Размышление о молитве Преподобного Ефрема Сирина по творениям Святителя Игнатия Брянчанинова

К 140-летию со дня преставления Святителя Игнатия Брянчанинова, епископа Кавказского

0
304
Время на чтение 5 минут

"Господи и Владыко живота моего,
дух праздности, уныния, любоначалия и
празднословия не даждь ми. Дух же
целомудрия, смиренномудрия, терпения и
любве даруй ми, рабу твоему. Ей, Господи,
Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не
осуждати брата моего, яко благословен еси во
веки веков. Аминь"
Молитва Св. Ефрема Сирина.



Множество раз повторяемую в дни Великого поста за богослужением можно услышать молитву Преподобного Ефрема Сирина, прейдя в храм. Наверное, мы не раз задавались вопросом: почему же именно эта молитва была избрана Церковью и введена в великопостное богослужение? Ответ на этот вопрос достаточно прост и однозначен.

Именно в то время, когда человек хочет очистить свою душу для радостной встречи с Господом в Таинстве Евхаристии, враг рода человеческого (ревнуя более всего о подчинении человека своей коварной воли) пытается воздвигнуть всяческие препятствия, с неимоверной силой стараясь не допустить поражающей для него и благостной для нас встречи. Отец лжи и клеветник искони пытается любыми доступными ему средствами уловить душу человеческую в свои мерзкие сети и сделать её своим храмом. С этой то целью и искушает нас лукавый более всего в дни Великого поста, пытаясь посеять в нашу душу тлетворные семена праздности, уныния, любоначалия и празднословия.

Что же за грех праздности и к чему он приводит? Праздность, как учат об этом святые отцы Церкви, - это направленность человеком всех своих жизненных сил как телесных, так и духовных не на путь истинного богопознания, а на телесные сиюминутные удовольствия. Современный человек стал буквально рабом праздности, как будто не замечая при этом оков и цепей которыми он сам всё более и более с каждым днём приковывает себя к тленному миру.

Знаменитый подвижник, писатель-аскет, смиренный наставник монашествующих и мирян Святитель Игнатий Брянчанинов, рассуждая о грехе праздности (рассеянности), пишет следующее: "Безрассудно - провести краткую земную жизнь, данную нам для приготовления к вечности, в одних земных занятиях, в удовлетворении мелочным, бесчисленным, неудовлетворимым прихотям и пожеланиям, ветренно перебегая от одного чувственного удовольствия к другому, забывая или воспоминая редко и поверхностно о неминуемой, величественной, и вместе грозной, вечности".

Как очевидно то, что человек, осознавший ничтожность своих собственных усилий в деле спасения своей души, ступил на первую ступень лестницы добродетелей, так несомненно и то, что человек, объятый духом праздности, уже находится на первой ступени лестницы, ведущей к его душевной погибели.

Ведь праздность или рассеянность, как говорит Святой преосвященный Игнатий, - "сама карает преданного ей: временем всё прискучивает ему - и он, как не стяжавший никаких основательных познаний и впечатлений, предаётся томительному бесконечному унынию".

Очевидность и актуальность высказывания святителя подтверждается душевным состоянием огромного числа наших современников. Это те люди, которые, имея, как им кажется, все необходимые блага для своего счастливого существования очень часто бывают при этом подвержены духу уныния.

Страшным по своим последствиям для души и, к сожалению, часто встречающимся среди людей является также дух любоначалия, именуемый по другому - гордость житейская, тщеславие.

"Путь искателя славы человеческой - постоянное и разнообразное человекоугодие. Тщеславие питается богатством, знатностью рода, громкими именами, которыми увенчиваются служение и угодливость миру и прочими суетными почестями. По такому свойству своему слава земная и человеческая прямо противоположна славе Божией", - научает нас Святитель Игнатий.

У тщеславного человека возникает постоянная необходимость подтверждения и укрепления своей славы среди людей, для чего он часто заискивает перед людьми, зачастую вступая с ними в праздные разговоры. На самом деле то, что мы привыкли именовать между собой как "ни к чему не обязывающий разговор", или "разговор ни о чем", по сути своей является одним из проявлений греха празднословия.

Говоря о грехе празднословия, Святитель Игнатий пишет: "Авва Макарий Великий говаривал скитской братии, когда распускал собрание: "Убегайте, братия". Один из старцев сказал ему: "Отец! Куда бежать нам далее этой пустыни?" - Тогда Макарий положил перст на уста свои и сказал: "Этого убегайте". Сказав, он пошел в келлию и, затворив двери, пребывал один".

Но молитва Св. Ефрема Сирина не исчерпывается лишь нашей просьбой к Богу о недопущении в нас выше обозначенных страстей. Далее мы просим Бога о даровании нам добродетелей целомудрия, смиренномудрия, терпения и любви.

Зачастую многие из нас не понимают значения многих церковно-славянских терминов, выражающих то или иное понятие. Типичный случай - это непонимание или неправильное понимание термина целомудрие.

В труде "О добродетелях, противоположных восьми главным греховным страстям" Святитель Игнатий дает такое краткое определение добродетели целомудрия: "Начало целомудрия - неколеблющийся ум от блудных помыслов и мечтаний; совершенство целомудрия - чистота, зрящая Бога".

Следующая добродетель, которой так не хватает современному человеку это смиренномудрие. Термин, также требующий пояснения. Итак, "Смиренномудрие - правильное понятие человека о человечестве: следовательно, оно есть правильное понятие человека о самом себе. Прямое действие смирения, или смиренномудрия, заключается в том, что правильное понятие человека о человечестве и о самом себе примиряет человека с собою, с человеческим обществом, с его страстями, недостатками, злоупотреблениями, с обстоятельствами частными и общественными, - примиряет с землею и небом. Добродетель смирения получила свое наименование от рождаемого ею внутреннего сердечного мира. Когда имеем в виду одно успокоительное, радостное, блаженное состояние, производимое в нас добродетелью, то называем ее смирением. Когда же намереваемся вместе с состоянием указать и на источник состояния, тогда именуем ее смиренномудрием", - пишет Преосвященный Игнатий.

Христианское отношение к следующей добродетели - терпению - иное, нежели в окружающем нас мире. В нашем обиходе существует такое простонародное выражение: "терпеть, стиснув зубы". В большинстве случаев им обозначается обстоятельства, при которых человек терпит что-либо, но при этом сердце его полно гневных мыслей и находится в яростном возмущении. Совсем другое понимание добродетели терпения в Православии.

Святитель Игнатий по этому поводу пишет следующее: "Хочешь ли постоянно пребывать в святом дому терпения? - Запасись пищей, необходимой для такого пребывания: стяжи и умножай в себе помышления и чувствования смиренные. Вид смирения, предуготовляющий к терпению скорбей пред пришествием их и способствующий к благодушному терпению скорбей по пришествии их, святыми Отцами назван самоукорением".

Последняя из названных добродетелей в молитве и первая по своей значимости - любовь.). Перечислим же вместе со Святым подвижником Игнатием Брянчаниновым некоторые видимые действия, которые включает в себя добродетель любви: "Верность к Господу, доказываемая постоянным отвержением всякого греховного помысла и ощущения. Зрение в ближних образа Божия и Христа; проистекающее от этого духовного видения предпочтение себе всех ближних и благоговейное почитание их о Господе. Любовь к ближним братская, чистая, ко всем равная, беспристрастная, радостная, пламенеющая одинаково к друзьям и врагам. Глубина смирения и уничиженнейшего о себе мнения...". "Конец бесконечен!" - такими словами Святитель оканчивает перечисление возможных проявлений этой христианской добродетели.

В завершении хотелось бы привести следующие слова сказанные некогда Святителем Игнатием: "Христианин, внимающий своему спасению, должен помнить, что любой порок, если возобладает в человеке, может погубить его душу. Послабление одному греховному навыку может открыть вход в душу многим грехам и порокам. Постоянное бдение над своим сердцем и искоренение из него всех греховных навыков будут постоянно вести христианина по духовному пути совершенствования".
Юрий Кищук, Декан Карагандинского филиала Миссионерско-богословского факультета Алматинского Епархиального Духовного училища

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Юрий Кищук
Уроки русского востоковедения
К 130-летию окончания русско-турецкой войны и подписанию Берлинского трактата
27.06.2008
Все статьи Юрий Кищук
Последние комментарии
Леваки назвали великого русского философа Ильина фашистом
Новый комментарий от боеприпас
19.04.2024 19:28
Жизнь и деяния Никиты Кукурузника
Новый комментарий от Владимир Николаев
19.04.2024 18:57
«Не умеет разговаривать по-русски? Домой!»
Новый комментарий от Могилев на Днепре
19.04.2024 18:56
Православие на счетчике
Новый комментарий от Vladislav
19.04.2024 18:39
Крокус Сити: уроки и выводы
Новый комментарий от Валерий Медведь
19.04.2024 18:35
На картошку!
Новый комментарий от Vladislav
19.04.2024 18:30
Нужна «чистка» нашей творческой «элитки»
Новый комментарий от Русский танкист
19.04.2024 15:05