itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Успокоительное для тверского кочетковца

Реплика РАЦИРС по поводу текста В.Лавренева "Тверская епархиальная соборность: от невероятного к очевидному"

Новости Москвы 
0
153
Время на чтение 5 минут

"Если говорим, что не имеем греха, - обманываем самих себя, и истины нет в нас. Если исповедуем грехи наши, то Он, будучи верен и праведен, простит нам грехи наши и очистит нас от всякой неправды".
( I Ин. 1, 8-9)



Всякая истерика всегда бесплодна. Это хорошо известно клиницистам, в этом дано убедиться всем, кто имеет несчастье иметь в близком окружении нервную дамочку, склонную к истерическим припадкам. И уж тем более бесполезно пытаться подвергать любой продукт очередного истерического срыва анализу с помощью доводов рассудка. Ибо истерика по определению алогична и иррациональна. К тому же медицина сулит неутешительный прогноз, поскольку невротичность и психопатичность, в случае, когда они выступают базовыми чертами личности, с трудом поддаются коррекции, угрожая в будущем новыми припадками. А свойства патологического кверулянта лишь усугубляют эту и без того невеселую картину.

Подобные грустные размышления невольно приходят в голову, когда знакомишься с очередным опусом кочетковского активиста из Твери г-на В.И.Лавренова. Как всякая демонстративная натура, он не довольствуется резонансом местного масштаба на свои заявления, а по мере возможности всячески пытается привлечь как можно более широкое внимание к своим застарелым, беспочвенным, а потому давно набившим оскомину претензиям к местной епархии в лице правящего архиерея, епархиального совета и руководства епархиального миссионерского отдела. Понимая, что собственных сил для провоцирования очередной бури в стакане воды ему явно не хватает, г-н Лавренов бывает рад случаю привлечь к своим перманентно длящимся нападкам на епархиальное священноначалие кого-нибудь из иногородних записных сторонников кочетковцев, время от времени бросающих камешки в огород тверской епархии.

Особенно порадовала нашего незадачливого сочинителя возможность обратиться 21 марта с. г. со своими навязчивыми идеями к граду и миру с интернетовской страницы Свято-Филаретовского института (напомним неискушенному читателю, что этот созданный группой кочетковцев негосударственный вуз не входит и в систему учебных заведений Русской Православной Церкви Московского Патриархата).

Не скроем, что ответить по существу на опубликованный там в рубрике "Новости" материал г-на Лавренова довольно затруднительно. Причина одна - эмоции так захлестывают нервничающего автора, что он на протяжении все трех с небольшим страниц компьютерного текста целиком подчиняет им свой разум, предпочитая конкретным, но не достаточно выразительным для него фактам захлебывающуюся риторику грозных инвектив по адресу епархии. Отвечать эмоциями на эмоции негоже. Поэтому попытаемся все же вникнуть в смысл того, что стоит за бушующим произведением г-на Лавренова.

Сухая конкретика предыстории его выступления такова. Вот уже не один год г-н Лавренов не на жизнь, а на смерть стоит за оправдание незаконной с точки зрения канонического права деятельности созданного в Твери без благословения правящего архиерея так называемого "православного братства" из числа последователей заштатного московского священника Георгия Кочеткова. Это самочинное "братство" время от времени заявляет о себе различными акциями - то книгу, посвященную своей собственной истории издаст, то проведет в местных библиотеке или университете "круглый стол" или другое мероприятие. Будь это просто инициативой группы граждан, это, несомненно, осталось бы их личным делом. Но вся беда в том, что г-ну Лавренову мало выступить от себя и своих присных, ему страшно хочется, чтобы все это происходило под грифом именно нелегитимного с церковной точки зрения "православного братства".

Стоит ли удивляться, что такого рода инициативы не могли не вызвать справедливого недоумения епархиального священноначалия. Позади остались неоднократные увещания г-на Лавренова со стороны правящего архиерея, открытое письмо председателя миссионерского отдела, в котором детально и аргументировано, с многочисленными ссылками на такие нормы действующего канонического права, как Апостольские правила, правила Вселенских соборов, Устав Русской Православной Церкви, разъяснялись неправомочность организации и деятельности "братства" и несостоятельность попыток г-на Лавренова выступить в его защиту.

Ни одно из этих увещаний и обращений не вразумило г-на Лавренова и не снизило его "обличительного" пыла, который бушует и на страницах его последнего опуса. Некоторые моменты в нем достойны, однако, специального рассмотрения. Утративший способность воспринимать весомые аргументы, автор компенсирует это лихими упражнениями в неаргументированных заявлениях, отличающихся, тем не менее, предельной категоричностью.

Остановимся на некоторых из них. Как, например, понять тезис г-на Лавренова о "государстве, которое взяло на себя "заботу" о единстве церкви"?! Думается, что заинтригованные читатели были бы признательны автору, если бы он указал, в какой форме и в лице какого своего института российская государственность проявила заботу о церковном единстве.

Впрочем, безудержно размахивая шашкой налево и направо в азарте словесных баталий, г-н Лавренов раздает всем сестрам по серьгам, не жалуя при этом особенно ни саму Церковь, ни само государство. Для последнего у него нашлось только горькое пророчество: "...государство, не подчиненное обществу, рано или поздно обманет и церковь (так у автора. - А. Д., Л. С.), и само общество". Но и Церковь не мила душе автора: "...именно церковная организация осталась заповедником самого худшего, что было в советской системе". Церковь, по его определению, "подверглась коррозии и покрылась плесенью" и есть ныне "организационная структура, впитавшая в себя запахи партийных кабинетов и конспиративных квартир КГБ".

Стоит ли после подобных заявлений удивляться той патологической неприязни, которую г-н Лавренов испытывает к любой церковной структуре, будь то миссионерский отдел или епархиальный совет. Для последнего он потрудился изобрести труднопроизносимое сложносокращенное словечко "епсовет", столь часто употребляемое им в тексте, что остается предположить, что этот сомнительный неологизм глубоко услаждает невзыскательный вкус нашего автора.

Что касается самого важного, то г-н Лавренов предпочитает пребывать в дремучем непонимании сути искусственно созданного и раздуваемого им конфликта. Сам автор не скрывает, что речь идет о том, что "тысячи людей", прошедших катехизацию по-кочетковски, стали, по его словам, "не просто прихожанами храмов в своих епархиях, а ответственными и активными членами церкви". Сразу возникает вопрос, что лежит в основе разделения г-ном Лавреновым мирян на две категории - "просто прихожан" и "ответственных и активных членов церкви"?

В нашем понимании каждый мирянин по мере своих сил не только посещает храмовые богослужения, исповедуется и причащается Святых Даров, но и принимает самое разнообразное участие в приходской и епархиальной жизни (воскресные школы для детей и взрослых, паломнические поездки, крестные ходы, регулярные общие приходские и епархиальные общие собрания духовенства и мирян, воскресные чтения, фестивали духовных песнопений, православные молодежные клубы, детские библейские олимпиады, выступления в православной печати и пр.). Что выступает критерием "ответственности" и "активности" членов Церкви, по Лавренову, остается только догадываться, но, судя по всему, лидирующими качествами здесь будут преданность своему предводителю и заведомая оппозиционность священноначалию.

Если вернуться от разговора о предпринятом г-ном Лавреновым искусственном разделении мирян к сути вопроса, то неужели всякому мало-мальски грамотному человеку не ясно, что катехизация, как и все иные формы духовного окормления прихожан той или иной епархии священником другой епархии (в данном случае Московской), грубо противоречат 15 Апостольскому правилу. Лавренову и иже с ним необходимо вначале добиться предусмотренным церковными канонами путем изменения норм действующего церковного Устава, а заодно и тех апостольских, соборных и святоотеческих правил, которые не вписываются в угодную последователям священника Георгия Кочеткова схему церковной жизни. Пока этого не произошло, все словопрения останутся бесплодными и лишенными смысла.

Конечно, движимые любовью к ближнему, мы могли бы дать добрый совет г-ну Лавренову - не упорствовать в своей гордыне, принести смиренное покаяние и влиться в существующую полнокровную приходскую жизнь, не внося в нее раздоров и разделений. Только вот есть серьезные опасения, будет ли услышан этот совет - ведь слишком глубокие корни пустила смута в душах людей, прошедших катехизацию по-кочетковски.
Президент РАЦИРС
профессор А. Л. Дворкин

Ответственный секретарь РАЦИРС
священник Лев Семенов,
кандидат исторических наук, доцент


29 марта 2007 г.
г. Москва

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Новости Москвы
Ликвидация пятой колонны будет проходить в ходе Большой войны?
О теракте в Красногорске и положении в стране
28.03.2024
Хатынь двадцать первого века
России нужен уголовный кодекс военного времени
28.03.2024
«Уйти от этих вопросов не получится»
Об ошибках в миграционной политике
28.03.2024
«Мы должны осознать важность каждого человека, который призван Богом к жизни»
В Москве прошла IV научно-практическая конференция «Ценность каждого»
27.03.2024
Все статьи темы
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Р.Б.Павел
28.03.2024 18:10
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Валерий
28.03.2024 16:24
В чём смысл этой бойни?
Новый комментарий от АБС
28.03.2024 16:13
Нож в спину воюющей России
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 15:51
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 15:44
«Уйти от этих вопросов не получится»
Новый комментарий от Александр Уфаев
28.03.2024 15:40