itemscope itemtype="http://schema.org/Article">

"Вино веселит сердце человеческое"?..

Нужно ли современным православным употреблять спиртное

Новости Москвы  Наркомания, алкоголизм и табакокурение 
0
261
Время на чтение 7 минут
Прежде чем начать размышлять о подводных камнях винопития, хочу оговориться: Церковь не возражает против разумного и умеренного употребления вина и, более того, даже запрещает им гнушаться. К тому же, по собственному опыту знаю, что тема "сухого закона" среди воцерковленных мирян весьма непопулярна. Поэтому, чтобы никого не искушать, уточню: я никому ничего не хочу навязывать, пусть каждый руководствуется своей совестью. Данная статья обращена к тем, кто хочет быть честным перед самим собой и Господом, к тем, кто искренне желает убрать любую преграду на пути возрастания во Христе.

Один известный православный публицист, полемизируя с членами "Общества трезвости", заявил: "Ну, слабые мы, нам, чтобы снять стресс, надо пятьдесят граммов водки выпить. А вы хотите нас лишить сего натурального антидепрессанта...". На первый взгляд, это - безобидное высказывание, а на самом деле - опасное, так как слабость возводится в ранг нормы. Так и напрашивается вопрос: где же решимость преодолеть сию слабость и обращение к всесильной помощи Божией?

Православные призваны быть представителями Христа, а Спаситель заповедовал сильным носить немощи слабых. Посему Апостол учил: "Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов" (Гал. 6). Нетрудно сделать вывод: если ты в чем-то духовно сильнее, к примеру, знаешь меру в спиртном за праздничным столом, а твой ближний в этом слаб, то, следуя голосу Христовой любви, тебе нужно постараться не соблазнять брата своего. Заповедь "возлюби ближнего..." должна проявляться в делах, а не в словах. Не зря апостол Павел говорил: "если пища соблазняет брата моего, не буду есть мяса вовек, чтобы не соблазнить брата моего" (1 Кор. 8). Коль апостол такое говорил об идоложертвенном мясе, то тем паче эти слова можно отнести и к алкоголю, который еще в 1975 году на 28-й сессии Генеральной ассамблеи ВОЗ был признан наркотиком, подрывающим здоровье.

Конечно, апостол Павел советовал своему непьющему ученику Тимофею: "Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частых твоих недугов" (1 Тим. 5). Но, во-первых, данное высказывание относится к духовному человеку, у которого не было привязанности к спиртному. Во-вторых, имелось в виду хорошее вино, которое найти ныне весьма проблематично: в красивых бутылках зачастую содержится алкогольный суррогат. Впрочем, в наше время не только качественного вина практически нет, но и пива. "Нынешняя технология приготовления пива не имеет ничего общего с тем пивом, которое употребляли раньше, - пишет кандидат медицинских наук В. Ильющенков. - Все старинные секреты его приготовления отодвинуты. Новое пиво, которым "затоплены" сейчас все города и веси, напичкано всевозможными добавками и тоже обладает наркотическим действием, так же, как водка, вызывает привыкание и разрушение внутренних органов. Уже появился новый термин: пивной алкоголизм. Человек, который начинает с бутылки пива, через несколько месяцев выпивает их три-четыре, по нашим наблюдениям... Что характерно, современное пиво вызывает очень быстрое разрушение печени и поджелудочной железы. Причем цирроз печени наступает даже быстрее, чем от употребления крепких алкогольных напитков. А разрушение внутренних органов идет гораздо быстрее. Возникают патологии, связанные с хроническим панкреатитом".

В-третьих, и хорошее вино должно употребляться в небольшом количестве, что для многих современных верующих тоже является проблемой. Как точно подметил профессор Владимир Юдин: "Уже привыкшим к большим дозам вина куда легче отказаться от него полностью, чем терзать себя малыми дозами по праздникам. Я знаю, что многие этого искушения не выдерживают".

Православным необходимо жить в реальности. А реальность сейчас такова - пьянство и алкоголизм в нашей стране принимают катастрофические размеры. В России ежегодно от "зеленого змия" погибает от 40 до 50 тысяч человек. Поэтому спивающемуся обществу, утопающему в пучине "огненной воды", как спасительный круг, нужен пример православных, способных отказаться от всякого употребления спиртного. О какой любви к ближним может идти речь, если верующие не хотят вставать на борьбу за трезвые традиции? Кому, как не христианам, следует проводить безалкогольные свадьбы, торжества, трапезы. Опять же, по словам В. Юдина, "чем больше будет таких примеров, тем лучше. Тем большее число ныне пьющих (или, тем более, молодых, еще не втянувшихся в это дело) задумается о возможности последовать такому спасительному примеру".

Думаю, в этом смысле хорошим примером для всех православных может послужить житие преподобного Серафима Саровского. Он и на священническом служении при монастыре, даже до принятия на себя особых аскетических подвигов, не употреблял вино. Более того, "Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря" гласит, что старец Серафим "кушать, не возбраняя, благословил всегда вволю, но вина - "чтобы и запаха его у меня в обители не было!"". Преподобный понимал: "У кого вой? у кого стон? у кого ссоры? у кого горе? у кого раны без причины?.. У тех, которые долго сидят за вином... Не смотри на вино, как оно краснеет, как оно искрится в чаше, как оно ухаживается ровно: впоследствии, как змей, оно укусит, и ужалит, как аспид; глаза твои будут смотреть на чужих жен, и сердце твое заговорит развратное" (Пр. 23). К величайшему сожалению, проблема злоупотребления спиртным имеет корни и в церковной истории. Не хотелось бы касаться темы винопития в среде священства ("диаконы также должны быть... не пристрастны к вину" (1 Тим. 3)). Отмечу лишь, что в 1871 г. по Калужской епархии были осуждены церковным судом представители духовенства за: нетрезвость и буйство - 8 человек; нетрезвость - 30 человек ("Калужские епархиальные ведомости", 1872, N 10)... Как говорится, комментарии излишни.

Однако многие отстаивают идеи "культурного пития", привыкнув отмечать праздники со спиртным, и не задумываются над тем, что употребление и небольшой дозы алкоголя, по сути, свидетельствует о том, что верующий ищет удовольствия в вине. Получается, что общаться "на сухую", за чашечкой чая, даже в кругу братьев и сестер во Христе, такой православный не умеет. Давайте задумаемся: почему современный православный выпивает, какую пользу ему приносит алкоголь? Во-первых, наверное, мирянин выпивает потому, что "вино веселит сердце", - как говорил царь Давид в псалмах. Иными словами, алкогольные напитки вызывают приподнятое настроение и мышечное расслабление. Но верующий же должен приобретать "приподнятое настроение" другими способами. Например, через творческий труд, помощь ближним, занятия физкультурой и т.д. Православному необходимо радоваться и веселиться о Христе Воскресшем. Счастливому человеку и в голову не придет расслабляться с помощью вина: тот, кто всем доволен, не имеет такой потребности. Если у верующего в душе мир и радость, то допинг для того, чтобы комфортно чувствовать себя в компании, ему не нужен. Во-вторых, алкоголь хотя бы на время примиряет человека с жизнью, ибо пьющий индивид несчастен по своей сути. Следовательно, у выпивающего недостает смирения и адекватного восприятия жизни. Воистину, как сказал апостол Павел: "Великое приобретение - быть благочестивым и довольным".

Врачебная практика показала, что путь к алкоголизму часто лежит через "культурное застолье". Причем, допустим, если у девяти выпивающих есть "тормоза", то у десятого может оказаться предрасположенность к алкоголю. В беду попадают именно те, кто начинал пить "понемногу" и "красиво". Воля этих людей незаметно для них самих уже порабощена алкоголем. Кто-то может возразить: "Для меня спиртное - не проблема!". Но если это действительно так, то человеку должно быть все равно, с чем отмечать праздники - с чаем или с "Кагором". Определить, привязан кто-то к спиртному или нет, просто. Раз у человека возникает бурная реакция по поводу добровольного отказа от спиртных напитков, значит, зависимость у него еще присутствует, если не от вина, то от мнения выпивающих людей. Чтобы это понять, нужно просто быть честным с самим собой. Апостол Павел точно подметил: "все мне позволительно, но ничто не должно обладать мною" (1 Кор. 6). Как видим, "ничто не должно обладать мною". Привычка же - второй характер. Чем чаще человек понемногу выпивает, тем меньше у него желания совсем бросить пить, он становится рабом "зеленого змия". Нельзя забывать: из умеренно пьющего человека даже верующий под давлением экстремальных обстоятельств может незаметно превратиться в пьяницу и алкоголика. Так как он привык снимать напряжение не духовными средствами, а спиртным. (Мне известны подобные случаи). Кстати, врачи-наркологи пришли к печальному выводу: деградация личности, как правило, начинается с нелепой философии "культурного пития". Тем не менее, любители "бахуса" в пример ставят грузин и молдаван, говоря, что они пьют с самого детства ежедневно, но алкоголиками не становятся. На это могу ответить: я лично знаю грузин и молдаван (правда, они проживают в Москве), у которых большие проблемы с алкоголем, а некоторые из южан даже закодированы.

Принцип Божественного Правосудия гласит: в чем застану, в том и сужу. "Многие в пьяном состоянии умирают и от сего света на оный переходят безо всякого чувства, а потому и без покаяния", - пишет святитель Тихон, епископ Воронежский. А без покаяния нет спасения. Причем, погибнуть от спиртного сейчас может и культурно пьющий человек, достаточно выпить всего 100 граммов поддельной водки. К примеру, по данным Мосгорстата пятая часть москвичей, умерших от спиртного, употребляла фальсифицированные алкогольные напитки. Принимать сейчас даже умеренно спиртное - это все равно, что играть в "русскую рулетку". Конечно, милосердие Господа велико, но зачем же искушать Господа? По телевизору недавно показывали одного интеллигентного россиянина, пострадавшего от "паленой" водки, который, очутившись на больничной койке, сокрушался: я же не алкоголик, всего-то сто грамм выпил... Даже в цивилизованной Латвии пару лет назад произошел курьезный случай: "Двух погибших мужчин нашли на кладбище возле недавнего захоронения. Рядом с умершими стояли две рюмочки. Всё говорило о том, что они отравились некачественной водкой. Два мужичка выпили за помин души покойного, но спиртное оказалось ядом - и сами они тут же отдали Богу души" (www.million.lv).

Важно помнить, что совместные трапезы с вином среди прихожан служат примером для подражания молодому поколению, даже если дети за столом пьют только сок. Разве можно будет потом юношу или девушку, у которых сформировался образ того, как надо отмечать праздники, переубедить в том, что веселиться со спиртным - не лучший вариант. А ведь молодежь нужно с детства учить искать радость в трезвом образе жизни. Ибо Священное Писание учит, что пьяницы Царства Божия не наследуют.

Профессор Владимир Юдин написал: "Чтобы помогать другим, надо быть самому здоровым и сильным. Твои же пороки подкашивают твою силу и сокращают время, в течение которого ты мог бы СЛУЖИТЬ БОГУ В СВОЕМ НАРОДЕ. Но мало того, что ты им не служишь. Ты способствуешь разрушению своего народа, подавая ДУРНОЙ ПРИМЕР своим образом жизни членам твоей семьи, родственникам и знакомым. А пример заразителен".

Конечно, не все верующие способны отказаться от умеренного употребления вина. От подобной скрытой зависимости вылечиться нельзя. Но остановиться, с Божией помощью, прекратить выпивать можно. Прекратить - значит не употреблять ничего, содержащего хоть каплю спиртного... Выбор, естественно, остается за каждым из нас. Но протянуть руку помощи своим больным соотечественникам, в первую очередь, должны православные.

Заметили ошибку? Выделите фрагмент и нажмите "Ctrl+Enter".
Подписывайте на телеграмм-канал Русская народная линия
РНЛ работает благодаря вашим пожертвованиям.
Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить

Сообщение для редакции

Фрагмент статьи, содержащий ошибку:

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции»; Комитет «Нация и Свобода»; Международное общественное движение «Арестантское уголовное единство»; Движение «Колумбайн»; Батальон «Азов»; Meta

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html

Иностранные агенты: «Голос Америки»; «Idel.Реалии»; «Кавказ.Реалии»; «Крым.Реалии»; «Телеканал Настоящее Время»; Татаро-башкирская служба Радио Свобода (Azatliq Radiosi); Радио Свободная Европа/Радио Свобода (PCE/PC); «Сибирь.Реалии»; «Фактограф»; «Север.Реалии»; Общество с ограниченной ответственностью «Радио Свободная Европа/Радио Свобода»; Чешское информационное агентство «MEDIUM-ORIENT»; Пономарев Лев Александрович; Савицкая Людмила Алексеевна; Маркелов Сергей Евгеньевич; Камалягин Денис Николаевич; Апахончич Дарья Александровна; Понасенков Евгений Николаевич; Альбац; «Центр по работе с проблемой насилия "Насилию.нет"»; межрегиональная общественная организация реализации социально-просветительских инициатив и образовательных проектов «Открытый Петербург»; Санкт-Петербургский благотворительный фонд «Гуманитарное действие»; Мирон Федоров; (Oxxxymiron); активистка Ирина Сторожева; правозащитник Алена Попова; Социально-ориентированная автономная некоммерческая организация содействия профилактике и охране здоровья граждан «Феникс плюс»; автономная некоммерческая организация социально-правовых услуг «Акцент»; некоммерческая организация «Фонд борьбы с коррупцией»; программно-целевой Благотворительный Фонд «СВЕЧА»; Красноярская региональная общественная организация «Мы против СПИДа»; некоммерческая организация «Фонд защиты прав граждан»; интернет-издание «Медуза»; «Аналитический центр Юрия Левады» (Левада-центр); ООО «Альтаир 2021»; ООО «Вега 2021»; ООО «Главный редактор 2021»; ООО «Ромашки монолит»; M.News World — общественно-политическое медиа;Bellingcat — авторы многих расследований на основе открытых данных, в том числе про участие России в войне на Украине; МЕМО — юридическое лицо главреда издания «Кавказский узел», которое пишет в том числе о Чечне; Артемий Троицкий; Артур Смолянинов; Сергей Кирсанов; Анатолий Фурсов; Сергей Ухов; Александр Шелест; ООО "ТЕНЕС"; Гырдымова Елизавета (певица Монеточка); Осечкин Владимир Валерьевич (Гулагу.нет); Устимов Антон Михайлович; Яганов Ибрагим Хасанбиевич; Харченко Вадим Михайлович; Беседина Дарья Станиславовна; Проект «T9 NSK»; Илья Прусикин (Little Big); Дарья Серенко (фемактивистка); Фидель Агумава; Эрдни Омбадыков (официальный представитель Далай-ламы XIV в России); Рафис Кашапов; ООО "Философия ненасилия"; Фонд развития цифровых прав; Блогер Николай Соболев; Ведущий Александр Макашенц; Писатель Елена Прокашева; Екатерина Дудко; Политолог Павел Мезерин; Рамазанова Земфира Талгатовна (певица Земфира); Гудков Дмитрий Геннадьевич; Галлямов Аббас Радикович; Намазбаева Татьяна Валерьевна; Асланян Сергей Степанович; Шпилькин Сергей Александрович; Казанцева Александра Николаевна; Ривина Анна Валерьевна

Списки организаций и лиц, признанных в России иностранными агентами, см. по ссылкам:
https://minjust.gov.ru/uploaded/files/reestr-inostrannyih-agentov-10022023.pdf

Андрей Сигутин
Героям Первой мировой от благодарной России
Об установке памятных знаков - Георгиевских крестов - в Обнинске, на Дону и на острове Лемнос
16.10.2016
Благодать - Божественное действие
Беседа с Президентом Фонда содействия сохранению и развитию русской и восточно-христианской культуры во имя князя Владимира Храброго
14.02.2013
О мужественности
Беседа с педагогом и психологом
29.01.2013
Все статьи Андрей Сигутин
Новости Москвы
Ликвидация пятой колонны будет проходить в ходе Большой войны?
О теракте в Красногорске и положении в стране
28.03.2024
Хатынь двадцать первого века
России нужен уголовный кодекс военного времени
28.03.2024
«Уйти от этих вопросов не получится»
Об ошибках в миграционной политике
28.03.2024
«Мы должны осознать важность каждого человека, который призван Богом к жизни»
В Москве прошла IV научно-практическая конференция «Ценность каждого»
27.03.2024
Все статьи темы
Наркомания, алкоголизм и табакокурение
Все статьи темы
Последние комментарии
«Не плачь, палач», или Ритуальный сатанизм
Новый комментарий от Русский Сталинист
28.03.2024 14:21
«Такого маршала я не знаю!»
Новый комментарий от учитель
28.03.2024 14:19
К 25-летию смерти Ф. Чуева
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:43
Хатынь двадцать первого века
Новый комментарий от Владимир Николаев
28.03.2024 13:17
Пора покинуть планету розовых пони
Новый комментарий от протодиакон Владимир
28.03.2024 13:06