Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

"Альфа-курс" и его душевредная практика

Русская народная линия

Проблемы церковной жизни / 03.05.2007


К вопросу об ангельских и иных языках …

От редакции. Продолжаем публикацию материалов, посвященных анализу "Альфа-курса". Тексты, полученные на конференции "Альфа-курс: православная оценка", прошедшей 11 апреля 2007 года, переданы на РЛ учащимся Перервинской Духовной Семинарии Д.В.Пахомовым, одним из участников конференции.

Игумен Антоний (Логинов), Сергей Гончаров. NLP - практика игумена Евмения

Священник Николай Чистов. Новые харизматики в Русской Церкви

Обращение участников Научно-миссионерской богословской конференции "Альфа-курс: православная оценка"

Священник Олег Стеняев. Беседа на Притчу о сокрытом сокровище Разбор религиозных и догматических заблуждений сторонников "Альфа-курса"

Мнение участников конференции "Современные методы миссионерской деятельности "Альфа-Курс"`


Научно-практическая конференция "Современные методы миссионерской деятельности "Альфа-Курс"", согласно услышанным на ней выступлениям докладчиков, а также "Рабочим материалам научно-практической конференции", распространяемой на конференции книге "Альфа. Вопросы жизни. Введение в христианство" и другим материалам, пропагандирует учение харизматического толка.

Проповедуемая под видом "простого ознакомления с другой миссионерской традицией" (слова ведущего игумена Евмения (Перистого)) концепция "Альфа-Курса" явно придерживается неопятидесятнического учения, которое является неприемлемым для православного христианина, и тем более православного миссионера. Данные элементы идеологии "Альфа-Курса", а именно учение о схождении Святого Духа и о свидетельствах об этом в смехе, плаче, падении и непроизвольных телодвижениях; практика "говорения на иных языках" (т.н. "глоссолалии") позволяет сделать вывод о недопустимости проповеди подобных еретических и богохульных идей под видом "новых методов миссионерской деятельности".

Напротив, данные методы будут способствовать нагнетанию несвойственных для православных общин вероучений, что не может восприниматься со спокойствием и попустительством со стороны не только православного миссионера, но и всякого верующего, неравнодушного к делу сохранения чистоты Святой Апостольской Православной веры.

Вот несколько конкретных примеров из выступления Грема Томплина, представленного в качестве профессора теологии, и англиканского священослужителя. Описывая реализацию методики на занятиях, посвященных изучению Святого Духа (!), Томплин приводит свидетельства участников курса о своих экстатических впечатлениях. У одних они проявляются в счастливом смехе и радости, другие начинают плакать. Так, некая Кетрин вспоминала, что на выездном уик-энде, где обсуждалась тема Святого Духа и Его действия, она почувствовала Святого Духа в себе, пережила ощущение чистоты, святости, счастья. "Мои руки", - свидетельствует Кетрин, - "сами стали подниматься вверх, из глаз потекли слезы, я почувствовала, себя святой". Далее Томплин привел еще несколько подобных свидетельств и попытался для подтверждения своих слов сослаться на препп. Серафима Саровского и Григория Синаита, которые описывали внешние стороны проявления даров Святого Духа, такие как дары слез и познания сущностей вещей. Ссылок на источники не приводилось (очевидно, что докладчик их вообще не употребляет). В равной степени не говорилось, что описанные отцами явления - не плод эмоциональности, а глубокого покаяния, о котором во всем "Альфа-Курсе" не сказано ни слова. Томплин отметил, что эти выездные занятия замечательны тем, что возрождаются дары древней Церкви, как то исцеления, говорения на иных языках и другие. "Многие люди у нас в Духе Святом говорят на ангельском языке по примеру апостолов".

К сожалению, после справедливой реплики о несовместимости такой позиции с Православным вероучением и практикой отец Евмений достаточно натужно произнес: "Мне приходится балансировать между консервативным взглядом Православной Церкви и широкой экуменической позицией протестантов. Мы можем убрать из методики то, что нас смущает, чтобы использовать ее как инструмент. Хотя мы прекрасно знаем, что действие Святого Духа многократно описывалось православными авторами в сходных выражениях". Далее отец игумен вспомнил, как на одной из конференций один православный архиерей прочитал молитву "Царю Небесный", а присутствовавшие в зале харизматики стали плакать от "переживания Святого Духа".

К слову и к чести архиепископа Иоанна Белгородского, он дистанцировался от подобной деятельности игумена Евмения, проигнорировав конференцию. Однако, вызывает тревогу, что собственно тренинг по внедряемому курсу будет проходить в помещении Синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами.

Руководитель Миссионерского и Катехизаторского отделов Екатеринбургской епархии священник Владимир Зайцев

Руководитель Саратовского регионального отделения МОО "Центр религиоведческих исследований" Александр Кузьмин





Отзыв на миссионерский проект "Альфа-Курс"


В рассматриваемом проекте прелагается использовать протестантскую методику евангелизации "Альфа-Курс" в качестве основной методики православной миссии. Необходимость этого обосновывается, во-первых, отсутствием подобной систематической методики у православных миссионеров и, во-вторых, успехами протестантских и сектантских миссионеров, использующих "Альфа-Курс". По поводу первого аргумента в пользу введения в нашей Церкви "Альфа-Курса" следует заметить, что история православного миссионерства не знает никаких систематических, формализованных методик. Второй аргумент опровергает (применительно к России) статистика - суммарное число последователей различных протестантских деноминаций и евангелических сект, несмотря на почти двадцатилетнюю миссию в России, не превышает 1,5 млн. человек. Причем большинство из них были протестантами/сектантами и до Перестройки или происходят из старых протестантских/сектантских семей. Кроме того, значительная часть "старых" протестантов - это потомки российских немцев, карел, эстонцев, латышей и др. народов, традиционно исповедующих протестантизм. Их христианство, как правило, достаточно формально и причисляют они себя к протестантам исходя из этно-культурных стереотипов. Таким образом, число обращенных в протестантизм/сектантство в России начиная с периода Перестройки вряд ли превышает 500 тыс. человек, и, опять-таки, далеко не большинство из них прошли через "Альфа-Курс". Тогда как число вполне воцерковившихся за тот же временной отрезок православных как минимум на порядок больше.

Далее. "Альфа-Курс" возник в Англиканской церкви и теперь возглавляется англиканским священником. При этом, Англиканская церковь постоянно и катастрофически теряет паству в Британии. "Альфа-Курс", похоже, вовсе не способствует евангелизации британцев и многочисленных иммигрантов. Спрашивается, зачем тогда вводить "Альфа-Курс", успешность которого как в России, так и на его родине, в Британии, далеко не очевидна?

Что касается содержания "Альфа-Курса", то его квалифицированную оценку может дать только специалист в области теории и практики православного миссионерства. Однако, даже неспециалисту бросается в глаза посредственность, схематизм, плохой русский язык, неправославная лексика переданных на отзыв материалов по "Альфа-Курсу". Вряд ли возможна его полная и глубокая адаптация для православной миссии. Существует опасность, что неустранимая генетическая примитивность "Альфа-Курса" оттолкнет от Православия глубоких, интеллектуально развитых, приобщенных к культуре людей, если на пороге Церкви они столкнутся с серостью и скукой "Альфа-Курса". А ведь именно интеллектуальная элита, имеющая решающее влияние на формирование общественного мнения, должна быть, по верному замечанию диакона Андрея Кураева, основным объектом православной миссии. Кстати сказать, выдающиеся успехи о. Андрея, так же как и других известных православных проповедников, на миссионерском поприще не связаны ни с какими убогими методиками евангелизации типа "Альфа-Курса".

И последнее. Главой "Альфа-проекта" при Миссионерском отделе назначен игумен Евмений (Перистый), бывший настоятель Макариева-Ряшемского монастыря Ивановско-Вознесенской епархии, а ныне заштатный клирик названной епархии. Игумен Евмений (не имеющий, кстати, психологического, да и вообще высшего образования) известен тем, что в своей работе с молодежью применял разного рода сомнительные психологические техники - прежде всего, т.н. нейро-лингвистическое программирование, которое он открыто и настойчиво рекламировал. Он также поддерживал тесные контакты с неопятидесятническими сектами, положительно отзывался об их методиках и даже пытался внедрять их в своей деятельности. Назначения игумена Евмения руководителем православного "Альфа-проекта" создает опасность легализации в нашей Церкви сектантских, деструктивных для психики приемов и практик.
Александр Леонидович Дворкин, Президент Центра религиоведческих исследований, профессор Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета




Итоговый документ Круглого стола, посвященного проблемам внедрения в Россию Альфа-курса


4 ноября 2006 года в Ново-Спасском монастыре состоялся Круглый стол, посвященный проблемам внедрения в Россию Альфа-курса.

В Круглом столе приняли участие:
Стурова М.П. - заслуженный профессор Академии управления МВД России, организатор Круглого стола.
Игумен Антоний Мухин - благочинный по монастырям Иваново-Вознесенской и Кинешемской епархий РПЦ;
Иерей Александр Ильяшенко - руководитель сектора МВД синодального отдела РПЦ по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами;
Игумен Андрей Клейменов - настоятель храма Преподобного Серафима Саровского
Иерей Максим Первозванский - духовник Православного молодежного объединения "Молодая Россия", редактор журнала "Наследник";
Вершинин В.А. - сотрудник отдела религиозного образования и катехизации;
Васина Г.Г. - журналист, г. Москва;
Медведева И.Я. - член Союза писателей России; директор Общественного института демографической безопасности России;
Шишова Т.Л. - член Союза писателей России, вице-президент Фонда социальной и психологической помощи семье и ребенку;
Ермаков А. - заместитель главного редактора журнала "Наследник";
Василенко Л. - фонд "Возрождение";
Яскин В.Л. - режиссер миссионерской программы "Под солнцем";
Подгорова Т.В. - сотрудник синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами;
Тузов В.А. - сотрудник синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами;
Аверина О.П. - сотрудник синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами;
Рослякова Н.М. - сотрудник синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами;
Пономарева Н.В. - сотрудник синодального отдела по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами, сотрудник миссионерского отдела, сотрудник миссионерского факультета Свято-Тихоновского Православного университета;

Круглый стол собрался в помещении журнала "Наследник" по поводу внедрения в Россию разработанного в Англии миссионерского Альфа-курса, активно пропагандируемого игуменом Евмением и Понаморевой Н.В.

В газете "Мир всем" N 12/36 сообщалось о "миссионерском захвате" англиканской церковью невоцерковленной молодежи России. Двадцать пять лет тому назад в Англии родилась идея создания для всех церквей единого Альфа-курса, без относительно к какой-либо религии. Пропагандисты Альфа-курса утверждают, что современная Православная Церковь не успевает за изменяющимся обществом; в Православные храмы молодежь не ходит из-за отсталости ее богослужений; Православная Церковь не имеет собственного опыта (методик) воцерковления, а ее имеет только англиканский Альфа-курс. После неоднократных поездок за рубеж и участия в Альфа-конференциях, игумен Евмений и Пономарева Н.В. в 2006 году развернули в России пропаганду по внедрению Альфа-курса.

Методика Альфа-курса весьма примитивна. Она сводится в основном к ужину, игре на гитаре, душеспасительным беседам и двухдневным выездам на природу, где на Альфа-курсистов сходит "святой дух", и они начинают говорить на разных языках.

Использование психометодик (НЛП), Роберта Дилтса, Джудит Делозье и др., дало игумену Евмению возможность не только в работе с неверующими, но и с православными, создать собственную модель иерархии ценностей. Например: самый близкий на земле человек - это он сам; духовник человеку не нужен - достаточно ему один раз помолится Богу; деньги - это не зло, это добро; наша страна тупеет, деградирует, а США - процветает; у безмозглой страны (России) нет будущего; Альфа-курс в России уже победил и т.д.

Несомненно, что подобные идеи возникли под влиянием тесного общения игумена Евмения с протестантами, пятидесятниками, что подтвердил проф. А.Л. Дворкин. Игумен Антоний Мухин заявил, что игумен Евмений был снят с должности настоятеля Макариево-Ряшемского мужского монастыря Ивановской области, который под его руководством стал скорее походить на секту, чем на православный монастырь.

Обсудив выше сказанное, участники Круглого стола пришли к следующим выводам:
" Альфа-курс и по форме, и по содержанию - протестантский, в нем Иисус не называется даже Христом, отсутствуют беседы, посвященные Матери Божьей, ничего не говорится об иконах, о нашей тысячелетней православной истории, о святых. При этом руководители проводимых занятий заявляют, что Альфа- курс в России имеет православную направленность;

" предлагаемые методики в психологии разработаны столетие назад; психотренинги воздействия на людей с успехом применяются в любых сектах, в том числе и в Альфа-курсе;

" руководители Альфа-курсов скрывают источники финансирования, в то время как одни только ужины на 50 человек в течение 15 занятий по признанию Понаморевой Н.В. обходятся от 2 до 3 тысяч долларов, не считая затраты на поездки руководителей в Англию;

" намерение внедрить Альфа-курс в исправительные учреждения, во-первых, противоречит закону (п.4 ст.14 ИТК РФ), во-вторых, не учитывает того факта, что в РПЦ накоплен большой опыт миссионерской работы в ИУ, начатый еще протоиреем Глебом Каледой ("Остановитесь на путях ваших..." - М. 1995).

Озабоченность участников Круглого стола вызвало предположение, что Альфа-курс представляет собой агентурную работу с нашей молодежью и осужденными, а также попытку разрушить Русскую Православную Церковь изнутри.
Организатор Круглого стола заслуженный профессор Академии управления
МВД России, сотрудник синодального отдела РПЦ по взаимодействию с вооруженными силами и правоохранительными органами М.П. Стурова

Пакет материалов по тематике "Альфа-курс" можно скачать одним архивом здесь: http://kuraev.ru/downloads/alpha-documents.zip
http://kuraev.ru/index.php?option=com_content&task=category§ionid=2&id=22




РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 0

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме