itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Третий - лишний!

Татарские и башкирские националисты пытаются втянуть русских в свои "разборки"

Новости Москвы 
0
186
Время на чтение 5 минут
В последнее время в Уфе и Казани, как мне представляется, начала прослеживаться опасная тенденция вовлечения русских в противостояние между башкирскими и татарскими националистами.

Ни для кого не секрет (в том числе - и для Москвы), что Татарстан и Башкортостан - это два "статусных" региона с авторитарно-этнократическими режимами. Причём, в каждом из них "титульные" нации не составляют большинства населения. Хотя, надо признать, Татарстану в данном отношении повезло больше, чем Башкортостану, так как во время Всероссийской переписи 2002 года татар формально (за счёт "правильно" переписанных кряшен и "зазевавшихся" русских) удалось перетащить за пятидесятипроцентный барьер. В Башкортостане с этим дела обстоят значительно хуже (не помогли даже во множестве переписанные башкирами татары): на первом месте там по-прежнему русские (более 1 миллиона 490 тысяч человек), на втором - собственно башкиры (более 1 миллиона 221 тысячи человек), на третьем - татары (более 990 тысяч человек).

"Держать марку" в таких условиях, надо сказать, не просто. Но, вместе с тем, как и положено уважающим себя этнократическим режимам, все "некоренные" в обоих "...станах" отстранены от реальной власти, хотя товарищам из Москвы время от времени и демонстрируются очередные "высокие начальники" с русской фамилией и неиссякаемой любовью к великому татарскому или башкирскому народам (нужное подчеркнуть), а также гордящиеся межнациональной идиллией бабушки в кокошниках и дедушки в тюбетейках. Благо дело, федеральный центр у нас понятливый и по части обеспечения прав русских и прочих непредставленных народов весьма непритязательный.

Ситуация в обоих "...станах" похожа до анекдотичности, с той только разницей, что в Башкортостане "за скобки" вынесены татары и русские, а в Татарстане - русские и башкиры. Постоянной величиной здесь являются только русские, которые одинаково "некоренные" в обоих республиках. Но при этом они же являются основным фактором межнациональной стабильности, как в каждой из них в отдельности, так и в отношениях между татарами и башкирами, исторически питающими друг к другу противоречивые "братские чувства" (подобные тем, что питают друг к другу, например, русские и украинцы, русские и поляки, поляки и украинцы). Именно русский фактор, а не пресловутая "взвешенная политика" местных бабаев, отвратил Татарстан и Башкортостан от скатывания в конце 1980-х - начале 1990-х годов к чеченскому сценарию развития событий. Будь соотношение русских и татар, русских и башкир в них таким же, как в Чечне, вряд ли что-то смогло тогда удержать местных национал-радикалов от этого искушения. А потом, глядишь, и друг за друга бы взялись.

Сегодня этот фактор пытаются использовать в прямо противоположных целях. Иначе не объяснить то трогательное внимание и сочувствие, каким накануне предстоящего празднования 450-летия добровольного присоединения Башкирии к России татарские националисты стали окружать русских, борющихся в Башкортостане за историческую правду и свои гражданские права. Помнится, до этого их заботило исключительно положение дел с соблюдением прав татар в Башкортостане, а этноним "русские" фигурировал лишь в сочетании со словом "шовинисты", которых как раз и обвиняли в разжигании вражды между татарами и башкирами. Что же произошло?

По-видимому, подъём русского национального движения в Башкортостане и обострение отношений между ним и местными властями в связи с установкой памятника основателю Уфы воеводе Михаилу Нагому натолкнул татарских националистов на мысль об использовании недовольства русских действиями башкирских властей в своих целях. Татарские историки во главе с Рафаилем Хакимовым, не так давно доказывавшим, что башкир и башкирский язык "изобрели большевики", подключив коллег из Уфы, обрушили на умы обывателей целую серию брошюр, в которых разнесли в щепки основные башкирские историко-идеологические мифологемы. Татарские же мифологемы от этого ничуть не пострадали.

Один из наиболее болезненных ударов был нанесён по "светлому образу" Салавата Юлаева (считающегося у башкир главным национальным героем), который предстаёт в брошюре уфимского историка Сергея Орлова "Пирамида Салавата" в образе обычного разбойника, практиковавшего массовое истребление русского населения. Отчёт о недавней презентации этих брошюр в Казани (прошедшей с участием председателя "Союза предпринимателей Башкортостана" и оргкомитета по установке нашумевшего памятника Николая Швецова, историков из Уфы Сергея Орлова, Игоря Кучумова и Ильдара Габдрафикова) одна из казанских газет уже превратила в публикацию исключительно антибашкирского содержания.

Ничуть не умаляя исторических изысканий уфимских историков, невозможно не заметить, что их откровенно использовали в своих целях местные татарские националисты. Вряд ли кто-нибудь в Казани решился бы провести презентацию книг, в которых в подобном ракурсе рассматривались исторические свидетельства о Мамич-Берды, Батырше и прочих татарских национальных героях постханского периода, "мочивших" налево и направо русских "оккупантов" и "злокозненных" православных миссионеров (не говоря уже о золотоордынских и казанских ханах). Впрочем, такие брошюры можно без проблем презентовать в Уфе.

Одновременно с татарскими националистами окучивать "башкирских" русских принялись уфимские власти и местные националисты, кровно заинтересованные в том, чтобы сохранить хорошую мину при плохой игре. Не мудрено, если в скором времени количество "телег", направленных в Москву от имени местной русской общественности, возмущённой действиями татарских "разжигателей" межнациональной розни и их высоких покровителей из Казани, сравняется с количеством жалоб от татар на притеснения со стороны башкир. Но что же сами русские? Зачем им всё это?

Татарские националисты никак не могут простить башкирам, что их предки после покорения в середине шестнадцатого века царём Иваном Грозным Казанского ханства по своей воле "легли" под Россию. Не умещается в их историческую схему об исключительно насильственном характере формирования Русского государства (с вытекающим из неё идеологическим обоснованием борьбы за государственную независимость Татарстана) и затея Уфы с широким празднованием 450-летия добровольного присоединения Башкирии к России. Не могут они примириться и с тем действительно незавидным положением, в котором находится сейчас в Башкортостане татарское население, подвергающееся со стороны башкирских этнократов большему прессингу, чем русские.

Башкирские же националисты явно испытывают по отношению к татарам комплекс "младшего брата", во многом обусловленный тем, что официальная Москва при очевидных преференциях в отношении Казани отказывает в таковых Уфе, традиционно демонстрирующей ей куда большую лояльность. Отсюда - постоянное желание башкирского президента хоть на сантиметр "переплюнуть" своего татарского коллегу. И действительно: если Казани удалось сторговаться с Москвой по поводу небывалого по финансовым вливаниям празднования своего притянутого за уши тысячелетия, почему бы Уфе не "откопать" под собой и постараться выгодно продать тем же "федералам" полуторатысячелетний город Башкорт? Если Татарстан со скрипом и унижениями, но всё же протащил свой "обрезанный" Договор с Россией, почему эту же процедуру не попробовать провернуть и Башкортостану? Никак не может Уфа смириться с тем, что давно уже упустила свой "lucky chance", когда за отказ от суверенитета и стопроцентное обеспечение победы на выборах нужной партии раздавали "откаты" в виде щедро проплаченных тысячелетних юбилеев. Время прошло, и, теперь, как говорил "отец русской демократии" Киса Воробьянинов: "Торг здесь неуместен"!

Понятно, что нам, русским, живущим в Башкирии и смотрящим на соседей с зияющих "рахимовских высот", положение соплеменников в Татарии кажется временами чуть ли не идиллическим. Однако мой давний казанский знакомый придерживается прямо противоположного мнения. В то же время, любой русский, в каком бы "...стане" он не проживал, должен понимать, что, при всей трудности положения, он не вправе давать даже малейшего повода втягивать себя в чуждые собственным национальным интересам и интересам России "разборки". Пусть татарские и башкирские националисты сами выясняют между собой отношения, если им это позволяет их совесть, русский же народ в этом споре явно лишний.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Ликвидация пятой колонны будет проходить в ходе Большой войны?
О теракте в Красногорске и положении в стране
28.03.2024
Хатынь двадцать первого века
России нужен уголовный кодекс военного времени
28.03.2024
«Уйти от этих вопросов не получится»
Об ошибках в миграционной политике
28.03.2024
«Мы должны осознать важность каждого человека, который призван Богом к жизни»
В Москве прошла IV научно-практическая конференция «Ценность каждого»
27.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Зеленский начинает проговариваться»
Новый комментарий от учитель
29.03.2024 13:34
Мы русские. Но с нами ли Бог?
Новый комментарий от Егоров
29.03.2024 13:06
«И пускай никто нас не пугает русским национализмом!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 12:15
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Васькин, русский священник, офицер Советской Армии
29.03.2024 11:52
Альенде vs Пиночет
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 11:49
На месте «Крокуса» должен быть православный храм!
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 11:37
О красных и белых
Новый комментарий от Олег В.
29.03.2024 11:31