itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

Чьи взгляды отражает обращение епископа Диомида?

0
148
Время на чтение 5 минут
Потенциально многих, очень многих церковных людей, чья вера проста, кто любит святыню, храм Божий, непротиворечивость и мир, шмелевскую "тишину в Православии", кто избегает вступаться в те сферы, которых сам до конца и надежно не чувствует. Такой человек искренне недоумевает: раз православная вера единственно спасительная и истинная, тогда о чем говорить православному иерарху с муллой, ламой, раввином? Они же не верят в Христа, они все равно будут считать христианина неверным, чужим, заблуждающимся! Более того, все религии стремятся склонить человека в свою сторону. Разве не странно: вместо того, чтобы проповедовать, состязаться за души, представители разных вер сидят и дискутируют о "взаимопонимании и сотрудничестве"? О чем говорить? Разве от иноверных мы ищем ответы? Разве нам не довольно своих, православных Писания и Предания? Какое взаимопонимание в частностях, если нет понимания в главном - Евангельских заповедях и церковнослужении? Какое соучастие верного с неверным?

Не нужно превозноситься над этою логикою простеца. Во многом она органичней, вернее любого из существующих обоснований "межконфессиональных контактов". Мне, откровенно сказать, симпатичен этот образ веры, как и люди данного образа. Симпатичен хотя бы уже потому, что саму жизнь такой человек ощущает в связи с простою целесообразностью, оставаясь равнодушным к абстрактностям, а по большинству пребывая в своем малом мире и "большой мир идей", "мир из телевизора" созерцая недоверчиво-отрешенно. С таким ощущаешь себя спокойней и проще, нежели с вечно мятущимся столичным всезнайкой-ханжой, просвещенным, как говорит один миссионер-проповедник, "богословским разумом и политологическим образованием". Конфликт, обозначившийся в письме вл. Диомида, - это во-первых конфликт двух Россий: столичной и провинциальной. Почти сверхъестественное, чудесное устроение жизни и диалектика современного суперполиса нимало не напоминают условий существования "глубинной России" и ее скромных возможностей, отдающих предпочтение прямоте и определенности, опоре на ближних, родных, неизменности условий, минимализму во внешних предприятиях и замыслах, убеждению в неизменности основных жизненных категорий: "богаты не были и теперь уж не будем", "не плюй в колодец...", "не потопаешь - не полопаешь" и т.д.

Большая трагедия этого типа состоит в том, что такое же глубоко жизненное, простое и утешительное пастырство отходит в прошлое, почти уже отошло. Просвещенное же богословским разумом и политологическим образованием начинает подозревать во всем этом одну только темноту и стихийность. Современность не оставляет в покое никого. Ужасная трещина разверзается перед душою, в мир которой внезапно вторгается то, что она оценить и понять не способна: номера, чипы, расколы, масонские заговоры и другое подобное. Настороженность, замкнутость и даже определенное опасливое фантазерство становятся нормою здесь, что впрочем понятно: нельзя до конца предусмотреть, "чего еще там против нас выдумают". Но важно, что беспокойство, протест не переходят за рамки глухого неодобрения. Всё, что необходимо здесь, - это не выразиться, не показаться, а отстоять свой малый мир и не быть втянутым в непонятные игры.

Церковные управление и руководство, несомненно, должны оградить и покрыть этих своих верных от неоправданных утеснений и треволнений. Иначе, зачем еще будет нужна вся эта великолепная сложность выстраиваемых церковно-государственных отношений, дипломатии, наводящей мосты через пропасть мирского и неотмирного?

Вторая конфликтная линия проходит уже по самому тексту и начинается там, где в Обращении заявляет о себе отвлеченное знание. Простоту и цельность веры раскалывает, подминает под себя мышление некими универсальными и сверхценными идеями-принципами. Оба булгаковские классические определения сущности интеллигенции - беспочвенность и идейность - ярко проявляют себя в бытующих в среде православных представлениях о том, "как всё должно быть": о монархии, симфонии, народности и антинародности, каноничности и неканоничности управления, соборности мнений и пр. Обращение, пришедшее с Чукотки, несомненно, рождено на свет отнюдь не лесковскими отцами кириаками, но умом человека пришлого, заключенного в себя, не имеющего теплоты связи с этой землею, а восполняющего вынужденную свою периферийность, оторванность в расстоянии усиленным умственным поиском и рационализацией.

Душа томится и неизбывно томится, но тем, чего в самом деле не может постичь и проверить; что нимало не следует из ее собственного опыта. В "большой мир", в пространство универсальных вопросов она вышла, как следует не освоив и малого. Последнее характерно не только для тех, кто волею судеб очутился на краю света. Наши приходы крупных городов, богословские заведения переполняет в точности тот же поверхностный активизм, та же отвлеченная убежденность, свидетельствующая больше об общем душевном дискомфорте и тупиковости, нежели о реальной готовности служить заявляемым принципам.

Разнятся лишь мера и вкус, эрудиция и умение подавать себя публике. По большому же счету, вряд ли что кардинально отличает московского профессора-полемиста, потомственного интеллектуала и выпускника философского факультета первого вуза страны от игумена-апокалиптика с берегов бухты Провидения. Противоречие в данном случае чисто стилистическое. В действительности, почти всё равно, что полагать для себя за отправной пункт: пророчества ли Пелагеи Рязанской или последние культурфилософские концепции, великодержавничество Льва Тихомирова или созерцания и гимны Симеона Нового Богослова. Беспочвенность и идейность по-настоящему преодолеваются живой принадлежностью к первооснове нашей веры: умно-сердечному деланию либо, в качестве альтернативы, смиренному, в простоте и незлобии принимаемому тяглу - повседневному крестоношению христианина.

Православное исповедание без этого, вне реалий, обнаруженных святыми отцами, остается в большой мере натяжкой, авансом и декорированием нашей глубокой растерянности. Таковое исповедание заведомо обречено на скитание и разобщение. Чукотское Обращение вопиет от имени всех, кто не понимает происходящего и себя в том, что вокруг происходит. Это манифест нашего духовного сиротства, отсутствия нити, ненахождение которой в ближайшее время может произвести еще более сугубые и многочисленные бедствия.

Некоторое дополнительное различение я бы на данном месте провел для тех, кто несет на себе бремя ответственности и кто смотрит на это со стороны. Пожалуй, мы переходим черту, чувствительную черту, за которой начинается какой-то тотальный этический слом, когда позволяем себе рассуждать в категориях долженствования по поводу тех, кто облечен обязанностями и властью, о предстоящих пред нас и над нами. Тяжелым рикошетом самоуверенная критика бьет и разрушает самого критикующего.

Наконец, рассудив, чьи взгляды отразило в себе послание епископа Диомида, укажем и на то, чьих взглядов оно точно в себе не отражает. Ничего нет в нем, во-первых, от политиканства и вождизма, которыми, как у М.Назарова, любой из удобных случаев тотчас же используется под сколачивание собственных кружков и движений, предъявление ультиматумов. Как пишется в подобных случаях в строках объявлений: господам организаторам волнений просьба не беспокоиться...

Также в самом Обращении при всем желании не мы найдем ничего, что может порадовать глаз либеральной общественности. Помимо спорного шага по обнародованию разногласий, конечно, и истекающего отсюда высокого гуманистического злорадства. В прочем же документ представляет программу перехода на более консервативные позиции, чем нынешние; закладка динамита, если таковая и происходит, приходится как раз под ваше глобально-секулярно-правозащитное здание. Насколько умело - вопрос. Но определенный консервативный задел имеется, в чем вы, господа, по ходу дела могли убедиться.

Театральными жестами пытаются выдавить энтузиазм из себя и тени-фантомы РПЦ, персонажи из табакерки - разнообразные РПАЦ, РИПЦ и еще Бог весть кто. Уж как в одной голове уживаются претензии к диаметрально противоположным вещам: сначала к РПЦ как к средоточию консервативной оппозиции демократическому государству (внимание: стук-стук!), а затем опять-таки к РПЦ как излишне политкорректной и экуменичной - об этом наверняка не ведает и сам Роман Лункин с Кредо.ру. Как сложно, невероятно сложно решить господам, в чем заключается их собственный пафос: в просвещенности и лояльности либо, напротив, в катакомбнических максимализме и всеобличительстве? Вероятно, по ситуации: если Московская патриархия скажет "солоно", мы заявим "кисло". И наоборот.

Но по тем стереотипным вешкам, которые Кредо.ру, не удержавшись от искушения, принялось-таки расставлять по полю (интервью с Г.Якуниным, М.Ардовым), можно с уверенностью сделать прогноз о скором разумном и обоюдоприемлемом разрешении конфликта. И Анадырь, и Чистый переулок трижды обнимутся и расцелуются уже только затем, чтоб данные экстравагантные личности, пионеры, титаны и отцы демократии, их с компетентными лицами больше не комментировали.
Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Рогозянский
Духовное завещание отца Василия Ермакова
3 февраля - 17 лет со дня преставления прославленного петербургского пастыря
03.02.2024
Стоящий на границе двух заветов
7 июля - Рождество св. Предтечи и Крестителя Господня Иоанна
07.07.2023
Космос Святого Георгия
Память 6 мая
05.05.2023
Все статьи Андрей Рогозянский
Последние комментарии
О красных и белых
Новый комментарий от Vladislav
28.03.2024 22:35
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Калужанин
28.03.2024 22:04
Молчать нельзя осаживать
Новый комментарий от Александр Тимофеев
28.03.2024 21:09
Прежней «половинчатой» жизни больше не будет
Новый комментарий от С. Югов
28.03.2024 20:04
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:31
Пикник на обочине Москвы
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 18:30