Попытка ликвидации официального статуса русского языка в Казахстане, или резервация для русских

Как и следовало ожидать, развитие этнократических тенденций в Казахстане окончательно развязало руки агрессивному националистическому лобби. Как сообщает Kazakhstan Today, группа депутатов во главе с небезызвестным Мухтаром Шахановым выразило несогласие с нормой Конституции РК об употреблении русского языка наравне с казахским. Они обратились в Конституционный совет с запросом об истолковании постановления КС от 8 мая 1997 года о соответствии закона "О языках в РК" Конституции.

Как заявил Шаханов: "С момента принятия независимости ущемляются права наших граждан по использованию государственного языка. Главная причина этому... в самой Конституции". Депутатов не устраивает слово "наравне" и они настаивают на всеобщем приоритете казахского языка над другими языками, подразумевая под этим, - "официальный" русский язык.

Между тем, Конституционный Совет в своём Постановлении за N10/2 от 8 мая 1997 года уже давал своё толкование этой, в общем-то, однозначной конституционной норме. В постановлении КС со всей определённостью говорится: "Данная конституционная норма понимается однозначно, что в государственных организациях и органах местного самоуправления казахский и русский языки употребляются в равной степени, одинаково, независимо от каких-либо обстоятельств".

Однако казахских ура-патриотов такое заключение не устраивает, и они пытаются понудить членов КС изменить свой окончательный вердикт и ещё раз "перетолковать" формулу "наравне". Причём их совершенно не смущает тот факт, что сама постановка вопроса имеет вызывающе дискриминационный характер не только по отношению к 26% этнических русских, но и ко всему русскоговорящему большинству населения республики.

Не случайно тот же КС в своём Постановлении отметил попытки законодателей "скорректировать" норму Конституции РК, утверждающую, что в органах государственной власти и местного самоуправления "наравне с казахским официально употребляется русский язык". Разумеется, члены КС поделикатничали и не назвали эти "коррективы" настоящим своим именем: дискриминацией всех русскоязычных граждан страны.

На общем антироссийском фоне, латентно присутствующем в казахстанской политике, этот шаг национально озабоченных парламентариев выглядит закономерным и логичным. Как известно, президент Назарбаев решил внести изменения в Конституцию РК, и национал-патриоты готовят почву для "новой" редакции статьи о статусе русского языка. Цель казахских националистов проста: если не удастся совсем упразднить п.2 ст.7 Основного Закона, то следует "выхолостить" его содержание.

Принимая во внимание то обстоятельство, что в парламенте РК абсолютное большинство составляют казахи, такие одиозные личности, как Мухтар Шаханов, чувствуют себя в коридорах законодательной власти очень комфортно. Национал-патриоты уверены, что десяток депутатов, назначенных быть русскими, в лучшем случае промолчат, а остальные вынуждены будут поддержать инициативу "группы депутатов". Атмосфера во властных кругах Астаны такова, что, демонстрируя здравый смысл к языковой проблематике, можно попасть в категорию "асфальтовых казахов" и поплатиться карьерой.

Единственный авторитет для "отвязанных" националистов - Нурсултан Назарбаев. Его они боятся, и он их жёстко контролирует. И если национал-патриоты отважились на публичное требование опустить "ниже плинтуса" статус русского языка, значит чувствуют за собой мощную поддержку.

Вообще, следует заметить, что игры с "патриотами" сыграли с властями злую шутку: неафишируемая ставка властей на строительство национального государства, выпустила на свободу "джина" национализма, пустившего корни во все слои казахского общества. И теперь казахские националисты, осевшие в госорганах после кадровых "этнических зачисток", оказывают влияние на Назарбаева и задают своему "освободителю" параметры внутренней и внешней политики.

Разумеется, изменение "семантики" статьи об "официальном" статусе русского языка приведёт к его фактической ликвидации. При этом русское население, не воспользовавшееся программой переселения, окажется в культурно-этнографической резервации. Не имея политических прав и отделенные непреодолимым языковым барьером, русские окажутся окончательно запертыми в границах национальной общины, обречённые на гражданскую "второсортность" и постепенную ассимиляцию.

Между тем само казахское общество рыхло и делится на две части. Как считает Эрик Хамитов, одна его часть - это казахи, интегрировавшиеся в русскоязычное общество, а другая - "этнокультурная общность" казахов, не принявшая по разным причинам русско-европейские ценности. Поэтому "русский вопрос" для Казахстана является по существу "казахским вопросом", определяющим стратегический вектор цивилизационного развития страны.

Но, судя по всему, в Астане делают выбор в пользу "русской резервации". Во всяком случае, предстоящее реформирование Конституции РК не предполагает за русской частью населении обретения каких-либо политических прав. Ведь всем понятно, что пересаживание в депутатские кресла членов Ассамблеи народов Казахстана - это популистская арифметика, а не концептуальное решение "русско-казахского вопроса".

Вряд ли КС пойдёт на "перетолковывание" конституционной нормы о русском языке, но это, в принципе, мало что меняет в положении русских в Казахстане. Их по-прежнему будут стараться загнать в политически бесправную "общинную" резервацию. И в этом отношении антирусский демарш казахских депутатов является свидетельством того, что власти страны выбирают свой "особый путь" - "казахский султанат", одетый так сказать в цивильную фрачную пару.

Опубликовано: http://www.russians.kz/
Прислано: "Ладинформ"

Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Игорь Курбатов:
Все статьи автора
Последние комментарии
Сорос лоббирует закон «о семейном насилии»
Новый комментарий от Александр Копейкин
11.12.2019
Возбудить дело против депутата Оксаны Пушкиной
Новый комментарий от Александр Копейкин
11.12.2019
«Ржев»: о священной войне с мерзавцами, которые позорят фронтовиков
Новый комментарий от Русский Сталинист
12.12.2019
«Памятник будет символом всеобщего покаяния»
Новый комментарий от PRO
12.12.2019
Россия и государственные услуги
Новый комментарий от Света Ч.
12.12.2019