Русская народная линия
информационно-аналитическая служба
Православие  Самодержавие  Народность

Паломники в никуда

Игумен  Кирилл  (Семенов), Русская народная линия

11.04.2007

Началось это года полтора-два назад с подачи, как выяснилось позднее, какого-то лёгкого на язык и, очевидно, пустого нa голову болтуна, коих так щедро плодит наше оккультно-контуженное телевидение. В московский Новодевичий монастырь то и дело стали захаживать люди, которых интересовал один единственный вопрос:

- Где тут та самая башня?

Поскольку башен в монастырской стене ни много ни мало двенадцать, приходилось выяснять у этих первых захожан, какая именно их интересует.

- Ну, та, где Софья сидела, - уточняли гости.

Царевна Софья Алексеевна, сестра будущего императора Петра I, в 1698 году заточённая им в Новодевичий монастырь и подневольно принявшая монашеский постриг с именем Сусанны, проживала в особых покоях при Напрудной башне обители вплоть до своей смерти в 1704 году. Известно, что суровый царь Пётр, ради того, чтобы особенным образом досадить нелюбимой сестре, дерзавшей оспаривать у него власть над Россией, жестоко казнил верных Софье стрельцов, вешая их прямо под окнами её монастырской кельи. Вот эту-то самую Напрудную башню и разыскивали любознательные и целеустремлённые посетители, которых день ото дня становилось всё больше.

Явно непростой интерес этих людей к царевне Софье и её монастырскому обиталищу не мог не заинтриговать; конечно, и прежде многие посетители Новодевичьего интересовались необычной судьбой этой неординарной женщины. Но у теперешних любителей истории любознательность была отнюдь не чисто интеллектуальной, в чём и пришлось очень скоро убедиться.

- Если дотронуться до башни и загадать заветное желание, то оно обязательно исполнится, - открыла мне тайну своего паломничества в монастырь одна разговорчивая дама "бальзаковского" возраста, о желаниях которой можно было только догадываться, глядя на её густо раскрашенное лицо и боевой задор в томных очах.

- Если больным местом приложиться к башне и очень сильно попросить, то она обязательно поможет, - доверительно втолковывала мне другая женщина, более пожилая, очевидной заботой которой было явно расстроенное здоровье.

- Кто поможет - башня? - недоуменно воззрился я на мою собеседницу.

- Да нет же, Софья, царевна! - снисходя к моей дремучей непонятливости, устало объяснила женщина.

- Но как же она, то бишь, царевна Софья Алексеевна Вам поможет, - не унимался я, - ведь Церкви ничего до сих пор не известно о ней как о святой?..

Женщина посмотрела на меня уже как на явного противника своего исцеления и с тяжким вздохом отошла восвояси. Впрочем, вопрос мой о "чудо-башне", как оказалось, предвосхитил дальнейший ход событий...

Те первые "откровения", вращавшиеся вокруг башни и опальной царевны, были ещё вполне эпизодическими, не частыми, но и от них уже веяло некоторой тревогой: что за странности? Или, быть может, мы сами тут, в монастыре, ничего не знаем о новой чудотворице, которая исполняет заветные желания и врачует недуги?..

Но редкие поначалу искатели исцелений и исполнения заветных желаний были только первыми "ласточками", возвещавшими начало довольно-таки массового "прилёта грачей"... Мало-помалу в монастырь зачастили в одиночку и целыми группами люди (главным образом - женщины), которых не слишком влекло богослужение в храме или архитектурные особенности древней обители. Подчас (далеко не всегда), зайдя в притвор церкви, эти паломники первым делом вопрошали сестёр за свечным ящиком всё об одном и том же:

- А башня где?..

Некоторые из них, те, что считали себя, видимо, "поправославней", готовы были и свечи поставить у "иконы Софьи", и когда удивлённые сёстры отвечали им, что царевна Софья не числится среди святых и никакой иконы её в монастыре нет, отходили явно разочарованными такой несправедливостью. Впрочем, таких были единицы; всех прочих сама царевна Софья не слишком занимала. Им гораздо ближе была практическая сторона дела: башня, к которой можно приложиться непосредственно.

Со временем поток странных почитателей царевны-инокини и чудесной башни вырос как на дрожжах. Вслед за телеотравой последовали "откровения" бульварных газетёнок. Мне показывали одну такую стряпню, в которой журналистка, мнящая себя, наверное, вполне образованной и "продвинутой", на целом газетном листе расписывала различные "таинственные" места Москвы, в которых происходят всякие загадочные явления, и где можно "непосредственно" вступить в контакт с "высшими силами", которые только и жаждут, как наилучшим образом помочь нашим бедным гражданам. Не забыла она помянуть и царевну Софью с её башней... "Читатели газет, глотатели пустот" (по меткому слову Марины Цветаевой) валом повалили в Новодевичий. Причём не одни только москвичи; из далёкого далёка путешествуют иногда искатели псевдодуховных приключений на свою бедную голову. Сёстрам, живущим в монастыре, приходилось и приходится чаще всего отвечать на вопросы такого рода совопросников, потому что к священникам "софианцы", как с грустной иронией назвал их один батюшка, обращаться отчего-то стесняются. Нет, самые безстрашные и простодушные из них спрашивают иной раз и священников, и приходится вести с этими легковерными на всякую чепуху людьми миссионерскую работу, рассказывая им о древней и знаменитой обители, о её святынях, побуждая войти в храм и помолиться Господу и Его Пречистой Матери, Хранительнице Новодевичьего монастыря. Одни благодарят за то, что им всё разъяснили. Но другие даже и после такой беседы остаются при своём мнении: желание быть здоровыми "здесь и сейчас" превозмогает всякую духовную разсудительность. Доводилось видеть таких энтузиастов магического оздоровления в деле: взрослые люди с серьёзными лицами (шутка ли, когда речь о самом дорогом - о здоровье идёт!..) умудрялись пролезать сквозь ремонтные леса и защитную сетку на реставрируемой Напрудной башне, рискуя перепачкаться краской и пылью, дабы постоять у "чудо-башни" на коленях и приложиться к бездушному камню той или иной частью тела. Замечено, что чаще всего прикладываются головой... Чудесно исцелённых не замечено ни разу.

...Когда сегодня заходит речь о возрождении в России язычества, нужно понимать, что ничем так не питается языческое сознание как именно суевериями и извращениями подлинной Веры. Припоминается ещё одна оккультная картинка с натуры, виденная в монастыре: во время богослужения, когда крещёный люд молится в храме, некая странная двоица - мужчина и женщина - стоит снаружи возле храма, и нелепо выставив ладони к алтарю, "подзаряжается" божественной "энергетикой"... Современные волхвы и "потомственные ведьмы", заполонившие рекламой своей оккультной продукции сотни страниц жёлтой прессы и мутно-голубое пространство телеканалов, не гнушаются ничем, что для них самих не свято, дабы привлечь души (а почему бы ещё и не деньги?..) младенчески доверчивых "клиентов". В техническом арсенале нынешнего колдуна и Библия, и иконы святых, и церковные молитвы, и свечи. И само слово "Бог" употребляется этими служителями тьмы сплошь и рядом купно с путаной абракадаброй различных заговоров и заклинаний. Но прячется за всей этой декорацией один и тот же режиссёр - извечный богопротивник и богоборец, "ищущий кого поглотити"...

И пока наше общество то и дело соблазняется магической возможностью пробраться к своему "счастью" с чёрного хода, не прилагая к этой цели ни работы совести, ни осмысления своей жизни, ни возвращения к Богу Истинному, а иногда и просто элементарного здравого смысла, оно, это бедное во многих отношениях общество наше, будет пробавляться, по апостольскому слову, "мудростью бесовской". А нечистое телевидение с ворохом безмозглых газет будет непрестанно такому обществу "сносить башню", как говорит нынешняя расхожая поговорка... Бедные, бедные наши соотечественники!..

Горько размышлять и говорить о человеческих суевериях. Но говорить необходимо ради Истины и ради людей, которые блуждают во тьме своих предрассудков, принимаемых ими за Истину. Но настоящий искатель Истины ищет Софию, Премудрость Божию. Ищет и находит Её там, где Она от века создала Себе дом - в Церкви Бога Живого, в Пресветлом Православии.



РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.


Форма для пожертвования QIWI:

Вам выставят счет на ваш номер телефона, оплатить его можно будет в ближайшем терминале QIWI, деньги с телефона автоматически сниматься не будут, читайте инструкцию!

Мобильный телефон (пример: 9057772233)
Сумма руб. коп.

Инструкция об оплате (откроется в новом окне)

Форма для пожертвования Яндекс.Деньги:

Другие способы помощи

Комментариев 1

Комментарии

Сортировать комментарии по дате / по голосам / по порядку

1. Наталья : Паломники в никуда
2010-01-06 в 00:07

Если хотят люди верить в чудесное исцеление и исполнение желаний-пусть ВЕРЯТ!По вере вашей да БУДЕТ вам!Дай вам всем БОГ исполнения самых чистых желаний (здоровья,исцеления,взаимной любви).Разве можно за это людей ОСУЖДАТЬ?НЕ СУДИ,да НЕСУДИМ....

Оставлять комментарии могут только авторизованные пользователи. Необходимо быть зарегистрированным и войти на сайт.

Введите здесь логин, полученный при регистрации
Введите пароль

Напомнить пароль
Зарегистрироваться

 

Другие статьи этого автора

Другие статьи этого дня

Другие статьи по этой теме