Форте, пиано и "хай iм грець"

В Киеве завершился VII Международный конкурс молодых пианистов памяти Владимира Горовица, в котором приняли участие 58 пианистов из 16 стран мира. Он проводится раз в два года и является единственным в Украине, принятым во Всемирную федерацию музыкальных конкурсов. С 17 по 30 апреля в зале Национальной филармонии состязались конкурсанты двух групп - средней (от 14 до 18 лет) и старшей (от 18 до 35). Состязания пианистов возраста до 14 лет проводились в октябре.

Конкурс Горовица всегда становится событием международного масштаба для молодых музыкантов и любителей музыки, однако этот, седьмой по счету, наверняка надолго запомнится как участникам, членам жюри, гостям Киева, так и простым слушателям. Речь идет не только о том, что в этот раз были несколько изменены правила: в старшей группе для конкурсантов стало обязательным исполнение фортепианного квинтета (кроме объемной сольной программы двух первых туров, а также классического и романтического концертов). И теперь, в соответствии с новым регламентом, члены жюри не имеют права привозить на конкурс своих учеников. Это решение было принято после VI конкурса, чтобы хоть частично снять извечный вопрос о предвзятости судейства. Состав жюри также был обновлен. Его возглавил народный артист Украины, всемирно известный композитор, профессор Мирослав Скорик.

Но особую атмосферу конкурсу придал тот факт, что само его проведение висело на волоске - в связи с непрекращающимися митингами оппозиции на Европейской площади. Прослушивания проходили поистине в экстремальных условиях. Рев и вибрация майданных динамиков порой заглушали игру конкурсантов. Не раз поднимался вопрос о прекращении конкурса.

Импресарио конкурса Ирина Полстянкина так описала сложившуюся ситуацию: "Звук с улицы проникает сквозь стены, окна. Мы стали его заложниками. Одни динамики стоят около Украинского дома, вторые - рядом с Аркой Воссоединения. Звук рикошетом отражается от гостиницы "Днепр", склонов, других зданий и возвращается к нам, не давая возможности ни конкурсантам настроиться на исполнение, ни членам жюри оценить степень мастерства. Когда звучит тихая спокойная музыка, а с улицы в это время доносится "Нас мiльйони, хай iм грець", то о каком качестве исполнения можно говорить. А мы же еще ведем прямую трансляцию в интернете, проводим фоновую запись, и все эти помехи ощущаются".

Опасения руководства филармонии вызывал и тот факт, что из-за постоянной вибрации, вызываемой запредельными децибелами динамиков, может обрушиться само здание филармонии, фундамент которого уже приходилось укреплять - заливать жидким стеклом.

Проведение конкурса в другом помещении оказалось невозможным, поскольку в Киеве только зал филармонии обладает необходимой акустикой для подобных выступлений.

Несмотря на все помехи, трудности и испытания, конкурс состоялся. В средней группе лауреатами стали замечательная живая восторженная китаянка Вон Вай Инь (I премия), москвич Арсений Аристов, обладающий феноменальной техникой и мощью (II), киевлянка Мария Калугина (III), утонченный заоблачный златокудрый француз Августин Вогель, совершенно нетривиально переживающий музыку (IV), поляк Михал Шимановский (V), датчанин Артем Ясинский (VI).

В старшей группе первая премия не была присуждена, китаец Лю Юнь Тянь стал вторым, а москвичка Магда Амара и киевлянин Александр Поляков разделили третье место. Остальные места распределились так: яркий, взрывной Артем Канке, закончивший харьковскую муздесятилетку, а ныне учащийся параллельно в Киеве и Кельне (IV), содержательный москвич Максим Бандурин (V), волевая харьковчанка Анастасия Наплекова (VI).

Как и на любом конкурсе, результаты вызвали массу споров. В средней группе почти все участники отличались яркой индивидуальностью, то есть очень многое зависело от элементарного везения: перед жюри стояла нелегкая задача выбирать из совершенно разных юных музыкантов. В таких ситуациях "за бортом" обычно остается множество замечательных и своеобразных исполнителей - преимущество получают стабильные конкурсанты с крепкими нервами (не говоря уже о тех, кого связывает с членами жюри незримая ниточка). Получается, что вероятность услышать максимально вдохновенную игру и получить самые яркие впечатления - на втором туре конкурса более высока, чем на концерте лауреатов. Из тех, кто не попал в финал, хочется отметить бельгийца Флориана Ноака, обладающего незаурядными психофизическими данными. Это - исполнитель с горячим сердцем (при внешней сдержанности), с очень зрелым, уравновешенным видением музыки. Не менее зрело и содержательно играла киевлянка Мария Народицкая, в ее стиле сливаются женственное и интеллектуальное начала. Нелишним будет добавить, что Мария - композитор, и на первом туре конкурса исполняла собственное сочинение "Невiдворотнiсть". Тонкий и вместе с тем импульсивный Константин Товстуха из киевской муздесятилетки покорил публику исполнением Шумана. Один из самых ярких участников - Лука Окросцваридзе из Грузии (сейчас учится в Академическом музыкальном колледже в Москве) - явил собой тот редчайший случай, когда каждый сыгранный пианистом звук попадает слушателю в самое сердце. При кажущейся простоте средств выразительности - никакого фейерверка, спецэффектов, новинок - повторить то, что он делает, невозможно. Его высказывание - ярко индивидуализировано за счет каких-то непостижимых внутренних ресурсов, глубокое, благородное, очень мужественное и в то же время теплое и пронзительное.

Результаты в старшей группе вызвали еще больше вопросов. До третьего тура не был допущен ряд исполнителей, вполне заслуживающих призового места. Старшая группа в целом выглядела менее ярко, чем средняя. В основном ее представляли так называемые "крепкие" пианисты. Разумеется, были приятные исключения. Среди них - тонкий музыкант с изысканным пианизмом Сергей Школяренко (студент Харьковского государственного университета искусств имени Котляревского); сложившийся исполнитель Александр Чернов (выпускник Московской государственной консерватории имени Чайковского); вдумчивый серб Йован Стаматович-Карич (cтудент Национальной музыкальной академии Украины имени Чайковского), который отличился еще и тем, что между исполнением произведений взглядывал на портрет Горовица, висящий над сценой, а в кулуарах давал остроумные интервью представителям прессы. Его "выводили" в финал и слушатели, и сами участники конкурса.

Как бы там ни было, результаты войдут в историю, а вдохновенная игра музыкантов останется в памяти слушателей.

Киевская публика встречала конкурсантов очень тепло, не скупилась на аплодисменты и крики "браво", практически каждый молодой музыкант выходил на повторный поклон, что было вполне заслуженно.

Настоящим подарком для любителей музыки стало исполнение фортепианных квинтетов. Конкурсанты исполняли программу со струнным квартетом "Коллегиум". Широкой публике этот коллектив известен по сотрудничеству с популярной группой "Океан Эльзы". С тех пор молодые музыканты стали не только обладателями многих престижных международных наград, но и любимцами публики. В общем, слушатели конкурса получили колоссальное удовольствие: вне зависимости от уровня конкурсанта, оказывавшегося за роялем, музыканты "Коллегиума" играли замечательно.

Также в третьем туре конкурса приняли участие Симфонический оркестр Национальной филармонии Украины, дирижировал Мирослав Яцек Блащик (Польша), и Национальный академический симфонический оркестр Украины под управлением заслуженного деятеля искусств Владимира Сиренко.

Даты гастрольных выступлений нынешних лауреатов уже определены. Теперь - после утомительных и напряженных конкурсных баталий - им остается перевести дух и с новыми силами нести свою музыку по всему миру.

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Анна Минакова:
Звездные собаки
19 августа исполняется 55 лет со дня космического полета Белки и Стрелки
20.08.2019
Звездные собаки
19 августа исполняется 55 лет со дня космического полета Белки и Стрелки
13.04.2019
На Божьих часах
Поэзия Анны Минаковой в рубрике Павла Крючкова
06.12.2017
Он увековечил Минина и Пожарского
К 260-летию скульптора И.П. Мартоса, автора знаменитого памятника на Красной площади
04.11.2014
Все статьи автора