своему: "Пойди скорее по улицам и переулкам города и приведи сюда нищих, увечных, хромых и слепых" (Лк.14,21)! Думаю, это сказано о нас. Ведь "свет во тьме светит" (Ин.1,5), и Бог Творец может именно из нашей тьмы воссоздать свет православной культуры, было бы лишь наше желание к сему деланию и смирение в нем. В делании, которое является ключом к решению многих наших проблем, в частности, к решению проблемы общего образования.

Примечания

1 - Существенная деталь в связи с известным письмом десяти академиков. По поводу этого письма высказывалось такое интересное мнение. Наука и ее жрецы-ученые, игравшие большую роль в советском обществе, бывшие одно время даже властителями умом, в современной России это значение утратили, а Церковь, наоборот, усилила свое влияние на общество. Отсюда и движущий мотив оного письма - зависть. То есть, говоря другими словами, смысл письма академиков сводится все к тому же: "Вы пришли на наше место!"
2 - Я сам наблюдал по телевидению очень интересную беседу В.В.Путина с учителями средних школ, в которой он, между прочим, коснулся вопроса перегрузки школьников учебными предметами. И действительно, учащийся должен отсидеть 6-8 часов в школе, а затем дома еще приготовить объемное домашнее задание. Элементарный подсчет показывает, что даже у способного ученика на это уйдет больше времени, чем, регламентированный КЗоТом, восьмичасовый рабочий день. В ответ на это замечание собравшиеся педагоги, издав здоровый детский смех, заявили, что на детей КЗоТ не распространяется!



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме