itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Украинская Православная Церковь готовит к канонизации новых святых

0
183
Время на чтение 8 минут
6 марта 2007 г. состоялось заседание Синодальной комиссии Украинской Православной Церкви по канонизации святых. Комиссию возглавляет архиепископ Криворожский и Никопольский Ефрем.

На заседании присутствовали архиепископ Херсонский и Таврический Иоанн, епископ Святогорский Арсений, архимандрит Евлогий (Гутченко), архимандрит Дамиан (Давыдов), архимандрит Филарет (Кучеров), архимандрит Никодим (Горенко), протоиерей Виктор Симонюк, игумения Стефана (Бандура), протоиерей Георгий Зверев, игумен Аристарх (Лебедев), иеромонах Стефан (Царук), священник Димитрий Демченко, протодиакон Василий Марущак и преподаватель КДА Иван Михалко.

Заседание началось со вступительного слова председателя комиссии владыки Ефрема, который, в частности, сказал: "История Православной Церкви есть прежде всего история ее Святости. И каждая Православная Поместная Церковь лишь тогда в полной мере осуществляет свое духовное призвание, когда не только являет в своей ограде подвижников православного благочестия, но и прославляет своим соборным волеизъявлением этих подвижников как канонизованных святых. Подвергшаяся в XX веке жесточайшим гонениям, которые по своим масштабам и изощренности превзошли гонения первых христиан, Русская Православная Церковь явила христианскому миру великий сонм подвижников православного благочестия, мучеников и исповедников. Однако на протяжении большей части XX века Русская Православная Церковь была лишена возможности осуществлять канонизации этих подвижников, несмотря на то, что в соборном сознании русского православного народа все эти годы сохранялась глубокая вера в то, что мученической кровью и молитвенным предстательством этих подвижников Русской Православной Церкви суждено выстоять в испытаниях, которые обрушились на нашу страну в XX веке. Только в 1980-е годы Русская Православная Церковь получила возможность возобновить более чем на полвека прерванную практику постоянной канонизации святых. Торжественная канонизация этих подвижников благочестия, осуществленная Поместным Собором в июне 1988 года, открыла новую страницу в истории канонизации святых Русской Православной Церкви, когда постоянная деятельность по прославлению подвижников благочестия стала важным началом нашей церковной жизни.

На Поместном Соборе 1988 года было определено: " Считать необходимым в послесоборный период продолжить работу по изучению дальнейших канонизаций для прославления других почитающихся в народе подвижников веры и благочестия, попечение о чем иметь Священному Синоду".

Исполняя это определение, Священный Синод УПЦ на заседании 22 ноября 2006 года (Журнал N47) утвердил новый состав Синодальной Комиссии по канонизации святых и поручил председателю Комиссии "привлекать к сотрудничеству в деле изучения вопросов канонизации Преосвященных архипастырей, богословов духовных школ, пастырей и мирян Украинской Православной Церкви". Синодальная Комиссия, сотрудничая с епископатом, клиром и мирянами, осуществляет своего рода координационную роль в процессе изучения и подготовки прославления подвижников веры.

Особенно следует сказать о материалах к прославлению новомучеников и исповедников. Совершая их канонизацию, Русская Православная Церковь опирается на примеры почитания мучеников в первые века христианкой истории. Древние мученики почитались как святые уже по самому факту пролития им крови в свидетельство своей веры в Распятого и Воскресшего Христа.

В наше время необходимо применять дополнительные критерии при подходе к канонизации пострадавших в эпоху гонений, учитывая обстоятельства эпохи. Комиссия в каждом конкретном случае, касающемся прославления того или иного свидетеля веры XX века, тщательно изучает архивные материалы, порой удается найти и опросить очевидцев событий, либо тех, кто, не будучи сам очевидцем, хранит воспоминания об этих людях, либо их письма, дневники и другие сведения. Предметом внимательного изучения являются материалы допросов.

Все лица, пострадавшие в годы гонений, впоследствии были реабилитированы государством. Власть признала их невиновность, но из этого еще нельзя заключать, что все они могут быть канонизированы. Дело в том, что лица, подвергавшиеся арестам, допросам и различным репрессивным мерам, не одинаково вели себя в этих обстоятельствах. Отношение органов репрессивной власти к служителям Церкви и верующим было однозначно негативным, враждебным. Человек обвинялся в чудовищных преступлениях, и цель обвинения была одна - добиться любыми способами признания вины в антигосударственной или контрреволюционной деятельности. Большинство клириков и мирян отвергли свою причастность к такой деятельности, не признавали ни себя, ни своих близких и знакомых и незнакомых им людей виновными в чем-либо. Их поведение на следствии, которое порой проводилось с применением пыток, было лишено всякого оговора, лжесвидетельства против себя и ближних.

Церковь не находит оснований для канонизации лиц, которые на следствии оговорили себя или других, став причиной ареста, страданий или смерти ни в чем не повинных людей, несмотря на то, что и они пострадали. Малодушие, проявленное ими в таких обстоятельствах, не может служить примером, ибо канонизация - это свидетельство святости и мужества подвижника, подражать которым призывает Церковь Христова своих чад. В вопросе прославления мученика или исповедника много других аспектов, которые могут только отчасти найти отражение в материалах следственных дел, но без решения которых прославить человека невозможно. Требует особого внимания выяснение отношения человека к имевшим место тогда расколам (обновленческому, григорианскому и другим), поведению на следствии, не является ли человек секретным осведомителем репрессивных органов, не вызывался ли в качестве лжесвидетеля по другим делам. Выявление этого требует большого напряжения многих людей - членов и сотрудников епархиальных комиссий по канонизации святых, - работа которых должна быть организованной и контролируемой Правящим архиереем.

Архивы страны, фонды которых хранят документы об истории Церкви и гонений на нее, только недавно и до сих пор, к сожалению, не в полном объеме стали доступными для изучения. История Церкви в XX веке только начала изучаться. В связи с этим исследователям открывается не только много ранее неизвестных фактов, но и религиозная, нравственная сторона их, о которой многие и не подозревали. Поэтому строгость позиции Церкви в вопросах прославления новомучеников и исповедников продиктована не бюрократизмом и формализмом, а стремлением за неполнотой информации не принять ошибочные неправильные выводы и решения.

Пример мучеников чрезвычайно важен для современного человека, окруженного зачастую ложными представлениями о жизни, так как помогает понять очевидную истину: как бы не была ценна земная жизнь, во всех случаях она не ценнее вечности. Успех борьбы со злом измеряется не внешней победой и не материальным результатом, а стоянием в Истине до конца: "Претерпевший же до конца спасется (Мк.13.13.),- говорит Христос. Испытывая натиск зла и неправды, победить которые для отдельного человека оказывалось невозможным, мученики не могли рассчитывать на внешнюю помощь, но они верили и уповали на Бога Живого, Его реальное присутствие даже в глубинах человеческого страдания, и это давало им возможность из неравного столкновения с богоборцами выходить победителями - не по силе, а по благодати.

Прославление святых есть неотъемлемая составная часть духовной жизни Церкви и ее Апостольской деятельности в постоянно меняющейся, мятущейся стихии мира. Опыт святости XX века - прочный фундамент церковной жизни наступившего столетия". Затем участники заседания заслушали:

- Рапорт митрополита Одесского и Измаильского Агафангела о возможности причисления к лику местночтимых святых священника Феодосия Левицкого (+ 1845 г.), бывшего настоятеля Свято-Николаевского храма г. Балты Одесской области.

- Рапорт епископа Васильковского Луки, викария Киевской Митрополии о возможности причисления к лику местночтимых святых подвижников благочестия, подвизавшихся в Рождества Пресвятой Богородицы Глинской пустыни:

1. Игумен Филарет (Данилевский);

2. Схиархимандрит Илиодор (Голованицкий);

3. Схиархимандрит Иоанникий (Гомолко);

4. Схиархимандрит Серафим (Амелин);

5. Архимандрит Иннокентий (Степанов);

6. Иеромонах Василий (Кишкин);

7. Иеромонах Макарий Шаров);

8. Схимонах Лука (Швец);

9. Схимонах Архипп (Шестаков);

10 Схимонах Евфимий (Любимченко);

11.Монах Феодот (Левченко);

12.Монах Мартирий (Кириченко);

13.Монах Досифей (Колченков);

- Рапорт архиепископа Николаевского и Вознесенского Питирима о возможности причисления к лику местночтимых святых священника Сергия Штенко, мирян Прохора Бунчука и Кирилла Приймака, которые приняли мученическую кончину 26 апреля 1922 года.

- Рапорт архиепископа Полтавского и Кременчугского Филиппа о возможности причисления к лику местночтимых святых насельников Мгарского монастыря, пострадавших в годы гонений на Святую Церковь:

14. Игумена Амвросия;

15. Иеромонаха Аркадия;

16. Иеромонаха Иоанникия;

17. Иеромонаха Ионы;

18. Иеромонаха Иосифа;

19. Иеромонаха Никанора;

20. Иеромонаха Афанасия;

21. Иеромонаха Феофана;

22. Иеромонаха Серапиона;

23. Иеромонаха Никострата;

24. Иеромонаха Иулиана;

25. Монаха Иоанникия;

26. Монаха Германа;

27. Монаха Назария;

28. Монаха Парфения;

29. Монаха Потапия;

30. Монаха Доримедонта.

- Рапорт архиепископа Полтавского и Кременчугского Филиппа о возможности причисления к лику местночтимых святых настоятельницы Козельщанского Рождества Пресвятой Богородицы женского монастыря Полтавской епархии игумении Олимпиады (Вербецкой).

По окончании заседания владыка Ефрем прокомментировал проделанную работу: "Сегодня прошло первое рабочее заседание комиссии под моим председательством. На данный момент, можно сказать, что потрудились мы плодотворно. Принят ряд серьезных решений комиссий о ходатайстве перед Предстоятелем УПЦ Блаженнейшим Митрополитом Владимиром и Священным Синодом УПЦ о канонизации прежде всего новомучеников Церкви. Необходимо отметить, что правила по канонизации очень строгие и требуют тщательной подготовки. Они все были соблюдены, и это упростило работу комиссии. В дальнейшем этими документами будет заниматься уже Священный Синод Украинской Православной Церкви. Если Священный Синод примет положительное решение в пользу всех рассматриваемых дел, то нам необходимо будет рассмотреть вопросы богослужебных текстов. Это очень сложный, ответственный и трудоемкий вопрос.

Начавшийся год является юбилейным для Украинской Православной Церкви, т.к. отмечаются 15-летие Харьковского собора и 15-летие первосвятительского служения Блаженнейшего Митрополита Владимира в УПЦ. И радует то, что именно сейчас наша Церковь будет украшена духовными подвижниками".

О работе комиссии рассказал и ректор Одесской духовной семинарии, архимандрит Евлогий (Гутченко): "Необходимо отметить, что это было первое заседание комиссии в обновленном составе, который был утвержден Священным Синодом УПЦ на ноябрьском заседании. Было рассмотрено много разных вопросов, представлено много кандидатов для причисления к лику святых, и комиссия очень строго рассматривала каждую кандидатуру. Комиссия представит Священному Синоду свои деяния, которые в дальнейшем будут либо утверждены, либо отвергнуты членами Синода во главе с Предстоятелем УПЦ. Многие дела, касающиеся канонизации новомучеников, комиссия, рассмотрев, отправила на доработку, в связи с тем, что не было точно установлено, не был ли тот или иной священнослужитель самосвятом или обновленцем. Комиссия приняла решение обратиться к преосвященным Украинской Православной Церкви, чтобы они обязательно представляли доказательства того, что рассматриваемая личность действительно принадлежала к канонической Православной Церкви и не уклонялась в раскол.

Радостью для Одесской епархии является положительное решение комиссии по поводу канонизации иерея Феодосия Левицкого, который проходил пастырское служение в Балте. Комиссия приняла решение в ближайшее время обратиться к Блаженнейшему Митрополиту Владимиру и Священному Синоду с ходатайством о причислении к лику святых этого праведного иерея Божия. Русская Церковь готовила его к канонизации еще в дореволюционное время. По указанию Святейшего Синода в 1909 году были обретены его останки. Известные события 1917 года не способствовали тому, чтобы была совершена канонизация и только сейчас восстанавливается историческая справедливость. Также важным деянием комиссии было долгожданное рассмотрение возможности канонизации собора Глинских старцев. Эта канонизация уже давно ожидается православным народом. Комиссия также будет ходатайствовать перед Священным Синодом УПЦ о канонизации этих подвижников благочестия.

Была рассмотрена возможность канонизации ряда новомучеников, пострадавших в XX веке за веру Христову. Каждая кандидатура проверялась очень строго и скрупулезно. Тщательно рассматривались факты каждого дела, в частности, не оговорил ли кого-то при допросах священник, предлагаемый к канонизации.

Предстоит еще решить много вопросов, и мы надеемся, что скоро снова соберемся для продолжения рассмотрения дел, свидетельствующих о святости нашей Церкви".

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Последние комментарии