Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Солнечная сила Царизма

Леонид  Болотин, Русская народная линия

28.05.2007


Заметки о стиле художественных работ Великой Княгини Ольги Александровны …

От редакции: В середине июня планируется открытие новой выставки художественных работ Ея Императорского Высочества Великой Княгини Ольги Александровны, сестры Царя-Мученика Николая. Предполагается, что сначала выставка пройдет в Государственной Третьяковской галерее (июнь-июль), а потом в Санкт-Петербурге в Русском Музее, в выставочных залах Михайловского Замка (сентябрь-октябрь). К этой выставке готовится новый альбом, для которого известный православный журналист, исследователь Царской темы Леонид Евгеньевич Болотин подготовил статью "Солнечная сила Царизма". C любезного разрешения автора мы предлагаем его статью читателям РЛ.

-I-


Мне доводилось в силу общественных поручений в Благотворительном фонде имени Великой Княгини просматривать многочисленные отклики в прессе и интернете о творчестве Августейшей художницы. Надо сказать, что мне не попадалось отзывов с резкой критикой или пренебрежительными оценками, хотя примеры анализа, в том числе и с определением некоторых недостатков в отдельных работах художницы были. Индивидуальное творчество в изобразительном искусстве может кому-то нравиться, а кому-то нет. Время, в которое мы живем, вовсе исключает цензуру. Если бы кто-то искренне хотел выразить свое отрицательное отношение, обязательно высказал бы его. Так, например, в каталоге первой выставки 2002 года, которая проходила в Школе акварели Сергея Андрияки, известный искусствовед Владимiр Погодин постарался всесторонне рассмотреть достоинства творчества Великой Княгини и в том числе некоторые недостатки отдельных Ея работ, отнюдь не унижая свой профессионализм комплиментарностью.

Однако общественное мнение формируется не только публикациями, но и устными суждениями, в которые иной недоброжелатель может вложить столько яду, что его не выдержит никакая публикация. И этот яд распространяется в определенных кругах и порой перевешивает ту силу добра, которые люди выразили публично, печатно, искренне.

Именно так было в начале ХХ века. На празднование 300-летия Дома Романовых Государь и Царская Семья получали десятки тысяч адресов и телеграмм с выражением верноподданнических чувств и свидетельств преданности Престолу от представителей всех сословий и конфессий России, ото всех общественных организаций и различных корпораций. И в то же время в великосветских салонах и на университетских посиделках порой те же люди, которые уже подписали верноподданнические адреса, охотно измышляли или повторяли с чужих уст ядовитые гадости о Царской Семье, очевидную чистоту подменяли грязной клеветой. В психологической, информационной войне очень часто белое становится черным, умное - глупым, красивое - безобразным...

На рецензию можно откликнуться ответным анализом. Со сказанным исподтишка спорить труднее. И все же попробую. Я не являюсь профессиональным рецензентом, специализирующимся на изобразительном искусстве. Хотя сравнительно недавно сдавал зачеты и писал рефераты по истории искусств. Да и сызмальства родители прививали вкус: таскали по сотням музеев и выставок, заставляли читать умные искусствоведческие книжки и не просто рассматривать "картинки" в альбомах, а читать в них предисловия и комментарии. Поэтому меня совсем не пугает вроде бы далекое для меня направление. Отнюдь не боги пишут рецензии о художественных выставках...

-II-


За пять лет, прошедших с первой выставки в государственной Школе акварели Сергея Андрияки, мне довелось услышать впрямую или в пересказе, скажем, два-три крайне пренебрежительных отклика о достоинствах творчества Августейшей художницы. Их смысл сводился к тому, что это "примитивное, любительское рукоделие, что сейчас просто модно устраивать выставки разных знаменитостей".

Начну с последнего тезиса. Господа снобы забыли, что мода организовывать презентации "графики" и "живописи" разного рода непрофессиональных в этом роде деятельности знаменитостей - кино- и рок-звезд, политиков, Нобелевских лауреатов от физики, принцев, режиссеров, музыкантов, генералов, спортсменов - на профессиональных выставочных площадках и в музеях изобразительных искусств появилась на Западе не раньше конца семидесятых годов прошлого века. Эта "мода" очевидным образом связана вообще законами PR'а - политического или от шоу-бизнеса. В такой PR тогда активно включились ведущие галереи и знаменитые музеи. "Опускание" общественного вкуса вообще одна из глобальных тенденций, проводимых менеджерами современной мiровой потребительской культуры. Вслед за Западом и у нас в девяностые годы подхватили таковой почин.

В юности я был восторге от фильмов Фредерико Феллини. Да и сейчас отношусь с искренним уважением к наследию выдающегося кино-мастера. Но когда несколько месяцев назад его рабочие наброски, раскадровки и просто шаржевые зарисовки появились в выставочном зале музея, где хранятся труды величайших гениев мiровой живописи и графики, я испытал глубокое чувство стыда... Господа, вам, что - площадей Дома Кино или Киноцентра мало?!

А вот выставки художественных работ Великой Княгини Ольги Александровны проходили не только в дореволюционной России, но и в галереях Дании, Франции, Англии, Канады в 1920-50-е годы, когда моды "пиарить" знатных особ и деятелей таким образом не было и в помине. На поверку тезис оказывается ложным. Зачем он появился? Думаю, этот вопрос разжевывать не имеет смысла. Чтоб неповадно было в "демократической" стране разводить пропаганду Царизма!

-III-


Ее Императорское Высочество Великая Княгиня Ольга Александровна на протяжении многих лет брала профессиональные уроки у выдающихся российских художников К.В.Лемоха, В.Е.Маковского, Л.О.Премацци, К.Я.Крыжицкого, С.Ю.Жуковского и С.А.Виноградова. Под их руководством Она овладела как мастерством академического рисунка, так и многообразием живописных приемов. Уже упоминавшийся выше искусствовед Владимiр Погодин особо подчеркнул: "В акварелях художницы запечатлелся драгоценный опыт живой и сохраненной традиции русской многослойной акварельной живописи конца XIX века, почти полностью утраченный в последующую эпоху".

Одним из прикладных направлений творчества Великой Княгини дореволюционной поры было создание многих десятков миниатюр для почтовых открытых писем, большей частью на сюжеты Пасхи и Рождества Христова. Выходили эти открытки многотысячными тиражами. Надо сказать, что в то же время в жанре почтовой открытки выступали и такие выдающиеся художники, как И.Я.Билибин, А.М.Васнецов, Л.О.Пастернак, и на их фоне работы Августейшей художницы отнюдь не терялись. И пользовались они успехом вовсе не у "простонародья", а в кругах вполне образованного российского общества. Семейные архивы русских эмигрантов, коллекции филокартистов сохранили много образчиков использованных по назначению почтовых открыток работы Великой Княгини, наряду с почтовыми миниатюрами названных мастеров.

Профессионализм художника проявляется двояко. С одной стороны, это внешнее его признание окружающими в качестве профессионала. С другой же стороны, и этот фактор обязателен, это его самоощущение в качестве профессионала, профессиональное самосознание.

Сама решимость художницы многократно, а не в качестве единичного опыта, применить свое искусство в прикладном жанре почтовой открытки указывает на Её профессионализм, на самосознание профессионального художника. Любителю, даже талантливому, просто в голову не придет рисовать почтовые открытки. Ценя свою "индивидуальность", он скорее будет в подобающих случаях дарить свои работы друзьям, но не станет пускаться в затратные "коммерческие" эксперименты, пусть и в благотворительных целях.

-IV-



Ряд живописных и графических работ Великой Княгини, относящихся как к дореволюционному периоду, так и к 1920-м или 1940-м годам наглядно свидетельствует, что Она в совершенстве владела техникой академического рисунка, приемами изображения перспективы, реалистической деталировки. Это можно видеть и в раннем "Автопортрете", и в пейзаже "Фиорды" (1920), и в архитектурных загородных датских пейзажах, и в "Птичках на снегу" (1920-е), и в портрете Тихона Николаевича Куликовского-Романова 1940 года.

Почему же в иных работах разных лет проскальзывает нарочитая "лубочность"? Иной раз обнаруживает себя и как бы детская "неумелость" в изображении людей и предметов. Иногда прорисовка вовсе отсутствует, особенно в изображении цветов и цветущих деревьев. Вместо деталей - яркие многоцветные мазки, разбросанные почти с небрежностью, только эскизный намек на изображение клумбы или дерева, или овечьего стада на фоне каких-то развалин.

Вопрос о "примитиве" в искусстве реалистического направления последней трети XIX века и первой половины ХХ столетия на самом деле не так прост. Кризис реализма в изобразительном искусстве, начавшийся во второй половине XIX столетия имеет довольно сложную природу. Он коренится и в сфере духовной, и в психологических проблемах, и даже - в технологической сфере.

Духовные причины кризиса, безусловно, связаны с общим кризисом европейского Христианства. Утрата потребности в духовной выразительности повлекла за собой перемещение творческих задач в область сугубо эмоциональную, психологическую. Она привела к стремлению сосредоточиться на передаче переменчивых чувств, их нюансов. Это вело к смягчению и растворению образов. Впервые наиболее ярко и последовательно это проявилось у французских импрессионистов.

Техническим же конкурентом реалистической живописи стала бурно развивающаяся фотография. Развитие фото-технологий породило все жанры, присущие изобразительному искусству - сначала портрет, а затем пейзаж, натюрморт, сюжетные композиции, жанровые сцены. Появление же в начале ХХ века цветной фотографии породило идею, что вскоре необходимость в реалистической живописи отпадет полностью.

В свете этого одни художники полностью ушли в поиск новых форм, противоположных и даже энергично противостоящих реализму (кубизм, футуризм, абстракционизм). Те же, кто оставался верен реалистическому взгляду, учитывая опыт "авангардистов", занялись поиском новых выразительных средств, которые позволяли бы избегать "фотографического" буквализма. При этом в художественных решениях они хотели быть адекватными действительности.

Такому процессу сопутствовал пуантилизм Альфреда Сислея и Поля Синьяка, нарочитый примитивизм Анри Руссо, модерн Мориса Дени. Аналогичные процессы происходили в русском изобразительном искусстве среди тех его представителей, которые не хотели покоряться граничащему с безпредметностью авангарду. Конечно, для таковых наиболее близки были идеи и приемы импрессионизма, впрочем, совершенно переосмысленные на русской почве. Вместе с тем возрос интерес и к древнерусской иконе и книжной миниатюре, к народному лубку.

-V-


Великая Княгиня Ольга Александровна, в силу своего характера и личного девиза "Быть, а не казаться", не предавалась безудержным исканиям изобразительных приемов и манер. Но все же Она была не чужда постоянному творческому поиску. Отнюдь не от неумения рисовать, но ради решения внутренних художественных потребностей, Она пробовала Себя и в упрощенной лубочной манере, причем не в какой-то один период, а в разные этапы творческого пути.

Можно было бы предположить, что влияние нордического модерна обнаруживает себя в Ея пейзаже "Фиорды". Его мрачность напоминает и суровую музыку Нурдаля Грига, и фатализм драматургии Генрика Ибсена. Казалось бы, пребывание Великой Княгини Ольги Александровны на берегах Северного моря вполне могло внести мотивы романтического модернизма в Её творчество если не как регулярные, то хотя бы как эпизодические. Однако акварель "Фиорды" совершенно не характерна для Августейшей художницы. Более того - она исключительна для Неё.

Как мне рассказывала О.Н.Куликовская-Романова, этот мрачный пейзаж был написан как воспоминание о трагической кончине в 1911 году художника К.Я.Крыжицкого, который покончил собой из-за травли со стороны коллег. Скорбь о погибшей душе близкого человека выражена энергично, духовно определенно и безо всякого романтического очарования. Напротив, внешне красивый северный пейзаж вызывает у чуткого зрителя отталкивающую реакцию. Художница данным образом свидетельствует: не заглядывайте в бездны сатанинские!

Несколько трагичны осенние киевские пейзажи 1916 года. Казалось бы - приблизилась пора семейного счастья - брака с любимым человеком. Но яркие, огненные краски осени, не очень пасмурное небо, одинокая фигура сестры милосердия, задумчивая поза барышни в белом платье и безлюдный "Осенний ландшафт" пронизаны предчувствием вселенской катастрофы. Но и этот трагизм также не стал продолжающимся мотивом.

-VI-


Совершенно иной видит Она задачу Своего творчества. Уже вовсю идет гражданская война. А по-детски радостные и изобразительно упрощенные сцены и пейзажи, написанные в станице Новоминской, вместе с поздним материнством порождают мощный источник света. Именно свет начинают излучать акварельные и живописные работы Великой Княгини, как духовное и мужественное восстание против трагизма эпохи, как призыв к духовному наследию Отца-Миротворца.

Символическое сопоставление солнечной силы - и энергий Царской Власти человечеству известно с незапамятных времен. Причем, строго различалась солнечная, необузданна стихия, бывшая предметом языческого поклонения, и животворящая сила Солнца как символа Единого для всего человечества Божества, Его немеркнущей славы. Святой Царь-Пророк Давид восклицал: Господь Бог есть солнце и щит, Господь дает благодать и славу; ходящих в непорочности Он не лишает благ (Пс. 83, 12). К плотским светилам Царь Давид взывал: Хвалите Его, солнце и луна, хвалите Его, все звезды света (Пс. 148, 3). Другой ветхозаветный Пророк - Малахия от лица Божия свидетельствует о светоносности Бога, Господь именуется Солнцем правды: Для вас, благоговеющие перед именем Моим, взойдет Солнце правды и исцеление в лучах Его (Мал. 4, 2).

Сопоставление Бога и Солнца характерно и для Нового Завета, для Христианства: Взял Иисус Петра, Иакова и Иоанна, брата его, и возвел их на гору высокую одних. И преобразился перед ними: и просияло лице Его, как солнце, одежды же Его сделались белыми, как свет (Мф. 17, 1-2). Он держал в деснице Своей семь звезд; и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лице Его - как солнце сияющее в силе своей (Откр. 1, 16). Связь Бога и солнца, солнечного света видна и в другой Евангельской заповеди: Да будете сынами Отца вашего Небеснаго; ибо Он повелевает солнцу Своему восходить над злыми и добрыми и посылает дождь на праведных и неправедных (Мф. 5, 45). Именно из этой заповеди родился литургический стих Святителя Василия Великого: "Свет Христов просвещает всех!"

О Божественном происхождении Царской Власти свидетельствовал Сам Господь и также связывал её с солнечными энергиями: Однажды Я поклялся святостью Моею: солгу ли Давиду? Семя его пребудет вечно, и Престол его, как солнце предо Мною, во век будет тверд, как луна, и верный свидетель на Небесах (Пс. 88, 36-38). О Жизни Вечной же Бог свидетельствует: праведники воссияют, как солнце, в Царстве Отца их (Мф. 13, 40-43).

Отсюда и монархическая максима ХХ столетия: "Царь - Солнце России, Россия - Владыка Вселенной". Не "Владычица", как, например, некогда называли Британию - "владычица морей", а в святительском, учительном, просветительном значении - "Владыка", то есть - Страна-Архипастырь, Страна-Просветитель для всего мiра.

Такое светоносное понимание Бога, Его творения и самой человеческой жизни, земного и Небесного бытия было близко многим представителям Русского Царского Рода, представителям Русской Императорской Фамилии, Им был чужд языческий трагизм, хотя они вовсе не идеализировали действительность. Промыслительно, что в детстве и юности у будущей Святой Царицы-Мученицы Александры Феодоровны было прозвище "Sunny" - Солнышко. Для Русской Царицы было характерна привязанность к солярной символике, она неоднократно в Своих письмах, дневниках, и даже на стене Своей комнаты в Ипатьевском доме изображала так называемые "сувастику" и "свастику" - прямое и обратное изображение гамматического Креста, характерного для древнего Христианства.

А Святого Цесаревича-Мученика Алексия Николаевича в Семье звали "Солнечный Лучик". Когда у великой Княгини Ольги Александровны родился второй сын - Гурий, и он только-только начал ходить, его Мать и домашние звали "Солнышко на ножках".

Символика черно-золото-белого Имперского Знамени в срединной полосе отождествляет Царство и Солнце.

-VII-


Вот эта солнечная природа, солнечное мiроощущение в полной мере проявились в живописных работах Великой Княгини Ольги Александровны. В этом смысле все Её творчество - очень "Романовское", проникнуто символикой Царственного свечения. Кстати, неизменно солнечный характер имели и живописные опыты Её Отца - Императора Александра III Миротворца, и художественные работы Её Брата - Императора Николая II Александровича. Знаменательно, что, за редким исключением, в пейзажах и натюрмортах Великой Княгини нет изображений самого солнечного диска. Оно только символически угадывается в работах, где изображены храмы. Во-первых, это довоенный зимний пейзаж Феодоровского Государева собора в Царском Селе (видимо, 1913-1914 годы). Там солнечный диск отражается в золотом куполе храма. Во-вторых, также купольное отражение Солнца в работе 1920 года "Церковь, осень в деревне". И намек на заходящее Солнце среди деревьев виден в пейзаже 1950 года, исполненном масляными красками, "Сельский храм зимой". В этом же ряду надо отметить Её работу 1944 года "Наполеоновец в России", где плененный партизаном солдат смотрит на Запад, на закатное солнце. Но эта работа имеет скорее символическое значение, являет собой творческий вымысел. Она не отображает видение реального мiра. И ещё в пейзаже "Закат" (около 1930 г.) солнечный отблеск виден только на облаках над лесом.

В большинстве же работ Великой Княгини, даже в тех, которые изображают слегка пасмурную погоду, утренние или вечерние сумерки, светом пронизаны сами предметы, а его источник находится в сердце Августейшей художницы. Исключением является интерьерная работа "Красный угол" (1940 г.), где иконы освещены светом лампады.

Солнечный свет в работах Великой Княгини Ольги Александровны это не только философия, признак Её православного монархического мiровоззрения. Это именно творческое мiроощущение, преломленное сквозь призму Её художественных талантов и Её жизненных страданий, утрат и лишений. Христианский солярный оптимизм Великой Княгини - энергичный вызов мраку и языческому трагизму, это Её личный подвиг на Христовом Царском Пути.
Леонид Болотин, журналист (Москва)
19 Мая 2007 года по Р.Х., память Святого Праведного Иова Многострадального



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

все статьи автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме