Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Обретение Родины

Священник  Сергий  Чечаничев, Русская народная линия

27.06.2007


День третий …

День первый

День второй

Свой день мы снова начали в Церкви преподобного Кирилла.

+ + +


Кирилло-Белозерский монастырьПреподобный Кирилл Белозерский чудотворец родился в 1337 году с именем Козьма от благородных и благочестивых родителей, живших в Москве. Воспитывал его после ранней смерти родителей один из родственников Тимофей Васильевич Вельяминов, который служил окольничим, при дворе Великого князя Дмитрия (Донского). Пострижение преподобного произошло, когда ему уже было за тридцать лет. После пострига, раздав все свое имущество нищим и убогим, он отошел в Симонов монастырь, который сравнительно недавно был основан на левом берегу р. Москвы у Коломенской дороги.

Когда преп. Кирилл трудился в хлебне и испытывал свою выносливость, то был он часто посещаем преп. Сергием Радонежским, который приходил в Симонов монастырь проведать своего племянника архимандрита Феодора и прочих братий. При этом нередко преп. Сергий первым делом шел в хлебню и там, наедине подолгу, "час или множае", они с Кириллом беседовали "о пользе душевнее": один - "сея семена добродетели", а другой - "напоя слезами".

ГалереяКогда архимандриту и братии становилось известным, что в обители находится знаменитый игумен, все они тоже направлялись в хлебню, удивляясь, что Сергий, как бы пренебрегая ими всеми, в том числе самим племянником архимандритом приходил, можно подумать, к одному лишь пекарю.

Преподобному Кириллу было уже под шестьдесят лет, когда однажды "пребывая в ночном бдении, читая свое обычное правило и воспевая Акафист Святой Богородице, он дошел до слов "Странное рождество видев устранимся мира" и удивившись этим словам, размышлял о том, как "Высокий в величестве божества явился на зеле во плоти и стал смиренным человеком, чтобы устранившихся от мира ради любви к Нему возвести к высоте боговидения". И он пожелал совершенно устраниться от мира ради любви к Богу и молил Господа Бога и Святую Богородицу наставить его, как спастись, и тут же услышал голос, говорящий ему: "Кирилл, иди на Белоозеро, и там добрый покой обрящешь". И открыв оконце, он увидел яркий свет, сияющий с неба в направлении северных стран, где находится Белоозеро, словно пальцем показывающий ему место поселения. И он почувствовал, что сердце его исполнено радостью, миром и утешением, и провел всю ночь веселясь и славя Бога".

Монашеская скамья с перекидывающейся спинкойПосле разговора со своим ровесником, монахом и пострижеником того же Симонова монастыря, преп. Ферапонтом, который знал Белозерье и любил этот край, подвижники решили оставить Симонову обитель и направились в северные земли на Белоозеро.

Увидев с горы Маура место своей будущей обители, преп. Кирилл узнал указанное ему в видении место, и вместе с Ферапонтом направился на то место. Вскоре обнаружилась разница в духовном делании двух иноков: "Кирилл бо тесное и жестокое хотящее, Ферапонт же пространное и гладкое" и по согласию они расстались: "Потом же блаженный Кирилл, желая конечного безмолвия, по совету разлучился с Ферапонтом, и ископа себе пещеру в земли, и, вселся в ню, безмолствовавши".

Однако скоро к преп. Кириллу начали собираться иноки помногу и отовсюду. Так возникла Кирилло-Белозерская обитель. Устав Кириллова монастыря был весьма строгим. "Правила святых отец", находящиеся в одной из рукописей преп. Кирилла, показывают, что игумен строго следил за посещением Церкви, поведением в ней и нравственностью населения, врачуя души провинившихся постом и поклонами.

Архимандритчьи палатыТак, за непосещение Храма полагалось шесть дней поста и по тридцать поклонов в день, за смех и разговоры во время службы - двенадцать дней поста и по сто ежедневных поклонов, за ложь - семь дней сухоедения и по шестидесяти поклонов в день, за клевету - сорок дней сухоедения и восемьдесят ежедневных поклонов, а за злопамятство - две недели сухоедения и по сто поклонов ежедневно.

Именно такая строгость в единении с любовью, позволили возрасти в северных землях русской земли такому иноческому деланию, которое было с благоговением воспринято и окружающим населением, и властью. Более тридцати духовных наследников оставил после себя преп. Кирилл. Они, распространяясь по северным землям, ставили славящие Бога монастырские обители.

В преддверии кончины преп. Кирилл написал Духовную грамоту к Белозерскому князю Андрею Дмитриевичу, в которой просил его строго наблюдать за сохранением в обители введенного им Устава.

Из Духовной грамоты преп. Кирилла:

Обошли вокруг обители, вдоль монастырских стен"...Буде, господин, пожалуется тебе игумен на каких-нибудь людей в братии, которые, господин, не будут его слушать, воле его не станут следовать и мой образ жизни, грешного человека, примутся переиначивать, и я господина своего и государя, со слезами очень тебя прошу, чтобы ты, господин, не допустил этому быть, но чтобы ты, господин, наказывал крепко тех, кто моему образу жизни не последует, а игумена не станет слушать. И ты, господин, повели тех людей из монастыря высылать".

Из письма Государя Иоанна Грозного в Кирилло-Белозерский монастырь, 1573 год:

"...Прежде всего, господа мои и отцы, вы, по Божией милости и молитвами Его Пречистой Матери и великого чудотворца Кирилла, имеете у себя устав этого великого отца, действующий у вас до сих пор. Имея такой устав, мужайтесь и держитесь его, но не как рабского ярма. Крепко держитесь заветов чудотворца и не позволяйте их разрушать...

И вы, господа и отцы, стойте мужественно за заветы чудотворца и не уступайте в том, в чем вас просветили Бог, Пречистая Богородица и чудотворец, ибо сказано, что "свет инокам - ангелы и свет мирянам - иноки". И если уж свет станет тьмой, то в какой же мрак впадем мы - темные и окаянные!"

+ + +


Церковь Ризоположения из села БородаваИз письма Государя Иоанна Грозного в Кирилло-Белозерский монастырь, 1573 год: "...А когда мы в юности впервые были в Кирилловом монастыре, мы как-то однажды опоздали ужинать из-за того, что у вас в Кириллове в летнюю пору не отличить дня от ночи, а также по юношеским привычкам. А в то время помощником келаря был у вас тогда Исайя Немой.

И вот кто-то из тех, кто был приставлен к нашему столу, попросил стерлядей, а Исайи в то время не было - был он у себя в келье, и они с трудом едва его привели, и тот, кто был приставлен к нашему столу, спросил его о стерлядях или иной рыбе. А он так ответил: "Не было мне об этом приказа; что мне приказали, то я вам и приготовил, а сейчас ночь - взять негде. Государя боюсь, а Бога надо больше бояться". Вот какие у вас тогда были крепкие порядки: "правду говорить и перед царями не стыдился", как сказал пророк. Ради истины праведно и возражать царям, но не ради чего-либо иного".

+ + +


Мельница ХIХ века. Перевезена на территорию монастыря из деревни ГоркаС благословения настоятеля Храма, иеромонаха Игнатия прочитали Акафист преподобному Кириллу прямо у раки с его мощами, которая находится в Церкви. Далее пошли на монастырские стены. Общая толщина стены вместе с галереей составляет до семи метров. Монашеская скамья, стоящая в галерее, снабжена перекидывающейся спинкой. Такой механизм позволял после трапезы, пересесть спиной к братскому столу и внимать чтению Святого Писания, житий Св. отцов или наставлениям духовника.

Мы пошли вокруг обители, вдоль монастырских стен. Преподобный отче Кирилле, моли Бога о нас!

В некоторых местах монастырские стены удерживаются мощными контрафорсами. Возвращаемся ко входу в обитель.

На территории монастыря находится церковь Ризоположения из села Бородава, построенная в 1485 году. Она перенесена на территорию монастыря в 1958 году в связи с затоплением территории села. А также мельница ХIХ века. Она перевезена на территорию монастыря из деревни Горка.

Мы осмотрели выставку монастырских святынь в архимандричьих покоях. Потом прошли по второму и третьему ярусу монастырских стен. Обошли вокруг монастыря. Со стороны Сиверского озера вход - еще одна выставка - "Древности Белозерья". Закончили обход. Получили и погрузили столярку для крыльца. Возвращаемся домой.
(Окончание следует)



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме