Боголюбивая, Боголюбский, Боголюбово...

Память 18 июня / 1 июля

0
371
Время на чтение 7 минут

1 июля по новому стилю православные чествуют Боголюбивую (Боголюбскую) икону Божией матери, у которой просят защиты от междуусобной брани. А 3 июля почитается память святого благоверного князя Андрея Боголюбского, которому явилась эта чудотворная икона. Именно князь Андрей увез из Киева знаменитую, писанную еще апостолом Лукой, икону Богородицы, прозванную затем православным людом Владимирской. Нам, группе харьковчан-паломников, в Пасхальную неделю 2003 года довелось проехать 3 500 км, побывав в Оптиной пустыни и Дивееве. Не могли мы не посетить и Владимирщину...

Поселок Боголюбово

Св. блгв. кн. Андрей Боголюбский пред БогородицейКогда подъезжали к Боголюбову, у меня ёкнуло сердце: чуть ниже, в долине разлившейся Нерли, я увидел с детства возлюбленный Храм Покрова Богородицы!

Никак не ожидал встретить его именно здесь, под Боголюбовом. Отчего-то считал, что храм - где-то еще далее, в "чистом поле". И был поражен. Образ этой церкви памятен мне (вместе с новгородскою церковью Спаса на Нередице) с десятилетнего возраста, с уроков истории - благодаря незабвенной учительнице, нашему строгому и интеллигентному завучу Людмиле Александровне Синицыной (Царствие ей Небесное!), которая без всхлипов и восклицаний рассказывала нам так много и возлюблено об истории Отечества, показывала альбомы и слайды, обильно снабжала персональной литературой, что я именно с тех самых пор ношу в сердце своем - и образ Богоматери Владимирской, и фото храма Покрова на Нерли, этой "белой лебеди" древнерусской архитектуры.

Боголюбовский монастырь - один из самых древних на территории Центральной России, возникновение коего связано со знаменитым событием XII века - переносом Владимирской иконы Богоматери из Киева в Северо-Восточную Русь.

По преданию, князь Андрей (впоследствии Боголюбский), сын Великого князя Киевского Георгия Владимировича (Юрия Долгорукого), остановился в 1158 году по пути из Киева в Ростов на берегу реки Нерли для отдыха. Но продолжить путь не удалось: никто не мог сдвинуть с места чудотворную икону, поскольку лошади, везшие ее, остановились и никак не шли дальше. Лошадей заменили, но и новые не могли сдвинуться. По приказанию князя был совершен молебен пред чудотворною иконою, но лошади все-таки не трогались с места. Тогда князь удалился в свой шатер и долго уединенно молился.

Видя в событии знак, указующий на грехи его, князь Андрей обратился к Богу "со слезной молитвой" - и в полночь ему явилась Богородица со свитком в правой руке и повелела икону, взятую из Вышгорода, поставить не в Ростове, но во Владимире, а на том месте, где ему было чудесное явление, устроить храм во имя Рождества Богородицы и обитель для иноков, пообещав, что умолит и Сына Своего ниспослать на обитель благословение. Князь исполнил повеление и построил на месте, "любимом Богом", Рождественский собор, в котором, как сообщают исторические хроники, временно помещалась сама чудотворная Владимирская икона. Все иконы и утварь храма князь повелел украсить позолотой и драгоценными камнями.

Вокруг этого храма и вырос княжеский замок и посад Боголюбов. Возможно, тогда же возник и монастырь во имя выполненной по специальному заказу князя Боголюбской иконы Богоматери. Достоверно известно, что монастырь существовал уже в XIII веке, занимая помещения опустевшего замка.

Вид на Боголюбово с реки НерльВ средние века обитель не раз разоряли половцы и татары, но монастырь, пользовавшийся княжеским покровительством, восстанавливался. В XVIII-XIX веках, после причисления Андрея Боголюбского к лику святых, монастырь развернул капитальное каменное строительство, стал принимать большое количество паломников и богомольцев. Главной святыней монастыря была чудотворная Боголюбская икона Богоматери. На чудотворной иконе, той самой, находящейся ныне не в Боголюбове, как принято ошибочно считать (там действительно есть прекрасная чудотворная икона, написанная в каноне "Боголюбивая", но "не та"), Богоматерь изображена в молитвенном положении, а перед нею - коленопреклоненный князь Андрей. С этой иконой ежегодно совершался крестный ход в губернский город Владимир (ход установлен в 1772 году в память избавления губернии от чумы 1771 года). А та самая икона находится в Княгинином монастыре во Владимире, но о том - далее.

К концу XIX века Боголюбовский монастырь упрочил свое благополучие и славу. Управлял монастырем епископ Муромский. Наибольшее стечение паломников и богомольцев в обитель наблюдалось ежегодно 18 июня, в день св. Леонтия, в который случилось явление Богородицы Андрею Боголюбскому.

В советское время монастырь был закрыт, в нем размещались жилье, учебные учреждения, а также музей в зданиях XII века. В начале 1992 года в нем было всего 8 насельников, в том числе единственный схимник Владимирской епархии - схиигумен Никодим. В нижнем ярусе Рождественского собора сохранились остатки стен 1158-1165 годов, а шатер колокольни поставлен на лестничную башню княжеского дворца XII века, в которой 29 июня 1174 года заговорщиками-боярами был убит сам князь Андрей.

В соборе был устроен придел во имя князя.

Сложные отношения с родственниками, удельными князьями Киева и Новгорода, даже недовольство собственных бояр спровоцировали преждевременную смерть усилившегося Суздальско-Владимирского князя, к имени которого народ присоединил кличку Боголюбский - за изобильное храмостроительство. Удивительно, что князь был умерщвлен, так сказать, на месте своей силы, в родном Боголюбове. Так ему судилось.

Мы поклонились в монастыре иконе Богородицы Боголюбивой, изобильно украшенной золотыми приношениями.

У ларца с большим собранием частиц мощей русских святых, в том числе - Оптинских старцев, кто-то поставил листочек с бледноватой принтерной распечаткой трех фотокарточек новомучеников Оптинских, с подписями: иеромонах Василий (Росляков), инок Ферапонт (Пушкарев), инок Трофим (Татарников). И я уверился: вся наша многогрешная родина в Пасхальные праздничные дни поминает их... К листочку подошла женщина и погладила его. В такие мгновения понимаешь, что духовное тело Руси неделимо.

И еще одно понимание упрочилось во мне. С одной стороны - седые века, вселяющие трепет и уважение, а с другой - все это вот оно, рядом, почти физически, словно вчера: и преподобные Оптинские старцы, и батюшка Серафим, умерший всего-навсего 170 лет назад, и Андрей Боголюбский, и чудотворная икона "Боголюбивая" конца ХII века.

И, что удивительно, потрясающе - Сам Христос! Время в этой поездке перестало ощущаться как нечто разделительное. Напротив - как собирающая линза, где все сущее пребывает одновременно, рядом. Нужен только открытый духовный взор, чтоб увидеть.

Да-да, и Христос - вживе: и сидящий с учениками на Тайной вечере, и молящийся о чаше, и несущий крест на Голгофу. И даже Иисус-младенец в Вифлеемской пещере, и Иисус-мальчик, зашедший во храм. Всё живо, всё! Вечно живый Иисус - ныне пронизывающий нас, заблудших, глупых, смешных (а то и жалких) в своей самонадеянности, всю нашу нынешнюю жизнь несказанным светом своей любови.

Княгинин монастырь и Боголюбивая

Боголюбская икона Божией Матери...Женщина, служившая в лавке храма Покрова на Нерли (рассказ о нашем водном посещении этого храма - здесь пропускаем), рассказала нам, что чудотворная икона Богоматери Боголюбивой, та самая, написанная по заказу Андрея Боголюбского, находится в Княгинином монастыре Владимира, у Золотых ворот.

Успенский Княгинин женский монастырь во Владимире был основан на рубеже XII-XIII веков женой князя Всеволода III Марией Шварновной, которая постриглась здесь в монашество. В память о ней монастырь и стали называть Княгининым. Он имел особое значение как усыпальница великих княгинь. Здесь были погребены сама Мария Шварновна, вторая жена Всеволода III Анна, а также жена и дочь Александра Невского.

Конечно, мы отправляемся в Княгинин монастырь.

На наш стук мощную храмовую дверь открывает светлая ликом, прямо-таки просиявшая сестрица в черном - послушница Ефросинья, невысокенькая женщина в летах.

Ключевые слова о нашем паломничестве действуют на нее традиционно. Она проводит нас к иконе Богоматери Боголюбивой, действительно поразительной, действительно необычной и по виду древней.

Икона располагается в левой от нас части алтаря, с краю. Большого размера, помещенная в стеклянный киот, она устремлена вверх от самой солеи (алтарного подиума). Оклада нет, все поле доски прописано; мне показалось, что преобладающие цвета - темно-зеленый и коричневатый.

Канон "Боголюбивая" отличается от сонма Богородичных икон тем, что Богородица изображена вертикально, в рост и полупрофиль, с воздетыми руками, указующими в левый от нее верхний угол, где проступает, словно в облаке, лик Спасителя. Иконография этой иконы восходит к византийскому типу Богоматери Заступницы (Агиосоритиссы), молящейся за род человеческий.

В Княгинином женском монастыреТрудно сказать, сколь горделивый (посвященный себе) сюжет заказал богомольный князь для этой иконы, как мы помним, специально написанной по его инициативе после известного события. Однако факт остается фактом: икона чудотворна. И по сей день целительна, и по сей день ее носят с крестным ходом. Первоначальная живопись на древней Боголюбской иконе сильно потерта. В начале ХV века икону, вероятно, приносили в Москву для реставрации, и с этого времени началось ее прославление.

Сестрица Ефросинья рассказывает нам о случаях исцелений. При рассказе (и вообще) она все светится каким-то невыразимым светом.

Я говорю ей, что мы были в Оптиной у знаменитого афонского старца Илия, и что я сейчас принесу ей из автобуса, нашего дома на колесах, свечечку из Оптиной, от святых старцев.

Ефросинья улыбается: "Ой, это ведь батюшка Илий меня сюда на послушание благословил!.. Ой, как же все любят-то старцев наших Оптинских!"

Я быстро возвращаюсь, захватив и конфетку от старца. Подарочки умиляют послушницу. Она произносит фразу, от которой у меня сжимается сердце: "Это батюшка Илий мне конфетку и свечечку-то прислал!"

Да, именно прислал! Он ведь наперед знал, знал, что я увижу сестру Ефросинью! Знал, когда говорил нам: "Помолитесь, помолитесь...", хоть мы не говорили ему, что по дороге в Дивеево заедем во Владимир, и тем паче, в Княгинин монастырь. Этого я ничего не знал - даже четыре часа назад.

Ефросинья продолжает слезно ахать, прижимая к груди свечу и конфету. А у меня тоже щиплет в носу, и я уж не знаю, кто из нас больше рад: она или я, сорадующийся ее умилению. ("Когда в сердце есть умиление, то и Бог бывает с нами" - сказал преп. Серафим Саровский.)

Прощаемся с иконой Болголюбивой Богородицы и уносим с Инной от сестры Ефросиньи целый пучок свечек - "для Дивеева".

Тропарь Иконе Божией Матери Боголюбская ("Боголюбивая")

Боголюбивая Царице,
неискусомужная Дево Богородице Марие!
Моли за ны Тебе Возлюбившаго
и рождашагося от Тебе Сына Твоего Христа Бога нашего,
подати нам оставление прегрешений,
и мирови мир, земли плодов изобилие,
пастырем святыню
и всему человечу роду спасение.
Грады наша и страны Российския от нахождения иноплеменных заступи
и от междуусобныя брани сохрани.
О Мати Боголюбивая Дево!
О Царице Всепетая!
Ризою Твоею покрый нас от всякаго зла,
от видимых и невидимых враг защити,
и спаси души наша.


Фото автора

2007 г.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Станислав Минаков
Меч Евгения Вучетича
50 лет назад скончался выдающийся советский скульптор 
12.04.2024
«Из Белгорода бежать некуда и незачем»
Уроженец Харькова поэт Минаков выразил уверенность, что его родной город вернется в состав России
04.04.2024
О русской ереси «украинства»
Взгляд писателя харковчанина, на проект «Украина-91» с высоты прошедших лет
02.04.2024
О новой книге Ирины Ушаковой
«И русская жизнь воротилась, и русский вернулся народ…»
08.03.2024
Все статьи Станислав Минаков
Последние комментарии
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 21:54
На картошку!
Новый комментарий от Vladislav
19.04.2024 21:18
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:43
Православие на счетчике
Новый комментарий от Русский Иван
19.04.2024 20:36
Нужна политическая реформа!
Новый комментарий от Hyuga
19.04.2024 19:58
От этого вопроса зависит здоровье наших детей
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 19:35