itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

"Православный рок"?

Размышления о современной русской православной песне на примере творчества Вячеслава Капорина (Москва) и Антона Галицкого (Санкт-Петербург)

0
224
Время на чтение 6 минут
В июле прошлого года, на Фестивале православной культуры "Царские Дни" в Екатеринбурге мне довелось познакомиться с двумя в высшей степени интересными и неординарными людьми - "православными рок-музыкантами" Вячеславом Капориным из Москвы и Антоном Галицким из Санкт-Петербурга. Я неслучайно поставил словосочетание "православный рок" в кавычки и снабдил его к тому же вопросительным знаком. Также неслучайны здесь кавычки и в определении "православные рок-музыканты". Дело в том, что несмотря на наличие элементов рок-музыки в их песенном творчестве и исполнительской манере (оба музыканта блестяще владеют искусством игры на гитаре - как классической, так и "электрической"), не поворачивается язык назвать жанр их музыкального творчества рок-музыкой. Подчеркиваю этот момент специально, поскольку мне известны приниципиальные возражения против этого рода музыки, бытующие как в кругах православного духовенства, так и в среде широкой православной общественности.

Возражения эти основываются на неких преувеличенно пуританских представлениях о сфере допустимого в стилистике современной православной музыки. Как известно, современная субкультура так называемого "рока", выходящая за пределы собственно музыки и включающая в себя весьма специфические мировоззренческие и поведенческие стереотипы ее адептов, в целом ряде ее проявлений по праву может быть отнесена к современному сатанизму, притом исключительно западного происхождения. Вполне естественно поэтому неприятие в целом этой субкультуры истинно православными русскими людьми, несовместимость ее с православной духовностью, православным мировоззрением и мироощущением. Поэтому мне представляется чрезвычайно важным корректное жанровое определение музыкального творчества В.Капорина, А.Галицкого, других авторов и исполнителей современной русской православной песни, по возможности точное и дифференцированное выявление места и роли в нем элементов роковой стилистики, дабы избегать огульных обвинений этих талантливых музыкантов и православных патриотов в насаждении "роковой заразы" в православной среде.

Кроме того здесь необходимо четко разделять два понятия, два жанра -
1) православная литургическая музыка и 2) современная массовая православная песня.

Если первый из них по справедливости консервативен и не допускает каких-либо музыкально-эстетических новаций в сторону современной музыкальной масс-культуры, более того, не терпит даже, казалось бы, невинных новшеств, вроде попыток введения инструментального сопровождения в сугубо вокальную стихию православной литургической музыки (подобные новшества попросту запрещены канонами Православной Церкви), то второй жанр не только допускает все это, но, с моей точки зрения, терпит и некоторую долю роковой стилистики - в том числе и в особых случаях и с особой целью.

Так, в песне "Господа демократы ХХI века" на музыку Игоря Талькова (слова и аранжировка Антона Галицкого, диск "Боже, Царя верни!") элементы тяжелого рока подчеркивают сатанинскую суть современной псевдодемократии. Аналогичную эстетическую функцию своеобразного музыкального обличения выполняет стилистика тяжелого рока и в таких замечательных по силе воздействия песнях Вячеслава Капорина, как "Антисектант-блюз" и "Песня о Русском Медведе".

Об умеренном, весьма деликатном и ненавязчивом использовании элементов рока можно говорить в случаях обращения А.Галицкого к стилистике так называемой бардовской песни (см., например, песни "Обращение к дочери", "Жизнь" из цикла "Новозаветный Ковчег" А.Галицкого). Здесь весьма приятное впечатление производят такие качества музыки, как задушевная авторская интонация, натурально-диатоническая ладовость, пластическая речитативность вокальной партии.

В целом же, анализируя стилистику песен Антона Галицкого и Вячеслава Капорина, приходится говорить не столько о роке, сколько о явной приверженности этих музыкантов к традиционной музыкальной культуре - традиционной в лучшем смысле этого слова. Я имею в виду их обращение к многовековой музыкальной традиции, как народной, так и профессиональной, как преимущественно русской, так и изредка западноевропейской. Западноевропейские влияния редки и тем более примечательны, поскольку свидетельствуют об изысканном вкусе указанных авторов (таково, например, использование стилистики итальянской народной и профессиональной танцевальной музыки эпохи Возрождения, в частности, в балладе-триптихе А. Галицкого "Троица" из цикла "Новозаветный Ковчег", кельтской балладности в песне "Душа и свобода" из того же цикла).

Однако наибольшее место среди благотворных влияний традиционной музыкальной культуры на творчество Антона Галицкого и Вячеслава Капорина по праву занимает русская музыкальная стихия, что и неудивительно - оба они являются русскими людьми и русскими музыкантами, сознательно и последовательно выражающими и утверждающими в своей музыке мировосприятие, ценности и идеалы русского человека - как художественные, так и более широкие духовные, морально-нравственные. Об этом последнем аспекте творчества А.Галицкого и В.Капорина я скажу подробнее несколько позднее, сейчас же хотел бы продолжить его жанрово-стилистический анализ.

Русские корни музыкального творчества Антона Галицкого и Вячеслава Капорина глубоки и многообразны. Здесь и русский романс (см., например, песни "О, Россия пресветлая!", "Простите нас..." цикла "О, Россия пресветлая!" Антона Галицкого, многие песни из его же цикла "Новозаветный Ковчег" (NN7-11), русско-цыганский "жестокий" романс, русская "испанщина" (см., например, песни "Я ухожу, а ты остаешься", "Молитва к Ангелу Хранителю" из "Новозаветного Ковчега"). Особое же место в музыкальной стилистике песен А.Галицкого и В.Капорина занимает стихия русской крестьянской песенности и танцевальности. Ее благотворное и оргигинальное влияние прослеживается во многом: в характерной диатонической ладовости (часто встречаются дорийский и миксолидийский лады), в использовании пентатоники, в сознательных имитациях древних русских свирельных наигрышей, балалаечных переборов, для чего авторы подчас прибегают и к соответствующему инструментарию (см., например, песни "Певец живых цветов" и "Река Тура" В.Капорина из цикла "Боже, Царя верни!"), в заимствовании элементов русской протяжной песни, русской подголосочной полифонии (см., например, его песню "Царская Голгофа" из того же цикла). Встречается и деликатное использование элементов русского народного хорового пения северного типа (см. песню "Фиалковый воин" В.Капорина из упомянутого цикла, где они сочетаются с русской романсовостью и вальсовостью), встречаются даже имитации русских народных причетов (см., например, песню "Как над горкой, над горой...", в сочетании с архаичными свирельными наигрышами и в роковом ритмо-тембровом одеянии). Все это свидетельствует о весьма глубоком знакомстве данных авторов "православного рока" с русским музыкальным фольклором - в том числе с его глубинными, древними пластами.

Натуральная ладовость, жанровые, ритмо-интонационные, тембровые черты русской, даже некой праславянской архаики причудливо и оригинально сочетаются в некоторых песнях А.Галицкого, В.Капорина, равно как и некоторых других авторов современной русской православной песни, с тонкой и изощренной импрессионистичностью гармонической, фактурной и тембровой палитры (вплоть до искусных имитаций звучания индийского ситара), с роковыми ритмо- и тембро-интонациями.

Вместе с тем, было бы натяжкой и упрощением говорить о стихии музыкального рока в творчестве указанных авторов исключительно как об образе и синониме негативного начала, только как об инструменте обличения злых сил - элементы, так сказать, "здорового рока" в современной русской православной песне в целом ряде случаев придают ей подчеркнуто современный, экспрессивный, можно даже сказать, оптимистический ритмо-пульс.

В заключение хотел бы сказать о страстном гражданственном, патриотическом пафосе современной русской православной песни, о той значительной социально-воспитательной функции, которую она, безспорно, выполняет. В этом плане трудно переоценить ее значение для патриотического, гражданственного воспитания современной русской молодежи. Авторы и исполнители русского "православного рока" (в стилистическом отношении его можно определить также как одну из оригинальных русских разновидностей так называемого "фольк-рока" /"Folk Rock"/) обращаются к нынешней русской молодежи на понятном ей языке, но, вместе с тем, не подлаживаются под низменный вкус ее части, но стараются вести ее за собой в более возвышенные духовные сферы. Этому призван способствовать как оригинальный и подчас весьма изощренный музыкальный язык, так и сильный, впечатляющий словесный текст, далекий от примитивной назидательности, но, как правило, весьма выразительный - то гневно-обличительный, то сокрушенно-сострадающий, то проникновенно-увещевающий, то лукаво-юмористический. Образно-эмоциональная палитра песен Антона Галицкого и Вячеслава Капорина, других выдающихся творцов современной русской православной массовой песни достаточно широка - от тонкой задушевной лирики до разящего сарказма, от своеобразных лирических зарисовок родной природы до обличительного гротеска, бичующего современный сатанизм в самых различных его проявлениях.

Вместе с тем, размышляя о масштабах воздействия современной русской православной массовой песни на современное русское общество, было бы несправедливым усматривать в этом воздействии лишь обращение протагонистов данного жанра к сугубо молодежной аудитории. Как мне представляется, нынешний русский "православный рок" в наше роковое, воистину предапокалипсическое время не может не волновать и не восхищать и более зрелые поколения русских людей, все здоровые силы нынешней страждущей России, которые - через покаяние и активное сопротивление мiровому злу, с Божией помощью - чают восстановления Русского Православного Царства.
Александр Евгеньевич фон ден Бринкен, русский композитор, пианист, органист и музыковед (Швейцария), кандидат искусствоведения, лауреат Международного композиторского конкурса имени Карла-Марии фон Вебера в Дрездене (1976), член Союза композиторов Санкт-Петербурга

Сентябрь 2006 года, г.Люцерн, Швейцария

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Александр Бринкен
Совместима ли рок-музыка с Православием?
Комментарий к богословско-музыковедческим изысканиям профессора В.В.Медушевского
22.02.2007
"О полемическом противостоянии" Андрея Рогозянского с Михаилом Назаровым
Ответ на реплику А.Рогозянского "Об иудейскои иге..."
25.06.2005
Все статьи Александр Бринкен
Последние комментарии
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
29.03.2024 07:07
«Не только кощунственный, но и антигосударственный акт»
Новый комментарий от Александр Волков
29.03.2024 06:47
О красных и белых
Новый комментарий от Потомок подданных Императора Николая II
29.03.2024 00:26
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Vladislav
29.03.2024 00:17
Если всерьёз об Эдмунде Шклярском и о «Пикнике»
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 23:30
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09