itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

К 100-летию второго приезда отца Иоанна Кронштадтского на Вятскую землю

Иоанн Кронштадтский 
0
482
Время на чтение 5 минут
В июне 207 года исполнилось 100 лет приезда кронштадтского пастыря на Вятку.

До этого отец Иоанн был в Вятке в 1904 году - с 16 июня [1] до вечера 18 июня,[2] когда отбыл в Сарапул через Пермь.[3] Повседневная жизнь в городе тогда остановилась - в 6 час. вечера 16 июня 138 торговцев закрыли свои магазины и лавки. Торговля возобновилась только на следующий день в полдень [4] (то есть после окончания литургии).

На обратном пути о.Иоанн снова остановился в Вятке. Он приехал в воскресенье 27 июня в полвосьмого утра[5] и утром 28 июня отбыл в Котлас.[6]

Все дни пребывания в главном вятском городе отец Иоанн посвятил проведению служб, молебнов, посещению благотворительных учреждений, беседам на духовные темы.

Именно в этот приезд Батюшка исцелил умирающую от болезни печени маму будущего митрополита Нестора (Анисимова). Раба Божия Антонина прожила потом более трех десятков лет.[7]

Подробнее о поездке 1904 года будет посвящена специальная главка "Очерков истории Вятской епархии", которые должны выйти в конце этого года.

Теперь что касается приезда в 1907 году. На этот раз отец Иоанн приезжал в село Вознесенко-Вахрушевское (современное село Вахруши). Это село находится примерно в 25 километрах от Вятки. Надо отметить, что первые кожевенные заводы поставил здесь в 1854 году крестьянин Тимофей Вахрушев. К 1890 году был создан "Торговый дом. Илья Вахрушев с сыновьями".[8]

В Вознесенско-Вахрушевское и пригласили Батюшку сыновья Ильи Тимофеевича Вахрушева, чтобы помолиться на могиле отца и попросить благословение на дальнейшее дело[9] (также предполагалась поездка о.Иоанна в Слободской,[10] но, видимо, она не осуществилась).

1 июня (по старому стилю) в полпервого дня отца Иоанна встретили на вокзале г.Вятки.[11] Каков же был подъем, когда о.Иоанн показался в дверях вагона! Пока он шел до кареты, ему несколько раз приходилось останавливаться, чтобы благословить окружающих. Со всех сторон ему подавали письма, поминальные записки, много пожертвований (деньги Батюшка тут же раздавал). По дороге в Вознесенское-Вахрушево о.Иоанну приходилось несколько раз останавливаться, чтобы благословить толпы крестьян, которые собрались с окрестных деревень.

В самом Вахрушево собралось много людей - причем, не только из Слободского, но, например, из более дальнего Котельничского уезда. Один 10-летний мальчик, живший в Вятке, не смог пробиться через людскую массу и получить желаемое благословение. Но, видимо, так жаждало этого его сердечко, что он пристроился на дрогах одной из повозок и таким образом добрался до с.Вознесенско-Вахрушево. Измученного и голодного, его поместили в доме Вахрушевых, где мальчик наконец-то смог получить благословение почитаемого им праведника.[12]

В Вахрушах о.Иоанна встретил колокольный звон и длинные ряды почитателей по обеим сторонам улицы, а также духовенство во главе с благочинным г.Слободского прот.А.Замятиным. За трапезою о.Иоанн говорил о различных вопросах, в том числе о печальных событиях в духовных школах: "Тяжело видеть, как гибнет ныне учащаяся молодежь. Но ещё тяжелее видеть, что <...> в духовной школе царит теперь настроение, ничего общего не имеющее со служением Церкви Божией... прискорбно, что и ваша Вятская семинария тоже поддалась разлагающему влиянию гибельных, чуждых духу Христову учения, вожделений...".[13]

Здесь нужно пояснить, что Вятскую семинарию в 1905 - 1907 гг. захлестнул бунтарский революционный дух. Один из вятских семинаристов стал председателем ЦК общсеминаристского союза, а сам ЦК был перенесен из Владимира в Вятку. Именно на май 1907 года пришелся апогей бойкота, перешедшего в открытый бунт - в результате семинария была закрыта.[14]

Сохранились и другие бесценные свидетельства, которые звучали в вятском селе из уст о.Иоанна: "Прежние духовные журналы - "Христианское чтение", "Православное обозрение" и другие - давали богатую пищу для ума и сердца верующих христиан; ныне нет уже таких журналов; на смену им появились новые издания, преследующие чисто житейские цели. Появляются, правда, и ныне статьи дышащие искренним чувством св. веры, - но их мало, это лишь отдельные голоса нескольких лиц.

Чтобы не оставаться без любимого мною чтения, - продолжал о.Иоанн, - я всегда имею при себе походную библиотечку, в которой собраны книги, отвечающие моему настроению; благодаря этому я всегда имею возможность почитать, что мне нравится и не тратить бесполезно времени на чтение такие газет и журналов, в которых пишут много лишнего, вредного для души".[15]

Вечером 1 июня о.Иоанн совершил, на квартире где остановился, общую исповедь.

2 июня о.Иоанн служил литургию в местном храме в сослужении священников (из Вахрушей, Слободского, Бобино, Совье и Вятки). После службы он объехал многие дома вахрушевцев, где совершал молебны.

Также о.Иоанн принял в доме П.А.Вахрушева делегацию Вятской народной монархической партии. Батюшка встретил пришедших словами "Мир вам", пригласил к совместной молитве, а потом в беседе подбодрил вятчан: "Душой я с вами".[16]

3 июня Батюшка отслужил ещё одну литургию. После неё о.Иоанн отправился в Вятку,[17] откуда в 3 час. 17 мин. выехал на поезде в Котлас. На Петербургском вокзале станции "Вятка 1-я" проводить любимого пастыря собралась масса народа.[18]

В память посещения кронштадтским пастырем села жители Вознесенско-Вахрушево единогласно постановили приобрести для храма образ св.Иоанна Рыльского, небесного покровителя о.Иоанна.[19]

Надо отметить, что и сегодня основанные Вахрушевыми заводы являются известным кожевенным центром не только Вятской земли, но и всей России, пережив и революционную смуту, и экономический коллапс 1990-х годов. И нет никакого сомнения, что произошло это в том числе и по молитвам Батюшки Иоанна Кронштадтского.
Артем Владимирович Маркелов, г.Киров (Вятка)

СНОСКИ:
1. Пребывание о.Иоанна Ильича Сергиева в Вятке // Вятские епархиальные ведомости (далее - ВЕВ). 1904. №13. 1 июля: Отд. неофиц. С.807.
2. Хроника // Приложение к Вятским губернским ведомостям (далее - ВГВ). 1904. №73. 19 июня. С.1.
3. Пребывание о.Иоанна Ильича Сергиева в Вятке... С.807.
4. Закрытие торговли // Приложение к ВГВ. 1904. №73. 19 июня. С.1.
5. Хроника // Приложение к ВГВ. 1904. №77. 29 июня. С.2.
6. Там же. С.2; Пребывание о.Иоанна Ильича Сергиева в Вятке... С. 808.
7. Нестор (Анисимов), митр. Мои воспоминания. М., 1995. С.21 - 23.
8. Энциклопедия земли Вятской. Киров, 1996. Т.6: Знатные люди. С.78.
9. Свидетель. О.Иоанн Ильич Сергиев (Кронштадтский) в селе Вознесенско-Вахрушеве Слободского уезда // ВЕВ. 1907. №23 (7 июня). (Отд. неофиц.). С.589.
10. Проезд через г.Вятку о.Иоанна Кронштадтского // Вятский вестник. 1907. №115. 3 июня. С.3.
11. Свидетель. Указ. соч. С.589.
12. Там же. С.590.
13. Там же. С.591.
14. Котряхова Н. Студенческое движение в Вятской духовной семинарии в 1900 - 1907 гг. // Религия и Церковь в культурно-историческом развитии Русского Севера (К 450-летию преподобного Трифона, вятского чудотворца). Материалы Международной научной конференции. Киров, 1996. Т.1. С.312.
15. Свидетель. Указ. соч. С. 591 - 592.
16. Иванов. К приезду о.Иоанна Кронштадтского // Вятский вестник. 1907. №118. 7 июня. С.3.
17. Свидетель. Указ. соч. С.592 - 593.
18. Отъезд о.Иоанна Кронштадтского // Вятский вестник. 1907. №113. 31 мая. С.3.
19. Свидетель. Указ. соч. С.593.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Артем Маркелов
«Члены семьи бывшего императора совершили получасовую разминку... за станцией Свеча»
Еще раз о проезде Царской семьи в Тобольскую ссылку через Вятскую губернию
14.12.2018
Выбор за каждым
Сочинение на конкурс «Революция в России: есть ли предпосылки, реальны ли угрозы»
19.06.2017
В Вятке увековечат память Александра I и Александра II
Историк Артем Маркелов о решении городской думы установить информационную доску в память важного события
28.11.2013
Вятский церковно-исторический клуб открыл новый сезон
Состоявшееся заседание было посвящено тобольской ссылке Царской семьи и церковной истории ХХ века
10.10.2013
Памяти защитника православных святынь
На Вятке отметили 110-летие Бориса Владимировича Талантова
03.05.2013
Все статьи Артем Маркелов
Иоанн Кронштадтский
«Он был Божий человек, преданный Богу праведник»
На 85 году жизни преставился народный артист России Валерий Михайлович Ивченко
04.03.2024
«Это какая-то опухоль церковной жизни»
Людей, не соблюдающих правила поведения в храме, надо постоянно учить и держать в дисциплине – напоминать, запрещать, указывать
18.01.2024
Когда же будет прославлена игумения Таисия?
О современном народном почитании и прославлении леушинской подвижницы
15.01.2024
Наше национальное достояние
В свете проведения СВО мы должны отмечать наш Русский Новый год
13.01.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:07
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Р.Б.Павел
28.03.2024 18:10
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 16:24
В чём смысл этой бойни?
Новый комментарий от АБС
28.03.2024 16:13
Нож в спину воюющей России
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:51
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:44