Энциклопедия русской идеи

Казин А.Л. Великая Россия. СПб.: ИД "Петрополис", 2007. 630 с. Тираж 1000 экз.

Книга А.Л.Казина "Великая Россия"О поисках русской идеи в последнее время говорят заметно меньше, чем, скажем, в 90-е годы. Возможно, по причине усиливающейся прагматизации и технократизации всех сторон нашей жизни - даже таких, как морально-этические ориентиры или смыслотворчество. Книга философа Александра Казина - очевидное исключение из данной тенденции. Казалось бы, автор не поднимает никаких принципиально новых проблем (а вообще существует ли что-либо такое, что ранее не попадало в сферу рассуждений о высоких мотивациях?). Вместе с тем "Великая Россия" - явно незаурядное событие в нашей интеллектуальной жизни. Хотя бы уже потому, что автор не только не пытается избежать проклятых вопросов русской действительности, но, напротив, делает их главной темой своего соборного текста.

Прежде всего это непростая сшибка теодицеи и антроподицеи - своего рода системообразующий стержень развития человечества, причем не только на протяжении последних двух тысячелетий христианской эры, но и начиная еще с мифологических глубин истории. Сюжет преподносится автором чрезвычайно рельефно, во всей своей сложности и непостижимости, с помощью простых ответов. Здесь и отточенные, разящие, подобно копью святого Георгия, оценки и суждения Алексея Лосева, и преодоление ренессансных по своей сути искушений Андрея Тарковского, и гностические "прививки" (дабы в отличие от Запада раз и навсегда "переболеть" этим метафизическим недугом в облегченной форме) Михаила Булгакова. Здесь же, наконец, поражающие своей смысловой емкостью размышления Александра Казина о "розовом христианстве" и "черном христианстве". Первое - снисходительно-обмирщенное, свойственное нынешнему Западу. Второе - не просто чрезмерно завышающее планку требований к человеку (планка эта в любом случае непреодолима), но ввергающее бесконечно спотыкающегося и падающего в опасное отчаяние. Книга примечательна уже хотя бы своей христианской неполиткорректностью, практически полностью вытравленной на Западе и уже начинающей - пока что исподволь, намеками и фигурами умолчания - преследоваться и у нас.

Другая сквозная тема "Великой России" - это судьба русской цивилизации в своей политико-эсхатологической развертке. Книга открывается словами великого Пушкина: "История России требует иной мысли, иной формулы". Собственно, именно такую "иную формулу" автор предлагает в своей "периодической таблице" русской хронотопии, подразделяя всю нашу более чем тысячелетнюю историю на несколько эпох: "Русь золотая" (от Киевской Руси до Московского царства XVII века), "Русь серебряная" (Петербургская империя), "Русь железная" (советский период) и, наконец, "последнее Царство". Идеей о неразрывной преемственности всей русской истории без вымарывания из нее каких бы то ни было этапов - будь то царского или советского - ныне в отличие от еще совсем недавнего прошлого никого уже не удивишь. Эвристическая ценность "иной формулы" Александра Казина в другом - в ее эсхатологической динамике. Привычный рационалистический взгляд на прошлое из настоящего, взгляд, основывающийся на ценностях прогресса и поступательного развития, в принципе неприемлем для автора. Его видение - это ретроспекция из будущего одновременно и в прошлое, и в настоящее. В результате исчезает пропасть между днем нынешним и днем вчерашним. Переживаемый момент становится кульминацией ответственности за уже бывшее и еще не произошедшее. В свою очередь, подобное эсхатологическое мировоззрение позволяет реконструировать историю с филигранной основательностью, недоступной с помощью критического анализа традиционных источников. Отсюда - с виду парадоксальный, непривычный на фоне заклинаний об историческом поражении России вывод о победе русской цивилизации. Победе именно с позиции эсхатологической ретроспекции.

Труд Александра Казина вполне может быть назван энциклопедией русской идеи. Разумеется, не по степени охвата всех возможных казусов и примеров, которых бессчетное множество, но по формулированию и иерархическому структурированию ее проблемного пространства.

Заказы на книгу можно присылать по адресу: С-Петербург, ул. Б.Монетная, д.16. офис-центр 1. Изд. "Петрополис". Тел./факс (812) 336 50 34
E-mail: info@petropolis-ph.spb.ru
Впервые опубликовано: журнал "Политический класс", 2007, .5.
Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Дмитрий Андреев:
Все статьи автора
Последние комментарии
Потерянный выход
Новый комментарий от Русская из Средней Азии
20.11.2019
Возбудить дело против депутата Оксаны Пушкиной
Новый комментарий от S. O.
12.12.2019
Что выходит, когда сапожник печет пироги...
Новый комментарий от Наталия 2016
13.12.2019
Правда о неправедном развале СССР
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
12.12.2019
Панос Камменос: Элладская Церковь совершила преступление
Новый комментарий от Ортодоксос
12.12.2019
Сорос лоббирует закон «о семейном насилии»
Новый комментарий от Александр Копейкин
11.12.2019