Святость - идеология Руси

Беседа Высокопреосвященнейшего ВЕНИАМИНА, Архиепископа Владивостокского и Приморского, с писателем Андреем Хвалиным



Андрей Хвалин: - Ваше Высокопреосвященство, более десяти лет Вы находитесь на Владивостокско-Приморской кафедре. Если сравнивать то, что было до Вашего назначения сюда с тем, что есть сейчас, то даже невооруженным глазом видно, как разрослась и расцвела епархия, как она благоустраивается. Мне бы хотелось, чтобы Вы охарактеризовали основные направления епархиальной жизни в настоящее время, что достигнуто и каковы перспективы развития Православия на земле Приморской?

Владыка Вениамин: - В октябре исполнилось четырнадцать лет, как прибыл во Владивосток. И с Божией помощью по благословению Святейшего Патриарха приступил к трудам архиерейским. В то время общий ход российской жизни повернулся на 180 градусов, и настали благоприятные условия для возрождения православной веры. На момент моего приезда в епархии насчитывалось всего около семи храмов и церковных общин. Постепенно началось их умножение на богоспасаемой земле Приморской. Когда хозяин дома, даже если он и не очень хозяйственный, то дом стоит, стекла в нем не бьют и все нормально. А как он уезжает из дома даже на неделю, и в доме никого нет, то все перебьют и переломают. Всегда помнил эту народную мудрость и старался не очень разъезжаться из епархиального "дома", а старался как можно больше сделать. Конечно, что мы есть, если не Господь? Так я считаю и не вижу за собой больших заслуг. Другой архиерей, может, сделал и больше за это время, нежели я и мои помощники. Но Господь судил мне занимать ныне эту кафедру и благословил, чтобы на приморской земле начали умножаться храмы, общинки. Хотя не все они сейчас мощные и полнокровные, но, тем не менее, их цифра перевалила уже за сто по краю.

Сейчас, слава Богу, строится большой храм Казанской иконы Божией Матери на самом краю нашего Отечества в городе Находке, возводится Никольский храм в Уссурийске, в Лесозаводске установили новую церковь на высоте прямо над рекой Уссури. Заложен фундамент нового храма в Спасске. В Покровском парке Владивостока восстанавливается с нуля храм, напоминающий мне своим голубыми куполами Свято-Троицкую Лавру. В краевом центре возведены красавицы-часовни с престолами: в Военно-морском госпитале в честь св. воина адмирала Феодора Ушакова; на Набережной, где проходят военные торжества, в честь святого апостола Андрея Первозванного. Спаси Господи командующего Тихоокеанским флотом Виктора Дмитриевича Федорова, который дал толчок этому благому делу; возле милиции у стадиона "Динамо" выстроена часовня, в память павшим защитникам правопорядка.

Строительство кафедрального собора, как кажется, сдвинулось с мертвой точки, благодаря нынешним краевым властям, которые повернулись к Церкви лицом. Мы молимся, чтобы Господь дал нам возможность на Набережной, в сердце Владивостока, возвести этот храм. Приедут иностранцы, посмотрят: да, это Россия, православная страна. Дай Бог!

Радуемся мы, что в епархии открыты пять монастырей - три женских и два мужских. Молимся Богу, чтобы они укреплялись и развивались.

Однако, думаю, не только в количестве новых храмов и общин наши успехи. Прежде всего, возрождается христианский народ, крепкий духом и верой. Со своей стороны, стремимся, чтобы новообращенные твердо усвоили основы православной веры и могли дать ответ в своем уповании на Господа нашего Иисуса Христа. Стараемся по мере сил просвещать народ, чтобы он не только обрядовую сторону видел в христианской жизни.

Вместе с новыми приходами открыли мы и православную гимназию при храме святых равноапостольных Кирилла и Мефодия во Владивостоке, где занимаются 150-160 детей. На ее работу уже поступают хорошие отзывы. Думаем, если будет такая возможность, на базе православной гимназии создать и военно-морской Кадетский корпус, придав ему государственно-епархиальный статус. До 4-го класса дети учатся вместе, а потом обучение станет раздельным: девочки - гимназистки, а мальчики - кадеты. Будет очень здорово. Настоятель храма и духовник гимназии о. Игорь Талько деятельно претворяет в жизнь это благое начинание.

Есть у нас и епархиальное Духовное училище. Его открыл еще мой предшественник Владыка Николай. В адресе училища он указал свою квартиру. Тогда ведь у нас ничего не было - ни епархиального здания, ни материальной базы, ничего. Он много сделал, чтобы создать училище. Теперь у нас появилось и здание, и кадры, и четырнадцатилетний опыт работы. Сейчас хотим перевести училище на более высокий уровень - в Духовную семинарию. Не просто обозначить, что теперь училище стало семинарией, но готовим для этого все необходимое.

Тем более, что у нас нет искусственности, постепенно создана крепкая преподавательская база - седьмой год в Дальневосточном государственном университете действует кафедра теологии и религиоведения. Вскоре состоится второй выпуск. Также прошел у нас и второй выпуск спецкурса по теологии для людей, имеющих уже первое высшее образование. Так что есть из кого выбрать преподавателей для семинарии. Конечно, желательно, чтобы в семинарии преподаватели были в сане и с семинарским образованием, чтобы дух передавать. В университете же это не обязательно. Сегодня в епархии есть такие священники с семинарским и даже академическим образованием. Таким образом, созданы все предпосылки, чтобы епархиальное Духовное училище стало семинарией.

О преобразовании мы просили Св. Синод и Святейшего Патриарха, но нам затормозили это деяние, потому что в Хабаровске внезапно открыли Духовную семинарию, благодаря усилиям губернатора В. Ишаева, который построил для нее целый комплекс. В Хабаровск забросили "десант" из преподавателей Московской Духовной семинарии и академии. Бог в помощь, мы радуемся за соседей, ведь на Дальнем Востоке не так просто устроить Духовную семинарию. Но я думаю, что со временем все встанет на свои места. Бог даст, и в нашей епархии тоже откроется семинария.

Сегодня в епархии создано более 15 отделов. На фоне остальных выделяется отдел по образованию, который возглавляет о. Ростислав Мороз. Стремимся ввести в школах г. Владивостока и других городах и селениях курс "Основы православной культуры". Есть препятствия, конечно, со стороны директоров, но теперь обстановка смягчилась. Преподаем "Основы" и на курсах повышения квалификации учителей, уже до 200 человек со всего края получили документы, что прослушали данный курс.

Ежегодно последние пять лет устраиваем Кирилло-Мефодиевские чтения в мае месяце. Теперь готовим эти чтения на 2007 год. В промежутке между маем и маем ездим по районам и собираем преподавательские конференции. Во многих местах, особенно в Лесозаводске, они проходят замечательно. В конце концов, на эти конференции ездит о. Ростислав, и преподаватели на месте проходят курс катехизации.

В деле христианизации, катехизации народа особенно велика роль прессы. Если бы она стояла за нас! Пока же краевые СМИ пассивны, особо епархии не помогают. Зато негативные стороны раздуваются в прессе, что отталкивает людей от веры.

Говоря в целом о работе епархиальных отделов, отмечу нехватку кадров. Возьмешь с дальнего прихода хорошего священника в епархию, а там образуется "прореха". Нет у меня "в кармане" достаточного количества батюшек, чтобы в любой момент и на всякий случай жизни их оттуда вытаскивать. Думаю, что проблема священников, "добрых пастырей" существует во всех епархиях, да и в светской жизни, полагаю, кадровый вопрос стоит не менее остро. Но меня всегда сопровождает такое чувство: не останавливайся на достигнутом, стремись вперед. Поэтому всегда говорю: мало, мало, надо делать больше.

А.Х.: - Владыко, Россия пришла на Дальний Восток с Крестом и Евангелием, как говорил священномученик о. Иоанн Восторгов. Хотелось бы, чтобы Вы подробнее остановились на связях с соседями. Я даже по телевизору видел, как у Вас проходили церковную практику два дьякона из Кореи. Знаю, что в Пхеньяне разрешили построить православный храм. Вы сами неоднократно выезжали за рубеж. Каковы взаимоотношения епархии с сопредельными странами? Какова эта сторона миссионерской деятельности?

- Конечно, мы помним и о. Иоанна Восторгова, и его прекрасные слова о том, что не с оружием в руках надо идти в этот восточный регион, а с Крестом, и налаживать добрососедские отношения. И тогда они тоже не возьмут в руки оружие. А на оружие соседи ответят оружием, и это будет бессмысленная, убийственная война. Поэтому внешняя миссия Русской Православной Церкви заключается также и в том, чтобы укреплялся мир между народами.

В прошлом веке Россия пережила длительный период безбожия. В 1917 году страна впала в беснование смуты: все, что наши предки строили со слезами радости, топталось ногами, разрушались храмы. И это еще полбеды, что разбросали, развалили кирпичи. Но вот то, что храмы сердец наших были попраны, - это беда. И вышли мы из этой атеистической атмосферы больными, духовными калеками. Поэтому, прежде всего, нужно заниматься ремонтом своего корабля - Российской Церкви и миссионерство направлять внутрь страны, на свой народ. Если все силы бросим, допустим, на Китай или Корею, а в училищах будем учить только восточным языкам и посылать туда миссионеров, собственный народ останется без должного окормления. Первая задача - своих атеистов призвать ко Христу. Но в то же время это не значит, что мы должны отвернуться от наших соседей, ни в коем случае. Мы живем рядом, должны с ними общаться.

Наше желание состоит в том, чтобы хотя бы познакомить их с нашей религией. Поэтому епархиальные интересы есть и в Японии, и в Корее, и в Китае. Мы при возможности, если найдутся такие талантливые люди, пойдем в Университет, на факультет, где изучают восточные языки, и там будем искать достойных молодых людей. Может, кто-нибудь из них станет священником, а если нет, то просто добрым христианином, чтобы, находясь в Китае, Японии, Корее, он помогал нашей епархии и таким образом, Русской Церкви.

Но и сейчас у нас есть рабочие контакты, например, с Японией. В 90 километрах от Токио создали небольшой монастырёчек. В нем две сестры из нашего Рождество-Богородичного монастыря четвертый год несут послушание - опекают Владыку Николая Японского, проживающего там на покое. Сестры периодически меняются, и матушка Варвара, настоятельница Рождество-Богородичного монастыря, ездит к ним, чтобы, так сказать, поддержать их. У нас мало сил, поэтому послали в Японию только двух сестер, а так бы можно и больше... Возможно, землю, на которой находится монастырь, передадут нашей Московской Патриархии. Владыка Николай там все приготовил. Также ездили со Святейшим Патриархом туда возводить митрополита Даниила на митрополичий престол. Таковы наши взаимоотношения с Японией.

Что касается Южной Кореи, то ее мы посещали в 100-летнюю годовщину гибели "Варяга", и там установили памятник нашим погибшим морякам. Говоря в целом о ситуации в этой стране, надо отметить, что из-за проводимой Советским Союзом политики мы утеряли русскую миссию в Сеуле. Южная Корея сейчас находится под покровительством американцев, которые и отдали все в руки Константинопольского Патриархата, и таким образом на эту территорию, где имеется совсем немного православных храмов, распространяется его юрисдикция. Я знаком с епископом Сатириусом, которого ныне сделали митрополитом всея Кореи.

По желанию руководства Северной Кореи при российском посольстве в Пхеньяне выстроен православный храм с участием Русской Православной Церкви. Для отправления там службы в Московской духовной семинарии обучалось несколько корейцев, но только двоих из них рукоположили в дьяконы. Затем они у нас во Владивостоке прошли практику и вернулись на родину. При освящении храма совместно с Владыкой Кириллом, митрополитом Смоленским и Калининградским, мы этих дьяконов рукоположили во священников. Теперь ждем их опять с визитом, чтобы они у нас в епархии прошли священническую практику.

Понимая, как непросто в существующих условиях православным северокорейцам, по мере сил опекаем их, помогаем храму. В последний раз купили машину, передали другое имущество. Стремимся, по возможности, чаще проведывать их, ободрять. В очередной раз поедем в Пхеньян перед Рождеством. Думаю, что каждое большое дело так всегда начиналось - с малого.

Что касается Китая, то в Харбине сохранились православные храмы, но там нет ни одного священника. Последний китаец-священник умер. Поскольку епископа в Харбине не было, священники из местных не рукополагались, и таким образом сегодня там некому служить. И политика руководства Китая заключается в том, чтобы ситуацию "заморозить". Хотя власти приграничных китайских территорий зачастую к нам благожелательно настроены. Так, предприниматель Геннадий Иванович Лысак, наш известный церковный ктитор, купил землю в Суйфунхэ и построил храм на границе с Китаем. Однако дальнейшее развитие связей зависит от "благословения" Пекина, изменения политики центрального руководства, а это вопрос непростой. Даже при российском посольстве в Пекине не разрешают построить храм.

Дозволительны только частные поездки, которыми мы пользуемся по необходимости. Так, в Харбине умирала одна старая эмигрантка и попросила священника из России. По туристической визе отправили туда о. Александра, который и отслужил литургию в маленькой комнатке. Это вроде дозволяется. А так, конечно... Даже если храм выстроить, то он будет как музей, священника не пустят. В Харбине есть большая синагога, большая мечеть (в городе проживает до 10 тысяч мусульман), а русских нет, к тому же, как я говорил, последний православный священник-китаец умер, и больше присылать не разрешают. Но, тем не менее, мы граничим с ними, отношения надо каким-то образом поддерживать, и даст Бог, "замороженная" атмосфера со временем смягчится.

В целом, думаю, с благословения Святейшего Патриарха и совместно с Отделом внешних церковных связей епархии нужно повернуться лицом и к Корее, и к Китаю, и к Японии.

А.Х.: - Многие политологи и геополитики, как отечественные, так и зарубежные, в их числе особым кликушеством отличается американец З. Бжезинский, сейчас пророчат, что Сибирь и Дальний Восток захватят китайцы. Ваше Высокопреосвященство, Вы ощущаете такую опасность?

- Нет, я этого не ощущаю. На все воля Божия. Думаю, такие прогнозы делаются, чтобы волновать народы, чтобы они были неспокойные, и в этом состоянии проводить свою политику. Что касается народов и жизни их между собой, то положение ныне стабильно, хотя все до поры, до времени. Если мы не покаемся и не будем лучше, то могут сдвинуться все законы, и народы пойдут на народы, и тогда не поймешь, что будет. Локальные конфликты могут перерасти в глобальное столкновение, и завяжется целая мировая война, как это было во время Второй мировой. Тогда и Бжезинскому достанется, и всем достанется.

А.Х.: - Ваше Высокопреосвященство, в связи с существующими военно-террористическими угрозами для жизни государств и народов, в том числе и для нашей страны, позвольте задать Вам следующий вопрос. Сейчас много говорят о введении в Российской Армии военного духовенства. Как родилась эта идея и что надо сделать, чтобы наша Армия, переживающая непростой этап реформ, унаследовала победные традиции Русской Императорской Армии и превратилась в христолюбивое воинство?

- Думаю, что инициатива введения военного духовенства в Армии возникла и снизу, и сверху. Есть желание нашей церковной администрации и церковного народа - зажить так, как жила наша доблестная, христолюбивая Армия всегда и во все века. По моему мнению, движение все-таки больше снизу идет. И батюшки на местах, на приходах проявляют инициативу по развитию отношений с армейскими структурами, и в епархиях мы образовываем такие отделы по связям с нашими российскими воинами и т.д. и т.д. Конечно, Патриарх небезразличен к этому. Иногда он даже "подогревает" владык. Есть желание и у светской власти. А иначе, что будет с Армией?

Сегодня мы видим дедовщину, идеологическую пустоту как следствие недавних времен, когда отпустили все тормоза и на смену былой строгости пришла распущенность. Поэтому необходимо вдохнуть евангельское, православное учение в наших воинов. Конечно, когда молодые люди приходят в Армию и не слышали до 18 лет о христианстве, то здесь трудно что-либо сделать. Надо начинать с семей, с детских садов, надо начинать со школы. Поэтому введение курса "Основ православной культуры" в школе, безусловно, необходимо. Будущим воинам надо знать свою историю, знать, что Александр Суворов, по мнению многих, был просто святым человеком, и как он с Богом побеждал.

А возьмите непобедимого адмирала Феодора Ушакова и других христолюбивых военноначальников. По имеющимся свидетельствам даже в советское время летчики, а они были в большинстве коммунистами, в пылающем самолете падали и, не успев выключить радиосвязь, молили: "Господи, прими душу мою".

Думаю, христианское учение, христианская религия укрепила бы Армию. Дело в том, что без учения Христова, без вечности, без Воскресения ты идешь на смерть во имя чего? За этих, за тех, как животное, защищающее своих детенышей. А здесь идеология другая: если ты - верный христианин, а не просто обрядовер, то ты знаешь, что с этой жизнью она не кончается, ты переходишь в другую жизнь. Если этой идеологией будут руководствоваться наши воины, наши офицеры, то какова будет наша Армия!

А.Х.: - Церковь Христова существует при любых земных властях, и врата адовы не одолеют ее до скончания века. Краеугольный камень в основу ее существования заложен Господом, правила жизни определены апостолами и Церковными Соборами. Действуя в мире сем, Церковь в своем историческом бытовании неизбежно сталкивается с различными формами государственности и общества. Ныне Русская Православная Церковь живет со Святейшим Патриархом, но без Помазанника Божьего - Царя Самодержавного. Последний на сегодняшний день Император Всероссийский Николай Второй прославлен всей Полнотой нашей Церкви, почитаем и любим русским народом, которому хорошо известно, что весомый вклад в богоугодное дело канонизации Святого Царя-Мученика внесла и Владивостокско-Приморская епархия. В связи с этим, Ваше Высокопреосвященство, у меня несколько вопросов, объединенных единой темой - Церковь и Царство: принесла ли духовные плоды канонизация Царской Семьи и получило ли развитие их почитание в епархии? Какое место занимает монархия среди форм государственности по предпочтительности для Православной Церкви? Возможна ли у нас конституционная монархия и нужна ли она нам?

- Святая Царская Семья во главе с Государем почитаема в нашей епархии. В центре Владивостока восстановлена памятная Арка в честь посещения города в 1891 году тогда еще Наследником Цесаревичем Николаем Александровичем. В честь Святых Царственных Мучеников у нас освящены храмы, например, в п. Кавалерово действует уже несколько лет. Благочинный о. Александр очень почитает Царственных Страстотерпцев.

Положил на сердце мне Господь в лесочке возле Рождество-Богородицкого женского монастыря, что под Уссурийском, построить часовенку в честь святых Царственных Мучеников. Думаю, когда она будет готова, там мы станем отмечать, как и во всех храмах епархии, день рождения Царя Николая и день кончины Царской Семьи. В самой часовенке можно совершать литургию в дни памяти Царственных Мучеников, а молящиеся в основном сосредоточатся в лесу. Получится, как на Красной площади: Храм Василия Блаженного Покрова Божией Матери на Рву - это своеобразная алтарная часть, а продолжение храма - вся площадь, так и у нас лесочек - продолжение часовни.

Если говорить о монархии в целом и определять ее место среди форм государственного устройства, то в первую очередь надо отметить, что наилучшей, самой идеальной для людей формой правления является теократия (т.е. Боговластие - прим. А.Х.). Мы так и молимся в молитве "Отче наш": Отче наш, да будет воля Твоя, как на небе, так и на земле. Бог и на небе Царь, и на земле Царь. Так и было у древних евреев от Синая и Моисея до эпохи Судей. Прошло время, Самуил - последний судия, выдающийся, духовный, состарился (1 Цар. 8, 1-22). И собрался еврейский народ и говорит: мы тебя уважаем, но ты стар, и управлять нами уже не можешь, а сыновья твои не идут по путям твоим, поэтому избери нам царя, как у других народов. И опечалился Самуил и помолился Богу. Господь и говорит: да что ты печалишься - ни тебя они отвергли, а Меня. Выбери им царя, Я пошлю тебе юношу, и ты помажешь его на царство, и пусть слушают его, как Меня. То есть Бог делегирует монарху Свою власть, и он - помазанник. Не так, как у язычников, а по воле Божией. Монархия - это уже вторая ступень, она дана нам по снисхождению Божиему. Так было у древних евреев, так было и в России. А потом мы подняли руку на монарха и попустили цареубийство, и вот теперь страдаем. Хотели ограничить нашего монарха перед тем убийством, сделать конституционную монархию, но это была бы фикция. И сегодня нам не нужна конституционная монархия. Зачем играть, лучше сразу - самодержавие.

Что касается демократии... Думаю, и у Платона не получилось идеальной демократии. Да она и не может быть. Когда Бог будет всяческая во всех, тогда будет теократия. Но теократию мы не сможем удержать, поскольку надо всецело положиться на волю Божию - и будет воля Твоя, как небе, так и на земле. Да, Господи, делай со мной, что хочешь, и я буду Твою волю исполнять. Но где теперь в людях такая вера? Все хотят творить свою волю. Поэтому никогда теократия, при наших грехах, не устоит. А вот монархия - да, поскольку естественна. Представьте себе - семья, десять детей. Мама, папа, дети сели, беседуют на семейном совете. Дети говорят: папа иди за хлебом, мама - туалет чистить, а мы демократией будем заниматься. Да когда такое было в истории человечества?! Было и есть так: отец - глава, мать - помощница, дети - на послушаниях. Вот это - монархия. Она есть в самой обыденной жизни, она естественна. Отсюда, из семьи, произошли и племя, и княжество и т.д. и т.д. Естественно!

Правда, были и среди царей, и императоров узурпаторы и тираны, если они не руководствовались "конституцией неба". Любые цари, и наши российские тоже, придерживались небесной конституции. Царь воспитывался и приуготовлялся к правлению, он мученик уже по рождению, он берет крест страшный - волю Божию нести среди народа. Вот кто такой монарх по-настоящему. А демократия с ее банкирами, думцами - это все муть на воде. Она существует до определенных кризисов. Как только война или большая беда, так сразу берут рычаги управления в одни руки. Поэтому монархия - лучшая форма среди всех других ныне претворяемых на земле. Лучшая.

А.Х.: - Какие Вы, Ваше Высокопреосвященство, видите пути для возрождения русского народа?

- Если Русь не станет православной, не обратится к Богу, то все вкривь и вкось пойдет. А если мы будем жить с Богом, то тогда все встанет на свои места. Сегодня многие ищут национальную идею в бездуховном мире: примеряют на Россию или американскую, или французскую, или немецкую... Но зачем это нам, когда у нас давно есть своя идея, идеология, которой живет Русь вот уже тысячу лет. С того времени, как Великий Князь Владимир Красное Солнышко крестил Русь в великой купели Днепра и сказал: "Вот тебе, Русь, стратегическая дорога. Храни веру православную, в ней же тебе спасение, и утверждение, и величие".

Идея русского человека, православного христианина - святость. И жила Русь по этой идее, поэтому и называли ее Святой Русью, а народ наш - народом христоносцем и богоносцем. Не потому, что у него не было грехов и не было грязи, много всего налипло, и на солнце есть пятна. Но потому, что Русь полюбила Христа, Божию Матерь, святых и пожелала в своей жизни осуществить христианские идеалы. И получалось у нее: земля наша родила небу столько святых, сколько не родило никакое другое государство. Это не гордость, не национализм, а констатация фактов истории.
октябрь 2006 - февраль 2007 гг.
Владивосток-Москва


Загрузка...

Организации, запрещенные на территории РФ: «Исламское государство» («ИГИЛ»); Джебхат ан-Нусра (Фронт победы); «Аль-Каида» («База»); «Братья-мусульмане» («Аль-Ихван аль-Муслимун»); «Движение Талибан»; «Священная война» («Аль-Джихад» или «Египетский исламский джихад»); «Исламская группа» («Аль-Гамаа аль-Исламия»); «Асбат аль-Ансар»; «Партия исламского освобождения» («Хизбут-Тахрир аль-Ислами»); «Имарат Кавказ» («Кавказский Эмират»); «Конгресс народов Ичкерии и Дагестана»; «Исламская партия Туркестана» (бывшее «Исламское движение Узбекистана»); «Меджлис крымско-татарского народа»; Международное религиозное объединение «ТаблигиДжамаат»; «Украинская повстанческая армия» (УПА); «Украинская национальная ассамблея – Украинская народная самооборона» (УНА - УНСО); «Тризуб им. Степана Бандеры»; Украинская организация «Братство»; Украинская организация «Правый сектор»; Международное религиозное объединение «АУМ Синрике»; Свидетели Иеговы; «АУМСинрике» (AumShinrikyo, AUM, Aleph); «Национал-большевистская партия»; Движение «Славянский союз»; Движения «Русское национальное единство»; «Движение против нелегальной иммиграции».

Полный список организаций, запрещенных на территории РФ, см. по ссылкам:
https://minjust.ru/ru/nko/perechen_zapret
http://nac.gov.ru/terroristicheskie-i-ekstremistskie-organizacii-i-materialy.html
https://rg.ru/2019/02/15/spisokterror-dok.html

Комментарии
Оставлять комментарии незарегистрированным пользователям запрещено,
или зарегистрируйтесь, чтобы продолжить
Введите комментарий
Вениамин (Пушкарь):
«Настоящему моряку, истинному адмиралу русского флота!»
Митрополит Вениамин (Пушкарь) поздравляет с Днем рождения и с Днем Ангела бывшего командующего Тихоокеанским флотом адмирала В.Д. Федорова
23.11.2019
«Матерь Божия любит нас как своих духовных детей»
Слово митрополита Вениамина (Пушкаря) с океанских берегов
23.09.2019
Все статьи автора
Последние комментарии
Запрет на ценностное мышление
Новый комментарий от Александр Волков
21.10.2019
Модернистские потуги или обыкновенное невежество?
Новый комментарий от monarhist
05.12.2019
Либерализм как греховная идея
Новый комментарий от Александр Волков
15.11.2019
Александр Щипков: О задачах русского реалистического театра
Новый комментарий от Александр Волков
05.12.2019
Заработала авторизация и форум
Новый комментарий от Разработчик РНЛ
04.12.2019
Кто укажет Родниной её место?
Новый комментарий от Ортодоксос
05.12.2019