Корпоратив с душком

Тесные отношения внутри корпорации все больше пахнут сектантством

13.04.2007
Каждый может сам выбрать себе веру в то, в силу чего действительно верит. Все больше наших людей предпочитают верить в деньги. Культ преуспевания в обществе набирает обороты. Информационное давление на простого человека постоянно: престиж, успех, продвижение по карьерной лестнице, умение делать деньги и руководить людьми, бизнес и достижение целей - об этом твердят повсюду.

Полный гербалайф


О том, что бизнес может как-то быть связан с сектами, мы узнали в начале 90-х. Тогда тысячи людей отдавали последнее, закупая оптовые партии продукции "Гербалайф", гробили свое здоровье, потребляя этот препарат и изводя знакомых, умоляя купить хоть упаковочку. Уже потом стало ясно, что при подготовке распространителей с ними проводилась работа. Им внушали, что здоровье и преуспевание - это высшее счастье, а достичь его можно с помощью продажи и потребления "Гербалайфа". Сейчас этот препарат у нас в стране продавать-то и не должны после "былой славы", но методы, которыми пользовались распространители "чудо-средства", продолжают жить.

Илл.1На заседание компании, продающей по методу сетевого маркетинга бытовую химию, я попала случайно. Оно проходило на квартире одного из активистов движения. Лекцию нам читал лысоватый дяденька - примерный семьянин, в прошлом "менеджер стола, стула и чертежа", инженер, проще говоря. После того, как предприятие перестало нуждаться в его услугах и приказало долго жить, он решил заняться сетевым маркетингом. В компании он достиг определенных успехов: у него есть несколько человек, которым он регулярно перепродает чудо-порошки и чудо-отбеливатели. Считается, что он уже построил свою цепочку и теперь может учить новичков, как это делается.

Лекцию он начал с того, что предложил нам два варианта: просто пользоваться супер-средствами или делать свой бизнес фактически из воздуха. Все, что нужно, - это регулярно покупать продукцию компании и рекламировать ее среди своих друзей. То, что бытовая химия в компании выходила раз в десять дороже, чем в магазине, его не смутило. "Зато товар хай-класса", - заявил он. Лектор был уверен, что участие в компании приносит ему реальный доход, хотя с цепочки, которая под ним работает, он пока не получает и тысячи рублей, он сам делает на продажах примерно столько же. Однако идти на биржу труда и искать легальную и, что важно, более высокооплачиваемою работу он пока не собирается. По секрету он сообщил, что он просто в самом начале дороги, ведущей в бизнес-рай, где вкушают "нектар" менеджеры и директора самого высшего звена.

Сходства и различия


В Православной церкви на сетевой маркетинг имеют серьезный "зуб". Оно и неудивительно, ведь сетевые компании во многом напоминают секты.

Илл.2Вербовка. Чем больше человек приведет с собой вновь прибывших, тем больше получит организация в целом. Только если в секте во главу угла ставится внедрение идей, то здесь речь идет о продаже товаров.

Четкая иерархия. Золотой менеджер, бриллиантовый директор, учитель, гуру по продажам... Эти понятия кажутся почти синонимами. Биографию самых успешных работников из корпорации в сетевом маркетинге если не заучивают наизусть, то изучают довольно подробно. Каждое продвижение по сектантской или сетевой лестнице, как правило, обозначается отдельной должностью и специальным набором благ.

Лекции. Чтобы человек узнал, чему он все-таки поклоняется, в сектах адептов обучают основам веры. Семинары проводятся и в компаниях сетевого маркетинга (более подробно об их содержании читайте далее).

Бомбардировка любовью. Чтобы человек удержался в секте, его с первых дней окружают любовью и вниманием. Доброе слово, оно, конечно, и кошке приятно, а нашему вечно уставшему и измученному человеку - тем более. Сетевой маркетинг взял на вооружение и это правило. Каждый вновь приходящий сразу становится членом команды, ему говорят приятные и редкие в обычной жизни слова, что он просто не может отказаться от заманчивого предложения участвовать в делах компании.

Замещение. В сектах человеку предлагают доброе и, на первый взгляд, ненавязчивое общение. Он "ведется" на эту удочку, а потом понимает, что занятия и собрания проходят так часто, что у него не хватает времени на семью и друзей. В сетевом маркетинге собрания и семинары также часты, поэтому у родственников и близких есть два выхода: вливаться в компанию вместе с товарищем либо пропасть из его поля зрения.

Великий менеджер или мастер влияния


В США есть циничная для нашего уха поговорка, переводящаяся примерно как: "Если ты так умен, то покажи свои денежки". Дух капитализма, в основе которого лежит протестантский постулат: Бог тебя любит, если ты успешен, - за океаном является нормой жизни. Но менталитет россиянина немного другой, а нужно, чтобы был капиталистический Кому это нужно? Конечно же, самой компании. Цель всех семинаров и психологических тренингов, проводимых сетевыми компаниями, а в последнее время некоторыми корпорациями, - это объяснить человеку, что он должен быть уверенным, успешным, стремиться к карьерному росту, что работа - это главная радость в жизни, а коллектив - это верные друзья, команда...

"Так в чем же проблема?" - спросит заинтересованный читатель. "Разве так плохо ходить на работу с радостью, быть успешным и уверенным в себе?".

- Безусловно, все эти тренинги были бы хороши, если не шло деструктивное давление на личность человека, - комментирует Максим Степаненко, руководитель Миссионерского отдела Уфимской епархии. -Были случаи, когда люди, их посещавшие, оказывались в серьезной психологической зависимости от дальнейших занятий, добровольно шли на аналогичные курсы. И как туда не пойти, когда там тебе льстят: "ты будешь преуспевающим, богатым, здоровым, научишься влиять на людей..."?! Только вот странно, после этих тренингов от людей начинают отворачиваться старые друзья и коллеги. Я знаю, некоторые серьезные кадровые агентства даже не берутся предлагать работодателями людей после "карьерных тренингов" из-за привитой им наглости в общении и психологической неадекватности. Мне известен один молодой человек, который после тренингов "психологического преображения" в Уфе, со свой матерью начал разговаривать практически только сквернословием...

Руководство многих крупных компаний, даже не имеющих отношения к сетевому маркетингу, часто выкладывает солидные суммы, чтобы заказать для своего персонала обучающие программы-тренинги, пригласить лектора с целью повышения продуктивности работы в коллективе. "Измерить" результат таких мероприятий практически невозможно. Иногда тренинг может иметь и опасные последствия: персонал уходит в депрессию, не видя положительных сдвигов в работе; идет большое расслоение в коллективе между "продвинутой" частью и теми, кто семинары еще не посещал. Пока не существует статистики "провальных" тренингов, зато известно, что они порождают новый "подвид" бизнес-семинаров, которые призваны устранять негативные последствия предыдущих.

В Уфе семинары для сетевиков проводят практически все компании, работающие в режиме сетевого маркетинга. Бизнес-семинарами будущих сотрудников обеспечивает ряд салонов по продаже сотовых телефонов и сеть магазинов фототоваров. Единичные случаи отправки сотрудников на тренинги были зафиксированы на оптовых базах. Статистики посещаемости тренингов у нас никто не ведет. Равно как никто не контролирует их содержание.

***


Пока говорить о влиянии сетевого маркетинга и бизнес-семинаров в крупных компаниях на личность человека можно только с сильными оговорками. Уж очень это новая и неизученная область, которую пока что предпочитают превозносить, ведь вера в деньги толерантна ко всем религиям, национальностям и уровням дохода.
Ада Невская

Комментарии:

Максим Степаненко, руководитель миссионерского отдела Уфимской епархии русской Православной Церкви:

В коммерческих культах люди рано или поздно понимают, что их обманывают или точнее используют высшие звенья сетевиков. Кризис веры в идею компании, сомнения и отсутствие результата - долгожданных золотых гор - приводят к тому, что из системы "выпадает" более 90 % новичков. В том числе и потому, что у каждого вообще есть талант заниматься торговлей. Барыга, "купи-продай" - это призвание!

В целом, мне кажется, активность сетевых компаний спадает, так как в России люди попадают туда в первую очередь по причине безденежья и желания "быстро и легко" исправить положение. По данным нашего мониторинга, проводившегося несколько лет назад, в Уфе все организации, работающие по принципу сетевого маркетинга, ежегодно вербовали полторы-две тысячи человек. Сейчас в половину меньше. В Германии, например, даже известные "раскрученные" сетевые компании в месяц от силы вовлекают в свои ряды двоих-троих человек. Хочется верить, что в скором времени люди будут иметь достойную зарплату, чтобы позволить себе не связываться с сетевыми компаниями, не дающих, кстати, никакой социальной защиты (пенсионные отчисления, медицинская страховка, оплаченный отпуск и т.п.), и не искать сомнительного заработка на стороне. Собственно заработка-то как такового у множества людей так и не получается, потому как большую часть заработанных денег, люди тратят на покупку "продуктов" компании для своих целей. Практика показывает, "служение" коммерческому культу практически всегда доводит человека до духовно-нравственной деградации - гордость, тщеславие, сребролюбие, неимоверно взращиваемые в компании делаю свое черное дело...
Впервые опубликовано: "Московский комсомолец в Уфе", N 12 (21-28 марта) 2007

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий

1. Для "знатоков"

Очень много людей, которые и не хотят разобраться в работе сетевых компаний. И к сожалению! Когда не знаешь и не понимаешь - очень легко высказывать отрицательные идеи. Чаще всего говорят об этом люди искренне измученные своим трудом, потому что знают что их ждёт по тем самым социальным программам "защиты" - зарплата, не всегда вовремя выдаваемая, внезапное увольнение и, вряд ли кто ждет Вас на новом месте работы, пенсия от государства в 3 тысячи рублей за 35 лет самоотверженного труда, на которую только сдохнуть (извините за сленг) от тех цен за жилье и продукты питания - или за жильё плати, или кушай!!! Класс!!! Зато рост в сетевом маркетинге - это Ай-я-яй!!! Тщеславие, сребролюбие, гордость. Вы это скажите тем, кто пенсии начисляет в нашей стране и людей с работы выпуливает на право и на лево, прикрываясь кризисами-шмизисами. Странно, что за 2 года мой комментарий первый....... Удачи и Вам. Спасибо. И обязательно здравствуйте.

Последние комментарии
Заработала авторизация и форум
Новый комментарий от Сант
04.12.2019
Защитим семью вместе!
Новый комментарий от Александр Копейкин
05.12.2019
Асмолов и Реморенко против Министерства просвещения
Новый комментарий от Коротков А. В.
02.12.2019
Модернистские потуги или обыкновенное невежество?
Новый комментарий от Александр Тимофеев
05.12.2019
Лукашенко дезавуирует создание Союзного государства
Новый комментарий от Юрий Светлов
06.12.2019
Георгий Франциск Скорина
Новый комментарий от Здравый
05.12.2019
Запрет на ценностное мышление
Новый комментарий от Александр Волков
21.10.2019