itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Прикосновение к Афону

0
249
Время на чтение 3 минуты
Часть I

Часть II

Когда знакомишься с каким-то явлением, видишь его впервые, то сначала воспринимается лишь внешняя сторона, и только когда дается возможность встретиться с этим явлением еще и еще раз, то узнаешь его более глубоко. Моя первая поездка на Афон была сравнима с посещением некой сказочной божественной страны. Когда меня спрашивали по возвращении о впечатлениях, я отвечал, что побывал в земном раю. По другому и не сказать. На Афоне удалось увидеть то обилие любви, о которой говорит Христос. Это было самое главное впечатление: любовь, о которой говорит Христос, достижима, она существует и очевидно, что есть обожение.

АфонПроцветание монашеского делания на Афоне познается по этим плодам - как тебя встречают, как к тебе относятся, как тебя провожают. Понимаешь, что это происходит не потому, что ты такой приятный во всех отношениях человек, а потому, что в тебе видят Христа, как и в любом другом человеке. И не важно ни твое имя, ни твое племя, ни твое происхождение. Раз ты сюда пришел, значит, тебя Христос прислал, тебя как Христа и принимают. Это было самое сильное впечатление от знакомства с Афоном.

Весь следующий год душа жаждала новой встречи с Афоном. И Господь благословил, Матерь Божия пустила опять к себе, в Свой Сад. Во вторую поездку думалось так: уже удалось увидеть святыни и красоты Афона, а теперь хотелось бы прикоснуться к глубине духовной жизни святой обители. И вот что вышло из этого стремления.

Однажды в русском Пантелеимоновом монастыре я оказался свидетелем разговора наших соотечественников с одним русским монахом, который подвизается на Афоне. Это было страстное рассуждения о каких-то проблемах. Не выдержав долго, я сказал: "Стоило ли, братия, столько километров преодолевать в достижении Афона, чтобы здесь опять говорить о делах, какие и в России-то надоели?" Монах резко развернулся в мою сторону: "Ну а что, отец, может, поговорим о чем-то духовном?" Отвечаю: "Ну, да". - "Может, о молитве? Я молиться не умею. Может, ты умеешь, расскажешь нам как это делать..." На меня словно ушат холодной воды вылили. Я понял, что, конечно, эти слова были сказаны не им. Это были слова в ответ на мое дерзкое желание проникнуть в какую-то глубокую духовную жизнь Афона. Я понял, что просто не способен ее воспринять, даже если она передо мною и откроется, потому что сам такой жизни не веду. Моя жизнь связана со многими отвлечениями, суетой. Непрестанной молитвой я не занимаюсь, хотя, может, и имею к этому возможность, а приступы стремления к духовной жизни и благочестию перемежаются полосами бездействия в этом отношении. Мне стало ясно, что ни о каких встречах с духоносными отцами просто речи быть не может. Матерь Божия устами этого монаха мне быстро это объяснила. "Все, отец, молчу, - сказал я ему, - говорим о чем угодно, я ничего не понимаю, молиться не умею". Он отвернулся и продолжил свой разговор.

+ + +



Свято-Пантеимонов монастырь на АфонеНеобходимо объяснить, что в свою первую поездку на Афоне я пребывал в каком-то странном состоянии. И не сразу понял, что это было отсутствие помыслов. Их просто не было, и ум находился в относительном покое, никаких мечтаний, ничего совсем. Идешь по монастырям, прикладываешься к святыням, по дороге молишься Иисусовой молитвой. И только потом обнаруживаешь отсутствие помыслов. И когда я спросил своих спутников, то оказалось, что они переживают такое же состояние.

А во вторую поездку произошло совершенно другое. Помыслы вдруг обрушились. Они преследовали и во сне, и днем, стоило лишь прикрыть глаза, начинались какие-то видения. Особо греховного не виделось и не думалось, но надо сказать, что помыслы были нерадостные. Через две недели я почувствовал, что если так вот жить месяц, второй, третий, можно с ума сойти. Подумалось: "Господи, помилуй, а что же здесь испытывает братия, которая подвизается..." Я же понимаю, что меня коснулась лишь малая малость духовной брани, которая ведется на умственном уровне. Стало страшно. После обличения монаха и от действий этих помыслов так усилилось сознание собственной греховности, своей мерзости и пакости, что буквально физически стал ощущать, что оскверняю эту землю своим присутствием.

Кроме того, что ходишь везде, любопытствуешь. Монахи поднялись на Святую гору, чтобы спасаться, а ты им мешаешь, отвлекаешь их. Приходишь сюда со своими грехами, мерзостью, сам совершенно не способный ни к чему глубокому... В общем, уезжал я второй раз с Афона с таким чувством, что вряд ли я еще когда-нибудь сюда поеду. И только по прошествии полугода до меня вдруг дошло, что я-то ведь спасовал. Ведь если духовная брань есть, надо стоять против нее. Пускай маленький, но все же некоторый опыт в этом отношении есть, а когда брань чуть-чуть усилилась, то вместо того, чтобы упереться и сказать: да, Господи, терплю. И терпеть все это, полагаясь на помощь Божию, я сразу сдался и в самом буквальном смысле сбежал оттуда. Прошло время, и к концу очередного срока я понял, что надо ехать во что бы то ни стало, чтобы посмотреть, что же будет дальше. Вот такая получается история с продолжением.
Протоиерей Игорь Филин, настоятель храма прп.Серафима Саровского в пос.Песочный Ленобласти
Подготовила Марина Михайлова

2003 г.

(Окончание следует)

Впервые опубликовано: "Православный Санкт-Петербург"

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Протоиерей Игорь Филин
Суда Божьего околицей не обойдешь
10 марта - Неделя мясопустная, о Страшном Суде
08.03.2024
"Яко смирен и кроток сердцем"
14 ноября - память свв.безсребреников Космы и Дамиана Асийских
13.11.2017
Суда Божьего околицей не обойдешь
6 марта - Неделя мясопустная, о Страшном Суде
07.03.2016
И омоемся от скверны
19 января - Крещение Господне
19.01.2015
Все статьи Протоиерей Игорь Филин
Последние комментарии